КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР ПО ПРОГРАММЕ «Гармония»
ВО 2 «А» КЛАССЕ МОАУ «СОШ №10» Дата проведения: февраль 2012 г.
Учитель: Кузнецова Татьяна Юрьевна
Тема урока: Царица- водица
Тип урока: Урок- исследование.
Цели урока: создать условия для осознания учениками: много ли на Земле питьевой воды и как можно сохранить чистоту питьевой воды.
Задачи: активизировать знания и наблюдения детей о питьевой воде;
показать значение воды для растений, животных, человека;
обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;
работать над созданием плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты;
систематизировать и обобщить изученное на уроке;
учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею; формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке, формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод, прием «корзина идей»,прием ЗХУ, кластер. Оборудование:
- учебник, Поглазова О.Т . «Окружающий мир», 2 класс , Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008г.
- рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир», 2 класс, Смоленск: Ассоциация XXI век, 2008г.
- глобус, демонстрационный стол;
- посуда для опытов;
- проектор, интерактивная доска, презентация.
Этапы урока
| Цель этапа
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| I.
Организационный момент
( 1 мин)
| Настроить на работу, мотивация на познавательный процесс.
| Прием «Ассоциация»
- УРОК. Всего 4 буквы…, с чем у вас ассоциируется данные буквы. Каким вы хотите видеть урок?
(У- умным, Р- развивающим, О- отличным, К- креативным)
- Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!
|
Дети подбирают прилагательные.
| II.
Целепологание.
Актуали-зация знаний и постанов
ка проблемы
( 4 мин)
III.
Первич-
ное восприятие и усвоение нового теоретического материала
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач
( 18 мин)
IV.
Динамическая пауза
(3 мин)
V.
Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков
(4 мин)
VI.
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД
(3 мин)
|
Учить самостоятельно определять тему и цель урока. Вызвать интерес к учебному материалу
Активизировать знания и наблюдения детей о питьевой воде; показать значение воды для растений, животных, человека; обсудить мировую проблему нехватки питьевой воды, меры экономного расходования;
работать над созданием плаката- памятки о бережном расходовании воды и сохранении ее чистоты.
Психическая и физическая разрядка. Эмоциональное восприятие. Решение практических задач
| Чтение стихотворения
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- А чему вы удивляетесь в окружающем нас мире? (Деревьям, погоде, природе…)
- Сегодня нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.
2. Загадка:
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Укачаю в океанах
Великаны корабли. (Вода)
- О чём мы будем говорить на уроке?
3. Чтение пословицы. Объяснение её смысла (слайд)
Капля воды дороже золота
- Почему так говорят? (Человек может прожить без золота, но не может прожить без воды)
- Что вы знаете о воде. И что хотели бы узнать.
- Итак, в конце урока нам предстоит ответить на вопрос «Почему нужно беречь и охранять воду? Почему тему урока автору назвали «Царица- водица»?» Помогут нам в этом ваше внимание, смекалка, ваши знания и умения.
- Первое из природных богатств, с которым встречается человек – это вода. Она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь, с момента его появления на свет до последнего дня. Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, но без воды он не сможет жить. Слайд
- Зачем же вода так нужна человеку? (Пить, умываться, купаться, готовить еду).
- Сколько времени человек может жить без воды? (Месяц, неделю, несколько дней).
- Без пищи человек может прожить 2 месяца, а вот без воды – не более 4 – 5 дней. А знаете почему?
Прием «Корзина идей»
Слайд
- Оказывается, организм человека, в том числе кровь, мозг, больше чем наполовину состоит из воды. При недостатке воды, происходит обезвоживание и человек погибает через несколько дней. За сутки человек употребляет от 3 до 6 литров воды.
Слайд. Демонстрация картинок: цветок, который вянет под лучами солнца и цветок, который расцветает после полива .
- Сравните два рисунка. Что заметили? (Один цветок завял, другой расцвёл).
- Почему растение завяло? (Его не поливали).
- Сделайте вывод. (Для жизни растений тоже нужна вода).
Слайд. Демонстрация картинок, где животные пьют, умываются, купаются.
- Кто ещё не может жить без воды? Для чего вода животным? (Пить, купаться).
Слайд - Животные, если их лишить воды, быстро погибнут.
Слайд - Например, собака может прожить без пищи 100 дней, а без воды только 10. А слону нужно в сутки 90 литров воды (это почти две бочки). Слайд
Не умыться, не напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут
Птица, зверь и человек,
- Хотите узнать, откуда пришла вода?
Чтение стихотворения
Слайд. Много столетий назад человек выбирал себе место под строительство дома возле воды. Люди запоминают из детства самые радостные впечатления: рыбалку, катание в лодке, коньки зимой и купание летом, наблюдение за таинственной жизнью подводных обитателей.
- Откуда же пришла вода? Почему в стихотворении говорится «океанская вода»?
- Оказывается, речь идёт о мировом океане. В его состав входит вся вода планеты. Слайд
- А что представляет из себя эта вода? Или что входит в мировой океан? (Ответ: озера, реки, море, океан и т. д.)
Слайд. Вот он мировой океан
Работа с глобусом
- Рассмотрите глобус нашей планеты. Какого цвета вода на глобусе? (Голубого цвета).
- Действительно, воды на планете очень много. Гораздо больше, чем суши.
Постарайтесь разделить глобус на части. Как вы думаете, какую часть занимает вода на земле? Опыт с водой: Учитель предлагает попробовать воду из двух стаканов. В одном – пресная вода, в другом – солёная.
- К сожалению, пресной воды на Земле очень мало по сравнению с солёной. А чистой пресной воды остаётся всё меньше и меньше.
Слайд. Из космоса наша планета выглядит водяным шаром. Но 97% всех земных вод соленые, а только 3% пресной воды причем 2% из них заморожены в Арктике и Антарктике.
Слайд. Демонстрация картинок растений и животных, жизнь которых связана с водой: камыш, сом, трясогузка белая.
- Как жизнь этих растений и животных связана с водой? (Живут в воде или рядом с водой).
Дополнительные сведения ( сообщения детей)
Камыш. Камыш образует очень густые заросли. Долгое время камыш считался никчемным и даже вредным растением, засоряющим водоёмы. И лишь недавно камышу нашли хорошее применение. Оказалось, из него можно изготавливать бумагу и картон.
Сом. По сравнению с другими нашими рыбами, сом – великан. Он нескладный, неповоротливый и ленивый. Гоняться за добычей сом не любит и поэтому предпочитает «хитрить»: то усами приманит рыбёшку, то незаметно подкрадётся к лягушке, то подкараулит утёнка или гусёнка и утащит его за лапу под воду.
Трясогузка белая. Птичка эта живёт чаще всего по берегам наших рек, озёр и прудов. Её легко узнать по окраске. Длинный тёмный хвост птички всё время покачивается. Кажется, что трясогузка испугалась чего-то и никак не может успокоиться. Но вообще трясогузка даже храбрая. Нередко, трясогузки, защищая свои гнёзда, бесстрашно бросаются на коршунов и ястребов и прогоняют их. Вывод: Вода – дом для многих растений и животных.
Классификация картинок: самолёт, корабль, подводная лодка, автомобиль, теплоход.
- Назовите, одним словом. (Транспорт)
- Распределите на группы. Какой бывает транспорт? (Воздушный, наземный, водный).
- Остановимся на водном транспорте. Если он есть, значит, вода – это удобная … дорога. Почему так говорят? (Перевозят грузы, людей).
- По рекам и океанам ходят лодки и корабли, перевозят пассажиров, грузы. Ловят рыбу. Охраняют водные границы нашего государства. Слайд
- А как ещё в быту человек использует воду. (Вода в батареях, в кране, гидростанция).
- Без воды не обходится современное производство космических ракет. Зимой мы обогреваемся батареями водяного отопления. Водопровод в каждом доме. Вода - древнейший источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях. Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами.
- Итак, если вода оказывает такую большую помощь человеку, то вода – это… Помощник.
Вывод: Вода – помощник человека. Слайд
- Рассмотрите рисунок. Какая опасность нависла над водой? (Её загрязняют)
- Что может случиться? (Не останется пресной чистой воды).
- Как можно помочь сберечь чистую воду? (Строить очистные сооружения, не мусорить).
- Какую помощь можем оказать мы? (Не лить воду зря, не мусорить в воде и на берегу рек).
- С каким призывом мы можем обратиться к людям, чтобы сохранить воду «чистой» Слайд. Берегите воду!
Практическая работа на интерактивной доске
- Давайте очистим океан от мусора
Слайд. 10 миллионов людей мира на Земле ежегодно умирают от загрязненной воды.
По прогнозам ученых к 2050 году (через 40 лет) треть человечества будут испытывать жажду еще более нестерпимую, чем голод. Отсрочить кризис может только бережное, экономное отношение к воде.
Если водопроводный кран плохо закрыт и из него по капельке капает вода, то за 1 минуту из него вытекает 110 капель, за сутки – уже 15 литров.
- Царица Чистая Водица, после предоставления информации о её расходе в бытовых целях, предлагает учащимся нарисовать плакат в её защиту (Слушание музыки – шум воды, прибоя.)
Тренинг «Чаша добра»
Слайд. Проведём эксперимент (практика)
- Какими же свойствами обладает вода? Чтобы ответить на данный вопрос проведите исследования-эксперименты.
- Работаем в группах, объединитесь.
1. Что произойдёт с водой, если её капнуть на стекло?
2. Перелейте воду из банки в стакан. Какую форму приняла вода? Сделайте вывод.
3. Какое свойство воды позволило вам переливать её из банки в стакан?
4. Возьмите два стакана
- с молоком и водой. Что можно сказать о цвете молока? А воды? Сделайте вывод?
5. Погрузите ложку в стакан с молоком, затем в стакан с водой. Сделайте вывод.
6. Одна группа возьмёт ложку соли, а вторая - ложку сахара. Положите в стакан с водой и перемешайте. Что произошло? Сделайте вывод. Куда они исчезли?
7. Возьмите стакан с водой и флакон духов. Понюхайте воду и духи. Какой запах у воды и духов? Сделайте вывод.
8. Возьми стакан с водой и стакан сока. Попробуйте воду и сок. Какой вкус у воды? А у сока? Сделайте вывод.
- Итак, какие свойства воды вы открыли сегодня? Давайте проверим, как вы запомнили?
Практическая работа на интерактивной доске
Вставь пропущенные слова.
(Задание записано на доске, пропущенные слова на карточках)
Проверка: чтение предложений.
На доске запись:
Всему живому ___________ вода.
Пресной воды на Земле _______.
Необходимо _____________ расходовать воду.
Краны в доме должны быть ____________ .
Нельзя ________________ водоемы.
(Слова на карточках: нужна, мало, экономно, закрыты, загрязнять)
|
Дети определяют тему и цель урока в парах. Заполняют таблицу ЗУХ
Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…
| Для чего на Земле нужна вода?
Нужно ли её беречь?
Почему ее назвали царицей?
|
|
Прием «Корзина идей»
Дети «складывают» в корзину идей свои знания, делятся своими суждениями.
Дети делают вывод:
- Для жизни растений тоже нужна вода.
Дети делают вывод, что вода- это здоровье, красота и жизнь.
Чтение детьми стихотворения «Откуда пришла вода?» Обсуждают прочитанное.
1. Спросил на днях малыш сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: Издалека, из океана.
2. Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
-Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана.
3. На поле лёг туман седой.
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана!
4. – Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донёсся шёпот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.
5. Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в снежинке,
И в дождинке, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Практическая работа на интерактивной доске
Если планету разделить на 4 «равных» части, то 3 части – это вода.
Опыт
Дети пробуют воду. Высказывают свои суждения. Практическая работа на интерактивной доске
Выбирают и перетаскивают среди других растений и животных тех, которые живут в воде или рядом с водой. Прикрепляют эти картинки на карту Земли. (Кит, дельфин, акула, морской котик, рыбы, пингвин, чайка, лилии, водоросли)… Дети слушают сообщения детей. Происходит взаимообучение.
Работа в четвертках. У детей картинки транспорта. Они распределяют их по группам.
Ребята работают в группах определённое время (под звуки моря), затем представляют продукт своей деятельности. После представления плакаты всех групп вывешиваются на доску и представители от групп защищают свои плакаты.
Дети выполняют движения
Дети работают в группах
Выполняют задания.
Делают вывод:
Растечётся, вода не держит форму. Вывод: Вода не имеет формы и приобретает форму того сосуда, в который она наливается.
Молоко – белое, вода – бесцветная
Когда погружаем ложку в стакан с водой, ложку видим со всех сторон. Следовательно, вода прозрачная.
Вода растворила соль и сахар.
Вода- растворитель.
При соединении с водой молекулы соли и сахара смешались с молекулами воды.
(растворение – это проникновение молекул одного вещества между молекулами другого).
Вода не имеет запаха.
Вода не имеет вкуса .
Д Свойства воды ети в группах составляют кластер.
Практическая работа на интерактивной доске. Дети вставляют пропущенные слова
| VII.
Рефлексия
( 5 мин)
| Установление соответствия целей и результатов.
Формировать умение осуществлять самоанализ, контроль своих действий
| 1.Заполнение таблицы ЗХУ
2.- Подводя итог нашей работы, как бы вы закончили урок?
- Сегодня я узнал….
- Было интересно….
- Было трудно…..
- Я понял, что….
- Мне захотелось….
- Урок дал мне для жизни…..
3.- Чтобы вам легче было рассказать дома, как вы работали на уроке, заполните лист самооценки; если вы это делали часто и правильно, закрасьте кружок зеленым; если редко- желтым; не делали – красным.
- У кого получились все кружки зелеными, выйдите к доске. У кого только 4 кружка зеленых встаньте. У кого три поднимите руку.
- Давай те похлопаем лучшим мыслителям и исследователям!
| Знаю
| Хочу знать
| Узнал
| Жидкая, мы её пьем, бесцветная, не пахнет…
| Для чего на Земле нужна вода?
Нужно ли её беречь?
Почему ее назвали царицей?
|
| Дети, работая в парах, систематизируют свои знания и заполняют третий столбик таблицы. Оценивают свои познания, обнаруживают незнание, причины затруднений.
Дают развернутые ответы. Заполняют лист самооценки:
Я предлагал идеи для записи
Я отвечал на вопросы учителя
Я участвовал в опытах над водой
Я выслушивал мнения товарищей
Я предлагал идеи для записи
|
VIII.
Домашнее задание
( 2 мин)
| Повторить и закрепить новый материал. Раз-вивать творчество, умение работать с дополнительными источниками, формировать коммуникативные умения
| Класс делится на группы: экологи, математики, литераторы, ученые, фотографы. Каждой группе дается задание (составить кроссворды, подобрать пословицы, интересные факты о воде, посчитать расход воды своей семьи, провести опыты с водой и т.д). Из материала формируется презентация «Царица - водица». Желающие могут составить свою презентацию о воде, сделать буклет, плакат в защиту воды.
.
| Выбирают для себя задание.
| |