Скачать 213.07 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный университет» Рубцовский институт (филиал) УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Уровень основной образовательной программы - базовый Специальность - 230103.51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) Форма обучения – очная Срок освоения ОПОП - нормативный Кафедра – математики и прикладной информатики Рубцовск - 2011 СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 4 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 6 3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 8 4. Методические рекомендации по освоению учебного материала. 13 4.1 Самостоятельная работа студента 14 4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 15 5. Материалы к промежуточному и итоговому контролю. 16 6. Материально-техническое обеспечение 18 7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ 19 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАИнформационные технологии всегда являлись неотъемлемой и существенной частью человеческой цивилизации, и ее многовековое развитие взаимообуславливало параллельное развитие производства, науки, искусства и образования. Значение информационных технологий в жизни современного общества чрезвычайно велико. Эра ПК заканчивается – начинается эпоха всеобщей информатизации, когда любой персональный компьютер будет подключен к всемирной информационной супер магистрали. Карманный ПК будет необходим как дневник, записная книжка. Интерактивное телевидение позволит выбрать интересующую вас передачу и даже изменить сюжетную линию фильма. Цели освоения дисциплины: Данный курс предназначен для знакомства студентов с основами информационных технологий, историей ее развития, классификацией. Задачи дисциплины: В результате изучения дисциплины студенты должны:
После изучения данного курса, студенты должны: Знать: Что такое информационные технологии, ее составляющие. Уметь: Классифицировать информационные технологии по различным критериям, пользоваться готовыми технологиями в рамках учебной дисциплины. Дисциплина «Информационные технологии» относится к циклу ОПД.01 цикл общепрофессиональные дисциплины Федеральный компонент. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса: «Информатика», «Математика», «Операционные системы». Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных занятий и лабораторных работ, в качестве промежуточного контроля знаний проведение компьютерного тестирования в системе Tesa. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН(распределение часов курса по разделам и видам работ) Очная форма обучения
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Понятие информации и информационных технологий; технологии сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации; классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации; особенности обработки экономической и статистической информации; гипертекстовые способы хранения и представления информации; мультимедийные технологии обработки и представления информации; автоматизированные информационные системы; экспертные системы; экономические аспекты применения информационных технологий (дидактические единицы) ДЕ I Понятие информации и информационных технологий; классификация информационных технологий по сферам применения. Тема 1. Общее представление об информационных технологиях (ИТ). Эволюция и классификация ИТ. Аудиторное изучение: Техническое, программное и информационное обеспечение ИТ. Организационное и методическое обеспечение ИТ. Основные свойства информационных технологий. понятие информации и информационных технологий; технологии сбора, хранения, передачи, обработки и представления информации; классификация информационных технологий по сферам применения: обработка текстовой и числовой информации; особенности обработки экономической и статистической информации; гипертекстовые способы хранения и представления информации; мультимедийные технологии обработки и представления информации; Самостоятельное изучение: технологии защиты информации в экономике. Основные пути несанкционированного доступа. Методы зашиты информации. Требования к знаниям: Студент должен знать понятие и составляющие информационных технологий. Инструментарий информационной технологии. Сферы применения информационных технологий. Роль ИТ в развитии экономики и общества. Этапы развития информационных технологий. Классификацию ИТ. Требования к умениям: Студент должен уметь классифицировать ИТ. Тема 2. Подсистемы, обеспечивающие технологию функционирования ИТ. Структура автоматизированной ИТ. Аудиторное изучение: Наличие трех компонент для реализации конкретной автоматизированной технологии. Комплекс технических средств. Комплекс программных средств. Комплекс организационно-методического обеспечения. Другие виды обеспечения. ИТ как составляющий элемент любой АИС. Соотношение информационной технологии и информационной системы. Процедуры по преобразованию информации: сбор и регистрация данных; подготовка информационных массивов; обработка, накопление и хранение данных; формирование результатной информации; передача данных от источников возникновения к месту обработки; передача информационных продуктов к потребителям информации для принятия решений. Самостоятельное изучение: Информационное обеспечение (ИО), лингвистическое обеспечение (ЛО), техническое обеспечение (ТО), программное обеспечение (ПО), математическое обеспечение (МО), организационное обеспечение (ОО), правовое обеспечение (ПрО), эргономическое обеспечение (ЭО). Требования к знаниям: Студент должен знать какие подсистемы обеспечивают технологию функционирования ИТ, что такое автоматизированная ИТ, какова ее структура. Требования к умениям: Студент должен уметь вычленять из подсистемы любую ее составляющую. Тема 3. Процедуры обработки информации. Самостоятельное изучение: Операции ввода информации, вывода результатов, отображения результатов. Разнообразие видов и форм представления информации: символы, текст, таблицы, базы данных, изображения, сигналы. Организация обработки цифровой, символьной, текстовой, табличной информации, сигналов, речи, звуков, документов, изображений. Требования к знаниям: Студент должен знать интерфейсы встроенных приложений Windows. Организацию обработки цифровой, символьной, текстовой, табличной информации, сигналов, речи, звуков, документов, изображений. Требования к умениям: Студент должен уметь создавать шаблоны в текстовом редакторе Word и табличнм процессоре Excel, создавать презентации, пользоваться графическим редактором для создания рисунков, логотипов и т.п. ДЕ II Автоматизированные информационные системы; экспертные системы; экономические аспекты применения информационных технологий. Тема 4. Применение информационных технологий на рабочем месте пользователя. Автоматизированное рабочее место. Аудиторное изучение: Автоматизированные информационные системы. Понятие АРМ, классификация АРМов по признакам. Задачи, которые может решать АРМ экономиста. Программное обеспечение АРМ: общее и функциональное. Принципы, на которых базируются автоматизированные банковские системы. Самостоятельное изучение: Наиболее известные бизнес-приложения, позволяющие вести анализ финансового состояния фирмы. Требования к знаниям: Студент должен знать, что такое автоматизированное рабочее место специалиста (АРМ). Классификацию АРМов. Обзор бизнес-приложений для финансового анализа предприятий. Принципы создания автоматизированных банковских систем. Требования к умениям: Студент должен уметь автоматизировать свое рабочее место, используя макросы – это записанная последовательность действий, создавать пользовательские функции в VBA. Тема 5. Сетевые информационные технологии. Информационные технологии в коммерции. Аудиторное изучение: Информационные технологии в коммерции: электронная коммерция, онлайновая торговля; преимущества электронной коммерции; организация платежей: кредитные системы, дебетовые системы, цифровые наличные. Самостоятельное изучение: Электронная почта. Системы факсимильной связи и голосовой почты. Телеконференции. Доска объявлений. Гипертекстовые информационные технологии. Мультимедиа технология. Интернет-технология. Web-порталы. Криптографирование информации. Требования к знаниям: Студент должен знать, что такое сетевые информационные технологии, электронная коммерция, онлайновая торговля, как происходит организация платежей в электронной коммерции. Требования к умениям: Студент должен уметь пользоваться Интернет-ресурсами для организации электронной коммерции. Тема 6. Информационное обеспечение (ИО) экономических информационных технологий. Аудиторное изучение: Понятие ИО; системы классификации и кодирования, кодирование экономической информации; виды классификаторов; составление классификаторов. Экономические аспекты применения информационных технологий. Самостоятельное изучение: Технология в области применения штрихового кодирования. Требования к знаниям: Студент должен знать, что такое информационное обеспечение экономических информационных технологий, ее структуру, классификацию и содержание; классификаторы, коды и технология их применения. Требования к умениям: Студент должен уметь классифицировать ИТ, пользоваться классификаторами. Тема 7. Новые информационные технологии. Аудиторное изучение: нейросетевые технологии, их свойства и этапы создания. Области применения нейросетевых технологий, этапы работы с нейросетевыми технологиями. Экспертные системы. Самостоятельное изучение: Видеотехнология. Технология обработки речи. Средства речевого управления, средства диктовки, синтез речи. Технологии оптического распознавания. Технология электронной подписи. Требования к знаниям: Студент должен знать аналитические информационные технологии, основанные на использовании новых информационных технологиях, применение их в экономике. Требования к умениям: Студент должен уметь использовать нейронные сети для тестирования. Тема 8. Интеграция информационных технологий. Аудиторное изучение: Архитектура распределенных вычислений. Технологии «клиент-сервер». Самостоятельное изучение: Информационные хранилища. Системы электронного документооборота. Геоинформационные системы. Корпоративные информационные системы. Видеоконференции и системы групповой работы. Требования к знаниям: Студент должен знать какие существуют возможности интеграции информационных технологий. Требования к умениям: Студент должен уметь пользоваться системой электронного документооборота для автоматизации работы пользователя. Содержание лабораторных занятий
Лабораторная работа №8-10. Совершенствование документооборота с помощью презентаций, созданных в Microsoft PowerPoint. 4. Методические рекомендации по освоению учебного материала.Сегодня трудно представить себе работу специалиста без компьютера. Компьютер все больше входит в нашу жизнь. Если сравнительно недавно на компьютере могли работать только программисты, то сегодня компьютер – это основной инструмент в работе любой фирмы, предприятия. Для успешной работы необходимо знание компьютерных технологий, Интернета, умение в совершенстве работать в табличном процессоре Excel, знание различных прикладных программных продуктов. Все эти знания студенты получают после изучения курса «Информационные технологии». Приступая к изучению курса «Информационные технологии», студент должен обладать необходимыми знаниями компьютерной грамотности, информатики, экономики. Все эти предметы студенты изучают в течение первого курса. Целью изучения данного курса является формирование умения автоматизации своего рабочего места различными способами, работы с прикладными программными средствами специального назначения. Для этого необходимо иметь целостное представление о совокупности систематических и массовых способов и приемов обработки информации во всех областях человеческой деятельности с использованием современных средств связи, полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. При подготовке к лабораторным занятиям каждый студент должен, прежде всего, изучить необходимый теоретический материал к каждой теме. Большое значение придается формированию у студента умения ориентироваться в разнообразной информации, методах ее обработки. Для этого, прежде всего, студент должен достаточное количество времени уделять практическим навыкам в работе с обработкой различных документов. При подготовке к лабораторным занятиям рекомендуется тщательно изучать конспекты лекций и существующую обширную литературу по информационным технологиям. На лабораторных занятиях студентам предстоит решать различные задачи по обработке информации, которые разрабатываются преподавателем с учетом сложившейся современной тенденции развития и компьютерной техники и информационных технологий. Поэтому особое внимание студентами при подготовке к лабораторным занятиям должно уделяться изучению лекционного курса. 4.1 Самостоятельная работа студентаПри освоении данного курса студенты должны использовать следующие формы и виды самостоятельной работы:
4.2 Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплиныВ процессе изучения дисциплины проводятся 8 лабораторных работ выполнение которых оценивается как «зачтено» - «незачтено». Все лабораторные работы в дидактической единице формируют равную пропорциональную долю от общего количества баллов, выставляемых за дидактическую единицу. Итоговой контрольной точкой в семестре является зачет. Промежуточный контроль позволяет оценить знания студента по балльно-рейтинговой системе (максимальный рейтинг 100 баллов). Для получения зачета необходимо набрать не менее 61 балла. Дополнительно баллы можно получить за творческие успехи и индивидуальный подход при выполнении лабораторных работ. Баллы могут быть сняты за пропуски занятий без уважительной причины. 5. Материалы к промежуточному и итоговому контролю.Вопросы к зачету
6. Материально-техническое обеспечение
Системное программное беспечение:
Пакеты прикладных программ и средства разработки приложений:
7. СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИОсновная литература
Дополнительная литература
Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы
|
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины самостоятельная работа студента Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «арбитражный... Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения уучебной дисциплины 19 | Методические рекомендации по освоению учебного материала 33 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 24 1 Самостоятельная... Тема Дискретная случайная величина, способы ее задания. Числовые характеристики. Функция распределения и ее свойства. 22 | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 11 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 080111. 65 Маркетинг, утвержденный Министерством образования РФ «23» марта 2000 г., №202 эк /сп | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 17 1 Самостоятельная... Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образоания | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная... ... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 24 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 080109. 65Бухгалтерский учет анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г.,... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 15 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 230101. 65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», утвержденный Министерством образования РФ... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 9 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 230101. 65 «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», утвержденный Министерством образования РФ... | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 20 1 Самостоятельная... ... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «Астрономия»... Специальность-230103. 51 Автоматизированные системы обработки информации и управления (в промышленности, в бюджетных отраслях) | ||
Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 35 3 2 Оценочные... Гос впо по специальности 080801. 65 Прикладная информатика (по направлениям), утвержденный Министерством образования РФ «14» марта... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины 13 1 Самостоятельная... Гос впо по специальности 230101. 65 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети, утвержденный Министерством образования РФ «27»... |