Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека





Скачать 76.91 Kb.
НазваниеТема урока: Генетика и проблемы здоровья человека
Дата публикации27.06.2013
Размер76.91 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок

Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека


Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Вид кейса обучающий.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.

Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый,кейс-метод, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность).

Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся.

Задачи:

Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека, познакомиться с наследственными заболеваниями человека.

Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся.

Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа характеристики методов исследования генетики человека.

Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат:

Ход урока

1 этап: Организационная часть.

Слово учителя:

Эпиграф урока: 
Детство мое постой,
Погоди, не спеши.
Дай мне ответ простой,
Что там впереди?


Ситуация№1:

А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: "Если они вступят в брак, не родится ли у них такой ребенок?"

 Ситуация№2:

Родившаяся в 1993 году американская девочка Брук Гринберг по своим физическим и умственным параметрам до сих пор является младенцем. Её рост — 76 см, вес — 7 кг, зубы — молочные. Анализы медиков показали, что в её генах, отвечающих за старение, нет мутаций. Однако учёные не теряют надежды с помощью новых исследований этой девочки приблизиться к пониманию причины старения людей.

Ситуация №3: Просмотр видео –фрагмента:

http://www.1tv.ru/news/other/152738 (2 мин)
Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно.

2 этап. Целеполагание(беседа с учащимися):

На какие вопросы хотели бы вы знать ответы сейчас?

Примерные ответы:

  • Какие существуют наследственные заболевания человека?

  • Как их можно избежать?

  • Какие методы использует современная медицина для диагностики и исследования наследственных заболеваний человека?

  • Какие существуют факторы риска возникновения наследственных заболеваний.

  • Каковы профилактика и лечение наследственных болезней?

Разделимся на 2 «семьи».

Разделение на «семьи-группы» происходит по номерам. Несколько семей изучают одну и ту же тему, но выполняют разные задания. Работа в группах осуществляется по типу взаимообучения. Лидер - командир группы разбивает работу на составляющие раздает задания, найти ответ на тот или иной вопрос. Каждый участник группы ищет ответ только на свой вопрос. Затем все соединяются и заполняют общую таблицу, соединяют слайды для готовой презентации.

1 «семья» будет изучать наследственные заболевание человека, с помощью кейс-метода.

Продуктом работы будет:

1.Презентация «Наследственные заболевания человека»; (для одной из групп по этой теме)

2.Заполнение таблицы (для другой группы, работающей по этой теме):

Наследственное заболевание

Тип (генные, хромосомные, сцеплены с полом)

Краткое описание

1.Синдром Марфана

 

 

2.Полидактилия

 

 

3.Альбинизм

 

 

4.Фенилкетонурия

 

 

5.Гемофилия







6. Синдром Дауна







7. Синдром Шершевского-Тернера







8.Синдром Клайнфельтера







9. « Синдром мяукания»







10. Белокровие и др.








2 «семья» будет изучать методы исследования наследственных заболеваний человека.

Продуктом работы будет:

  1. Презентация «Методы исследования генетики человека» (для одной из групп по этой теме);

  2. Заполнение таблицы (для другой группы, работающей по этой теме):

Название метода

Сущность метода

Примеры

1.Генеалогический

 

 

2.Близнецовый

 

 

3.Цитогенетический

 

 

4.Биохимический

 

 

3 этап Работа с кейсом:

СОДЕРЖАНИЕ КЕЙСА:

Для первой «семьи»:

  1. http://afonin-59-bio.narod.ru/2_heredity/2_heredity_lec/her_lec_12.htm

  2. http://www.zdr.ru/exclusives/2012/11/13/opasnye-geny-najti-i-obezvredit/index.html

  3. http://womanjo.ru/category/detki/genetika-detki/

  4. http://webclinika.ru/%E3%E5%ED%E5%F2%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E5+%E7%E0%E1%EE%EB%E5%E2%E0%ED%E8%FF

  5. http://afonin-59-bio.narod.ru/2_heredity/2_heredity_lec/her_lec_12.htm

  6. http://biology.bsmu.by/files/biology_pdf/konsp05/12.pdf- раздаточный материал.


Для второй «семьи»:

  1. http://schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/Timokhina04/Biolog/18.htm

  2. http://vottext.ru/105.html

  3. http://www.licey.net/bio/biology/lection22

  4. http://www.licey.net/bio/biology/lection22

  5. http://shkolo.ru/nasledstvennyie-bolezni-metodyi-ih-opredeleniya/

  6. http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B_%D0%B8%D1%81%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0




4 этап презентация продукта работы с кейсом:

  1. По группам демонстрация презентаций, таблиц, с исправлением, дополнением друг друга.

  2. А теперь осталось подвести итог и ответь ещё на 2 нерешенных вопроса:

  • Какие существуют факторы риска возникновения наследственных заболеваний.

  • Каковы профилактика и лечение наследственных болезней?

(обсуждение, беседа).

  1. Просмотр видео –фрагмента:

http://www.1tv.ru/news/other/152738 (с 2- ой минуты до 6- ой)

Решение дидактических задач:

Близнецовый метод
Задача №1. Темноволосая короткопалая женщина по обоим признакам вступила в брак с гетерозиготным темноволосым нормальнопалым мужчиной. Она дважды родила двойню. Первый раз образовались зиготы ААвв от слияния гамет Ав и Ав; ааВв от слияния гамет аВ и ав. Второй раз – аавв от слияния гамет ав и ав.

Вопрос: а) какие близнецы – первые или вторые – являются однояйцевыми, какие – двухяйцевыми? Почему?

б) каковы фенотипы и генотипы тех и других близнецов? Почему?
Задача №2. Два брата – однояйцевые близнецы Г и П росли порознь в различных детских домах, а два брата Л и М – тоже однояйцевые близнецы – росли в одной семье. Исследование этих близнецов дало следующие результаты:

Сравниваемые результаты

1 пара близнецов

2 пара близнецов

Г

П

Л

М

1. рост ( в см.)

150

152

160

161,6

2. вес

50

51

54

56

3. косолапость

+

-

-

-

4. увлеченность учением

-

+

+

+

5. интерес к математике

-

+

+

+

6. умственное развитие

среднее

высокое

среднее

среднее

социальные условия


разные

разные

одинаковые

одинаковые


На основе анализа и сравнения этих данных сделайте вывод:

- какие из указанных по вашему мнению, признаки наследственные и зависят от генотипа?
Генеалогический метод.

Используя этот метод, удалось проследить наследование гена гемофилии от английской королевы Виктории.

Задание:

Рассмотрите рисунок, изображающий родословную трех поколений европейских королевских фамилий, ведущих род от английской королевы Виктории (19 век);

Определите:

а) имеется ли генетическая «вина» королевы Виктории в том, что русский цесаревич Алексей болел гемофилией ?

б) сколько среди детей, внуков, правнуков королевы Виктории было мужчин и женщин больных гемофилией, почему их число не одинаково?

в) от кого (матери или отца) сыновья больные гемофилией получили ген этой болезни?

г) от кого получили ген этой болезни дочери – носители гена гемофилии?

д) как сама королева Виктория сама могла стать носительницей

гена гемофилии?


Виктория
Алиса Леопольд Беатриса


Александра Николай II


Алексей

- больной гемофилией - носитель гемофилии

Цитогенетический метод
Задание: Показаны возможные комбинации зигот по хромосомам при оплодотворении ненормальной яйцеклетки нормальными сперматозоидами ( Х и У). Какого пола особи разовьются из подобных зигот и какие у них будут дефекты?





У

Х

ХХ

ХХУ Синдром Клайнфельтера

ХХХ

0



ОХ Синдром Тернера - Шеришевского



5 этап. Подведение итогов.

Заполнение бланка "Самооценка"

Ф,И______________________________________

Я принимал (а) участие :

1. В подготовке презентации________________ балл

2. В работе с дидактическим материалом______балл

3 В заполнении таблицы___________________ балл

4. В обсуждении проблем урока_____________ балл

5. Моя оценка урока_______________________балл

Мой балл_________

Домашнее задание.§50-51, ответы на вопросы. УЗ(«умное задание»)Составить тест-опросник по материалам урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconРеферат по биологии «Генетика и проблемы человека»
Генетика представляет собой одну из основных, наиболее увлекательных и вместе с тем сложных дисциплин современного естествознания....
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconКонспект урока по теме "Генетика человека и ее значение для медицины...
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь охарактеризовать суть основных методов
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconПояснительная записка Одним из приоритетных направлений современной...
В основу программы элективного курса положены принципы расширения и систематизации знаний, развития интереса у учащихся к самостоятельному...
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconРеферат в номинации: «Экология и здоровье» Тема: «Защитные полосы...
...
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconПлан лекции. Введение. История развития трансплантации. Проблема...
Тема 11: Этические проблемы трансплантации органов и тканей человека. Этические проблемы ксенотрансплантации
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconКонспект урока окружающего мира, 4 класс умк «Начальная школа 21...
Тема урока : Расширение кругозора школьников. Предшественники человека. Отличие человека от животного( прямохождение, речь, сознание,...
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconРеферат Тема: Нравственно-гуманистические и ценностные аспекты триединой...
Выполнил Святов А. В., старший преподаватель кафедры Социально-гуманитарных дисциплин, филиал юургу в г. Миассе
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconТема урока: Жизнь в гармонии с природой
Учитель географии: Человек – часть природы и вне природы жить не может. Связь между здоровьем человека и природными условиями очевидна....
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconБиологическая и социальная природа человека учебно-методический комплекс
Биология; магистерские программы: «Физиология человека и животных», «Экология человека», «Экологическая генетика», «Биотехнология»,...
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconКонспект урока Раздаточный материал Аналитическая записка по проведению урока Тема урока
Урок начинается с постановки проблемы. Ответа на поставленный проблемный вопрос учащиеся на начальном этапе урока дать не могут....
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconРеферат по философии Тема: Философский анализ естественнонаучных...
Выполнил аспирант Монин С. Н., кафедра «Естественные науки» филиала юургу в г. Кыштыме
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconКонспект урока Тема: «Уход за зубами»
Задачи урока: дать учащимся представление о значении зубов для человека, познакомить с правилами ухода за зубами, помочь детям осознать...
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок по теме “Генетика и здоровье человека ”. 10 класс
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconТематическое планирование № Тема урока Количество часов
Тема 1 место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1 час)
Тема урока: Генетика и проблемы здоровья человека iconТюменский государственный университет
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных», «Зоология позвоночных», «Биотехнология», «Экологическая генетика»,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск