Скачать 52.08 Kb.
|
Основы религиозных культур и светской этики 5 класс Основы светской этики Урок № 27 Тема: Этикет Симагина Татьяна Викторовна, учитель начальных классов МОУ Гимназия №3 городского округа город Шарья Цель: дать учащимся общее представление о том, что такое этикет. Задачи: обеспечить освоение основных понятий, содействовать эстетическому воспитанию школьников, развивать самостоятельность, познавательный интерес. Виды деятельности: беседа, самостоятельное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи. Основные термины и понятия: Этикет. Правила этикета. Тип урока: знакомство с новым материалом. Средства наглядности: иллюстрации в пособии для учащихся, иллюстрации из электронного приложения «Основы светской этики» Ход урока I. Организация деятельности учащихся. II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания: Рассказы учащихся (по желанию) и их обсуждение. III. Работа над понятием этикет. - Рассмотрите иллюстрацию на слайде (Приложение рис.1). Что вы можете ответить этому мальчику? Ответы детей. - Человек живёт не один (Приложение рис.2), а среди других людей – в обществе. Когда-то в древности, люди выглядели не так, как сейчас, и привычки у них были другие. Но идёт время, люди меняются. Меняется их жизнь, поведение, меняются и их представления о том, что хорошо и что плохо, что принято в обществе, а что не принято, - меняется ЭТИКЕТ. Ведь этикет – это и есть правила поведения в обществе. Никто его не придумывал. Просто большинство людей сейчас считают, что надо так, а не иначе. Есть, конечно, особые правила поведения, например, придворный этикет (Приложение рис.3) или дипломатический этикет (Приложение рис.4, иллюстрация из электронного приложения). Но мы поговорим об этикете повседневном, для простых воспитанных людей. - Давайте сначала рассмотрим само понятие «этикет». Я предлагаю обратиться к Толковому словарю. Один учащийся получает задание найти и ознакомиться со статьёй в словаре. - А мы с вами пока найдём это понятие в нашем учебнике на странице 56 (второй абзац). Чтение и сравнение. Запись в тетрадь темы и определения. На экране появляются слова: ЭТИКЕТ и ЭТИКЕТКА - Казалось бы, что между этими словами общего? Этикетку все видели, все знают. На спичечных коробках, на бутылках с газированной водой, на новых брюках, купленных в магазине, яркая наклейка, цветной ярлычок, которые привлекают наше внимание и рассказывают (информируют) о предмете. Этикетка — словно маленький представитель вещи. И от того, как нам понравился этот «полномочный посол», во многом зависит отношение к его «хозяину»— самой вещи. А этикет? Этикет определяет, как человек обращается с другими людьми, определяет его внешний вид, манеру вести себя. Но ведь жесты, движения, позы, способы приветствий, поведение за столом, вкус в одежде и т. п. тоже являются своеобразной ЭТИКЕТКОЙ. Именно эти наши свойства и особенности, прежде всего бросаются в глаза при знакомстве, и по ним нередко судят о нас самих. Все-таки этикетка много значит. Ну, представьте себе: на бутылке вкуснейшего лимонада кислая наклейка «Уксус». Захочется ли кому-нибудь поближе познакомиться с содержимым бутылки? Полагаю, что нет. Так и в отношениях с людьми: неопрятность, грубость, развязность, незнание приличий часто отталкивают от нас тех, кто мог бы любить и уважать нас, будь мы чуточку воспитаннее. Вот и получается, что этикет и этикетка — слова-родственники. И корень у них один (французский). А разница между этикеткой и этикетом в том, что этикетка — это, в конце концов, что-то внешнее. И можно на хорошую вещь наклеить плохую этикетку, а никудышный товар снабдить замечательными ярлыками. Правда, рано или поздно люди обязательно разберутся, что к чему. Но воспитанность, хорошие манеры — не просто этикетка. Они прочно связаны с внутренней культурой человека. Конечно, бывают случаи, когда плохой, нечестный, не уважающий других человек выглядит на первый взгляд воспитанным. Он словно носит маску: приветливо улыбается, вежливо здоровается. Он подаст пальто, откроет перед вами дверь, пропустит вперед. Однако вы знаете, ребята, что нельзя бесконечно притворяться. И очень скоро этот человек устанет казаться не таким, каков он на самом деле. Он снимет маску. И мы увидим его настоящее лицо: злое и неприятное. IV. Самостоятельное чтение статьи из пособия для учащихся. - Правил этикета очень много. И сейчас вам предстоит познакомиться с некоторыми из них. Прочитайте статью в учебнике на страницах 56,57. - Какие правила этикета вам встретились? (выбор костюма, речевой) - Запишите в тетрадь. - В чём они заключаются? Рассказ учащихся сопровождается иллюстрациями из электронного пособия и подобранными учителем. - Этими правилами мы пользуемся постоянно. - В нашем языке существует много выражений речевого этикета. Сколько способов попрощаться, поздороваться, сделать комплимент. Мы должны уметь знакомиться, поздравлять, извиняться, приглашать, просить и предлагать, соглашаться и отказываться, утешать и т.д. V. Работа по группам. - А какие правила этикета, кроме речевого и выбора костюма, вы ещё знаете? Записываем в тетрадь На экране: повседневный, столовый, гостевой, дипломатический, деловой, воинский и т.д. - Разделитесь на группы (можно по рядам, по вариантам, по желанию и т.д.), выберите один из правил этикета, предложенных на экране, и попробуйте рассказать нём. VI. Представление и обсуждение работ по группам. - Если вы хотите узнать больше о правилах этикета, то можете обратиться в нашу школьную библиотеку или библиотеку клуба. А также ответы на ваши вопросы можно найти в интернете. VII. Подведение итогов. - Давайте прочитаем последний абзац на странице 57. - Так зачем же нам необходимо знать и пользоваться правилами этикета? - Если как следует подумать, то поймёшь, что все правила этикета существуют для того, чтобы люди своими поступками не мешали и не вредили друг другу, не обижали и не оскорбляли друг друга. Но этому тоже надо учиться, чтобы не попадать впросак из–за своей неловкости или незнания. Нужно вырабатывать у себя хорошие привычки. VIII. Рефлексия - Давайте мы с вами встанем в круг, и каждый попробует продолжить одно из предложений Сегодня на у уроке я понял(а)… Теперь я понимаю, что… Я думаю, что каждый человек должен… Я постараюсь всегда… IX. Задание на дом - Попробуйте вместе с родителями составить перечень правил этикета, которые должен соблюдать школьник. Приложение Рис.2 Рис.1 Рис.3 Рис.4 Муниципальная система образования городского округа город Шарья Костромской области |
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Урок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения.... Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо» | ||
Тема: Театральные этюды как источник творческого воображения Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | 1. Литературный язык как основа культуры речи 7 Тема Правила употребления языковых единиц 8 Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
«Этикет» Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для... | Урок русского языка по учебнику «Русский язык. 1 класс» Тема: Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Новое время все настойчивее диктует свои правила, которые можно выразить одним словом «этикет». Тема этикета сейчас очень актуальна,... | ||
Программа «Этика и этикет» Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая | Захава Б. Е Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
I. Проверка домашнего задания Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Положение о конкурсе профессионального мастерства Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
Программа развития муниципального бюджетного Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Образовательная программа дополнительного образования детей Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | ||
Основная образовательная программа среднего профессионального образования по специальности Вводный урок. Что такое этикет? с. 4 | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... |