Урок информатики по теме "Обработка числовой информации в Excel"





Скачать 152.82 Kb.
НазваниеУрок информатики по теме "Обработка числовой информации в Excel"
Дата публикации28.06.2013
Размер152.82 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок информатики по теме "Обработка числовой информации в Excel"

Обработка числовой информации в Excel.


Лузанова Ольга Николаевна
учитель информатики
МОУ гимназии им. И.М.Макаренкова
Добринского района

Тема урока: Обработка числовой информации в Excel.

Цели урока:

  • образовательные:

    • закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;

    • практическое применение изученного материала;

    • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;

    • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;

    •  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;

  • развивающие:

    • развитие познавательного интереса, речи и внимания учащихся;

    • развитие способности логически рассуждать;

    • формирование информационной культуры и потребности приобретения знаний;

    • развитие умения применять полученные знания для решения задач различного рода;

  • воспитательные:

    • воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать;

    • воспитание трудолюбия, чувства уважения к науке;

    • профессиональная ориентация и подготовка к трудовой деятельности.

Оборудование урока: компьютеры с ОС MS Windows, программа Microsoft Excel, компьютерная презентация, раздаточный материал, принтер, мультимедийный проектор.

План урока

  • Оргмомент   – 1 мин.

  • Постановка темы и целей урока   – 5 мин.

  • Проверка знаний – 15 мин.

  • Закрепление темы практически  – 20 мин.

  • Заключение  – 3 мин.

  • Задание на дом  –1 мин.


Ход урока


I. Оргмомент

II. Формулировка темы урока с помощью ребусов и определение целей урока.

- Начать сегодняшний урок мне бы хотелось со слов одного из самых знаменитых людей в истории человечества Блеза Паскаля (Слайд 1):

«Человек, несомненно, сотворен,

чтобы мыслить: в этом главное его

достоинство и главное дело жизни…»

Действительно, только мыслящий и думающий человек может верно обработать данную ему информацию. Ведь информатика, как известно, - это не только «про компьютер», так же как арифметика – не «про калькулятор», а музыка – не «про пианино».
- А о чем сегодня пойдет речь определите именно вы, разгадав несложные ребусы.

(С помощью ребусов можно активизировать дея­тельность обучаемых, актуализировать знания учащихся. Но, прежде всего, они могут быть использованы для мотивации учащихся при введении того или иного понятия.

Как и во многих учебных предметах, в информатике очень много разнообразных понятий, что дает возможность широкого использова­ния ребусов на этапе мотивации. Через занимательную подачу мате­риала учащиеся быстро мобилизуются и включаются в учебную дея­тельность.)

Учащимся раздаются карточки с ребусами и отводится определенное время на решение заданий. Правильные ответы (Слайд 2):

а) формула; г) строка;

б) диаграмма; д) столбец;

в) ячейка; е) выражение







а)

б)





в)

г)





д)

е)


- Итак, как вы видите, все зашифрованные понятия связаны с табличным процессором Excel. И речь на уроке пойдет об обработке числовой информации в Excel (Слайд 3).

Хотелось бы, чтобы в процессе нашей деятельности были достигнуты следующие цели (Слайд 4):

    • закрепление знаний об общих принципах работы табличного процессора Microsoft Excel;

    • практическое применение изученного материала;

    • приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих профессиональную направленность;

    • развитие умения выбирать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу, ее оформить и распечатать на принтере;

    •  формирование представления о вычислениях в электронной таблице как наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике;

- А урок давайте начнем со следующих слов (Слайд 5):

Да будь я старушкой преклонных годов,

И то, без унынья и лени,

Программу Excel изучу я за то,

Что очень люблю вычисленья!
III. Проверка знаний работы табличного процессора, правил записи содержимого ячеек.
Актуализация опорных знаний.

— Области применения электронных таблиц весьма разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист. Это: наука, производство, бухгалтерия, торговля, статистика, проектирование, моделирование.

Сегодня на уроке мы попробуем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач. Но вначале проверим  знания принципов работы табличного процессора, правил записи формул.

Повторение проводится с использованием презентации и мультимедийного проектора в игровой форме: из нескольких закрашенных ячеек электронной таблицы составлен вопросительный знак (Слайд 6):




Ученик выбирает любую ячейку и отвечает на скрытый в ней вопрос, появляющийся по гиперссылке. Если учащийся не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие могут ответить или дополнить его ответ. (Каждый вопрос размещается на отдельном слайде). Причем за одной из ячеек скрыт «бонус», т.е. возможность получить 1 балл, не отвечая и имеется ячейка, выбрав которую ученик теряет право ответа на вопрос.

За правильный и полный ответ ученик получает 1 или 2 фишки, в зависимости от сложности вопроса.
Итак, начнем работать.

Вопросы для повторения:

  1. Каково главное назначение электронных таблиц? (Выполнение расчетов) – 1 балл

  2. Файл, с каким расширением является документом электронной таблицы? (xls) - 1 балл

  3. Что является основным элементом электронной таблицы? (Ячейка) – 1 балл

  4. Как называется группа ячеек, представленных на рисунке? (Диапазон, блок ячеек) – 1


  5. Укажите адрес данной группы ячеек. (A1:C3) – 1 балл


  6. В электронной таблице выделен блок ячеек А1:В3. Сколько ячеек входит в этот диапазон? (6 ячеек) – 2 балла

  7. Какие вы знаете правила записи формул в электронной таблице? (Всегда начинается со знака равенства, содержит знаки математических операций, имена функций, адреса ячеек, числа) -2 балла

  8. Что такое относительный адрес (ссылка)? (Используется для указания адреса ячейки, вычисляемого относительно ячейки, в которой находится формула). -2 балла

  9. Что такое абсолютный адрес (ссылка)? (Используется для указания фиксированного адреса ячейки) – 2 балла

  10. Дан адрес ячейки — А$6. Какой параметр адреса будет меняться при копировании?  (Столбец А) -1 балл

  11. Что будет результатом вычислений в ячейке С1? (Число 15) -1 балл


  12. Надо ли набирать формулы в каждой из ячеек В3 и В4 или можно занести их в эти ячейки как-то быстрее? (Нет, нужно использовать копирование) -1 балл


  13. Какой вид примет содержащая абсолютную и относительную ссылки формула, записанная в ячейку С1, после ее копирования в ячейку С2? (=$A$1*B2) – 1 балл


  14. Какой результат будет вычислен в ячейке С2 после копирования в нее формулы из ячейки С1?  (75) – 2 балла




15. Укажите правильную запись формулы в ячейке С2 математического выражения  x + 3y  и предскажите результат. (=A2+3*B2,  25) -2 балла


  1. Какие значения будут получены в ячейках В3 и В4, если в эти ячейки скопировать содержимое ячеек А3 и А4 соответственно?   (8; 10) – 2 балла


(Для текущей и тематической проверки знаний основных определений и терминов можно использовать кроссворды. Учащимся предлагается кроссворд. Нужно ответить на вопросы, вписав в нужные клетки буквы. Каждая клетка кроссворда со значком * содержит букву, которой сопоставляется свой код в виде числа. С помощью этих кодов нужно разгадать шифровку, которая сформулирует тему предстоящего урока (Приложение1). Также можно использовать тесты ( Приложение2).)

IV. Закрепление. Работа на компьютере. Ролевая игра.

Каждый ученик будет представлять одну из фирм: «Богатый урожай», «Мой дом».

Учащимся раздаются таблички с названиями фирм, карточки с заданиями (запросами клиента).

Представители фирм оформляют таблицу, вводят в неё информацию и распечатывают результат (чек для оплаты в кассу; чек должен быть красиво и эффективно оформлен; в роли кассира выступает учитель).

Если работа над задачей вызывает затруднения, ученик может воспользоваться помощью учителя.

Ролевая игра проводится в течение 20 мин.

Фирма «МОЙ ДОМ» 


Фирма «Мой дом» занимается поставкой стройматериалов и помогает клиенту рассчитать расход и стоимость материалов для ремонта помещения. В наличие фирмы имеется следующий набор стройматериалов:

Материал для пола

Материал для стен

Материал для потолка


Ламинат

1 м2

120 руб.



Обои

Ширина 1 м

Длина рулона 12 м

100 руб.



Водоэмульсионная краска

250 г на 1 м2

150 руб.

Масса в упаковке – 3 кг

Ленолиум

1 п. м (длина)

420 руб.


Стеклообои

Ширина 1,5 м

Длина рулона 10 м

180 руб.


Натяжной потолок

1 м2

220 руб.


Паркет дубовый

1 м2

195 руб.


Панели пластиковые

Ширина 0,25 м

Длина 3 м

150 руб.


Потолочные плитки

0,5 х 0,5 м

10 руб.


Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе стройматериалов в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал размеры помещения под офис — высота – 3 м,  периметр стен – 84 м, общая площадь помещения -  360 м2 , общая площадь окон и дверей – 72 м2. (Площадь стен =Периметр стен*Высота)
Для этого он хотел бы закупить следующие виды материалов:

ВАРИАНТ 1:

  • Ламинат;

  • Стеклообои;

  • Натяжной потолок.

ВАРИАНТ 2:

  • Ленолиум;

  • Панели пластиковые;

  • Потолочные плитки.

ВАРИАНТ 3:

  • Паркет дубовый;

  • Обои;

  • Водоэмульсионная краска.

Организуйте расчет количества стройматериалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости основных стройматериалов.

Фирма «БОГАТЫЙ УРОЖАЙ» 


Фирма «Богатый урожай» занимается поставкой семян и помогает клиенту рассчитать, сколько упаковок семян нужно для его садово-огородного участка, сколько они будут стоить. В наличие фирмы имеется следующий набор семян:

Томаты

Огурцы

Картофель


Сорт «Бычье сердце»

2 г на 1 м2

12 руб.

Масса семян в упаковке – 5 г



Сорт «Корнишон»

2 г на 1 м2

4 руб.

Масса семян в упаковке – 6 г



Сорт «Великан»

200 г на 1 м2

30 руб.

Масса семян в упаковке – 5 кг


Сорт «Розовый великан»

2 г на 1 м2

8 руб.

Масса семян в упаковке – 5 г


Сорт «Конкурент»

2 г на 1 м2

3 руб.

Масса семян в упаковке – 6 г

Сорт «Голландский»

200 г на 1 м2

50 руб.

Масса семян в упаковке – 5 кг

Сорт «Рубин»

2 г на 1 м2

10 руб.

Масса семян в упаковке – 6 г


Сорт «Неженский»

2 г на 1 м2

5 руб.

Масса семян в упаковке – 8 г


Сорт «Динамит»

200 г на 1 м2

45 руб.

Масса семян в упаковке – 5 кг


Для формирования таблиц используются данные о стоимости, массе семян в упаковке и их расходе при использовании.
Клиент указал, что для посева он будет использовать участок в 10 соток (1 сотка = 100 м2). Под картофель он планирует отвести – 6 соток, под томаты – 2,5 сотки, под огурцы – 1,5 сотки.
Для этого он хотел бы закупить следующие виды семян:

ВАРИАНТ 1:

  • Томаты. Сорт «Розовый великан»;

  • Огурцы. Сорт «Корнишон»

  • Картофель. Сорт «Великан»

ВАРИАНТ 2:

  • Томаты. Сорт «Бычье сердце»;

  • Огурцы. Сорт «Конкурент»

  • Картофель. Сорт «Голландский»

ВАРИАНТ 3:

  • Томаты. Сорт «Рубин»;

  • Огурцы. Сорт «Неженский»

  • Картофель. Сорт «Динамит»

Организуйте расчет количества материалов и их стоимости. Распечатайте клиенту чек с указанием названия, количества и стоимости всех материалов.

Ученикам, которые затрудняются решить поставленную задачу, можно предложить выполнить следующее задание «Начисление зарплаты»:




Начисление зарплаты
























Фамилия

Оклад

Налог 13%

Сумма к выдаче

1

Арканова О.

7 800,00р.

?

?

2

Булавин Е.

5 300,00р.

?

?

3

Замятина А.

4 000,00р.

?

?

4

Иванова А.

3 500,00р.

?

?

5

Казаков П.

5 840,00р.

?

?

6

Копылова С.

6 000,00р.

?

?

7

Левченко О.

6 200,00р.

?

?

8

Новосельцева Д.

5 980,00р.

?

?

9

Пугачев Г.

4 200,00р.

?

?

10

Рогожин П.

5 760,00р.

?

?

11

Свиридов З.

6 040,00р.

?

?

12

Семенов А.

4 700,00р.

?

?

13

Титов В.

5 100,00р.

?

?

14

Удалова М.

4 560,00р.

?

?

15

Шейнин Н.

5 000,00р.

?

?




Итого:

?

?

?


V. Заключение. Анализ и оценка работы каждого ученика.
– Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие навыки работы в среде электронной таблицы.

Выставляются оценки за практическую работу с учетом количества набранных фишек за устные ответы.
- Спасибо всем за хорошую работу. Молодцы!
VI .Задание на дом. Повторить § 33 (Информатика. Базовый курс. Учебник для 7-9 классов/ И.Семакин, Л.Залогова, С.Русаков, Л.Шестакова).





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Системы счисления. Урок №1 по теме «Кодирование и обработка числовой информации»
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" icon«Способы создания диаграмм в программе Microsoft Excel. Построение диаграмм и графиков»
Государственным стандартом Минздрава Российской Федерации в рамках изучения базового курса «Информатики» по рабочей программе 2012...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconКонтрольно-измерительные материалы по теме «Кодирование и обработка...
Программный комплекс диагностики знаний Тeachlab Тestmaster // Информатика и образование. 2002. – № —с. 68 – 73
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconУрок информатики алгебры (по темам «Работа в программе Excel» и«Социологические...
...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этот урок является обобщающим по теме «Древний мир» и итоговым по теме «Обработка мультимедийной информации». Это авторская разработка...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconУрок игра. Цели: 1 Образовательная: провести обобщающее повторение...
Зунов, полученных в учащимися после изучения тем «Кодирование числовой информации», «Кодирование символьной информации», «Кодирование...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconУрок на тему: Кодирование звуковой информации
Учитель: Здравствуйте, мы с вами уже изучили представление текстовой, числовой и графической информации в компьютере. А какие еще...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Технологическая карта урока информатики в 9 классе по теме «Повторение темы «Кодирование и обработка графической и мультимедийной...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconБазовые понятия информатики и информационных технологий Информация и информационные процессы
Дискретное (цифровое) представление текстовой, графической, звуковой информации и видеоинформации. Скорость передачи информации....
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" icon«Стратегия игры», Сахибгареева В. З. – учитель информатики мобу сош...
Мобу сош д. Николаевка был проведен фестиваль открытых уроков учителей информатики
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconУрок подготовлен для 10 класса по теме учебной программы «Диаграммы и графики в Excel»
Самоанализ урока «Применение табличного процессора excel для графического решения уравнений n-ой степени»
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconУрока информатики по теме «Табличные базы данных». (Открытый урок.)
Данный урок «База данных. Системы управления базами данных» является первым уроком по теме «Технологии хранения, поиска и сортировки...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок планируется провести в 8 классе общеобразовательной школы, 1 год обучения информатики. По плану изучения темы Раздел...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconМетодические рекомендации по обучению базовому курсу информатики...
«Передача информации в компьютерных сетях», «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных», «Табличные...
Урок информатики по теме \"Обработка числовой информации в Excel\" iconК государственной (итоговой) аттестации по информатике и икт в устной...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск