Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/12
Дата публикации01.11.2013
Размер1.49 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Информатика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12
Министерство образования и науки РФ

ГОУ ВПО

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия имени П. А. Соловьева


Конспект лекций
по дисциплине «Методы и алгоритмы оценки надежности»
(по материалам Безрукова А.И. – СГУ)


г. Рыбинск, 2011г.

Лекция 1. Знакомство с предметом

Введение

Курс, который мы будем изучать, называется «Метрология программного обеспечения». На наших занятиях мы будем изучать вопросы, касающиеся качества программного обеспечения и информационных систем.

Мы рассмотрим программы и информационные системы как особый товар – продукт, создаваемый для обмена, для использования другими людьми. Обсудим факторы, от которых зависят его качество и потребительская стоимость.

Рассмотрим само понятие «качество». Проследим историю развития представлений о качестве товара и методах его достижения. Познакомимся с современными представлениями, методами и инструментами управления качеством. Рассмотрим основные элементы современной системы управления качеством разработки и ведения программно-информационных продуктов.

Данные о качестве товара имеют весьма разнообразную природу. Это результаты тестирования и экспертные оценки, а также обобщенный опыт применения и прогнозы. Большинство из этих характеристик имеет нечисловую природу. Однако оценка качества должна быть, по возможности, объективной и доказуемой. Мы познакомимся с различными шкалами признаков. Научимся оперировать с нечисловыми объектами, учитывать в результирующей оценке факторы различной природы, противоречивые мнения и факты. Познакомимся с методами и математическим аппаратом поддержки принятия решений.

Вооружившись перечисленными знаниями, мы рассмотрим основные факторы, определяющие качество программно-информационных продуктов. Познакомимся с методами оценки корректности, требованиями, методами и правилами процедуры тестирования программ. Изучим способы достижения необходимых гибкости и доступности программ и информационных систем. Обсудим способы оценки этих характеристик.

Передавая свою разработку Заказчику, Вы не сможете ограничиться только инсталляцией программы на его компьютере. Вам потребуется продемонстрировать, работоспособность программы, ее соответствие поставленным требованиям, передать Заказчику необходимую документацию. Чтобы добиться собственной цели, нужно отчетливо понимать цели, к которым стремится ваш заказчик, понимать его потребности. Требования к комплектности, оформлению и качеству программно-информационных продуктов установлены в государственных стандартах. Мы рассмотрим основные требования этих стандартов, обсудим практику составления и оформления необходимой документации.

Компьютерные программы и информационные системы являются объектами интеллектуальной собственности. Как защитить и использовать права на результаты вашей деятельности? Как в своей работе не нарушать права других программистов и разработчиков? Мы познакомимся с основами законодательства по охране прав интеллектуальной собственности. Рассмотрим процедуру регистрации программ и информационных систем.

Одним из важнейших способов демонстрации и подтверждения качества программно-информационных продуктов является сертификация программ. Мы обсудим суть этой процедуры, преимущества для разработчика и покупателя. Рассмотрим порядок, процедуру и документацию, необходимую для сертификации программ и информационных систем.

Рассматриваемый материал столь обширен, что на лекциях мы сможем познакомиться только с основными понятиями. Дальнейшее для самостоятельного изучения.

На практических занятиях мы постараемся разработать и правильно оформить пакет программ, позволяющих сформировать объективную оценку товара (прежде всего программного продукта), имеющего набор разнородных количественных и качественных характеристик. Пакет должен удовлетворять всем требованиям действующих нормативных документов, быть готовым к регистрации и сертификации.


Программно-информационный продукт – особый вид товара.

Изучая этот курс, Вам часто придется рассматривать программный продукт с точки зрения покупателя или пользователя. Это очень полезный опыт. Кроме навыков оценки чужих программ для собственного использования, Вы лучше поймете: что ожидает пользователь от Ваших программ, как сделать Ваш продукт более привлекательным и желанным для покупателя.

Итак, на что, в первую очередь, обращают внимание покупатели, выбирая программный продукт?

Программа должна делать то, что мне нужно. Делать правильно, в приемлемые сроки и с приемлемой трудоемкостью.

Я должен быть уверен, что расчеты, проводимые с помощью программы, выполняются правильно. Программа сама отслеживает возможные сбойные ситуации, понятно и однозначно диагностирует их появление.

База данных, используемая программой, содержит верную и актуальную информацию. Если я своевременно введу в ЭВМ правильные данные и правильно ей воспользуюсь, то гарантированно получу правильные результаты в нужные мне сроки.

Программа должна быть надежной.

Программа должна обладать достаточной устойчивостью к нештатным ситуациям: иметь защиту от сбоев оборудования и несанкционированного использования. Данные, используемые программой, должны быть защищены от несанкционированного или случайного просмотра, изменения и удаления. При вводе ошибочной информации программа должна сообщать об обнаруженных ею ошибках. Должен быть предусмотрен «откат» выполняемых действий.

Купленная программа должна помогать мне решать мои проблемы и, по возможности, не создавать дополнительной головной боли.

Что это значит? Разработчик должен видеть задачу также как я (пользователь). Алгоритм и все действия, выполняемые программой должны быть одинаково прозрачны и понятны для обеих сторон. Результаты работы программы, их форма должны быть максимально приближены к существующим нормам и практике.

Интерфейс программы должен быть понятен мне, использовать лексику моей (а не программиста) предметной области. Набор функций и доступ к ним должны быть удобны для решения моих задач (а не для программирования!).

К программе должна быть приложена понятная мне инструкция. Желательно также иметь контекстную подсказку, содержательно описывающую возможности каждого шага. Она должна содержать кроме описания операторских действий методические рекомендации по реализации данного шага.

И, наконец, программа должна работать на моей технике и в операционной среде, используемой мной. А если это не возможно, я должен понять, прочему мне придется их модернизировать и какие преимущества мне это даст?

Принципиально важно, что я могу отказаться от некоторых из перечисленных требований только в виде исключения, когда продавец убедит меня, что предлагаемое им видение задачи, новые свойства программы и т.д. с лихвой компенсируют мне все затраты труда, времени и денег, необходимые чтобы приспособиться к новой программе.

Программа должна быть достаточно гибкой и приспособляемой.

Я не могу заранее предсказать все изменения, которые могут произойти даже в ближайшем будущем. Поэтому, чтобы воспользоваться программой в изменившихся условиях, я должен иметь возможность настройки программы и данных. Чем чаще возникают изменения, тем более гибкой должна быть программа.

Если программа будет использоваться не в одном месте, настройка нужна и для адаптации программы к конкретному месту использования. Чем больше гибкость программы, тем шире круг ее возможных покупателей.

Цена программы вместе со всеми затратами на ее внедрение и эксплуатацию не должны превышать прибыли, которую принесет ее использование.

Причем в список затрат следует включать все: затраты на внедрение программы и переобучение персонала, потери, связанные с реорганизацией структуры управления и изменением документооборота, упущенную прибыль из-за временного снижения эффективности предприятия и т.д.


Критерий Тагути.

Как видим, перечень требований к программе, как к товару весьма разнообразен. Как же оценить качество конкретного программного продукта? Как сопоставить характеристики различных программ? Японский ученый Тагути сформулировал следующий критерий оценки качества товара: «Качество товара (продукта или услуги) тем выше, чем меньше совокупные затраты и потери всего общества, связанные с его разработкой, изготовлением, применением и утилизацией».

Если внимательно просмотреть перечисленные раньше требования к программе, мы убедимся: все они удовлетворяют критерию Тагути. Критерий позволяет не только сформулировать требования к качеству, но и:

  • • Оценить полноту перечня требований. Для этого достаточно задать вопрос: «А все ли виды затрат и потерь мы учли?»

  • • Отделить характеристики качества от других характеристик, может быть влияющих на продажу, но к качеству не имеющих прямого отношения. Например, красочность упаковки программного продукта и «раскрученность» его рекламы могут повлиять на объемы продаж. Но характеристиками качества они не являются, так как не влияют на сокращение потерь.

  • • Дать общее правило измерения (сопоставление) качества различных программ. Нужно просто правильно подсчитать все потери и затраты.


К сожалению, последнее свойство критерия Тагути мало что даст для практического применения. Учет и расчет всех затрат и потерь в реальных условиях потребует столько времени и сил, а главное, столько допущений и предположений, что его реализация с требуемой точностью, как правило, не возможна. Однако для проверки правильности конкретных критериев качества критерий Тагути может быть очень полезен.

Вопрос. Оцените полноту перечисленных выше требований к качеству программного продукта. Все ли требования соответствуют критерию Тагути?


Обеспечение качества на разных этапах жизненного цикла программного продукта

Рассмотрим жизнь программного продукта от зарождения идеи до полного отказа от его применения (Рис. 1.1). Для конкретности будем рассматривать программный продукт, ориентированный на продажу многим пользователям. Примерами таких продуктов являются офисные пакеты, универсальные бухгалтерские и складские программы и т.д.



Первый этап. Зарождение идеи.

Поиск неудовлетворенных потребностей общества (в том числе, пока и не осознанных самим обществом).

Оценка возможности удовлетворения потребности имеющимися средствами, формирование концепции нового продукта.

Адекватные методы решения перечисленных задач с достаточно высоким уровнем качества – методы стратегического маркетинга.


Второй этап. Маркетинговое планирование.

И так мы нашли замечательную идею новой программы. Теперь стоит подумать: кому она может пригодиться, кто за нее готов платить и что нужно сделать, чтобы новую программу купило как можно больше пользователей. Отметим, что программы еще нет, а мы уже думаем, как ее продавать! Дело в том что без решения этих проблем мы не сможем ни коммерческую привлекательность проекта, ни допустимый уровень затрат на его реализацию, ни требования к его качеству. Для правильного позиционирования товара на рынке, оценки потребности и цены товара используются методы маркетинговых исследований. Результат этой деятельности – маркетинговый план.


Третий этап. Разработка технических требований

После маркетингового планирования мы определились с потребителем нашей программы и с теми ресурсами, которые мы готовы направить на создание продукта. Теперь, исходя из них, можно формулировать требования к ней и разрабатывать задание на реализацию. Но для этого сначала нужно собрать и систематизировать требования потребителей. Как правило, они весьма разнообразны и противоречивы. Мы, в принципе, не сможем удовлетворить их все. Для систематизации требований потребителей по значимости и формирования на их основе технических требований к продукту предложен метод структурирования функции качества.

(Quality Function Deployment - QFD). Подробно мы будем изучать этот метод в разделе «Инструменты качества».


Четвертый этап. Разработка (создание) программного продукта.

Как правило, для создания программного продукта нужно разработать три составляющих:

  1. 1. методическое обеспечение (правильные алгоритмы работы программы, правильные методики и приемы ее использования, help и техническая документация);

  2. 2. информационное обеспечение (верные и актуальные данные, используемые при работе программы, возможность обновления и пополнения информации);

  3. 3. программное обеспечение (корректное исполнение алгоритмов, заданных методическим обеспечением). Очевидно, разработка всех видов обеспечения тесно связана и, как правило, требует слаженной работы команды специалистов.


Критерием качества на этом этапе является соответствие свойств получившегося продукта требованиям технического задания.


Пятый этап. Предпродажная подготовка.

И так продукт готов. Но продавать его еще рано. Необходимо:

  • • продемонстрировать его полезные свойства и, может быть получить соответствующий сертификат;

  • • исследовать продукт на лицензионную чистоту и зафиксировать в документации права на использования лицензионного программного обеспечения;

  • • определить, кому принадлежит продукт как интеллектуальная собственность и документально зарегистрировать права собственника. Кроме того, на данном этапе окончательно формируется комплект сопроводительной документации.


Шестой этап. Продажа

Одна из целей продажи: предоставить продукт тому, кому он действительно нужен в виде готовом и удобном для использования. Недостаточная реклама, просчеты при продвижении товара приведут к тому, что фирма не получит прибыль, а потенциальные потребители – полезный продукт. Однако, чрезмерное расширение продаж также может быть не желательным. Затраты на рекламу окажутся слишком велики, а покупатели, получив не нужный им продукт, скорее всего, составят нелестное мнение о нем. И это, со временем, скажется на имидже фирмы.


Седьмой этап. Послепродажное обслуживание.

Послепродажное обслуживание включает консультирование пользователей, информирование их о появлении новых версий программы, услуги и скидки по обновлению программного продукта. Компетентность и доступность обслуживания существенно влияют на качество продукта и повышают привлекательность фирмы. Статистика и опыт, приобретаемый подразделением, осуществляющим обслуживание, позволяют фирме улучшать свой продукт и повышать его конкурентные характеристики.

Как видим, собственно программирование является важнейшим, но не единственным компонентом разработки программного обеспечения. Плохая организация работ, ошибки или игнорирование других этапов может свести на нет качественное программирование и обесценить всю вашу работу.

Лекция 2. Эволюция представлений о качестве



Потерянный рай (допромышленное ремесленное производство)

В период допромышленной революции производство несельскохозяйственных товаров в Европе, в основном, осуществлялось ремесленниками. Хозяин мастерской, как правило, самостоятельно производил и продавал свою продукцию, закупал материалы, обучал секретам мастерства своих детей и подмастерьев. Более опытный, аккуратный и старательный ремесленник быстрее продаст свою продукцию. Продавец порою буквально жизнью отвечал за безопасность своего товара. Знания ремесленника, его относительно стабильный и надежный доход ставили его на более высокую, по сравнению с крестьянином, социальную ступеньку. Поэтому профессиональные знания и опыт, являясь источниками дохода и престижа, передаются по наследству детям и ученикам, наравне с материальными ценностями. Таким образом, проблема управления качеством решалась самим производителем, а производство качественного товара мотивировалось отношением общества к ремесленнику.


Издержки промышленной революции

С развитием производительных сил общества возрастала потребность в несельскохозяйственных товарах. Ремесленное производство, не способное удовлетворить возрастающую потребность, вытеснялось промышленным способом производства. Преуспевающему промышленнику уже некогда было производить продукцию, появилась необходимость найма работников и разделения труда.

Вместе с наемными работниками стала актуальной проблема управления качеством продукции. Если ремесленник, сделав свой товар, сам встречался с покупателем, то до работника мнение потребителя должен был донести хозяин предприятия. Самый простой метод донесения -заставить делать так, как считает хозяин1. Такой подход к управлению мог осуществляться только в условиях бесправия рабочих2. Появление машин только усугубило положение рабочих и не изменило подход к управлению.


Система Тейлора

Совершенно другая ситуация сложилась в Новом Свете во второй половине XIX в. Активное освоение нового континента сопровождалось развитием рынка. Ограничения на природные ресурсы, характерные для Европы, здесь не сдерживают развития зарождающейся промышленности. Единственным дефицитным ресурсом становятся квалифицированные рабочие руки. Жаждущие свободы переселенцы3 не очень-то были настроены попадать в новое

1 Хорошо описана такая "система управления" в замечательной сказке Одоевского "Городок в табакерке": Своевольная хозяйка Пружина толкает Дядек Молоточков, а те нещадно лупят по Мальчикам Колокольчикам. Всем тошно, но музыка играет. Не случалось ли Вам встречать подобные "системы управления" на современных предприятиях?

В XVI в. в Англии началось так называемое огораживание. Крупные землевладельцы сгоняли со своих земель крестьян и устраивали на них пастбища для овец. Лишенные средств существования крестьяне вынуждены были переселяться в города. В городах необходимость переработки шерсти ускорила развитие мануфактур. Вчерашние крестьяне, не обученные никакому ремеслу, подвергающиеся жесткой эксплуатации, стали основой пролетариата 3 В книге Дэниела Бурстина «Американцы: национальный опыт.( М.:Прогресс, 1993. 619 с.) ярко описаны нравы, характерные для Америки того времени. Группа переселенцев, объединившаяся в конвой для путешествия на Запад, на второй день пути пишет "Конституцию" и выбирает капитана. Во время путешествия капитан имеет широкие полномочия и, практически, единолично управляет конвоем. Однако по прибытии на место он становится рядовым переселенцем. Таким образом, власть воспринимается не как нечто дарованное человеку Богом на всю жизнь, а как функция, полезная всем членам общества в определенных условиях

"промышленное рабство". Поэтому для управления новыми предприятиями требовались совершенно иные методы.

Второй причиной, делающей невозможным применение старых методов управления, становится все возрастающая сложность изделий. Если простую "черную" работу можно заставить делать с помощью плетки, то «тонкую», ответственную принципиально нельзя.

Выход предложил американский инженер Фридерик Тейлор (Приложение 2). Он разделил процесс производства на последовательность относительно простых операций. При этом операции выделялись так, чтобы большинство из них могли выполнить неквалифицированные рабочие, а результат выполнения удобно оценивался. Теперь хозяин не боялся нанимать на работу неквалифицированных людей. В договоре четко определялись их обязанности и зависимость оплаты от их выполнения работником. Организация такой системы на предприятии требовала серьезной подготовки производства, пересмотра применяемых технологий и изменения характера отношений между работодателем и наемным рабочим. Необходимость сопряжения и синхронизации множества технологических операций потребовала документирования применяемых процедур и введения производственных стандартов.

Фактически, система "научной организации труда" Тейлора [14] стала следующим шагом на пути специализации производства и демократизации, что позволило резко повысить производительность труда и, что не менее важно, управляемость производственных процессов. Многие принципы этой системы лежат в основе организации производства современных предприятий.

Достижение высокого качества продукции при организации труда по системе Тейлора, безусловно, более производительной и эффективной, неразрывно связано с внедрением стандартов, развитием стандартизации.

Действительно, чтобы организовать взаимодействие множества исполнителей, каждый из которых выполняет лишь одну небольшую операцию, необходимо написать четкие инструкции и хорошо продумать организацию работ. Затраты на это окупаются с лихвой. Теперь можно организовать поточное производство, заранее изготавливая однотипные взаимозаменяемые детали и собирая из них готовые изделия. При благоприятной конъюнктуре предприниматель может организовать дополнительный прием рабочих, ознакомить их с инструкцией и быстро расширить свое производство. Предприятие может передать заказ на изготовление нужных ему деталей другой фирме и быть уверенным, что детали точно подойдут к изготавливаемым изделиям. Технологическая инструкция превращается во внутренний закон -стандарт предприятия. Стандарт позволяет оценивать качество не только готовой продукции, но и отдельных узлов и деталей. Для этого не нужен потребитель, главное, чтобы изделие соответствовало требованиям стандарта.

Развитие стандартизации позволило решить множество проблем унификации4, специализации и кооперации производства. Представление о качестве товара, как о соответствии его характеристик требованиям стандарта, надолго стало господствующим.


Главное не наказать, а найти причину (система Шухарта)

Во всех перечисленных подходах к обеспечению качества молчаливо предполагалось, что качество изделия зависит, в основном, от старательности рабочих, его изготавливающих. Однако дальнейшее повышение сложности изделий и технологий их производства сделали очевидным, что качество и стабильность больше зависят от управляемости процесса производства.

Унификация -сокращение разнообразия выпускаемых деталей и узлов. Выпуск унифицированных изделий позволяет применять их во многих конечных товарах, что увеличивает серийность, а следовательно, сокращает затраты на производство. В настоящее время унификация особенно широко используется в машиностроении и электронной промышленности.

Впервые на это обратил внимание сотрудник Белл Лаборатории Вальтер Шухарт. (Приложение 2) Он занимался разработкой и эксплуатацией линейных усилителей. Эти достаточно сложные изделия нужно было в буквальном смысле закапывать в землю для поддержания необходимого уровня сигнала в телефонной линии. Стоимость самого изделия была ниже, чем затраты, вызванные его отказом и заменой. Поэтому надежность изделия играла первостепенную роль.

Изучая причины отказов, Шухарт [13] заметил, что большинство из них связано не с тщательностью изготовления, а с устойчивостью процесса производства. Анализируя причины, приводящие к отклонениям процесса от заданной траектории, он разделил их на два класса:

общие причины -неуправляемые, случайные природные (внутренние, присущие процессу) факторы. Таких причин, как правило, много. Вклад каждой из них может быть невелик, но суммарное действие существенно. Они определяют масштаб собственной изменчивости нормально идущего процесса;

особые причины -несоответствия выполняемых операций технологическим инструкциям, отклонения качества сырья, сбои в управлении и т.д.

Как правило, общие причины вызывают хаотические отклонения от заданной траектории, а особые носят более регулярный характер. Исследуя статистический характер отклонений реального процесса, можно оценить степень его управляемости и перспективы повышения управляемости.

Обобщая эти исследования, Шухарт разработал концепцию статистического управления качеством. Согласно этой концепции, производство продукции рассматривается как процесс, подверженный случайным и не вполне случайным колебаниям.

Статистическое управление качеством -это деятельность по управлению процессом, при которой акцент делается на уменьшение вариаций, случайных отклонений характеристик процесса от намеченной цели.

Стратегия управления -исключение особых причин вариаций и уменьшение общих причин.

Инструменты управления -контрольные карты, статистический инженерный анализ, диаграммы Парето и Исикавы (Приложение 2) (они будут рассмотрены в гл.3).

Критерий качества процесса -статистическая устойчивость (стабильность) процесса производства.

Так как основным источником несоответствий являются вариации процессов, Шухарт предлагает отказаться от поисков виноватых, а сосредоточиться на выявлении причин несоответствий. Главное -найти дефект/несоответствие, это помогает найти причину. Еще один вывод из концепции статистического контроля -изменение отношения к персоналу. Персонал должен быть заинтересован в своевременном выявлении несоответствий и при этом должен быть уверен в отсутствии негативных последствий таких решений. У каждого процесса должен быть хозяин процесса -определенное лицо, которому вменяется ответственность за правильное, надежное функционирование устойчивого процесса, вариации которого желательно уменьшить. Хозяин процесса должен быть мотивирован к тому, чтобы процесс был устойчив, и вариации снижались. Вид мотивации существенно зависит от общих принципов менеджмента, принятых в организации (денежное вознаграждение, моральное поощрение и т.п.). Весьма полезной для этих целей может быть функция потерь Тагути [15]. Таким образом, именно хозяин процесса становится заказчиком по отношению к технологам, разработчикам и работникам ОТК.

Работы Шухарта являются начальной точкой переворота наших представлений о качестве и способах его обеспечения.


Новая философия качества (идеи Деминга)

Понимание того факта, что большинство причин несоответствий вызваны несовершенством процесса производства, позволило по-другому взглянуть на роль процесса управления в обеспечении качества [16]. Предыдущие подходы акцентировали внимание на технологическом процессе производства. Однако в реальной жизни качество продукции в большей степени определяется качеством сырья и отношениями с его поставщиками, моральным климатом в коллективе и распределением ответственности руководства, наличием достоверной информации и многими другими причинами, не связанными непосредственно с технологическим процессом.

Последователь Вальтера Шухарта Уильям Эдвардс Деминг предложил системно взглянуть на всю совокупность причин несоответствий. Процедуру управления он представляет в виде замкнутой последовательности четырех действий (цикла Деминга): планирования, исполнения, проверки корректировки (см. рис. 2.1)



Новую философию качества Деминг сформулировал в виде 14 принципов, представляющих собой ключевые принципы -заповеди, применимые к любым компаниям, предприятиям и их подразделениям, заботящимся о стабильном производстве качественной продукции [16].

Четырнадцать принципов Деминга:

1. Обеспечить постоянство цели: улучшение продукции и обслуживания.

  1. 2. Принять новую философию -познание менеджерами своих обязанностей и принятия на себя лидерства на пути к переменам.

  2. 3. Покончить с зависимостью от массового контроля в достижении качества; исключить необходимость в массовом контроле, сделав качество неотъемлемым свойством продукции, "встроив" качество в продукцию.

  3. 4. Покончить с практикой закупок по самой дешевой цене; вместо этого следует минимизировать общие затраты и стремиться к выбору определенного поставщика для каждого продукта, необходимого в производстве.

    1. 5. Совершенствовать каждый процесс для улучшения качества, повышения производительности и уменьшения затрат.

    2. 6. Ввести в практику подготовку и переподготовку кадров.

    3. 7. Ввести такой стиль руководства, который помогает сотрудникам лучше делать свою работу, необходимо тщательно рассмотреть систему руководства персоналом.

    4. 8. Изгнать страхи, чтобы все могли эффективно работать для предприятия.

  4. 9. Разрушить барьеры между подразделениями; исследования, проектирование, производство и реализация должны работать вместе, чтобы предвидеть проблемы производства и эксплуатации.

    1. 10. Отказаться от пустых лозунгов, призывов для производственного персонала, таких как "нуль дефектов" или "новые задания по производительности". Такие призывы бессмысленны, так как подавляющее большинство проблем возникает в системе и находится вне возможностей работников.

    2. 11. Устранить произвольно установленные задания и количественные нормы.

    3. 12. Дать возможность работникам гордиться своим трудом; упразднить почасовую оплату среди рабочих, управляющих и инженеров; упраздните определение годовых и других рейтингов.

    4. 13. Поощрять стремление к образованию и совершенствованию.

  5. 14. Необходима приверженность делу повышения качества и действенность высшего руководства.


Предлагаемые Демингом [16] принципы относятся к целям разного уровня, некоторые из них противоречивы, иногда не разделяются другими специалистами (например, 10-й). Но они представляют собой очень важные цели, для достижения которых используются различные инструменты управления, менеджмента качества, в том числе и предлагаемые другими специалистами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск