Скачать 93.86 Kb.
|
Районный конкурс «Мой лучший урок» Урок английского языка в 9 классе «Конфликт в пьесе В.Шекспира «Ромео и Джульетта» Автор: Тюгаева Е.В., учитель английского языка МКОУ «Романовская основная общеобразовательная школа» Медынь, 2012 Пояснительная записка To have another language is to possess a second soul. Владеть другим языком – это как иметь вторую душу. Карл Великий Еще полвека назад английский язык был всего лишь одним из международных языков. В наши дни – это общепринятый язык межнационального общения. Английский язык нужен современному россиянину для строительства успешной карьеры и бизнеса, путешествия и обучения за границей, чтения современной литературы, которая издается, прежде всего, на английском языке, оптимального использования сети Интернет. Все международные соревнования и конференции проводятся на английском языке, большая часть компьютерных программ составляется опять же на английском языке. Соответственно реалиям времени изменилась концепция преподавания английского языка в школе. Современный урок английского языка должен не только формировать, совершенствовать и развивать 4 речевые компетенции: говорение, чтение, аудирование и письмо. Система преподавания английского языка в целом и каждый урок в отдельности должны быть направлены на формирование речевых, языковых, коммуникационных, социокультурных, компенсаторных компетенций, на развитие личностных качеств каждого учащегося. Представленный на конкурс урок входит в систему уроков английского языка по рабочей программе, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по английскому языку с учетом авторской программы по английскому языку к УМК «Enjoy English» («Английский с удовольствием») для учащихся 2-9,10-11 классов общеобразовательных учреждений. Программа предусматривает 3 часа английского языка в неделю, 105 учебных часов в год. Обучение происходит с использованием учебника «Enjoy English» для 9 кл. ( М.З. Биболетова, Н. В. Добрынина, Н.Н., Трубанева, «Enjoy English» – Обнинск: Титул, 2010). Данный урок предполагает углубленное изучение раздела «What is a conflict?» («Что такое конфликт»), которое представляет научный и практический интерес не только для тех учащихся, кто в будущем рассчитывает работать в сфере бизнеса, торговли, туризма и т.п., но дает возможности расширить коммуникационные и психологические компетенции в повседневной жизни. Урок состоит из двух взаимодополняющих частей. 1 часть – теория, где учащиеся знакомятся с сюжетом пьесы В.Шекспира «Ромео и Джульетта», оформленном в виде мультимедийной презентации на английском языке. 2 часть – содержит в себе элементы ролевой игры. В игровой форме учащиеся дают оценку конфликту, описанному великим драматургом и конфликтам в повседневной жизни. Цель такой формы в том, чтобы развить навыки диалогической и монологической речи с использованием хорошо известной и новой лексики, отработать навыки употребления в речи грамматических форм: модальных глаголов и сослагательных предложений с «нулевым условием». На данном уроке сочетаются различные методы и приемы проведения занятий: дискуссия, практическая работа (информативное чтение), работа в парах, работа с мультимедийной презентацией, ролевая игра. Использование мультимедийных технологий в процессе урока позволяет оптимизировать педагогический процесс, расширить дидактические возможности урока, сэкономить время педагога для творческой работы с учащимися. Важность урока в том, чтобы обосновать важность овладения учащимися навыками коммуникации на английском языке для решения задач повседневного общения. Учащиеся получают не только грамматическую, лексическую, историческую и литературную информацию, но и навык разрешения конфликтов в семье, с друзьями или участниками образовательного процесса, что особенно актуально для юношей и девушек подросткового возраста. Характеристика класса В 9 «а» классе, где проводился заявленный на конкурс урок, обучалось 8 человек (4 девочки, 4 мальчика). Основа классного коллектива 9 «а» сформировалась в 3 классе, в 6 классе коллектив был расформирован на параллельные «а» и «б». Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны, но не сильны в учебе. Предметы гуманитарного цикла, включая английский язык, вызывают больший интерес, чем точные науки. Но отсутствие навыка самостоятельной работы, системы в подготовке домашних заданий привели к невысоким результатам учебной деятельности. Подростки восприимчивы к рекомендациям педагогов. Позитивно относятся к творческим формам работы, дискуссиям, проектам. Пассивность и ленивость свойственны 2 учащимся из 8. Отличников нет, 1 ученица стабильно имеет хорошие и отличные отметки по всем предметам. Английский язык ребята называли одним из любимых предметов. Однако лексический запас учащихся к 9 классу не достиг нормы (900 – 1000 лексических единиц). Поэтому вести диалог-побуждение или этикетный диалог ребятам сложно. Парадоксально, но диалог-дискуссия осуществляется легче, так как для учащихся характерна повышенная эмоциональность, интерес к коммуникации, общечеловеческим ценностям. Регулятивные действия: самонаблюдение, самоконтроль, самооценка в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке находятся на достаточно развитом уровне. Учащиеся класса – уверенные пользователи ПК и сети Интернет, поэтому применение ИКТ на уроках английского языка не вызывает затруднений. Общий кругозор класса развит недостаточно, подростки в массе своей мало читают, в т.ч. и на английском языке. Учителю необходимо использовать позитивные черты классного коллектива для оптимизации процесса обучения. Практическая реализация Учитель на данном уроке исполнял роль координатора самостоятельной работы классы, распределял учащихся по парам и ролям с учетом их личностных особенностей в целях создания максимально благоприятных условий. В первой части урока обращалось внимание на сложные информативные моменты, реализовался принцип наглядности и доступности обучения. Затем осуществлялся организационный ввод, т.е. нацеливание на конечные результаты. После этого учащиеся действовали самостоятельно по усвоению предметных учебных элементов. Этот этап включал изучение темы по мультимедийной презентации и Интернет-словарям. Данная часть урока оказалась наиболее сложной, так как у учащихся невысок слоыарный запас, и они обращались к словарю чаще, чем следовало бы на данном этапе обучения. Вторая часть дополняла первую практической направленностью. Учащиеся обсуждали конфликт на английском языке, используя полученную ранее информацию. Каждый участник дискуссии говорил от имени одного из участников шекспировского конфликта. Если в первой части ребята работали в парах, то вторая часть – индивидуальная работа. С говорением, как диалогическим, так и монологическим, подростки справились удачно. Важную роль играл преобладающий тип памяти – слуховой, вследствие чего аудирование и устная речь (по имитативному способу) осваивались лучше, чем зрительно-графическая информация. Оценки учащихся по результатам урока
Блиц-опрос учащихся после урока:
Кормаков Виталий: «Работа интересная, но сначала показалась трудной. Развивает память и усовершенствует мышление. Позволяет проверить свои возможности в понимании текста и в устной речи».
Чайникова Ольга: «Многие новые слова отложились в памяти сами собой, без заучивания. Музыка и красочные иллюстрации позволили воспринять трагедию Шекспира более эмоционально.
Белов Сергей: «Умение преодолевать трудности перевода».
Камалова Ольга: «Роль учителя одна из главных, ведь она составила все виды работ для учеников, правильно все организовала. Оказывала помощь при затруднениях». Конспект урока Предмет: английский язык Тема: «Конфликт в пьесе В.Шекспира «Ромео и Джульетта» Продолжительность: 45 минут Класс: 9 класс (основная общеобразовательная школа) Тип урока: урок формирования умений и навыков Цели:
Оборудование: компьютеры для каждого учащегося с подключением к сети Интернет, аудионаушники, раздаточные материалы, бутафорский микрофон Ход урока Орг. момент Постановка целей урока На доске написана тема «Romeo and Juliet by W. Shakespeare» («Ромео и Джульетта В.Шекспира»). Учитель задает вводные вопросы: “What do you know about Romeo and Juliet? Did you read this play? Is there a conflict in it? Can you name the topic of our lesson?” (Что вы знаете о Ромео и Джульетте? Читали ли вы эту пьесу? Есть ли в пьесе конфликт? Можете ли вы назвать тему нашего урока?»). ЧАСТЬ I Сформулировав тему, учащиеся и получают следующий алгоритм действий (на английском языке):
Часть II Ролевая игра «How can we avoid conflicts?» (Как можно избежать конфликта) Учитель назначает роли:
Каждый «персонаж» должен высказать свое мнение, как следовало избежать конфликта. При этом следует использовать свои записи (сюжет, лексика) и строить высказывание по образцу We can avoid conflict if we respect each other. (Мы можем избежать конфликта, если будем уважать друг друга.) Учитель направляет ход дискуссии – ученик, которому учитель подает «микрофон», должен выразить по отношению к реплике товарища согласие, несогласие, сомнение. Часть III. Заключение и рефлексия. Учитель задает вопросы: “Are there such conflicts nowadays? What conflict can happen in modern families? How can we avoid conflicts?” (Бывают ли такие конфликты в наши дни? Какие конфликты случаются в современных семьях? Как мы можем избежать конфликтов?). Рефлексия: каждому учащемуся предлагается сказать фразу по клише: Tragedy “Romeo and Juliet” teaches us to… (Трагедия «Ромео и Джульетта учит нас…) Домашнее задание: написать краткое эссе «Как я разрешаю конфликты в повседневной жизни» |