Скачать 146.95 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Московский институт электроники и математики Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Факультет прикладной математики и кибернетики Программа дисциплины Информатика для направления 090301.65 «Компьютерная безопасность» Автор программы: Калинин Б.Н., к.т.н., доцент Одобрена на заседании кафедры Кибернетика «___»____________ 20 г Зав. Кафедрой В.Н. Афанасьев Рекомендована секцией УМС «___»____________ 20 г Председатель Утверждена УС факультета «___»_____________20 г. Ученый секретарь Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 090301.65 Компьютерная безопасность, изучающих дисциплину Информатика. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Информатика» получение студентами начальных знаний в области основ информатики, изучение программ пакета Microsoft Office, изучение основных возможностей пакета программ Mathcad.. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
Знать Уметь
Дисциплина «Информатика» способствует формированию у студентов следующих компетенций:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина входит в базовую часть общенаучного цикла образовательной программы подготовки по направлению 090301.65 «Компьютерная безопасность». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны иметь знания в рамках программы средней школы. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении курсов программирования и математики. 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентовТекущий контроль в первом модуле В первом модуле студенты выполняют три контрольные работы
Таким образом, максимальная накопленная в течение модуля оценка равна 10 баллов. Промежуточный контроль Промежуточный контроль проводится по окончании первого модуля. Контроль состоит в подсчете накопленных баллов и сдаче зачета. Если накопленная оценка выше 7 баллов, преподаватель вправе освободить от сдачи зачета, с выставлением им в зачетную ведомость соответствующего числа баллов (8, 9, 10 баллов). Студент может отказаться и сдавать зачет, состоящий в ответах на вопросы. На зачете с учетом накопленных баллов студент может получить максимум 10 баллов. Текущий контроль во втором модуле Во втором модуле студенты выполняют три домашних задания
Таким образом, максимальная накопленная в течение модуля оценка равна 10 баллов. Итоговый контроль Итоговый контроль проводится по окончании второго модуля. Контроль состоит в подсчете итогового количества накопленных баллов и в проведении зачета. Итоговое количество накопленных баллов вычисляется по формуле: (сумма баллов за первый модуль) + (сумма баллов за второй модуль) Таким образом, максимальная итоговая накопленная сумма баллов равна 10. Если итоговая сумма выше 7 баллов, преподаватель вправе освободить от сдачи зачета, с выставлением им в зачетную ведомость соответствующего числа баллов (8, 9, 10 баллов). Студент может отказаться и сдавать зачет. На зачете с учетом накопленных баллов студент может получить максимум 10 баллов. 7Содержание дисциплиныТема 1. Вводная Предмет и содержание курса. Определение понятия "информатика". Основные вехи качественных изменений в процессах получения, передачи и обработки информации: возникновение письменности, изобретение книгопечатания, появление современных видов связи, внедрение компьютеризации, появление сети Интернет, развитие мобильной телефонии. Технические и программные средства обработки информации. (1 час лекций) Самостоятельная работа: проработка материала лекции (1 час) Литература: 1, 9. Тема 2. Пакет программ Mathcad Простые вычисления. Правила написания. Использование клавишных команд. Использование панелей инструментов. Простые и глобальные определения. Основные команды меню: Result, Separate Regions, Disable Evaluation, Automatic Calculation, Optimize expression before calculation, "0/0=0", Array Origin, Convergence Tolerance, Constraint Tolerance, Trace Error. Использование встроенных функций. Операции с векторами и матицами. Аналитические операции. Построение трафиков. Решение уравнений (2 часа лекций, 4 часа практических занятий) Самостоятельная работа: проработка материала лекции, подготовка к контрольной работе (6 часов) Литература: 7. Тема 3. Строение персональных компьютеров Принципы построения и основные блоки компьютеров. Принципы фон-Неймана. IBM PC-совместимые компьютеры. Основные блоки IBM PC: системный блок, клавиатура, монитор. Дополнительные внешние и внутренние устройства: принтер, мышь, DVD, модем и др. Характеристики микропроцессора. Виды памяти: оперативная память, кэш-память, BIOS, полупостоянная память, видеопамять. Электронные платы, контроллеры и шины. Характеристики мониторов, видеоконтроллеры. Средства хранения и переноса информации: жесткие диски, дискеты, компакт-диски, флеш-память. (3 часа лекций) Самостоятельная работа: проработка материала лекций (3 часа) Литература: 2. Тема 4. Файловая система. Имена файлов, расширения имен. Каталоги. Указание пути к файлу. Полное имя файла. Атрибуты файлов. Эффективность использования пространства жесткого диска. (1 час лекций) Самостоятельная работа: проработка материала лекции (1 час) Литература: 2 Тема 5. Программное обеспечение персональных компьютеров. Типы программ: прикладные, системные, инструментальные. Системные программы: операционные системы, драйверы, программы-оболочки, утилиты. Последовательность процессов, происходящих при включении компьютера. Операционная система MS DOS. Основные характеристики. Основные составные части. Основные команды DOS. Команды для работы с каталогами и файлами: dir, cd, md, rd, copy, del, ren, type, move, verify. Дополнительные команды: date, time. Перенаправление потоков ввода-вывода в системе DOS. Командные файлы в системе DOS. Операционная система Windows. Достоинства системы Windows: наличие единого пользовательского интерфейса, многозадачность, удобство программной поддержки внешних устройств, поддержка масштабируемых шрифтов, возможность обмена данными между приложениями, поддержка мультимедиа, доступность всей оперативной памяти, динамическое подключение библиотек. Включение и выключение компьютера при работе в операционной системе Windows. Элементы интерфейса: рабочий стол, пиктограммы, панель задач, главное меню, контекстные меню. Действия, выполняемые мышью. Разновидности окон: основные и вторичные окна программ, окна запросов. Основные клавишные унифицированные команды Windows-приложений. Переход от одного окна к другому с помощью клавишных команд и с помощью мыши. Выход в окно DOS. Создание новых ярлыков. Восстановление объектов, удаленных в корзину. Использование команд программы «Проводник» (Windows Explorer). Доступ к ресурсам локальной сети. Системный реестр. Использование программ-оболочек: FAR, Windows Commander, Total Commander. Информация, отображаемая в основных и дополнительных окнах. Возможности программ-оболочек. Команды, подаваемые с помощью функциональных клавиш. Создание и редактирование файлов. Копирование и перемещение файлов. Изменение файловых атрибутов. Выход в окно DOS. Общие сведения о пакете программ Microsoft Office. (5 часов лекций, 6 часов практических занятий) Самостоятельная работа: проработка материала лекции, подготовка к двум контрольным работам (10 часов) Литература: 2 – 5, 8. Тема 6. Программа Microsoft Word Создание и форматирование текста. Возможности, предоставляемые пользователю в разделе меню Format. Редактирование текста. Создание и редактирование таблиц. Форматирование таблиц. Обтекание таблиц текстом. Написание и редактирование математических формул. Создание и вставка рисунков. Обтекание рисунков текстом. Составление оглавления. Вставка ссылок. Использование в тексте вставок, создаваемых другими программами: Excel, Mathcad и т.п. Возможности электронных документов Word. (2 часа лекций, 2 часа практических занятий) Самостоятельная работа: проработка материала лекции, выполнение домашнего задания (4 часа) Литература: 3 – 5, 10. Тема 7. Программа Microsoft Excel Главное окно программы Excel. Листы, ячейки, адреса, блоки. Команды редактирования рабочих листов. Перемещение от ячейки к ячейке. Выделение ячеек и блоков. Ввод информации в ячейки. Форматирование ячеек. Операции со столбцами и строками. Присвоение собственных имен ячейкам и блокам. Простые вычисления: сложение данных в ячейках, вычисление средних значений. Написание формул. Использование в формулах относительных и абсолютных ссылок. Использование в формулах имен ячеек. Заполнение ячеек данными и формулами. Использование библиотеки встроенных функций. Табличные формулы. Операции с матрицами. Защита ячеек от несанкционированного изменения. Отслеживание взаимных зависимостей между ячейками. Возможности, предоставляемые пользователю для создания диаграмм. Этапы создания диаграмм. Редактирование построенных диаграмм. Создание однотабличных баз данных. Сортировка данных. Фильтрация данных. (2 часа лекций, 2 часа практических занятий) Самостоятельная работа: проработка материала лекции, выполнение домашнего задания (4 часа) Литература: 3 – 6, 10. Тема 8. Программа Microsoft Power Point Основные режимы работы Power Point: режим слайдов, режим сортировщика слайдов, режим страниц с заметками, режим структуры. Создание и удаление слайдов. Форматирование текстовых полей: выбор шрифта, размер и цвет символов, рамка и фон текстового поля. Вставка и форматирование диаграмм и рисунков. Создание фона слайдов. Добавление номеров слайдов и колонтитулов. Ввод эффектов для элементов слайдов. Изменение порядка следования слайдов в презентации. Ввод эффектов при переходах от слайда к слайду. Настройка времени воспроизведения презентации. (1 час лекций) Самостоятельная работа: выполнение домашнего задания (2 часа) Литература: 3 – 5, 10. : 8Образовательные технологииЗанятия проходят в компьютерном классе, оборудованном проектором или программой Teacher. Занятия проходят в форме лекций и практических занятий. На практических занятиях преподаватель демонстрирует методы решения задач и составления компьютерных программ. Затем студенты выполняют задание самостоятельно и проводится разбор выполнения заданий. Проводится также разбор выполнении домашних заданий. Для достижения хороших результатов при изучении дисциплины студентам необходимо самостоятельно дома выполнять задания, выданные преподавателем, а также разбирать материалы лекций или соответствующие темы в рекомендованных учебниках. Отдельные темы предлагаются студентам для самостоятельного изучения. На занятиях студенты выступают с сообщениями по темам, заданным для самостоятельного изучения. 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Примеры тем контрольных работ
9.2Примеры домашних заданий
9.3Примеры вопросов на зачете
10Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины10.1Основная литература
10.2Дополнительная литература
10.3Программные средстваПри изучении дисциплины используются следующие программные средства:
10.4Дистанционная поддержка дисциплиныДоступны электронные версии некоторых пособий (список литературы). |