Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5





НазваниеРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
страница1/6
Дата публикации18.06.2013
Размер0.79 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6



Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУ ВПО РГТЭУ)

Подраздел н 5.74.5.1.5

Научно-информационный материал 14:

"Требования к разработке образовательных программ повышения квалификации и просвещения населения по направлениям «Товароведение продовольственных товаров» и «Товароведение непродовольственных товаров»"

Состав научно-образовательного коллектива:

  1. Николаева М.А., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Товароведение и экспертизы товаров», научный руководитель коллектива;

  2. Карташова Л.В., кандидат педагогических наук, доцент.


Москва 2011 г.

Современный этап развития человечества характеризуется бурным ростом информационных ресурсов: профессиональных, общекультурных. Поэтому в сфере образования изменилась ее парадигма. На смену старой парадигме XVIII-XX века «Образование на всю жизнь» пришла новая «Образование - в течение всей жизни». Это обусловило необходимость пересмотра методики преподавания на всех уровнях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным послевузовским профессиональным образованием.

Но если в методике преподавания на уровнях основного общего и среднего образования, а также начального, среднего и высшего образования модернизация, направленная на повышение удельной доли самостоятельной работы, уже началась, то на уровне дополнительного профессионального образования преобладают традиционные формы, средства и методы обучения. К ним относятся лекции, семинары, экскурсии и т.п.

В значительной мере это обусловлено тем, что отсутствуют современные методические разработки по применению инновационных технологий обучения, ориентирующих обучаемых на формирование таких компетенций как способность к самостоятельности, творческая активность, активная жизненная позиция, готовность к здоровому образу жизни. При этом первые три компетенции могут быть сформированы в любой профессиональной образовательной области.

В отличие от указанных компетенций здоровьесберегающие компетенции могут быть обеспечены ограниченным перечнем образовательных областей или учебных дисциплин. К их числу относятся товароведение, особенно продовольственных товаров, физическая культура, безопасность жизнедеятельности, экология, физиология питания, микробиология, санитария и гигиена, медицина и др.

Основами знаний по указанным научным областям должны обладать профессионалы- специалисты торговли, здравоохранения, спорта и др. Знания эти постоянно обновляются за счет приобретения теоретической и практической информации из перечисленных дисциплин. Однако самостоятельное изучение новой информации чревато рядом негативных последствий. К их числу относятся:

  • наличие в СМИ и даже учебной или научной литературе недостоверных сведений, необоснованных научно (например, модные, но бесполезные для организма человека рекомендации типа раздельного питания);

  • устаревшая, недействующая информация, выдаваемая за последнюю новейшую (к сожалению, в товароведении очень много за последнее десятилетие издано учебников, содержащих информацию из учебников 60-х – 70-х годов);

  • недостаточный удельный вес новой информации, базирующейся на результатах научных исследований последних лет;

  • отсутствие или недостаточность у обучаемых на уровне дополнительного профессионального образования методики самообразования;

  • многие преподаватели, работающие в сфере повышения квалификации специалистов, не в полной мере осознают специфику методики преподавания в этой сфере.

Для предотвращения и смягчения указанных негативных последствий необходимо выявить эту специфику и разработать методику преподавания в сфере повышения квалификации специалистов.

Целью настоящей работы является установление характерных особенностей методики преподавания товароведения продовольственных и непродовольственных товаров в сфере повышения квалификации работников торговли, а также других смежных областей деятельности.

Для достижения этой цели необходимо поставить и решить следующие задачи:

  • рассмотреть ключевые термины, применяемые в данной разработке;

  • определить обучающие, воспитательные и развивающие цели образования в указанной сфере;

  • рассмотреть принципы обучения;

  • осуществить поиск и подбор необходимой и достаточной для специалистов учебной информации;

  • обосновать выбор наиболее рациональных средств и методов преподавания и обучения;

  • разработать при необходимости оценочные средства результатов обучения.



    1. Ключевые понятия методики


Любая профессиональная область знаний имеет свои ключевые термины, которые должны быть определены. Не составляет исключения и методика преподавания, ключевыми терминами которой являются образование, образовательные потребности, образовательные услуги, педагогика, методика преподавания, методология.

В соответствии с законом РФ «Об образовании» термин «образование» определен следующим образом: «Образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов) [1].

Согласно Международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО, термин «Образование» определен как совокупность всех видов целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой в целях удовлетворения образовательных потребностей [2].

В связи с введением нового термина «Образовательные потребности» необходимо дать определение этого стандартизированного термина, применяемого в конституции РФ.

«Образовательные потребности - разновидность интеллектуальных потребностей, удовлетворение которых позволяет сформировать общекультурные и/или профессиональные компетенции». (авторское определение)

Средствами удовлетворения образовательных потребностей служат образовательные услуги, учебная, научная и справочная литература.

«Образовательные услуги - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых возможностей для приобретения знаний и умений с целью удовлетворения образовательных потребностей». [3]

Приведенный термин в неполной мере определяет сущность образовательных услуг, поэтому мы даем авторское определение термина, исходя из определения термина «услуга».

Образовательные услуги (ОУ)- результат взаимодействия обучаемых и обучающих, а также собственной деятельности образовательных учреждений по удовлетворению образовательных потребностей обучаемых и/или работодателей.

По своим целям и содержанию образовательные услуги подразделяются на профессиональные, социальные и социально-культурные.

Профессиональные ОУ - услуги, ориентированны на потребности рынка труда и связаны с воспроизводством рабочей силы.

Социальные ОУ - услуги, предназначенные для удовлетворения потребностей развития организаций и социальных сообществ.

Социально-культурные ОУ - услуги, ориентированные на потребности развития человека.

Основу оказания образовательных услуг составляет образовательный процесс как деятельность по передаче и освоению социально-культурного опыта, а также формулированию способности к его обогащению [3].

Научное и теоретическое обоснование целесообразности форм, средств и методов образовательного процесса обеспечивает педагогика.

«Педагогика - наука о воспитании и обучении подрастающего поколения, раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, его роль в жизни общества и развитии личности, процессе образования и обучения» [3].

Педагогика имеет следующие разделы: дошкольная, школьная, профессионального образования (начального, среднего, высшего и послевузовского), производственная, специальная педагогики. Они включают теорию и методику воспитания, дидактику и школоведение.

«Дидактика (от греч. didaktikos-поучительный) – раздел педагогики, излагающий теорию образования и обучения, исследующий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и на основе выявленных закономерностей разрабатывающий определенный системы обучения» [3].

«Методика - отрасль педагогики, исследующая закономерности, правила, методы и приемы обучения определенной учебной дисциплине [3].

«Методология - учение о структуре логических организаций, методах и средствах деятельности» [3].
1.3. Структура методики преподавания
Структура (лат. structural) – взаиморасположение и связь составных частей объекта.

При определении структуры методики преподавания необходимо выявить перечень ее составных частей (структурных элементов) и их взаимосвязь. Структура методики преподавания представлена на таблице 1.
Характеристика структурных элементов

Цели методики преподавания подразделяются на:

  • обучающие;

  • воспитательные;

  • развивающие.

Обучающими целями является передача и усвоение учебной информации от обучающего или иных источников к обучаемому, приобретение на их основе необходимых умений и навыков.

При повышении квалификации специалистов особенностью является то, что обучающие цели направлены, прежде всего, на передачу и приобретение новой информации.

Воспитательные цели - формирование личностных свойств у обучающихся. При повышении квалификации к ним относится воспитание в человеке ответственности за порученное дело, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному самообразованию и обучению, росту профессионального мастерства.


Рис.1 Структура методики преподавания учебных дисциплин.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Основная образовательная программа по направлению 040104. 65 – «Организация работы с молодежью»
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Социальная геронтология: Учебная программа дисциплины / Сост. Т. В. Коробицина; сфу, 2009
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Работа выполнена в Федеральном государственном бюджетном учреждении «Научно-исследовательский институт ревматологии» Российской академии...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Республике Дагестан и за ее пределами в целях обеспечения потребностей внутреннего и внешнего рынка, укрепления национальной экономики...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 4
Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины по направлению...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Учебно-методический комплекс подготовлен: Арефинкиной Е. Г. кандидатом юридических наук
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Аудирование включает 15 заданий, из которых первое – на установление соответствия и 14 заданий с выбором одного правильного ответа...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconРоссийский государственный торгово-экономический университет (гоу...
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки направляет для использования в работе методические рекомендации по вопросам...
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconМетодические указания по выполнению контрольных работ
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconПрограмма дисциплины "Международная экономика" для направления
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconНаучная школа: Устойчивое развитие социально-экономической системы
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал
Российский государственный торгово-экономический университет (гоу впо ргтэу) Подраздел н 74 5 iconОсновной образовательной программы по направлению магистров 080100 Экономика
Гоу впо «российский государственный торгово-экономический университет» новосибирский филиал


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск