Скачать 31.79 Kb.
|
Использование ИКТ на уроках физики. Базалей Н.Д. Современный мир невозможно представить без компьютерных технологий, они довольно прочно обосновались практически во всех сферах деятельности человека. Образовательный процесс не является исключением. Использование информационных технологий в преподавании физики дает возможность разнообразить методы преподавания, проводить исследования, которые при использовании стандартного школьного оборудования, выполнить невозможно. Применяя на уроках такие программные продукты как: «Физика в школе», «Открытая физика», «Физика в анимациях» возможно, значительно повысить интерес учащихся к изучению предмета. Ученики самостоятельно могут создавать мультимедийные модели взаимодействия тел, физических явлений, и, изменяя параметры взаимодействия наглядно видеть результат. Компьютерные технологии обучения лежат на стыке наук, и они должны применяться, с учетом современных представлений о мышлении в философии, психологии, физиологии, логике и информатике. Обучение на основе КТ создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, оптимизирует познавательный процесс. Фактором, позволяющим это сделать, является визуализация основных математических и физических понятий, процессов и явлений при помощи компьютера. Информационные (компьютерные) технологии, являясь современным средством обучения, открывают поистине необозримые возможности для решения широкого круга задач. Можно придумать много различных способов использования ПК: компьютерные демонстрации, лабораторно – компьютерные практикумы, интегрированные курсы, компьютерное моделирование физических процессов, компьютерное тестирование и т.д. Но не всегда можно ими воспользоваться по ряду причин: недостаточная техническая оснащенность, трудоемкость, наличие свободного компьютерного класса. Используя ПК на занятии, в каждом конкретном случае, приходится мне решать проблему уместности применения компьютера и соотношения компьютерных и реальных экспериментов. В нашей школе созданы условия применения информационных компьютерных технологий на разных предметах: укомплектован 1 компьютерный класс, есть сеть подключения к Интернету. Составляя планы уроков, всегда стараюсь предусмотреть различные варианты работы. Работа с компьютером – один из вариантов, активизирующий процесс усвоения знаний, усиливающий мотивацию обучения. Поэтому, наряду с традиционными методами изучения физики, на уроках я стараюсь использовать персональный компьютер, медиаресурсы: , «Физика 7-11кл.», «Физика в школе», «Физика в анимациях». Медиаресурсы применяю при объяснении нового материала с целью создания проблемной ситуации, выдвижения проблемы и формулировки гипотезы, а также с целью ее экспериментальной проверки (виртуальный эксперимент). При закреплении и повторении пройденного материала учащиеся работают фронтально (проектор), в малых группах - решая видеозадачи, выполняя различные тесты, просматривая или создавая презентации по пройденной теме. Медиаресурсы применяются для демонстрации видеозаписей компьютерных экспериментов, не заменяя совсем, а, дополняя и иногда, при необходимости, дублируя реальный эксперимент, т.к. разнообразное представление демонстрационного опыта способствует его запоминанию, образованию устойчивого зрительного образа наблюдаемого явления. Убеждена, что в современном процессе обучения ИКТ является незаменимым помощником учителя, с помощью которого можно насытить уроки физики богатейшим иллюстративным материалом – от несложных графических иллюстраций, до интерактивных анимаций и физических видеоэксперименто Хороший материал по темам курса физики есть на диске «Открытая физика». Виртуальные опыты сопровождаются объяснением и звуковым и текстовым. Часто стараюсь использовать на уроках диск «Физика 7-11кл.». Итак, я пришла к выводу, что персональный компьютер целесообразнее использовать, с моей точки зрения, на уроках для демонстрации, компьютерного тестирования, создания программируемой учебной среды (диалог ученик или группа учеников – компьютер), выполнения виртуальных лабораторных работ; во внеурочное время - для подготовки учащимися рефератов, докладов, участия в викторинах, КВН, различных физических вечеров, научно-исследовательских проектов. Применение информационных компьютерных технологий способствует организации специальной стимульной среды для изучения физики, повышает уровень усвоения учебного материала и влияет на качество знаний. Компьютер – простой инструмент, который призван освободить нас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в нашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Использование компьютерных технологий необходимо не только на уроках физики, но и на занятиях других предметов. |