Шаблон «Визитной карточки» проекта
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Михеева Ольга Николаевна
|
| Город, область
| Г.Шимановск Амурская область
|
| Номер, название школы
| МОУСОШ №1
|
| Описание проекта
|
|
| Название проекта
|
| Древняя Индия
|
| Краткое содержание проекта
|
| В проекте на основе исторических источников, литературы, иллюстративного материала учащиеся 5 класса знакомятся с природой, занятиями, религиозными верованиями жителей Древней Индии; исследуется место данной страны в развитии мировой культуры
|
| Предмет(ы)
|
| Всеобщая история
|
| Класс(-ы)
|
| 5 классы
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 3 урока
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp?ob_no=14396 Обязательный минимум содержания образования предполагает изучение тем:
Природа и люди Древней Индии.
Индийские касты.
В соответствии с образовательным стандартом основного общего образования учащиеся должны:
Знать
Древний Восток (Индия). Природные условия. Занятия жителей. Возникновение государств. Мир человека древности в зеркале мифов и легенд. Зарождение древних религий. Будда. Культурное наследие Древнего Востока.
Уметь
• работать с историческим источником (отвечать на вопросы и решать поставленные учебные задачи, опираясь на текст исторического документа; использовать факты, содержащиеся в источниках, в рассказе об исторических событиях; сравнивать свидетельства разных источников); • работать с исторической картой (показывать на картах мира территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий);
• описывать исторические события и памятники культуры (рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ, отчетов об экскурсиях, рефератов, сочинений);
• анализировать, объяснять, оценивать исторические факты и явления (соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл основных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий);
• объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры.
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Освоят:
- основные факты и понятия по теме «Природа и люди Древней Индии»;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей древних индийцев;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы;
Смогут:
- показывать на исторической карте территории расселения и города древних индийцев;
- давать описания памятников культуры на основе текста, иллюстративного материала,
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов по теме (каста, брахман, шудра, кшатрии, вайшьи, буддизм);
- объяснять свое отношение к наиболее значительным достижениям древнеиндийской культуры и высказывать собственные суждения о культурном наследии древнеиндийской цивилизации. Участники проекта исследуют:
- истоки цивилизации Древней Индии,
Изучат достижения культуры Древней Индии и проследят, какое влияние оказали древние индийцы на развитие мировой истории и культуры.
В ходе проекта учащиеся придут к пониманию того, как:
- развивается исторический процесс
- древнеиндийская цивилизация продолжает существовать во времени. Учащиеся будут формировать такие следующие качества и умения:
- ответственность и адаптивность
- межличностное взаимодействие и сотрудничество
- креативность и любознательность
- критическое и системное мышление
- информационная и медиа грамотность.
Участники оформят результаты своей работы в форме презентаций и буклетов, вики-статьи, которые будут размещены на социальных сервисах.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Какое место занимает индийская цивилизация в мире?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| Как жили древние люди на юге Азии?
Как объясняли древние индийцы происхождение и место человека в мире?
Какую роль играет зародившееся в Индии религиозное учение буддизм?
|
| Учебные вопросы
| Месторасположение Древней Индии на карте.
Какие успехи сопутствовали индийцам в развитии хозяйства?
Какие религиозные верования существовали у древних индийцев?
Что такое касты? Какие касты существовали в Индии?
Какова история их появления?
Как возникает и закрепляется неравенство в Древней Индии?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Формирующее оценивание «стартовых знаний» в форме фронтальной беседы в ходе вводной презентации учителя.
Список тем исследований.
Критерии оценивания исследований учеников.
| Оценивание работы учеников по предложенным дидактическим материалам.
Обсуждение предварительных результатов в каждой группе.
Заполнение таблицы продвижения групп по проекту.
Консультации учителя.
| Самооценка работы группы.
Представление результатов работы групп в вики-статье.
Выступление на уроке-конференции.
Рефлексия.
|
| Описание методов оценивания
|
| Работа над проектом начинается с того, что в ходе презентации учителя выясняются знания учащихся по данной теме, учащиеся мотивируются на проведение исследований в проекте, определяются темы исследований.
Учитывая требования стандарта, составляются критерии оценивания будущих работ учащихся, по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. Перед началом работы учащиеся знакомятся с данными критериями. В ходе работы группы заполняют таблицу продвижения по проекту, обсуждают полученные результаты, сверяют полученные результаты с критериями. Для глубокого осмысления темы для учащихся разработаны дидактические материалы.
После завершения работы заполняются листы самооценки работы группы, создается обзорная вики-статья, отражающая результаты исследований и полученные выводы.
Проводится урок-конференция, на котором заслушиваются выступления учащихся с итогами своей работы. Здесь оценивается глубина проведенного исследования, краткость и емкость формулировок, умение логично представлять ход и результаты исследования, убедительно аргументировать свою точку зрения, задавать вопросы, активность.
В ходе выступлений учащиеся демонстрируют результаты своей деятельности – презентации и публикации. В завершении конференции коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта.
По итогам проекта осуществляется индивидуальная рефлексия.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Эмпирические знания о Древней Индии
Первоначальные навыки поиска информации в Интернет, исторической и учебной литературе, навыки осмысленного чтения
Первоначальные навыки работы в текстовом редакторе и PowerPoint.
|
| Учебные мероприятия
|
| Последовательность учебного процесса для учеников – что и когда они делают, чему учатся, как вовлекаются в процесс планирования.
До начала проекта нужно подготовить все необходимые ресурсы в соответствии с планом проведения проекта, а также провести родительское собрание, с тем чтобы обеспечить поддержку родителей, объяснить им смысл изменения формы учебного процесса и сообщить о необходимости письменного согласия на размещение фотографий ребенка на сайте проекта.
Постановка задачи (1 урок) Так как ученики впервые приступают к изучению истории Древней Индии, то при помощи вводной презентации учитель выясняет имеющиеся у детей начальные знания по теме (эмпирические): учащиеся отвечают на вопросы, что позволит выяснить уровень их знаний. Тут же определяются темы и содержание дальнейших исследований. Учитель делит класс на 3 группы, каждая из которых будет исследовать свою тему: 1 группа – «Природа Древней Индии», 2 группа – «Кастовое деление общества», 3 группа – «Возникновение и учение буддизма». Чтобы задать направление исследований, учитель предлагает ученикам критерии оценивания исследований учащихся (оценки презентации, публикации, вики-статьи).
Перед началом исследования учитель организует учебное занятие, на котором ученики обучаются навыкам работы с социальными сервисами (ВикиВики, Гугл, Скрибд), выполняя ряд практических заданий (1 урок).
Исследования школьников(2 недели) Учащиеся самостоятельно пытаются ответить на учебные вопросы своей темы. При этом они должны проанализировать исторические источники, найти исторические факты, отвечающие на вопросы исследования, подобрать иллюстративный материал и сделать выводы по теме. В поддержку развития навыков 21-го века учитель обеспечивает группы ресурсами, необходимыми для самооценки и отслеживания продвижения работы групп по этапам исследования, предлагает дидактические задания по теме проекта. Также учитель может предложить учащимся ссылки Интернет-ресурсы проекта на сервисе хранения закладок. Проводится совместное обсуждение, а затем оформление результатов работы группы.
Защита проекта (1 урок) Каждая группа выступает с устной презентацией результатов, демонстрируя свои работы в форме презентации, буклета, вики-статьи. В завершении коллективно обсуждаются выводы, служащие ответом на основополагающий вопрос проекта. Учащиеся оценивают выступления групп в соответствии с критериями оценивания работы групп. Подводятся итоги, определяется группа, выполнившая самое полное и аргументированное исследование, осуществляется индивидуальная рефлексия.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| В работе над проектом ученики выполняют доступные для себя, четко определенные задачи на основе продуманного алгоритма действий. Они имеют возможность воспользоваться помощью других участников группы, проконсультироваться с учителем. Такие ученики должны почувствовать свою значимость в общем деле, почувствовать, что они могут быть успешными.
|
| Одаренный ученик
| В ходе работы над проектом возможны различные пути изучения материала, которые могут выбрать сами ученики. Школьники, заинтересованные в более глубоком изучении истории, могут выйти за рамки выполняемых учебных задач, провести дополнительные исследования и расширить поле деятельности проекта.
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц-оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет-соединений, телевизор
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM
|
| Материалы на печатной основе
| - Уколова В.И., Маринович Л.П.
История Древнего мира. 5 кл. : Учебник для общеобразовательных учреждений / Под ред. А. О. Чубарьяна .- 1-е изд. .- М. : Просвещение, 2001.- 335 с. : ил., карты; 70х90 1/16 .- ISBN 5-09-009855-7 (В пер.)
Тип ресурса: Информационные ресурсы на бумажных носителях - Автор: ред. М. А. Коростовцев
Название: Хрестоматия по истории Древнего Востока. Учебн. пособие, в 2-х частях. Ч. 2 Издательство: Высш. Школа Год: 1980 - Ибрагимов А. Народные повести и рассказы Южной Индии. ("Как простой смертный перехетрил бога смерти" М., "Художественная литература", 1978.) - Синельченко В. Индийские мифы.(Синельченко В. Н. М. Б. Петров. В мире мифов и легенд. С-Пб., 1998.) - История Древнего мира. Нефедов С.А. М.: Владос, 1996.– 389 с.
|
| Другие принадлежности
| Ранние цивилизации Древней Индии
Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия
http://www.ancienthistory.spb.ru/book/11-34kolon
|
| Интернет-ресурсы
|
|
| Другие ресурсы
| Экскурсии, эксперименты, гости, наставники, другие ученики/классы, эксперты, родители.
|
| |