Скачать 321.61 Kb.
|
Утверждена постановлением правительства области от 9 июня 2006 г. №130-пп Концепция программы«Основы духовно-нравственного воспитания населения белгородской области» Содержание
Введение В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Представляя ежегодное Послание Федеральному Собранию Российской Федерации, Президент России В.В. Путин подчеркивает, что развитие общества немыслимо без согласия по общим целям. И эти цели не только материальные. Не менее важны духовные и нравственные цели. Единство России скрепляют присущий нашему народу патриотизм, культурные традиции, общеисторическая память. И сегодня в нашем обществе вновь растёт интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого нам всем. Это, без сомнения, начало нового духовного подъёма. Возрождение Российского государства, поворот к демократизации, гуманизации, к правам и свободам личности потребовали переосмысления государственной социальной политики. Её новое понимание закреплено в действующей Конституции России, в правовых актах Российской Федерации. По сути пересмотрена сама концепция развития всей государственной социальной системы (в том числе образования, культуры, здравоохранения), в которой чётко определены новые принципы, утверждающие гуманистическую и демократическую ориентацию в работе социальных институтов разных уровней. Одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности и на национальных основах, и в тесной связи с общечеловеческими ценностями. Именно в настоящее время возрождение и развитие национально-культурных традиций приобретает особую актуальность, что по сути является неосознанным сопротивлением интенсивному проникновению элементов западной культуры и поведенческих стандартов, стремлением сохранить систему национальных ценностей и нравственно-этнических понятий, национального сознания и поведения. Формированию национального самосознания, являющегося одним из основных факторов становления и развития свободной, творчески самостоятельной личности с чувством собственного достоинства, во многом способствует изучение духовных ценностей народа, национальной культуры в тесной связи с общечеловеческими ценностями. И в связи с этим переосмысливается роль православия в истории России и по-новому оценивается его принципиальное влияние на духовно-нравственное развитие человека. Процесс духовно-нравственного воспитания есть по природе своей процесс живой и непрерывный, осуществляемый в определённой культурно-исторической среде, и рассматривать этот процесс необходимо в конкретной культурно-исторической традиции, в гармоничном синтезе её составляющих констант: государственной, религиозной, этнической. В Концепции сформулированы теоретические основы духовно-нравственного воспитания, его цель, задачи, определены закономерности и принципы, роль и место государственных органов, общественных объединений и организаций в духовно-нравственном воспитании в современных условиях, представлена система программных мероприятий. Разработка Концепции осуществлена в рамках реализации постановления губернатора области от 9 декабря 2004 г. № 224 «О мерах по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи». Основной целью Концепции является определение направления деятельности органов государственной власти в духовно-нравственном воспитания населения Белгородской области. Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ 1.1. Сущность и содержание духовно-нравственного воспитания Духовно-нравственное формирование, становление и развитие личности происходит путём освоения ею культурно-исторического опыта. Поэтому наиболее верный и конструктивный путь преодоления духовно-нравственного кризиса современного российского общества – принять в качестве опоры тот духовный пласт, который всегда был ею и который стал бы определяющим мерилом в сознании современного общества. Внутреннюю основу нашего общества должны составить духовные нормы, традиции и ценности. Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания населения необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура». Эти термины определяются средствами понятийного аппарата философской, эстетической, педагогической, психологической, богословской и других наук. Понятием «культура» (в переводе с латинского - возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Если культура материальная включает в себя бытовую и производственную сферы, то духовная представлена философией, искусством и религией, утверждающими определенную систему духовных ценностей, социальных норм и отношений человека к Богу как Высшему Началу, миру, людям. Духовная сфера определяет направленность культуры. Русской национальной культуре присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая нравственная направленность российской идеи; преданность своей вере в сочетании с веротерпимостью; соборность и взаимопомощь; общность и потребность населения в коллективной жизни; особая любовь к родной природе. Культура России сыграла исключительную роль в жизнеустройстве общества, государства, семьи и человека, в формировании основ нашей нравственности и духовности, и особое значение в её становлении и развитии имело и имеет православие (при всём уважении к другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России). Православие в нашей стране приняли далеко не одни только этнические русские, но и подавляющее большинство наций и народностей, населяющих Великую Русь. Поэтому в процессе воспитания необходимо учесть, что каждый соотечественник – во всяком случае, тот, кто считает себя гражданином России, даже если он атеист - всё равно остаётся культурным наследником тысячелетней православной традиции. Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере (В.И. Даль). Если более развернуто, духовность - 1) в этическом, политологическом и теологическом смысле - устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу — к какому-либо, им предпочтенному, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить себя и свою жизнь к этому идеалу (уподобиться) и, тем самым, одухотвориться, внутренне освободиться от обыденности; 2) основа и главная причина любой веры и религиозности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности – любовь. Нравственность – это компонент духовности, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи во вне своего внутреннего духовного мира. Духовность и нравственность - понятия существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Нравственность принято понимать как совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу в обществе. Нравственность регулирует чувства, желания и поведение человека в соответствии с моральными принципами определенного мировоззрения. В основе нравственности лежит безусловное и внеисторическое религиозное начало. Духовно-нравственное воспитание содействует формированию у человека нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости); нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли). В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, политической, научной, художественной, бытовой). Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни. Именно в недрах православной культуры формировались, оттачивались и передавались из поколения в поколение базовые духовно-ценностные идеалы русского народа: добродетель, соборность, благочестие, бескорыстие, совестливость, трудолюбие, любовь к земле, дому, Родине. Важнейшими нравственными заповедями являлись трудолюбие и равенство между людьми, а также требования любить, воспитывать, учить ремеслу и рукоделию: матери – дочерей, отцу – сыновей. Воспитание детей заключалось не только в передаче им трудовых знаний и навыков, но и в освоении понятий и ценностей человеческой жизни, своеобразного кодекса «жития русского человека», в котором ведущими являются любовь к земле, родному дому, уважительное отношение к родителям и старым людям, забота о маленьких, слабых и больных, милосердие, соборность, доброта, справедливость, честь, достоинство. Духовно-нравственное воспитание формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в социально-педагогических моделях, обеспечивающих духовно-нравственные основы жизнедеятельности человека, государства, общества. В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания населения области становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах: - нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром), - культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), - этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа). И поэтому духовно-нравственное воспитание населения области предполагает систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти области и общественных организаций по формированию духовных ценностей, нравственности и культуры в контексте национальных традиций края. 1.2. Цели и задачи, принципы духовно-нравственного воспитания Сущность духовно-нравственного воспитания позволяет сформулировать его главную цель и определить основные задачи в условиях конкретного региона - Белгородской области. Цель определяется общей потребностью россиян в сильном и могущественном государстве; восстановлении и укреплении национальных традиций, ценностей, идеалов; в сплочении всего народа на благо Родины, Отечества, человека; в духовно-нравственном оздоровлении всех слоёв населения; психологической готовности к любым испытаниям, трудностям во имя интересов каждого человека и всего народа нашей великой Родины. Идея возрождения национальных (в первую очередь - православных) духовных традиций и ценностей оформляется в цель жизнедеятельности российского общества, всех слоёв населения, воплощается в процессе воспитания и просвещения подрастающего поколения, молодёжи и студентов. В этом смысле цель духовно-нравственного воспитания - развитие в обществе высокой духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах области и Родины. Достижение указанной цели осуществляется через решение стратегических и тактических задач. Стратегические задачи: - служение своему Отечеству и народу; - возрождение и формирование у населения православных ценностей; - формирование бережного отношения к культурному наследию народов России; природе страны; людям и природному окружению своей местности; истории и традициям белгородского края;
- сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества; распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня; - гармоничное духовное развитие каждой личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям и уважения к старшим; - утверждение в сознании общества положительного образа многодетной семьи и необходимости защиты священного дара жизни; - формирование национального самосознания, ответственного отношения к русскому языку как государственному и как средству межнационального общения, уважения к своему родному языку. Тактические задачи: - активизация совместной просветительской деятельности всех заинтересованных структур, обмен опытом, информацией и осуществление совместных проектов;
- изучение географии и истории своей страны, своей местности; формирование реалистического представления о природных и исторических истоках национального своеобразия народов России; - изучение, охрана и восстановление культурного наследия Белгородчины; приумножение культурных богатств края;
Принципами духовно-нравственного воспитания являются:
- принцип адресного подхода в духовно-нравственном воспитании, предполагающий использование особых форм и методов работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения. Он указывает на разноуровневую включенность в духовно-нравственное воспитание таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями общества в целом; - принцип активности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения населения и его ценностных установок, ориентированных на интересы области. В процессе духовно-нравственного воспитания и самовоспитания этот принцип предполагает деятельное отношение человека ко всему, что происходит в стране; способность каждого гражданина проводить социально-значимые преобразования материальной и духовной сферы на различных уровнях: федеральном, региональном, местном при условии освоения накопленного исторического опыта как всего человечества, так и российского народа, отдельной нации или народности. Принцип активности проявляется в творческой деятельности по улучшению окружающей среды, в волевых качествах, обучении; - принцип сохранения исторической памяти народа, предполагающий необходимость сбережения в разных формах всех видов информации о событиях прошлого, о времени и месте свершения этих событий; о конкретных лицах, принимавших в них участие. Принцип включает в себя знание истории, способность дорожить историческими традициями своего народа, сохранять их в памяти. Историческая память является базой, фундаментом для формирования духовно-нравственной личности. Сформулированный принцип особенно актуален для современной истории России, когда активизировал свою деятельность воинствующий антиисторизм, главной целью которого является искажение истории страны и народа в интересах определенных социальных групп. Отсюда возникает острая необходимость в объективном изучении и интерпретации реальной истории во всем ее конкретном многообразии, выявлении исторических фактов и на их основе мысленное воссоздание исторического процесса, объективных закономерностей и логики его протекания. Соблюдение этого принципа будет способствовать становлению исторического самосознания населения, которое, в свою очередь, оказывает благотворное влияние на формирование высоконравственной социально-активной личности, способной усваивать знания истории, осмысливать исторический опыт, его уроки, осуществлять социальный прогноз, исходя из понимания сущности настоящего, инвариантности прошлого и альтернативности будущего; осознавать историческую ответственность за свою деятельность; - краеведческий принцип, требующий формирования знаний о природе, экономике, истории и культуре своей местности (микрорайона, города, села, района, области, края и т.д.). Особое значение краеведческого принципа заключается в том, что он закладывает основы формирования личностных качеств человека (любовь к малой Родине, ответственность за ее дальнейшее процветание, сопереживание и сопричастность ко всему, чем она живет), воспитания рачительного хозяина своей земли, в целом становления духовно-нравственной культуры. Этот принцип предполагает и непосредственное активное участие каждого в общественно полезной деятельности по улучшению условий существования на территории своей местности; сохранения памятников истории и природы в самых различных формах (краеведческие музеи, выставки, клубы и т.д.); - принцип воспитания на традициях. Под традициями понимаются исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение формы деятельности и поведения, сопутствующие им обычаи, обряды, идеи, представления, правила, духовные ценности и т.п. Несомненно, что российский народ сумел сохранить богатые традиции в деле духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Несмотря на коренные преобразования в жизни нашей страны, во многих сферах сознания и деятельности, продолжают сохраняться следующие традиции: культурные (сохранение и приумножение исторических и духовных достижений народов России); боевые (бережное отношение к героике прошлого, образцам самоотверженного служения народу и стране в военной, трудовой и культурной сферах, празднование великих для России событий и дат); трудовые (культура производства, сознательное отношение к труду в интересах человека, общества и государства; подготовка квалифицированных кадров для отраслей хозяйства своей местности; использования различных форм хозяйствования и другие). Очевидно, что процесс реформирования повлечет за собой и формирование новых традиций на основе нового наработанного опыта духовно-нравственного возрождения России;
Все названные принципы взаимосвязаны и реализуются в единой целостной системе всей совокупностью воспитательных средств в области. |
Концепция разработана для реализации мероприятий программы информационной... «Концепция развития Web-сайта «Интернет-представительство гоу спо «Шарьинский педагогический колледж Костромской области» на портале... | Программа кружка «Друзья здорового образа жизни» Концепция духовно – нравственного развития и воспитания российских школьников (далее Концепция) | ||
Концепция Модернизации Российского образования на период до 2020 года Целевая программа Основания для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы, дата утверждения программы (реквизиты... | Паспорт программы. Наименование программы: «инновационные процессы... Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года | ||
Пояснительная записка рабочая программа по литературному чтению в... ... | Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации Содержание Концепция создания международного финансового центра в Российской Федерации (далее – Концепция) содержит детальный план мероприятий,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Календарно-тематическое планирование по литературному чтению во 2 классе составлено на основе программы «Школа России», Сб. Концепция... | Программа по информатике (системно-информационная концепция). Н.... Наименование программы – Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным... | ||
Пояснительная записка, учебно-тематический план с содержанием курса и требованиями к уровню Оссии, планируемых результатов начального общего образования ), программы А. А. Плешакова «Окружающий мир» («Школа России». Концепция... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по Технологии создана на основе примерной программы начального общего образования (Концепция и программы для начальных... | ||
Концепция развития информационного общества Европейского Сообщества 12 Выводы: 17 Информационное общество – концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник нормативных документов” начальная школа /сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М. Дрофа, 2007г и программы общеобразовательных... | ||
Концепция Национальной Программы «школьное молоко» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Городищенская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа» | Концепция программы развития конкуренции в Российской Федерации Оглавление Задача Сокращение необоснованного вмешательства государства в конкурентную среду | ||
Утверждена приказом директора «Школа России» Концепция и программы для начальных классов. В 2-х частях. Автор: А. А. Плешаков. М. Просвещение, 2008 г | Концепция формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний... Концепция формирования здорового образа жизни у населения Свердловской области на период до 2020 года (далее Концепция) разработана... |