Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Примерные программы общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Учебный план образовательного учреждения на 2013/2014учебный год
Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)
Программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1–9 классы» под руководством Б.М. Неменского ., Просвещение, 2007.
Закон об «Образовании»
Темы, изучаемые в 7 классе, являются прямым продолжением учебного материала 6 класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы
учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и поступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и, соответственно, углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, об особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
Значительное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни XX века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Итоговая художественно-практическая работа учащихся осуществляется в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируются формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
В тематическом плане определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Темы и задания уроков предполагают умение организовывать уроки-диспуты, уроки- творческие отчеты, уроки-экскурсии. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.
Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, материалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога. Тематическое планирование
Содержание курса
| Тематическое планирование
| Характеристика видов деятельности учащихся
| ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 Ч)
Продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выражение изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.
Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентаций, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.
| Изображение фигуры человека и образ человека (8 ч)
Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека.
Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.
| Изображение фигуры человека в истории искусства
| Образ человека в искусстве как выражение особенностей духовной культуры эпохи, ее системы нравственных и смысловых ценностей. Изображение человека в культурах Древнего Востока (Древний Египет, Эгейское искусство, этруски, Древнеперсидский Персеполь, Индия).
Изображение человека в вазописи Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.
Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур (плоское изображение).
Материалы: графические материалы (по выбору), бумага.
Коллективная работа: создание фриза, характерного для искусства Древнего Востока, изображающего праздничное шествие фигур, несущих дары (создается как композиция из индивидуально исполненных фигур в
едином масштабе).
Материалы: полотно обоев, ножницы, клей.
| Получать представление о характерных особенностях искусства стран Древнего мира, об особенностях изображения человека в этих культурах.
Выполнять зарисовки изображений человека, характерных для различных древних культур.
Овладевать первичными навыками изображения фигуры человека.
Участвовать в создании фриза, состоящего из ритмического шествия фигур людей.
| Пропорции и строение фигуры человека
| Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека, и их индивидуальная изменчивость. Схема движения фигуры человека.
Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.
Материалы: карандаш, бумага.
| Получать представление о строении фигуры человека и основных пропорциях его тела.
Обретать навыки изображения основных пропорций и схемы конструкции тела человека.
Обретать навыки передачи в плоскостном рисунке простых движений фигуры человека
| Лепка фигуры человека
| Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Образ человека — основная тема в скульптуре.
Пространственный образ фигуры человека и ее движения. Скульптурное изображение человека в искусстве древности, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве XIX—XX вв.
Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса (передача выразительности пропорций и движения).
Материалы: пластилин или глина, подставка, проволока для каркаса, стеки
| Получать представления об истории скульптуры и изменениях скульптурного образа человека в разные эпохи.
Получать представления о пространственном восприятии скульптурного образа и методе его обхода с разных сторон и изменчивости образа, о статике и динамике как средствах выразительности скульптурной пластики.
Обретать навыки понимания особенностей восприятия скульптурного образа.
Запоминать зрительные образы великих скульптурных произведений Древней Греции и Возрождения, представленных на занятии.
Обретать навыки лепки и работы с пластилином или глиной.
Приобретать творческий опыт создания скульптурного образа и навыки изображения человека.
| Набросок фигуры человека
| Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Умение обобщать, выделять главное, отбирать выразительные детали и подчинять их целому в рисунке. Деталь, выразительность детали. Образная
выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.
Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека (наброски одноклассников в разных движениях).
Материалы: мягкий карандаш или фломастер, бумага.
| Овладевать приемами выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.
Приобретать представление о задачах и приемах образного обобщения сложной формы, о подчинении детали целому, об умении делать отбор деталей.
Развивать умение видеть пропорции и соотносить детали между собой.
Приобретать творческий опыт, делая зарисовки с натуры фигуры человека.
| Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве
| Изобразительный рассказ о человеке и задача проявления внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: понимание красоты человека в античном искусстве; духовная красота человека в искусстве Средних веков в Европе и в русском искусстве. Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы. Интерес к жизни конкретного человека, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX в.
Задание: участие в беседе на основе восприятия произведений искусства.
| Получать представление о выражении в изобразительном образе мировоззрения эпохи.
Получать представление о проблеме выявления в изобразительном искусстве соотношения духовной и внешней красоты человека.
Осознавать значение изобразительного искусства в создании культурного контекста между поколениями, между людьми.
Приобретать опыт эмоционального и смыслового восприятия произведений — шедевров изобразительного искусства.
Рассуждать (с опорой на восприятие художественных шедевров) об изменчивости образа человека в истории искусства.
| Поэзия повседневности (8 ч)
Изображения обыденной жизни людей в истории искусства.
Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и современной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире.
Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя.
Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.
| Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов
| Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов. Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и Античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.
Задание: изображение выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их
искусства.
Материалы: графические материалы, акварель или гуашь в качестве графического материала, цветная бумага для аппликации
| Характеризовать роль изобразительного искусства в формировании наших представлений о жизни людей разных эпох.
Различать произведения древних культур по их стилистическим признакам и традициям поэтики их искусства.
Развивать ценностные представления о многообразии и единстве мира людей.
Приобретать навыки и композиционный опыт изображения.
Изображать выбранные мотивы из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.
| Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры
| Понятие «тематическая картина» как вид живописи. Формирование станковой картины. Бытовой, исторический, мифологический жанры в зависимости от содержания тематической картины.
Бытовой жанр, или жанровая картина, посвящена изображению повседневной жизни людей.
Развитие интереса к частной жизни и повседневному бытию человека в европейской культуре. Развитие интереса к индивидуальности человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.
Роль жанровой картины в создании наших представлений о жизни людей прошлых времен. Расцвет станковой жанровой картины в искусстве XIX в. Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.
Задание: участие в беседе об особенностях произведений искусства бытового и исторического жанров.
| Узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись».
Учиться перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно-тематической картины.
Получать представление о развитии бытового жанра как выражении возрастающего интереса личности к индивидуальности человека, уникальности и ценности жизни.
Приобретать опыт восприятия известных картин бытового жанра, классических для европейского и русского искусства.
Рассуждать о роли жанровой картины в формировании наших представлений о жизни людей прошлого и настоящего времени.
Получать представление о многообразии тем и бесконечном богатстве содержания жанровой картины (в частности, на примере сравнения картин на темы бытовой жизни в творчестве французских импрессионистов и русских передвижников).
Рассуждать о месте и значении сюжетно-тематической картины в развитии культуры.
| Сюжет и содержание в картине
| Картина как обобщение жизненных впечатлений художника. Композиционная и идейная целостность картины. Натюрморт, пейзаж, портретное изображение людей, интерьер как составляющие картинного образа.
Понятие темы, содержания и сюжета в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни восприятия зрителем произведения искусства. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.
Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдения сюжетом из своей жизни (например, «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моем доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т. п.) (работа, начатая на этом занятии, может быть продолжена на следующем занятии).
Материалы, гуашь или акварель, графические материалы (по выбору), бумага.
| Характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью.
Объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи.
Характеризовать смысловую разницу между содержанием и сюжетом при восприятии произведений.
Характеризовать уровни восприятия зрителем картины.
Участвовать в обсуждении содержания и средств выражения в произведениях бытового жанра.
Обретать опыт художественного наблюдения и образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни.
Развивать изобразительные и композиционные навыки в процессе работы над эскизами.
| Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве
| Произведения искусства на темы будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Выражение ценностной картины мира в произведениях бытового жанра. Поэтическое восприятие жизни. Интерес к
человеку — необходимое качество деятельности художника. Произведения графики на темы повседневной жизни. Сюжетный замысел композиции. Композиционная доминанта. Сближенное или контрастное тональное состояние в композиции. Цветовая выразительность композиции, выражение цветом настроения задуманного сюжета. Отбор деталей.
Задания: 1. Жизнь моей семьи или мое общение с друзьями: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни (то же самое может относиться к жизни в школе), выделить один или несколько простых сюжетов (например, «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Общение с моими друзьями» и т. д.) и сделать композиционные рисунки на выбранные темы.
Вариант задания: создание композиции (изобразительного сочинения) на выбранную тему после подготовительных зарисовок.
2. Жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице по возможности с натуры, по памяти и по представлению (например, «Во дворе», «На бульваре», «У витрины магазина», «Утро на моей улице», «В школе на перемене» и т. д.).
Материалы: цветные графические материалы (по выбору), бумага.
| Учиться рассуждать (на основе восприятия произведений) о мировоззрении художника и его поэтическом видении жизни.
Приобретать опыт восприятия известных графических произведений, в которых создан художественный образ повседневной жизни.
Приобретать опыт поэтического видения реальности в процессе работы над зарисовками сюжетов из своей повседневной жизни.
Приобретать представление о некоторых приемах композиционного построения (композиционная доминанта, тональное и цветовое решение, ритмическая целостность, отбор деталей).
Приобретать опыт сюжетной зари-совки, изображения по памяти и представлению.
| Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)
| Изобразительное искусство о повседневной жизни людей в истории моей Родины. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе. Жизнь людей в моем городе или селе в историческом прошлом. Изобразительное искусство о жизни в исторической Москве и Санкт-Петербурге.
Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.
Материалы: графические или живописные материалы (по выбору), бумага.
| Развивать интерес к жизни людей, умение наблюдать, представлять, сопереживать людям.
Развивать интерес к истории своего народа, формировать представление о повседневной жизни в прошлом своих родных мест.
Учиться видеть красоту и значительность в повседневной жизни людей.
Приобретать навыки в изобразительном творчестве.
Приобретать знания о традициях прошлого (на основе зарисовок по произведениям художников, старинным фотографиям, на основе сохранившихся предметов и исторических памятников).
| |