Скачать 347.12 Kb.
|
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный университет» Социологический факультет
ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНАИстория и философия науки (История науки) (ОД.А.01; цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспиранта по отрасли 24.00.00 – Культурология, специальность 24.00.01 – Теория и история культуры) Самара 2011 Программа составлена на основании паспорта научной специальности 24.00.01 – Теория и история культуры, в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по специальности 24.00.01 «Теория и история культуры» по историческим наукам, культурологии и искусствоведению, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ № 274 от 08.10.2007 г., и учебным планом СамГУ по основной образовательной программе аспирантской подготовки. Составители рабочей программы: Виктор Яковлевич Мачнев профессор, кандидат исторических наук Программа кандидатского экзамена утверждена на заседании ученого совета социологического факультета протокол № 1 от 22.09.2011 г. Декан социологического факультета «___»____________2011 г. ____________ В.Я. Мачнев (подпись) ПРОГРАММА – МИНИМУМ кандидатского экзамена по Истории и философии науки (Истории науки) по специальности 24.00.01 – «Теория и история культуры» Исторические изменения определений и многообразие концепций культуры Культура как феномен, концепт, категория. Определение понятия «культура». Его взаимосвязь с понятиями «цивилизация», «просвещение», «образование», «самосознание», «понимание». Понятие «пайдейя» в греческом языке и близость его смыслов («воспитание», «учение», «образование») слову «культура». Понятие «цивилизация» как выражение социально-политического и юридико-правового смыслового содержания в сравнении со смыслом слова «Kultur» в немецком языке, означающего просвещение ума и души. Генезис термина «культурология» и его отличие от «философии культуры». Формирование объективного единства мира культуры и осознание необходимости новой науки о культуре: 1) культура как мир ценностей (в отличие от естественных наук) и наука о культуре как наука о ценностях; 2) культура как дух и наука о культуре как «наука о духе» (Geistswissenschaft); 3) культура как символический мир (А. Белый, 1912; В.Освальд, 1915; Л. Уайт, 1939).. Введение П.А. Флоренским терминов «культуроведение» и «культурознание» (1915-1916). Оппозиции «природа - культура», «культура - цивилизация». Представление об автономном существовании культуры, не сводимом ни к каким иным сферам общественной жизни. Философия культуры как специфический вид знаний о культуре. Первые формы интерпретации культуры «Открытие культуры» - начало и исток философского знания о культуре. Предпосылки этого знания в философии античного и средневекового общества. Европейская культура как синтез античной и христианской традиции. «Открытие культуры» как реабилитация античной культуры в глазах средневекового человека: эпоха Возрождения. Понятие «секуляризация культуры». Гуманизм («открытие человека») – исходное основание культурфилософского знания. Границы человеческого существования в мире как границы культуры. Античные формы интерпретации культуры. Натуралистический фундамент культурфилософской мысли античности. Антиномия природного и нравственного у софистов. Критика культуры киниками. Греческие представления о культуре в контексте понятий «пайдейя», «техне». Пантеистическое признание единства природы и бога. Телесно-пластическое представление о мире и эстетические основания культуры. Основные ценности «пайдейи» и «мусическое воспитание». Разработка культуркритических мотивов стоиками и эпикурейцами. Понятие «культуры» в римской античности. Перенос сельскохозяйственного значения слова «cultura» на новую область – воспитание человеческой души (Цицирон). Cultus как облагораживание, очищение и освобождение от грубости, дикости и варварства. Идея cultus vitae (облагораживание жизни) и способы ее реализации. Идея образованности и изысканности (humanitas, cultus humanitas) у Сенеки, Тацита, Плиния Младшего, Павла Гелия. Истолкование трансцендентальной природы культуры христианством. Двойственное положение человека в мире, дуализм бога и мира. Трансцендентизм и персонализм христианства. Роль Библии и книжный характер культуры. Культура: 1) как мирская традиция и обычай; 2) как низшая, подготовительная ступень религиозного преображения; 3) как культ творения, однократного создания Богом уникального мира; 4) как идея новизны, ледащей в основе догмата о личном спасении. Культура как духовное совершенствование. Теологическое понимание истории культуры (провиденциализм) Августином Блаженным. Отождествление Бога с Сultus (Творцом) и человека с Cultor (тварью, почитателем). Символический характер средневекового мировоззрения. Воспитание души как цель христианства. Подчиненность воспитания идеалам спасения души. Христос как учитель. Универсализация образа школы в христианстве. Создание университетов в Средние века и идеалы универсального образования. Диспут как форма обучения. Разделение (scientia) науки и искусства. Разделение scientia на дисциплину (disciplina) и учение (doctrina), искусств (arts) на свободные и несвободные (механические, ремесленные). Система семи свободных искусств как основа образования. Отказ от идеи культуры (Амвросий Медиоланский и др.) как несоотносимой с идеей Божественного творения и с идеей новизны, лежащей в основе догмата о личном спасении. РАЗДЕЛ I. КЛАССИЧЕСКИЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ Гуманизм и классическая модель культуры Возвращение идеи культуры. Гуманизм Возрождения и интерпретация содержания и целей образования как studia humanitas. Инверсия ценностей средневековой культуры в эпоху Возрождения. Диалогичность ренессансного мышления. Диалог как жанр литературы и способ выражения мысли. Культ человека и возникновение оппозиции «культура - природа». Этико-эстетическая, гуманитарная направленность мысли и системы образования эпохи Возрождения. Поиск новых эстетических норм и первые формы теоретического осмысления нового искусства. Особенности и основные оппозиции классической модели культуры. Просветительская философия культуры Просвещение как первый проект модерна – современного общества. Особенности этого проекта: 1) обращенность в будущее; 2) целеполагание, подвластное разуму; 3) разрыв с традицией; 4) секуляризация и превращение религии в «частное дело» человека; 5) вера в прогресс; 6) технический прогресс как средство осуществления социальных идеалов и подчинения природы человеку; 7) ориентация на науку как путь достижения благоденствия, всеобщего мира, совершенствования общества и человека. Идеология и идеалы Просвещения. Просветительский культ Разума. Просвещение и просветительство. Критика авторитета и традиции («предрассудков»). Культура как разумность человека. Оппозиция варварства и цивилизации. Цивилизация как способ существования человека в обществе. Культура как начало цивилизации. Просвещение и образованность как способы достижения цивилизованного бытия. Культура как искусственная среда жизни человека, требующая развития и совершенствования. Поиск принципов систематизации богатства культуры. Двоякое определение культуры у Бэкона: 1) культура как результат побуждения к действию и стремления к совершенству; 2) культура как способ передачи знания благодаря педагогике. Близость данной трактовки культуры к humanitas. Сущность и структура «георгик души». Возникновение в испанском барокко двух направлений – «культизма» и «консептизма». Апология в них изобретательства, новаторства изощренного ума. Б. Грасиан о противопоставлении натуры и культуры в «Карманном оракуле». Культура как культивирование изощренности ума и личности. Р. Декарт о движении народов от естественного к цивилизованному состоянию и гражданским порядкам. Роль правил ума, моральных и правовых норм в этом движении. Лейбниц о связи прогресса культуры со всем универсумом. Идея непрерывности у Лейбница. Теодиция: мироздание как машина. Активность монад и свобода воли. Трактовка культуры у Я. А. Коменского. Культура как: 1) образ совершенного творца в человеке; 2) как прогресс человечности. Выдвижение универсальной культуры как выражение стремления к гармонии и единству. Дж. Вико о циклическом развитии культуры, философском и поэтическом постижении мира в книге «Основания новой науки об общей природе вещей». Понимание культуры как гуманистической формы организации духовной жизни. Культура как особенность всех наций, обращающихся к религии и науке. Связь культуры с национальным языком. Энциклопедия Дидро и Даламбера – теоретико-культурная программа Просвещения. Включение в понятие культуры ремесел, технических изобретений и средств. Культура и природа – культура как «разумная природа». Антиметафизическая направленность и натурализм просветительского сознания. Эвдемонизм и «разумный эгоизм» как базовые ценности культуры. Идея прогресса и ее историко-культурный смысл. Культура и цивилизация: отождествление цивилизации с политическим порядком, с внушением человеку правил поведения. Трактовка культуры Мирабо как смягчение нравов, учтивости. Ж..А, Кондорсе о стадиях цивилизации. Нравственная апология «естественного состояния» и критика цивилизации в произведениях Ж.Ж. Руссо. Руссоизм в России: Н.М. Карамзин, А.И. Радищев. Масонство в споре с материализмом и вольтерьянством – столкновение двух концепций Просвещения. Выявление многообразие цивилизаций благодаря этнолингвистическим и географическим описаниям Ф. Гизо о многообразии цивилизаций народов и необходимости перехода к всеобщей цивилизации. И.Г. Гердер о культуре как духовности и гуманности («Идеи к философской истории человечества»). Идеалы свободы и милосердия как ценности культуры. Значение просвещения и образования в нравственном совершенствовании человека. Критика невежества, деспотизма и суеверий Вольтером, М.-Ж. Кондорсе, Н.И. Новиковым, А.Н. Радищевым. Просветительская мысль XIX века в России: П.Л. Лавров о разделении цивилизации и культуры. «Просвещенческий гуманизм» В.Г. Белинского, идеи просвещения и «разумного миросозерцания» Д.И. Писарева, историософские идеи «просвещенства» Н.Г. Чернышевского. Контр-Просвещение и романтическая концепция культуры Классицизм и романтизм – основные культурфилософские и эстетические системы Нового времени. Хронологически, географические и дисциплинарные рамки романтизма. Особенности романтического сознания: критика просветительского «разума», приоритет свободы над необходимостью, бесконечного над конечным, творчества на результатом, автора над произведением, духа над разумом, индивидуального над всеобщим. Предтеча романтизма: культура как воспитание гуманности (И.Г. Гердер); культура как «царство эстетической игры и видимости», как синтез естественного и разумного (Ф. Шиллер); пантеистические мотивы в творчестве Гете; проблема свободы в философии Фихте; творчество и свобода в философии Шеллинга. «Романтическая ирония» (Ф. Шлегель). Культура как «естественное» и «искусственное образование» (соотношение природы и свободы в развитии культуры). Критика современной и идеал будущей культуры. Культура как историческая индивидуальность: открытие национальной культуры. Герменевтика Ф. Шлейермахера как метод понимания произведений культуры. Соотношение сознательного и бессознательного в культурном творчестве. История культуры как история литературы. Становление «наук о культуре». Романтическая философия культуры в России. Русские романтики 1820-1830-х гг.: В.Ф. Одоевский, С.П. Шевырев. Романтическая критика новоевропейской цивилизации и русское славянофильство – цельность духа в противоположность западному рационализму. Критика рационализма как опыт построения новой философии культуры. Православие как основа нового подхода к культуре и жизни Судьба философии как «судьбы всей умственной жизни», «всей культуры» (И.В. Киреевский). Ф. Степун о влиянии немецкого романтизма на философию кубльтуры славянофилов. К. Леонтьев как предтеча неоромантического движения в России рубежа XIX-XX вв. Немецкий идеализм и понимание культуры как мира свободного целеполагания и объективации духа Кантовская «критика разума» как всеобъемлющая философия культуры. Отношение Канта к Просвещению. Трансцендентальный метод обоснования науки, морали и искусства. Природа и свобода как условия возможности культуры. Автономность нравственного начала человека. Идея самосовершенствования человека в соответствии с поставленными им самим целями повышения своей культуры, цивилизованности и моральности. Культура как цель человека и как его способность ставить любые цели. Независимость человека от природы в выборе своих целей и средств. Моральная ценность культуры: полемика Канта с Руссо относительно назначения и цели человеческой культуры. Культура как развитие природных человеческих задатков («культура умения») и моральное совершенствование человека («культура воспитания»). Различение культуры и цивилизованности у Канта. Социальный антагонизм как условие развития культуры. Учение Канта о прекрасном и возвышенном. Антинатурализм и моральный утопизм кантовской философии культуры. Универсальный характер культуры в трактовке И.Г. Гердера. Связь культуры с созидательной деятельностью человечества. Многообразие культур народов Азии и Европы. Истоки развития европейской культуры – деловитость, солидарные усилия. Трудолюбие, прилежание, науки и искусства. Природные основы культур и цивилизации. Связь культуры с развитием гуманности и религией. возникновение языка и развитие культуры. Принципы гуманного воспитания. И.К. Аделунг и его «Опыт истории культуры человеческого рода». Пять признаков культуры. Культура и переход к общественной жизни. Непрерывность прогресса и культур. Неравномерность развития отдельных областей культуры. В. Гумбольдт и два его понимания культуры: 1) культура как искусство воспитания, 2) культура как произведение рассудка. Взаимодействие между ними. Основные стадии развития культуры. Культура народы. Место естественного языка в культуре народа. Идея эстетического воспитания у Ф. Шиллера как путь восстановления целостности и гармонии чувства и разума, эмпирического знания и идеи; преодоления антиномной культуры. М. Мендельсон и разделение понятий «Просвещение», «образование» и «культура». Синтез разума и истории: попытка преодоления противоположности между Просвещением и романтизмом. Культура как «образование индивида»: его подъем от природной единичности к духовной всеобщности». Дух как «субъект» и «субстанция» культуры, основные формы его становления – религия, искусство, философия. Культура в виде понятия – высшая форма культурного развития. Диалектика как логика этого развития. Культура в системе социально-политических координат: разделение труда, гражданского общества, государства. Русское гегельянство. Усвоение идей Гегеля в России XIX века. Гегельянские кружки (Н.В. Станкевич, М.А. Бакунин, В.Г. Белинский). Идея строительства культуры по западному пути. Ответственность за историю, непосредственное влияние на жизнь культуры – основные вопросы русской философской публицистики. Эстетический гуманизм В.Г. Белинского: от гегельянства к началам философского персонализма. А.И. Герцен и тип русского гегельянства, вырастающего из французской культуры. Крушение панлогизма Гегеля и кризис секулярной идеологии. Позднее гегельянство. Разведение сферы познания и веры, культуры и церкви. Б.И. Чичерин: диалектика – «верховная философская наука», движущая причина развития культуры. Феномен культуры в системе «умеренного гегельянства П.А, Бакунина. Культурно-историческое направление развития культурологической мысли и его влияние на философию культуры Эволюционизм как направление культурно-исторической школы и его эмпирическая база. Основные идеи эволюционизма: единство культурно-исторического процесса развития человечества, стадии и многообразие форм культуры. Возможности сравнительно-исторического метода и появление трудов по социальной и культурной компаративистике. Развитие неоэволюционизма в США в 1960-х гг.. Диффузионизм как школа исследования культурно-исторических процессов. Понятие культурного пространства. Картографирование культурных ареалов и изучение первичных очагов культуры. Роль культурных контактов и механизмы функционирования культуры. Аккультурация и инкультурация как способы культурной адаптации. Идеи диффузионизма в современной культуре и геополитике. Историческая типология культур Н. Данилевского. Стиль и образ культур в работе О. Шпенглера «Закат Европы». Аполлоническая, фаустовская, магическая культуры. Физиогномика и портретирование культур. Типология городской культуры. Динамика развития культуры и цивилизации в работе А. Тойнби «Постижение истории». Архаизм, футуризм, преображение как поиск преодоления кризиса. Универсальное государство, Вселенская церковь как модели согласия. Марксистская философия культуры К. Маркс: «общественный» и «всеобщий» труд как источник культуры. «Практика» и «отчуждение». Трудовая теория культуры. История как «самовоспроизводство человека» в процессе труда. Культура в соотношении с природой и обществом. Соотношение экономики, политики, культуры. Классовая природа культуры: формационный принцип членения культурно-исторического процесса. Роль сознания в развитии культуры: культура и идеология. Культура в системе капиталистического производства: понятие «духовного производства». Социальная база культуры: буржуазия, рабочий класс, интеллигенция. Культура и нации: интернациональное и национальное в развитии культуры. Проблема культурного кризиса капитализма. Коммунизм как культурная альтернатива буржуазии и всей предшествующей цивилизации. «Свободная индивидуальность» как основной результат и условие культурного творчества. Свободное время как базовое условие будущей организации общественной жизни. Марксизм в России. Критика «умозрительного историзма» наук о культуре. Тотальная детерминированность культуры горизонтом практики. Замена категории «абсолютного» категорией «должного» и включение ее в систему реалий культуры. Сфера социального потребления как единственная сфера бытия культуры. Принципы монистического соиаокультурного единства и социологического детерминизма (Г.В. Плеханов). Зависимость культуры от формационного развития общества. Функциональный метод анализа культуры (И.И. Иоффе). Концепция пролетарской культуры А.Богданова. Деятельность Пролеткульта и его критика В.И. Лениным и Л.Д. Троцким. Культурная революция как социальная революционная сила («революция культурой» - В.И. Ленин). Понятие социалистической культуры. Позитивистский этап в развитии культурологической мысли Абсолютизация естественных наук в качестве образца для социального и гуманитарного познания. Методологический и онтологический натурализм. Наука – высший (позитивный) этап культурно-исторического развития, приходящий на смену теологическому и метафизическому (закон «трех стадий» О. Конта). Утилитаристские истолкования морали и культуры (И. Бентам). Культура и свобода частного лица (Д.С. Милль). Культурный эволюционизм и органицизм (Г. Спенсер). Позитивизм как методология эмпирических наук о культуре. Русский позитивизм. Влияние позитивизма на опыт подчинения философии науке в России. О. Конт и философия культуры П. Лаврова, И. Лапшина, В. Лесевича. Научно-философское творчество В. Вернадского. Судьба поисков «научной философии» Н. Грота. Социология культуры в русском позитивизме. |
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» ОД. А. 01; цикл од. А. 00 «Обязательные дисциплины отрасли науки и научной специальности» | Реферата по истории науки для сдачи кандидатского экзамена по дисциплине... Сдача кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» является важным этапом обучения по программам послевузовского... | ||
Рабочая программа дисциплины история и философия науки «История науки» Рабочая программа составлена в соответствии с Программой-минимум кандидатского экзамена по истории и философии науки «история науки»,... | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «История и философия науки» ... | ||
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» (социологические науки) для... | Методические рекомендации по порядку проведения кандидатского экзамена... Методические рекомендации по подготовке к сдаче кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки (экономические науки)»... | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «История науки (математики,... «История математики». Программа-минимум соответствующей части кандидатского экзамена«История и философия науки». 32 | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности Программа кандидатского экзамена по курсу "Философия науки" разработана кафедрой философии тгу имени Г. Р. Державина на основе Программы... | ||
Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей... | Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» Антоненко В. И. Программа кандидатского экзамена по общенаучной дисциплине «История и философия науки» для аспирантов и соискателей... | ||
Рабочая программа кандидатского экзамена кэ. А. 01 по дисциплине «История и философия науки» «История и философия науки» основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального | Программа кандидатского экзамена по дисциплине «история и философия науки» Общие проблемы философии науки. Философия социально-гуманитарных наук. История экономических учений | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... | ||
Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... | Программа кандидатского экзамена «История и философия науки» для аспирантов по специальности ... |