«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»





Скачать 112.89 Kb.
Название«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»
Дата публикации23.07.2014
Размер112.89 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Тема : «Повседневная жизнь в России в 1990-е годы»

9 (11 ) класс. 1 час.

Факультативное занятие, дополнительное занятие, внеклассное мероприятие
Краткое описание: лекция на основе презентации, по материалам которой возможна организация урока, исследовательской работы социологической, исторической, политологической направленности. Работа основана на межпредметных связях и ориентирована на школьников, заинтересованных в изучении темы, ведущих работу в рамках предмета «основы проектной деятельности», способных к самостоятельной исследовательской деятельности. В рамках внеклассного мероприятия возможно привлечение родителей в качестве участников или экспертов на этапе представления работ школьников.

В занятии используется работа в группах с документами, обсуждение, устные выступления по итогам обсуждения в группе, работа с понятийным аппаратом и иллюстрациями.

Материал занятия может быть использован как фрагмент урока по теме «культура и духовная жизнь общества в 90 –е годы ХХ века»
Ресурсы занятия: презентация для организации работы учителя, материалы для лекции, проектное оборудование. В ходе работы школьников возможно привлечение дополнительных ресурсов – документальной хроники из семейных архивов, фотографий, вещей домашнего обихода, др.

Цель занятия: Сформировать представление об изменениях в повседневной жизни общества, коснувшихся каждой семьи, истоках и последствиях этих изменений.
Ожидаемые результаты:

В результате проведения занятия участники смогут:

- называть причины и последствия изменений в повседневной жизни общества;

- анализировать текст, выделять основные положения, находить общие черты и различия на основе сравнения, приводить примеры, анализировать события;

- работать в группе, представлять собственные оценочные суждения, представлять результаты работы публично.

-сформулировать собственное мнение, выразить отношение к событиям истории, проводить социологические опросы, использовать семейные архивы как исторический источник

Основные понятия: повседневная жизнь, увлечения, духовные ориентиры.

Форма проведения занятия – лекция на основе презентации.
План:

1. Духовно –нравственные ориентиры общественного развития

2. Стиль жизни

3. Развлечения и досуг

4. Спорт

ХОД ЗАНЯТИЯ:

    1. МОТИВАЦИОННЫЙ БЛОК. Беседа по слайдам презентации:

Рассмотрите изображения.

- что представлено на иллюстрациях?

- Что Вам известно об этих вещах?

- Что, на ваш взгляд, объединяет иллюстрации, представленные на слайдах?

- сформулируйте вопросы, на которые предстоит ответить в ходе изучения темы урока.
Примечание: предполагается, что в ходе обсуждения иллюстраций школьники смогут сформулировать следующие вопросы: какие изменения произошли в жизни обычных людей? Какие новинки - материальные, духовные, - появились в быту обывателя? Как это отразилось на отношениях между поколениями? Что повлияло на темпы и характер изменений? В чем выразились изменения? Как общество отреагировало на события в стране и мире? И др.

Эти вопросы станут основой для дальнейшего обсуждения на уроке. По ходу высказывания детей рекомендуется фиксировать вопросы на ватмане (доске, флипчарте), чтобы вернутся к ним в конце урока при подведении итогов работы.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

II. ПРОБЛЕМНЫЙ БЛОК

Нарастающая глобализация, быстрые темпы научно-технического развития и ликвидация «железного занавеса» оказали серьезное влияние на изменение повседневной жизни, привычек и устоев граждан России.

? определить, как названные тенденции проявились в повседневной жизни общества

III. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ БЛОК (рассмотрение информации по проблемному вопросу)

Задание 1:

В ходе небольшой лекции учитель кратко представляет основные направления изменений повседневной жизни общества. По ходу лекции ученикам предлагается определить негативные и положительные последствия изменений, выписывая формулировки в таблицу (см. приложение для работы школьников). Варианты организации работы – в зависимости от уровня подготовки школьников может быть организована как групповая форма работы, так и работа по вариантам: первый вариант представляет положительные последствия, подбирая аргументы, объясняющие позицию, второй вариант – негативные последствия.

Повседневная жизнь общества (тезисы для лекции педагога)

1. Духовно-нравственные ориентиры общества.

- снижение государственной поддержки науки и образования, их коммерциализация, растущее влияние западных сериалов, кинобоевиков, рекламы и т.д.;

- детские, юношеские и молодежные организации переживали экономический и идеологический кризис, они не имели возможности эффективно заниматься проблемами воспитания;

- среди молодежи распространяется «пивной алкоголизм»; получает распространение новый наркотик - «экстази» (увлечение породило в 1996-1998 гг. новый стиль в молодежной среде «героиновый шик»);

- СМИ в условиях деформированности рынка и кризисов власти не смогли качественно выполнять сложную задачу по определению и трансляции новых ценностей и целей, формированию ответственного субъекта российской политики;

- по степени ориентации граждан на участие в политической жизни в России, характеризующей сознание и поведение основной массы россиян, выделялся подданнический тип политических ориентаций (отсутствие активной гражданской позиции, невысокий уровень индивидуальной активности, ориентация на государство как политический институт, способный решить жизненно важные проблемы граждан). В итоге наблюдения за кризисами и информационными войнами происходит дезориентация в определении ценностей и разочарование в институте власти и возможностях государства, что влияет на растущий абсентеизм;

- 17 июля 1998г. в Петропавловском соборе (Санкт-Петербург) состоялась церемония захоронения останков последнего российского императора Николая II и членов царской семьи; начинается воостановление храмов на пожертвования и при участии представителей церкви;

- распространялись информационные войны и скандалы, во многом связанные с попытками пресечь злоупотребления и оттеснить от рычагов власти олигархов (в первую очередь Б.А. Березовского), влиявших на принятие властных решений;

- наиболее популярным периодическим изданием была газета «Московский комсомолец» (самый высокий тираж и ориентация на молодежь);

- предметом обсуждения стал показ 9 ноября 1997г. телекомпанией НТВ фильма М. Скорцезе «Последнее искушение Христа» (протесты иерархов православной церкви и недовольство верующих);

- вопрос: назовите основные тенденции изменений в духовных ориентирах общества
2. Стиль жизни

- 1994—1999 гг. самым популярным направлением в моде был «минимализм», бывший реакцией на спад потребления и культивировавший простые формы и нейтральные цвета;

- в одежде и прическах молодежи распространялся вызов общественным устоям (кожаные куртки-косухи, кожаные штаны, цепи на одежде и обуви, заклепки, перчатки-краги, прически по типу «взрыв на макаронной фабрике» и т.п.), подчеркнутая сексуальность (облегающие разноцветные лосины у девушек, бикини, длинные шорты «велосипедки»); влияние западной моды проявлялось в распространении иностранных надписей и лейблов;

- «деловые люди» (их называли барыгами, а затем новыми русскими) стремились внешне подчеркнуть свое отличие сумками на поясе (барсетки), малиновыми пиджаками, золотыми массивными цепочками с крестами («цепями»), короткой стрижкой;

- влияние западной культуры на поведение людей (мода, надписи на английском языке, реклама, стиль жизни – все это противопоставлялось «совковому» образу жизни);

- появились первые фотоаппараты Поляроид; в кон. 1990-х годов начинают распространяться мобильные телефоны; состоялось открытие первого ресторана «Макдональдс» в Москве на Пушкинской площади в 1990 году;

- для многих людей продукты в магазинах были экзотикой (сушеные бананы, растворимый сок Зуко, шоколадные батончики «Милки Вэй» и «Пикник», конфеты «Мамба»);

Резюме:

- агрессивная социальная среда и атмосфера в обществе, связанная с резкими изменениями и столкновением диаметрально противоположных стилей и образов жизни;

- резкая дифференциация в обществе, в том числе и через внешние символы (социальный разрыв резко проявился между представителями разных поколений);

- духовные ценности уступают позиции материальным предпочтениям;
3. Развлечения и проведение досуга

- в 1990-е годы новые и старые праздники сосуществуют друг с другом (остается празднование 7 ноября – день согласия и примирения, 8 марта, 1 мая – праздник весны и труда, но появляются новые праздники – 12 декабря День Конституции, 12 июня День принятия Декларации о независимости России, 7 января Рождество);

- распространяются региональные праздники – Дни городов становятся популярным развлечением во всех регионах России;

- свободное время многие простые горожане проводят на небольших дачных участках («шесть соток»), полученных бесплатно (эти участки помогали выжить в сложное время роста цен, формировали чувство собственника, которое было несвойственно советскому человеку);

- люди стали проводить отпуск на заграничных курортах (сначала это были «новые русские», но к концу 1990-х годов многие граждане могли позволить себе такой отдых – зачастую он был дешевле отдыха внутри страны);

- на смену кассетам приходят СД-диски, постепенно распространяются персональные компьютеры (перестают быть предметом роскоши);

- быстро распространяются игрушки Лего, Томагочи, куклы Барби и наборы мебели из пластмассы; появились электронные игры, которыми увлекались не только дети, но и взрослые (тетрис, сега, денди, ниндендо, игрушки тамагочи);

- в повседневную жизнь людей входят рекламные слоганы («Мы сделаем ваш ваучер золотым», «Голосуй сердцем» и т.п.); на телевидении распространяются рекламные ролики, к которым люди постепенно привыкают (наиболее популярными были исторические сюжеты банка Империал, Колы, шоколадных батончиков «Пикник», «Марс», «Сникерс» и «Милки Вэй»);

- финансовые пирамиды увлекают людей в игры с куплей и продажей акций (в первую очередь МММ с рекламными слоганами Лени Голубкова «Куплю жене сапоги», «Я не халявщик, я – партнер»);

- у детей становятся популярными конфеты Чупа-чупс и киндер-сюрпризы;
вопрос: назовите основные тенденции изменений в духовных ориентирах общества
Спорт:

- на XXV Олимпийских играх в Барселоне в 1992г. выступала объединенная команда СНГ под флагом олимпийского движения; Объединённая команда выступала на Играх под Олимпийским флагом, официальной аббревиатурой команды в протоколах соревнований были буквы EUN (от фр. Équipe Unifiée — Объединённая команда). На зимних Играх на церемониях награждения представителей Объединённой команды поднимался Олимпийский флаг, в честь побед звучал Олимпийский гимн.

- 1996г. на XXVI Олимпийских играх в Атланте (США) впервые самостоятельными командами выступали Россия, Украина, Белоруссия, Латвия, Литва, Эстония и другие бывшие союзные республики СССР (за Россию выступали борец Александр Карелин, бегунья Светлана Мастеркова, пловцы Александр Попов и Денис Панкратов, фехтовальщик Станислав Поздняков);

- трагично для российских болельщиков завершилась развязка решающего матча Россия – Украина в 1999г. за выход на чемпионат Европы (пропущенный россиянами обидный гол на последней минуте);

Подготовьте сообщение об одном - двух российских спортсменах, известных в 90-е годы ХХ века или о спортивном событии 90-х годов ХХ века, в котором принимали участие российские спортсмены.
Приложение для работы в группах

критерии сравнения

Что оказывает влияние на формирование и развитие?

Положительные последствия

Негативные последствия

1. Духовно –нравственные ориентиры










  1. Стиль жизни












  1. Развлечения и досуг












  1. Спорт












Общие черты










РЕФЛЕКСИВНЫЙ БЛОК:

Проводится по вопросам, сформулированным школьниками в начале урока :

- какие изменения произошли в жизни обычных людей?

- Какие новинки - материальные, духовные, - появились в быту обывателя?

- Как это отразилось на отношениях между поколениями? Что повлияло на темпы и характер изменений? В чем выразились изменения?

- Как общество отреагировало на события в стране и мире?

После изучения темы ученикам предлагается ответить на вопросы рефлексивного характера (устно, обсуждая высказывания в классе):



Это было ново



Самая интересная информация


Это было полезно



Какие вопросы остались?


Вариант 2: после окончания работы на уроке организуется самостоятельная работа школьников по теме урока ( в рамках проектной, исследовательской работы, внеклассной деятельности школьников)

Организация групповой работы по плану урока (4 группы). Во время групповой работы желательно присутствие экспертов в каждой группе – учитель, родители, представители общественности, пенсионеры, др., которые могли бы прокомментировать изменения, ссылаясь на собственные воспоминания и опыт своей семьи. При такой организации занятия эксперт должен быть заранее оповещен о тематике работы группы, чтобы подготовить свои комментарии. Таким образом, групповой проект в конце работы может быть выполнен не только как учебное исследование, но и стать основой для общешкольной конференции «Жизнь семьи в 90-е годы: исторический и социологический контекст».
Для организации работы создаются 4 группы:

1. Духовно – нравственные ориентиры общественного развития

2. Стиль жизни

3. Развлечения и досуг

4. Спорт
Задания группам:

1) опросите Ваших знакомых (старших родственников, педагогов, соседей, др):

- какие события истории 90-х годов они запомнили больше всего?

- Почему именно эти события стали для них значимыми?

- Какие личности обозначенного периода для них наиболее памятны? Почему?

- Какие вещи этого периода являются для них памятными?

- какие фотографии периода характеризуют жизнь общества?

- какие спортивные достижения и события 90-х годов стали для них памятными?

2) Результаты социологического опроса дополните рассказом по теме:

А) группа 1: кумиры молодежи 90-х

Б) группа 2: тенденции моды 90-х

В) группа 3: технические новинки 90-х

Г) группа 4: спортивные достижения 90-х

3) Составьте презентацию по теме работы вашей группы. Воспользуйтесь помощью экспертов

4) представьте работу в классе.

5) Обсудите тему работы группы.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ссср 1980-х годов, что позволит организовать работу по выявлению новых тенденций в развитии культуры в 1990-е годы. Урок может быть...
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Определите правильную хронологическую последовательность событий внешней политики России в 1990-е годы
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного...
Тихвинская Л. И. Повседневная жизнь театральной богемы серебряного века: Кабаре и театр миниатюр в России: 1908 – 1917. М.: Молодая...
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Россия в мире: внешняя политика России: 1990-е годы»
Выберите положения, которые характеризуют внешнеполитические изменения, произошедшие в 1990-х годах
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconПовседневная жизнь городского населения красноярского края в середине 1940-х середине 1960-х гг
Базовая организация – фгу национальный научный центр наркологии Минздравсоцразвития России
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconДуховные ориентиры молодёжи татарстана в условиях новой конфессиональной...
Охватывают современные проблемы государственно-конфессиональных отношений в рт (1990-2000-е годы) 1
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» icon2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование...
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Рубцовск 2011При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Политическое развитие России: 1990-е годы»
Учебная дисциплина политология и политическая теория для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconДипломная работа «Пермская земская неделя»
Повседневная жизнь рабочих Молотовской области в послевоенное время (1945–1953 гг.)
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconОбщие методические указания для учителя по использованию проектной...
Задания по проектной и исследовательской деятельности в теме «Политическое развитие России в 1990-е годы»
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconПрограмма курса «История России. 1917-1990-е гг.» Программа курса...
России, а также минимум профессиональных умений и навыков, которые формируются при изучении отечественной истории в высшей школе....
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы»
Фз «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», ч. 1,2 ст. 50 Устава муниципального образования сельского поселения...
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconПояснительная записка. В соответствии с федеральным базисным планом...
Социально-бытовая сфера. Повседневная жизнь семьи, жилищные и бытовые условия проживание в городской квартире, доме в сельской местности....
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconРекомендации классным руководителям по правовому воспитанию Пгт Юрья
Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным...
«Повседневная жизнь в России в 1990-е годы» iconТестовые задания по теме «Социально-экономические отношения в России: 1990-е годы»
Тестовые задания по нормальной физиологии (учебное пособие для самостоятельной подготоки к этапному и итоговому контролю знаний по...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск