Рабочая программа учебная





НазваниеРабочая программа учебная
страница1/4
Дата публикации09.07.2013
Размер0.5 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4


ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Историко-филологический факультет

УТВЕРЖДАЮ

Декан историко-филологического факультета

_______________ Ялтаев И.Ф./

(подпись/ Ф.И.О.)

«_____»______________2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Учебная дисциплина

_Б.3.8 Теория и методология_истории____

(наименование)
Направление подготовки

_________030600.62 История________

Квалификация (степень) выпускника__

Бакалавр
Кафедра всеобщей истории

Курс ___3__ семестр __5
форма обучения __очная__



Программа разработана

профессором Ю.С. Обидиной, доктором философских наук




(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание автора(ов) программы)






Рецензент(ы) __________________________________________________________

(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы)
Йошкар-Ола

2012


Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии историко-филологического факультета по направлению 030600.62 История




Рассмотрена и одобрена на заседании кафедры


Всеобщей истории







(название кафедры)

протокол заседания №_9 от




протокол заседания №13 от

«28» июня 2012г.




«_27» июня 2012г.

В.Л.Ларионов




Г.Ф.Горбашова

(подпись, Ф.И.О. председателя)




(подпись, Ф.И.О. зав. кафедрой,)



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной истории протокол заседания № 13 от «27» июня 2012г__________________ А.Г.Иванов

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер изменения






































1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории являются

Усвоение студентами современных подходов к характеристике как общеметодологических принципов современных исторических исследований, так и изучение конкретных концепций исторического развития. Особенностью курса теории и методологии истории выступает работа, прежде всего, с современными историческими теориями развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина (модуль) Теория и методология истории относится к блоку «Базовая (общепрофессиональная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП – историей исторической науки, источниковедением и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Источниковедение». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1);

Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6);

Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7);

Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);

Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4);

Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5);

Способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7);

Способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8);

Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: связь между используемыми историками теоретическими подходами, принципами и методами исследования.

Уметь: выявлять концептуальные подходы, принципы, методы и технику исследования, используемые автором в том или ином конкретном историческом сочинении как определенную исследовательскую технологию.

Владеть: Методикой и техникой методологии для разработки технологии исторического исследования, имеющей определенный алгоритм.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Теория и методология истории

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа

п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работы студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Семинары

Самостоятельная работа




1

Введение. Задачи курса. Предмет методологии истории.

6

1




2




2

зачет

2

Соотношение понятий "методология истории" и "философия
истории".




2




2




2




3

Основные направления развития методологии истории к началу ХХ в.




3-4




4




4




4

Методология позитивизма. Российский позитивизм в 60-90-х гг. XIX в. (Н. К. Бестужев-Рюмин).




5




2




2




5

Гегельяно-марксисткое направление и его оценки в XX в.




6-7




4




4




6

Феноменологическое направление.Методологическая система А. С.Лаппо-Данилевского.




8




2




2




7

Философский плюрализм XX в. Главные направления и концепции методологической основы современной исторической науки.




9




2




2




8

Школа «Анналов» и изучение ментальности




10




2




2




9

Герменевтика. Феноменология. Экзистенциализм. Фрейдизм.

Культурологическое направление




11-12




4




4




10

Современные проблемы методологии исторического познания




13




2




2




11

Классическая и неклассическая стратегии изучения науки




14




2




2




12

Основные этапы  развития науки. Своеобразие античной, средневековой и новоевропейской науки




15-16




4




4




13

Особенности научного познания. Методологические основания современной науки




17-18




4




4







Всего




18

72

36




36





Содержание программы
Раздел I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. ЭТАПЫ И ОСНОВ­НЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДО­ЛОГИИ ИСТОРИИ

1. Общие проблемы методологии науки

Место и роль методологии науки на современном этапе об­щественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной дея­тельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классифи­кация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования.

Метод как теоретически обоснованное средство познава­тельной деятельности. Структура метода. Роль метода в науч­ном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса.

Методы научного исследования как показатель уровня раз­вития науки. Классификация научных методов.

Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методо­логией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции мето­дологии истории. Структура предмета методологии истории.

2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории

Философия истории как источник формирования методологии истории

Типология философий истории. Общие тенденции разви­тия философии истории — от философии истории человече­ства к теории исторического познания и исторического знания.

Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопро­сы классификации наук. Понятие "исторического".

Изучение "мира духа", специфики исторического позна­ния. Изучение форм мысли, проблем исторического знания.

Историография как источник формирования методологии истории

Теоретико-методологические основы исторических кон­цепций, их эволюция. Преемственность в развитии методо­логии истории. Понятие "научных революций" (Т. Кун). Дис­куссии о феномене "кризиса" в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки.

Типология историографии. Тенденции развития историогра­фии — от "первоначальной" событийной истории к "фило­софской" истории (Г. Гегель).

Основные этапы развития историографии.

Генезис исторической науки. Архаическая мифология и ге­роический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания.

Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история

Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого.

Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения.

Позитивизм.

Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм.

3. Современные тенденции развития методологии истории

Сциентический и культурологический подходы в историо­графии.

Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории.

Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Постмодернизм.

Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повсе­дневности, устная история, микроистория, гендерная исто­рия, история ментальностей.

РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК

1. Особенности объекта исторического познания

Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характери­стики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Концепции исторического времени пред­ставителей различных методологических школ и течений.

Структурные уровни исторического процесса: прошлое, на­стоящее и будущее.

Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность.

Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании.

Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трак­товка представителями различных методологических течений.

Единство субъективного и объективного в историческом про­цессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков.

2. Место истории в системе наук

Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память.

Объект и предмет истории в трактовке марксистской исто­риографии. Интегральный характер предмета истории.

Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы "Анналов" о предмете истории. Структуралистская концепция "общества как цело­стности". История ментальности как основа трактовки пред­мета истории на современном этапе развития историографии. "Научная" история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории нау­ке и политике в концепциях постмодсрнистов.

3. Историческое познание и его особенности

Возможность научного познания прошлого. Научное по­знание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания.

Исторический источник и исторический факт

Онтологический аспект рассмотрения исторических источ­ников как явлений исторической действительности. Законо­мерности возникновения и эволюции типов и видов истори­ческих источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников.

Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальчснко). Понятие социальной инфор­мации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семан­тический и синтактический аспекты рассмотрения информа­ции, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности.

Информационная неисчерпаемость исторического источ­ника. Методологический смысл понятий "выраженная" и "скрытая" информация. Проблема повышения информатив­ной отдачи исторических источников.

Трактовки исторического источника и исторической ин­формации представителями "научной" истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов.

Исторический факт и его интерпретации в современной ис­ториографии

Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действи­тельности, факты исторического источника, научно-историчес­кие факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социальных факторов в формировании научно-исторических фактов.

Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естествен­нонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исто­рического факта.

4. Методы исторического исследования

Общенаучные методы и их место в историческом исследовании

Исторический и логический методы. Историческое про­странство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, "по горизонтали" и "по вертикали". Функции логического мето­да в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический мето­ды в практике конкретно-исторических исследований.

Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования.

Измерение и описание как способ выражения свойств изу­чаемых объектов в процессе исторического познания.

Классификация и типологизация в исторических исследо­ваниях.

Системный подход и системный анализ, значение систем­ности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функ­циональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований.

Проблемы моделирования в историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной исто­риографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях.

Специально-научные методы и их роль в историческом исследовании

Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях.

Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Исполь­зование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций.

Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии.

Историко-системный метод. Системный характер истори­ческого процесса. Каузальные и функциональные связи в об­щественно-историческом процессе. Варианты детерминиро­ванности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследо­ваниях.

5. Концепции исторического объяснения и понимания

Виды исторических объяснений. Мотивационные и кау­зальные модели объяснения. Попытки построения интеграль­ных объяснительных моделей. Объяснительные модели в кон­цепциях "тотальной" истории.

Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Фор­мационный подход в современной отечественной и зарубеж­ной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии.

Концепции "понимания" истории. Постмодернизм о по­нимании и объяснении в истории.

Раздел III. Методологические проблемы исторического знания

1. Типы и уровни исторического знания

Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание.

Особенности эмпирического уровня исторического позна­ния. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания.

Объяснение как средство познания на теоретическом уров­не и как логическая процедура. Виды исторических объяснений. Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная тео­рия — завершенная форма теоретического знания. Систем­ность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойст­ва научной теории. Дискуссии о теоретической истории.

2. Роль понятий и категорий в историческом исследовании

Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимо­связи между объемом и содержанием понятий. Классифика­ция понятий.

Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержа­ния понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об ос­новных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории.

Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий.

Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические меха­низмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания.

3. Проблема истинности исторического знания

Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через дока­зательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания.

Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по математике 7
Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание»
Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент»
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело»
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция»
Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы...
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа учебная iconРабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство»
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология»
Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»...
...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс
Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного...
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании...
Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка
Рабочая программа учебная iconРабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным...
Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск