Скачать 0.5 Mb.
|
ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет» Историко-филологический факультет УТВЕРЖДАЮ Декан историко-филологического факультета _______________ Ялтаев И.Ф./ (подпись/ Ф.И.О.) «_____»______________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУчебная дисциплина _Б.3.8 Теория и методология_истории____ (наименование) Направление подготовки _________030600.62 История________ Квалификация (степень) выпускника__ Бакалавр Кафедра всеобщей истории Курс ___3__ семестр __5 форма обучения __очная__
Рецензент(ы) __________________________________________________________(должность, Ф.И.О., ученая степень, звание рецензента(ов) программы) Йошкар-Ола2012
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой отечественной истории протокол заседания № 13 от «27» июня 2012г__________________ А.Г.Иванов(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)Сведения о переутверждении рабочей программы учебной дисциплины на очередной учебный год и регистрация изменений
1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории являются Усвоение студентами современных подходов к характеристике как общеметодологических принципов современных исторических исследований, так и изучение конкретных концепций исторического развития. Особенностью курса теории и методологии истории выступает работа, прежде всего, с современными историческими теориями развития. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина (модуль) Теория и методология истории относится к блоку «Базовая (общепрофессиональная часть)» раздела «Профессиональный цикл». Дисциплина тесно связана с другими частями ООП – историей исторической науки, источниковедением и т.д. Требования к «входными» знаниям предполагают базовую подготовку студентов по курсам «Вспомогательные исторические дисциплины» и «Источниковедение». Как предшествующее, освоение данной дисциплины необходимо для изучения дисциплин специализации: спецкурсов и спецсеминаров. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) Теория и методология истории Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке или выбору путей ее достижения (ОК-1); Способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); Стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, способностью изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способностью к социальной адаптации (ОК-6); Способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); Осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8); Использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9). Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способностью использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1), археологии и этнологии (ПК-2), источниковедения, специальных исторических дисциплин, историографии и методов исторического исследования (ПК-3), теории и методологии исторической науки (ПК-4); Способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ПК-5); Способностью к критическому восприятию концепций различных историографических школ (ПК-7); Способностью к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); Способностью к работе в архивах и музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и в сетевых ресурсах (ПК-9). В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: связь между используемыми историками теоретическими подходами, принципами и методами исследования. Уметь: выявлять концептуальные подходы, принципы, методы и технику исследования, используемые автором в том или ином конкретном историческом сочинении как определенную исследовательскую технологию. Владеть: Методикой и техникой методологии для разработки технологии исторического исследования, имеющей определенный алгоритм. 4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Теория и методология истории Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа
Содержание программы Раздел I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ. ЭТАПЫ И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ МЕТОДОЛОГИИ ИСТОРИИ 1. Общие проблемы методологии науки Место и роль методологии науки на современном этапе общественного развития. Структура научного исследования и научно-познавательного процесса. Виды познавательной деятельности и типология знания. Теория как высшая форма научного знания. Структуры и уровни теорий, их классификация. Функции научных теорий. Связь научных теорий с методами исследования. Метод как теоретически обоснованное средство познавательной деятельности. Структура метода. Роль метода в научном исследовании и его значение для перспектив развития науки, углубления познавательного процесса. Методы научного исследования как показатель уровня развития науки. Классификация научных методов. Взаимосвязь гносеологии, эпистемологии и логики с методологией научного познания. Формирование методологии науки в самостоятельную сферу исследования. Предмет и функции методологии истории. Структура предмета методологии истории. 2. Источники, основные тенденции и этапы формирования методологии истории Философия истории как источник формирования методологии истории Типология философий истории. Общие тенденции развития философии истории — от философии истории человечества к теории исторического познания и исторического знания. Изучение специфики объекта и предмета истории. Вопросы классификации наук. Понятие "исторического". Изучение "мира духа", специфики исторического познания. Изучение форм мысли, проблем исторического знания. Историография как источник формирования методологии истории Теоретико-методологические основы исторических концепций, их эволюция. Преемственность в развитии методологии истории. Понятие "научных революций" (Т. Кун). Дискуссии о феномене "кризиса" в историографии и его роли в развитии методологии исторической науки. Типология историографии. Тенденции развития историографии — от "первоначальной" событийной истории к "философской" истории (Г. Гегель). Основные этапы развития историографии. Генезис исторической науки. Архаическая мифология и героический эпос. Первые попытки мифологической формы исторического сознания. Античное мировидение: природа и история. Вселенная и Человек в ней, общество и индивидуум. Прагматическая история Средневековая историография: от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Возрождение и развитие античных традиций. От провиденциализма к рациональному видению прошлого. Историография нового времени. Формирование научного подхода в изучении прошлого. Историография Просвещения. Позитивизм. Марксизм. Религиозно-мистическая философия истории. Неокантианство. Модернизм. 3. Современные тенденции развития методологии истории Сциентический и культурологический подходы в историографии. Движение за аналитическую междисциплинарную историю. Квантификация в изучении истории. Возрождение нарратива в историографии и методологии истории. Постмодернизм. Соотношение тенденций дифференциации и интеграции научного знания и их воздействие на предмет исторической науки. Появление новых областей истории. История повседневности, устная история, микроистория, гендерная история, история ментальностей. РАЗДЕЛ 2.ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ. МЕСТО ИСТОРИИ В СИСТЕМЕ НАУК 1. Особенности объекта исторического познания Понятие исторического процесса. Отличия исторического процесса от эволюции живой и неживой природы. Характеристики исторического процесса: историческое пространство и историческое время. Концепции исторического времени представителей различных методологических школ и течений. Структурные уровни исторического процесса: прошлое, настоящее и будущее. Уникальность и повторяемость в историческом процессе, причинная обусловленность, закономерность. Общее и особенное в истории. Проблема альтернативности в историческом развитии и историческом познании. Типология исторических явлений. Событие, структура, процесс. Их взаимодействие. Понятие целостности и ее трактовка представителями различных методологических течений. Единство субъективного и объективного в историческом процессе. Субъективность и ее виды. Роль субъекта в историческом процессе. Человеческое поведение и мотивация поступков. 2. Место истории в системе наук Проблема классификации наук. Место истории в системе наук. Функции исторической науки. Историческое сознание. Историческая память. Объект и предмет истории в трактовке марксистской историографии. Интегральный характер предмета истории. Современные дискуссии о предмете истории и ее месте в системе наук. Представители школы "Анналов" о предмете истории. Структуралистская концепция "общества как целостности". История ментальности как основа трактовки предмета истории на современном этапе развития историографии. "Научная" история о предмете, задачах и функциях истории. Постмодернисты об истории как части культуры. Соотношение истории и литературы, противопоставление истории науке и политике в концепциях постмодсрнистов. 3. Историческое познание и его особенности Возможность научного познания прошлого. Научное познание как форма социального отражения. Ретроспективность исторического познания. Этапы исторического познания. Специфика реконструкции объекта в историческом познании. Современные дискуссии по проблемам исторического познания. Исторический источник и исторический факт Онтологический аспект рассмотрения исторических источников как явлений исторической действительности. Закономерности возникновения и эволюции типов и видов исторических источников. Субъективно-социальная и субъективно-индивидуальная природа исторических источников. Проблема классификации исторических источников. Исторический источник в свете учения об информации. (Концепция И.Д. Ковальчснко). Понятие социальной информации как знания и как результата отражения объективной действительности. Прагматический, аксиологический, семантический и синтактический аспекты рассмотрения информации, информационного процесса. Соотношение объективного и субъективного в социальной информации. Фиксированная и нефиксированная информация и проблемы ее достоверности. Информационная неисчерпаемость исторического источника. Методологический смысл понятий "выраженная" и "скрытая" информация. Проблема повышения информативной отдачи исторических источников. Трактовки исторического источника и исторической информации представителями "научной" истории. Историческая информация в концепциях постмодернистов. Исторический факт и его интерпретации в современной историографии Марксистская концепция исторического факта в контексте проблемы соотношения бытия и сознания. Диалектико-материалистический подход к проблеме исторического факта. Категории исторических фактов. Факты исторической действительности, факты исторического источника, научно-исторические факты, их характерные черты и отличия. Понятия простого и сложного исторического факта. Научно-исторические факты как отражение сознанием историка исторической реальности. Роль субъективно-индивидуальных и субъективно-социальных факторов в формировании научно-исторических фактов. Исторический факт в концепциях классического позитивизма. Противопоставление исторического факта естественнонаучному в субъективно-идеалистических трактовках исторического факта. 4. Методы исторического исследования Общенаучные методы и их место в историческом исследовании Исторический и логический методы. Историческое пространство и время как онтологическая основа исторического и логического методов в историческом познании. Возможности синхронного и диахронного изучения исторической реальности, "по горизонтали" и "по вертикали". Функции логического метода в историческом исследовании. Значение исторического метода в познании прошлого. Принцип историзма как важнейший принцип научного познания. Исторический и логический методы в практике конкретно-исторических исследований. Абстрактное и конкретное в процессе научно-исторического познания. Способы и варианты абстрагирования. Измерение и описание как способ выражения свойств изучаемых объектов в процессе исторического познания. Классификация и типологизация в исторических исследованиях. Системный подход и системный анализ, значение системности в исторических исследованиях. Понятие системы, ее строение, структура и функционирование. Уровни иерархии систем. Координация и субординация. Структурный и функциональный анализ систем. Системный подход в практике конкретно-исторических исследований. Проблемы моделирования в историческом исследовании. Дискуссии в современной отечественной и зарубежной историографии по проблемам моделирования в истории. Цели моделирования, его этапы и типы моделей. Опыт применения моделирования в исторических исследованиях. Специально-научные методы и их роль в историческом исследовании Историко-генетический метод. Гносеологическая суть и логическая природа. Функции историко-генетического метода в историческом исследовании. Характерные черты. Описательность, фактографизм и эмпиризм. Опыт применения в конкретно-исторических исследованиях. Историко-сравнительный метод. Понимание исторического развития как повторяющегося, внутренне обусловленного, закономерного процесса. Познавательное значение и возможности сравнения как метода научного познания. Аналогия как логическая основа историко-сравнительного метода. Использование историко-сравнительного метода в практике конкретно-исторического исследования. Роль историко-сравнительного метода в формировании исторических концепций. Историко-типологический метод. Взаимосвязь единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе как онтологическая основа историко-типологического метода. Типологизация как метод научного познания и сущностного анализа. Опыт применения историко-типологического метода в исторических исследованиях в отечественной и зарубежной историографии. Историко-системный метод. Системный характер исторического процесса. Каузальные и функциональные связи в общественно-историческом процессе. Варианты детерминированности в общественных системах. Опыт применения историко-системного метода в конкретно-исторических исследованиях. 5. Концепции исторического объяснения и понимания Виды исторических объяснений. Мотивационные и каузальные модели объяснения. Попытки построения интегральных объяснительных моделей. Объяснительные модели в концепциях "тотальной" истории. Формационный и цивилизационный подходы. Формационный подход в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Формационный подход в современной отечественной и зарубежной историографии. Концепции цивилизационного подхода в работах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби. Современный опыт применения цивилизационного подхода в отечественной и зарубежной историографии. Концепции "понимания" истории. Постмодернизм о понимании и объяснении в истории. Раздел III. Методологические проблемы исторического знания 1. Типы и уровни исторического знания Эмпирическое и теоретическое знание. Понятия явления и сущности как основа получения двух типов исторического знания. Источниковое и внеисточниковое знание. Особенности эмпирического уровня исторического познания. Логические основания эмпирического знания. Реконструкция исторической реальности через описание. Научное описание и идеографизм. Формы исторического описания. Объяснение как средство познания на теоретическом уровне и как логическая процедура. Виды исторических объяснений. Гипотезы, понятия, теории как форма выражения знаний. Идея как основное ядро теоретического знания. Научная теория — завершенная форма теоретического знания. Системность, всеобщность и логическая непротиворечивость — свойства научной теории. Дискуссии о теоретической истории. 2. Роль понятий и категорий в историческом исследовании Понятие как форма выражения научных знаний. Взаимосвязи между объемом и содержанием понятий. Классификация понятий. Категории и их роль в науке. Типы и уровни категорий. Функции и значение категорий как обобщенного знания и средства возникновения нового знания. Изменение содержания понятий, категориального аппарата в процессе развития исторической науки. Проблема поиска общего научного языка в историческом сообществе. Современные дискуссии об основных понятиях социальной, экономической, политической и культурной истории. Междисциплинарный характер исторического знания. Роль историзма в интерпретации понятий и категорий. Роль интуиции и воображения в процессе формирования исторического знания. Психологические и логические механизмы формирования интуитивного знания. Интуитивное и логическое в творчестве историка. Гипотетический характер интуитивного знания. 3. Проблема истинности исторического знания Критерии истинности. Дискуссии о критериях истинности исторического знания. Эмпирическая верификация гипотез. Фальсификация как проверка истинности знания через доказательство его ложности. Практика исторического процесса как критерий истинности знания. Проблема ценности и оценки в истории. Объективная ценность и субъективная оценка исторического знания. |
Рабочая учебная программа по математике 7 Рабочая учебная программа учебного предмета «Математика» (далее Рабочая учебная программа) составлена на основании сборника нормативно-правовых... | Рабочая учебная программа дисциплины опд. Ф. 01. 1 «Введение в языкознание» Рабочая учебная программа составлена к ф н., доцентом кафедры французской филологии Сотниковой Т. В | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Внешняя политика и дипломатия [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 27 с | Рабочая учебная программа дисциплины «Проектная логистика» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 080100. 62 «Экономика» Международный протокол и этикет [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: тгамэуп, 2013. 50 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080110. 51 «Банковское дело» | ||
Рабочая учебная программа Направление подготовки 030900 «Юриспруденция» Уголовное право. [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп», 2011. – 72 с | Рабочая Учебная программа дисциплины «Введение в профессию» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению 080100. 62 «Экономика» профиль «Финансы... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины Практикум Организация работы службы приема и размещения Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению (специальности) 071800. 62 «Социально-культурная... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060103 Педиатрия, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая Учебная программа дисциплины «Мировая культура и искусство» Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлениям 071800. 62 «Социально-культурная деятельность»,... | Рабочая учебная программа дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» Рабочая учебная программа разработана в соответствии с фгос впо специальности 060101. 65 Лечебное дело, утвержденным приказом Минобрнауки... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине «Архитектура компьютера»... ... | Рабочая учебная программа по общей гигиене с экологией III курс Рабочая учебная программа составлена согласно госу направления 5710200 – «Лечебное дело», учебному плану и программе дисциплины Общественного... | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине разработана на основании... Рабочая учебная программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры русского языка | Рабочая учебная программа по информатике и информационно коммуникационным... Рабочая учебная программа предназначена для учителей информатики и методистов |