Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент)





Скачать 92.03 Kb.
НазваниеКапытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент)
Дата публикации09.07.2013
Размер92.03 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Капытков Д. О.

(Омский государственный педагогический университет, студент)
Опыт использования микроисторического подхода в биографическом исследовании: «Людовик IX Святой» Ж. Ле Гоффа.
На рубеже XIX-XX вв. разразился кризис общественного сознания, и в частности исторического мышления. Школа «Анналов» явилась наиболее откликнувшимся направлением на теоретический и методологический кризис исторической науки. Поставленные «Анналами» проблемы и поиски путей их решения во многом способствовали и определяли развитие исторической науки второй половины XX века. Появились такие новые направления исследований как тотальная история, социальная история, история ментальности и др.

В 1950-1960-х гг. школой «Анналов» под руководством Ф. Броделя в исторический дискурс были внесены несколько важных идей: приверженность науке о человеке, которая от изучения событий и выдающихся личностей перешла к изучению социальных структур, от нарратива к анализу, от истории как самодостаточной дисциплины – к широкому междисциплинарному подходу [6, с. 285]. Однако, не смотря на новые идеи и подходы, кризис исторической науки не был преодолен.

В 1970-1980-х гг. наблюдается новый поворот в исторических исследованиях, отличающийся от научных идей и принципов предшествующих десятилетий. Появляется ряд историков, чьи работы отражали новую ориентацию в историописании: Э. Ле Руа Ладюри [5], К. Гинзбург [2], Н. З. Дэвис [3]. Данные исследования показали новые возможности познания прошлого, в одних случаях, благодаря поиску уникального в истории, в других, благодаря детальному рассмотрению отдельно взятого предмета.

Центральная для социальной истории вера в возможность «логически последовательного научного объяснения изменения прошлого» отныне повсеместно отрицалась. Вместо этого исследователи все больше и больше обращались к таким аспектам человеческой жизни, которыми ранее пренебрегали. Распространилось убеждение, что культура определенной группы и даже воля отдельного индивида, по крайней мере, потенциально: являются такими же важными факторами изменения, как безличные силы материального производства и демографического роста. Этот интерес к конкретным людям как историческим акторам возвестил о возвращении к нарративной истории. Но новые истории очень заметно отличались от старых нарративов. Если те были сосредоточены на политике и политических деятелях, то новые нарративы имели дело с обычными людьми. В исторических исследованиях произошел сдвиг от анализа институтов к изучению культуры, часто описываемый как «культурный поворот», который, однако, имел различную направленность. Культура отныне понималась как поведение людей в обществе [6, с. 304]. В результате вышеописанных изменений, в исторической науке в моду снова входит биографический жанр, а также появляется новое направление, называемое в дальнейшем микроисторией.

Основоположниками микроистории являются итальянские историки К. Гинзбург, Д. Леви и С. Черутти. Так как направление являлось новым, то они попытались определить и обосновать основные контуры данного направления. Д. Леви говорил, что для микроистории речь в первую очередь идет не о разглядывании мелочей, а об изучении объекта с помощью микроскопа. Таким образом, он дал понять, что исторические реконструкции и интерпретации, осуществленные благодаря концентрации на ограниченном поле наблюдения, будь то деревня, часть города, социальная группа или даже несколько индивидов, позволят качественное расширение возможностей исторического познания [7, с. 196-197]. К. Гинзбург указывает, что для итальянских микроисториков ключевым принципом служит не аналогия, а аномалия. Во-первых, они предполагают, что наиболее отклоняющаяся от нормы документация потенциально содержит наиболее богатые результаты. Во-вторых, они показывают, что всякая социальная конфигурация является результатом взаимодействия бесчисленных индивидуальных стратегий, плотное переплетение которых восстановить под силу лишь приближенному наблюдению [1, с. 312].

На основании теоретических выводов основоположников и выше указанных исследований, можно сказать, что микроистория занимается изучением частных явлений, уникальных или не вписывающихся в общий контекст эпохи, происходивших в жизни отдельных людей прошлого. Для исследования жизни человека вполне подходят принципы, обозначенные К. Гинзбургом, в исследовании можно привлечь отклоняющуюся от нормы документацию, а также рассматривать индивидуальные стратегии, влияющие на общество. Под понятие индивидуальной стратегии можно отнести отношение к окружающему миру, поведение, взаимодействие индивида с людьми, и то, как он осуществляются свои функции в данном обществе. Все это позволяет наполнить новым содержанием не только личность, но и его эпоху. Таким образом, мы видим, что микроистория тесно связала себя с изучением человека, следовательно, ее подход априори может быть применен и к написанию биографии.

Поиск ответов на теоретические и методологические проблемы исторической науки продолжался и в 90-е гг. Своеобразным ответом явилась работа Ж. Ле Гоффа «Людовик IX Святой». Ж. Ле Гофф в самом начале своего исследования заявляет: «…Не XIII век является предметом данного исследования. Разумеется, мы с ним встретимся, ибо Людовик жил именно в то столетие, и из него сотканы его жизнь и деяния. Но в данной книге речь идет прежде всего о человеке, а о времени его жизни лишь постольку, поскольку оно позволяет пролить свет на этого человека» [5, с. 15]. Исходя из этого, можно сказать, что данное исследование будет отличным от предшествующих идей и концепций. С одной стороны, человек, обозначенный как предмет исследования, будет главной центральной фигурой, что близко традициям микроисторических исследований, с другой стороны XIII век взят не просто как время, а рассматривается в более широком масштабе, образуя тем самым сложную структуру. Рассматривая работу Ж. Ле Гоффа можно выделить и другие особенности. Автор говорит: «В силу моих профессиональных особенностей я привык иметь дело с глобальной историей…» [5, с. 17], это обозначает, что Ж. Ле Гофф собирается использовать подход, который, в общем, будет являться определенной попыткой опробовать новую исследовательскую стратегию, или дополнить свою. Другой особенностью исследования является сам предмет – Людовик IX Святой. В предшествующих микроисторических исследованиях мы встречаем обычных людей, которых обозначают как «маленькие люди», теряющиеся в истории: именно исследования таких людей позволяли прийти к новым результатам и показать возможности исторического познания. Ле Гофф же изучает короля, центральную фигуру XIII века, что, в общем, являлось традиционным для биографии и использовалось преимущественно в политической истории.

Работа Ж. Ле Гоффа состоит из трех частей. Первая часть является собственно биографией Людовика IX Святого, вторая часть посвящена критическому изучению производства памяти святого короля его современниками, третья (последняя) часть посвящена образу Людовика Святого, в ней исследуются главные тенденции развития, благодаря которым он превратился в идеального и уникального короля XIII века, короля, состоявшегося как король-Христос, но обретшего лишь ореол святости [5, с. 24]. Особое внимание привлекает третья часть исследования, в которой автор рассматривает главные тенденции развития образа короля. Развитие как процесс не является изменением одновременным, оно предполагает разные периоды времени и этапы. Уже исходя из этого, можно сказать, что рассматриваемый образ будет дробным, а следовательно, каждая его составляющая часть требует тщательного углубленного исследования. Здесь как раз и происходит спуск исследователя на уровень микроистории. Следовательно, работа Ж. Ле Гоффа не лишена данного подхода.

Образ любого человека складывается из нескольких составляющих: из того как он говорит, функций которые выполняет данный человек в обществе, как себя ведет и др.

Ж. Ле Гофф проводит глубокий анализ речей Людовика IX Святого: «Людовик Святой – первый король в истории Франции, который действительно говорит» [5, с. 452]. Исходя из многочисленных речей, король предстает перед нами в нескольких образах. В одних случаях мы встречаем короля назидателя: «Любезный сын заповедую тебе…». Любезная дочь, заповедую вам…» [5, с. 455]. В других случаях слова короля характеризуют его функции – правосудие и мир. «Людовик Святой и король нового благочестия… это король молитвы, про себя или вслух, «устами или мыслями» [5, с. 456]. «Любовь к правдивому слову породила в нем ненависть к дурному слову.… Сам он всячески избегал бранных слов, богохульства и тех выражений, в которых упоминался дьявол» [5, с. 457]. Ж. Ле Гофф, благодаря Жуанвилю [5, с. 458], делает вывод, что Людовик Святой это первый французский король, которого нам дано услышать говорящим на народном, французском языке. Таким образом, мы можем заметить, что Ж. Ле Гофф, рассматривая речь отдельно взятого человека, приходит к выводу, выходящему за рамки отдельно взятого индивида, мы получаем представление о том, как говорил французский народ в XIII веке.

Продолжая исследовать образ Людовика Святого, Ж. Ле Гофф рассматривает функции, которые несет в себе личность, находящаяся в положении короля. Мышление средневековых людей строилось на определенной идеологии, которая соответствует устройству общества, состоящему из трех сословий: молящиеся, воюющие и трудящиеся. Исходя из такого строения общества, существовали функции определенные каждому сословию. По мнению Ж. Ле Гоффа, христианский король – король трехфункциональный, и такая модель помогает понять характер и образ королевской власти, воплощенной в Людовике Святом [5, с. 484]. Согласно такой модели королю присущи следующие функции: 1) король – помазанник божий, поборник справедливости и миротворец; 2) король-воитель; 3) король - «производитель материальных благ». Последняя функция сложнее всего улавливается у Людовика Святого. Третью функцию, по мнению Ж. Ле Гоффа, характеризует экономическая политика, проводимая Людовиком Святым. Проведение определенных реформ в отношении Парижа и других крупных городов, способствовавших их развитию, свидетельствовало, что Людовик Святой имел представление об экономике. Именно города стали воплощением третьей функции короля [5, с. 501]. Взяв изучение отдельной функции из всей совокупности функций короля, Ж. Ле Гофф приходит к выводу, что Людовик IX Святой, относительно выполнения третьей функции является королем уникальным. Третья функция Людовика Святого, не только отражает его деятельность, она позволяет взглянуть на города Франции XIII века, а уже через них попытаться понять развитие экономики.

Одной из важных составляющих образа Людовика Святого, является его поведение. Согласно мнению С. Черутти, модели поведения отдельных индивидов задаются опытом конкретных групп…[9, с. 10]. В исследовании Ж. Ле Гоффа можно выделить несколько групп. К таким группам мы можем отнести окружение короля, войско, но наиболее значимой группой, определяющей поведение, будет являться семья. Семья как социальная ячейка уже сама по себе является объектом микроисторического исследования. Но здесь так же важно показать место отдельного индивида в семье, притом, что это семья королевская, это династия («священный род»). Людовик Святой показан через отношение к деду, отцу, матери, братьям и сестрам, жене и детям. Так, Людовик Святой уделяет достаточно внимания королеве: обычно король вставал ночью, чтобы прочитать молитву, но только не в те дни и ночи, «когда был с женой» [5, с. 554]. Людовик Святой – ревнитель, если не сказать, фанатик рода [5, с. 533]. Отсюда и особое отношение к детям. Это не только видно по наставлениям и поучениям, но и по тому, как он их воспитывал. Благодаря свидетельствам Гийома из Нанжи и Жуанвиля, Ж. Ле Гофф показывает, как Людовик занимался воспитанием детей. «Их набожный отец, как христианнейший король, наставлял и воспитывал своих детей. «Он хотел, чтобы его дети, взрослея, не только каждый день слушали мессу, но и заутрени и пение канонических часов, и чтобы они вместе с ним ходили слушать проповеди»… «Перед отходом ко сну он звал к себе детей и рассказывал им о деяниях хороших королей и императоров, а потом говорил, что они должны брать с них пример» [5, с. 558]. Исследование Людовика Святого через семью, дает не только представления о нем как сыне, муже и отце, но и позволяет опять же, через Людовика Святого, показать определенные традиции династии, их повседневную жизнедеятельность, систему ценностей, и много других сторон жизни королевской семьи.

Это конечно не все проблемы, рассмотрение которых, позволит нам лучше понять образ Людовика IX, в работе Ж. Ле Гоффа их значительно больше. В данной работе нам было важно увидеть, как работает автор в рамках микроисторического подхода, и рассмотренные выше примеры позволяют это сделать. Микроистория в случае Ж. Ле Гоффа, используется как инструмент исследования. Начиная рассматривать отдельный аспект или предмет в узком значении, автор переносит его на более высокий уровень, тем самым проблемное поле становиться шире, и позволяет не только уточнять общие проблемы эпохи, но и показывать уникальные неповторяющиеся явления, тем самым не упуская из виду рассматриваемую историческую личность. Людовик IX Святой «глобализующий» объект, вокруг которого организуется все поле исследования [5, с. 17], и микроистория позволяет наиболее полно раскрыть этот глобальный объект. В данном случае мы видим попытку синтеза двух подходов, которые по своей сути являются противоположными. Но Ж. Ле Гофф на примере своего исследования показывает, что совмещение таких подходов возможно, и это дает отличные результаты.

Согласно исследованиям Л. П. Репиной, в изучении «индивидуального прошлого» существует определенный барьер. В ходе аналитических процедур, человеческая деятельность, а следовательно и личность разлагается на отдельные составляющие, тем самым меняется вся структура индивидуального опыта, и дальнейший синтез не возможен без включения темпорального измерения личности. Но, по мнению Л. П. Репиной, к решению этой проблемы гораздо ближе сумел подойти Ж. Ле Гофф в своей грандиозной монографии о Людовике Святом, которая долго еще будет служить эталоном новой биографической истории [8, с. 295].

  1. Гинзбург К. Микроистория: Две-три вещи, которые я о ней знаю // Он же. Мифы – эмблемы – приметы: Морфология и история. М., 2004. С. 287-320.

  2. Гинзбург К. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. М., 2002.

  3. Дэвис Н. З. Возвращение Мартена Герра. М., 1990.

  4. Иггерс Г. Глобальная история современной историографии. М., 2012.

  5. Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. М., 2001.

  6. Ле Руа Ладюри Э. Монтайю, окситанская деревня (1294-1324). Екатеринбург, 2001.

  7. Медик Х. Микроистория / THESIS. М., 1994. С. 193-202.

  8. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М., 2009.

  9. Черутти С. Микроистория: Социальные отношения против культурных моделей? Режим доступа: http://orbis-medievalisru.47.com1.ru/library/cerutti.pdf

Студент 4 курса ОмГПУ Капытков Д. О.

Научный руководитель:

к.и.н., доцент кафедры всеобщей истории,

социологии и политологии ОмГПУ Синельникова Г. А.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) icon«омский государственный педагогический университет»
В сборник включены итоговые тесты по литературе для 5 – 9 классов (с ответами)
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconОмский государственный педагогический университет
Iii лингвистические особенности перевода английских фразеологических единиц с зооморфизмами 47
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconФедеральное агентство по образованию Томский государственный педагогический университет
Томский государственный педагогический университет совместно с Сибирским нии торфа со расхн, Институтом климатических и экологических...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Университет: Владимирский государственный педагогический университет (реструктуризирован в 2012 г. Владимирский государственный университет...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Омский государственный педагогический университет», боу города Омска «Гимназия №140» приглашает учащихся 7-8 классов принять...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconДоброгорская Екатерина Николаевна Образование: 2009-2014 Universität...
Московский государственный областной педагогический университет (бывш. Мопи им. Крупской)
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconРоссийской Федерации «омский государственный технический университет»

Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Студент должен освоить диалектику развития компьютерных презентационных технологий и области применения. Уметь самостоятельно создавать...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconКазахская правда
Макишева (Назарбаев Интеллектуальная школа, Павлодар), Лариса Нода (КазНУ, Алматы), Ирина Ковенькова (гимназия г. Лисаковска), Надежда...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconОбобщение передового опыта
Терентьева Светлана Ивановна, 1975 года рождения, образование высшее, окончила в 2000 году Оренбургский государственный педагогический...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) icon«Проектирование электротехнических устройств»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования омский государственный технический университет
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconРоссийской Федерации Российский государственный профессионально-педагогический...
...
Капытков Д. О. (Омский государственный педагогический университет, студент) iconГоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»...
Наименование учреждения: гоу впо «Воронежский государственный педагогический университет»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск