Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой





Скачать 110.06 Kb.
НазваниеВстреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой
Дата публикации25.08.2014
Размер110.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
ВСТРЕЧА С КАНДИДАТОМ ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК ЕКАТЕРИНОЙ ДАНИЛОВНОЙ ЮХНЕВОЙ

Помимо науки и искусства в каждую эпоху существовала своя определенная культура любовных отношений. Встреча с умной, интересной преподавательницей помогла нам мысленно перенестись в прошлое. А это редко бывает, даже на историческом факультете. На заседании мы узнали, что чувствовали наши предки в самые счастливые моменты своей жизни! Впрочем, обо всем по порядку.

На первом заседании СНО кафедры Исторического регионоведения его председатель Косилов Сергей обещал, что кроме научных докладов на заседании СНО будут встречи с интересными людьми – деятелями науки и культуры. Вот одной такой встрече мы и решили посвятить уже второе заседание нашего студенческого научного общества.

Выбор пал на доцента кафедры этнографии Екатерину Даниловну Юхневу. Ее многогранная деятельность тесно связана с историей и культурой Санкт-Петербурга и его пригородов.

Главной краеведческой работой Екатерины Даниловны была вышедшая в 2005 году книга «Между Петергофом и Стрельной. По Нижней (Царской) дороге. XIX век». Впрочем, повествование в ней не ограничивается одним XIX столетием. В этой книге автор живо рассказывает дореволюционную историю земель вдоль Петергофской дороги от парадного Императорского Петергофа до тенистой великокняжеской Стрельны. Монография также освещает различные сферы пригородной жизни и быта владельцов усадеб.

- Вот, говорят: «Петергоф, фонтаны»… – рассказывает Екатерина Даниловна - а у меня здесь [в книге] ни одного фонтана. У меня – сам уездный город Петергоф.

Еще в 1999-2000 годах вышел целый ряд ее краеведческих статей в Журнале «Следопыт» и в газете «Смена». В 2003 году вышла ее книга, написанная в соавторстве с Н. Юхневой «Санкт-Петербург на перекрестке культур. Немецкий маршрут».

Но, пожалуй, главной сферой деятельности Екатерины Даниловны является история городского быта.

- Раньше историю писали мужчины, - сказала она нам – а мужчин что интересует – политика, войны - вот они об этом и пишут. А «теток» что занимает? – быт. Меня интересует, как люди жили. Ели, пили, одевались.

В 2001 году вышла статья Екатерины Даниловны о жилищных удобствах до революции в первом выпуске журнала «История Петербурга». А в 2004 году она избрала темой своей кандидатской диссертации «Жилище как элемент бытовой культуры городского населения : На материалах Петербурга конца XIX века». В ходе защиты диссертации автор доказывала необходимость для истории каждого поколения фиксировать его современный быт. Иначе свидетельств остается до обидного мало.

- …Вот исследователям и приходится работать. - с сожалением сказала она.

Идея пригласить Екатерину Даниловну была моя. Еще раньше я зачитывался ее книгой «Между Петергофом и Стрельной по Нижней (Царской) дороге», а потом узнал о её спецкурсе по социально-бытовой истории Петербурга c момента его основания и до конца XIX столетия.

Как-то мы с Александром подкараулили ее после спецкурса и пригласили выступить на ближайшем заседании. Рассказали о нашем обществе. Она охотно согласилась. Видно было, что ее очень заинтересовало наше СНО, особенно сам факт студенческого самоуправления.

- В наши времена всё было сурово. СНО – это как на ученый семинар, там обязательно всем заправляли именно преподаватели. Так что, не было ни одного преподавателя? - спросила она.

- Был один, [куратор] Иван Владимирович Меркулов, - ответил Александр.

- В мое время такой демократии не было, - заключила Екатерина Даниловна. - Обязательно буду у вас!

И вот к нам на СНО пожаловала Екатерина Даниловна.

- Как у вас тут все академично – похвалила она – я-то тут пришла развеселая, думала иду к молодежи...

Поначалу Екатерина Даниловна хотела было поведать лишь о балах, но на предварительной встрече мы предложили ей рассказать и о других сторонах своей многогранной деятельности. Потому ее выступление получилось таким широким и всеохватывающим.

Сперва, она объяснила нам, как важно изучать историю быта. «Я вот у себя на кафедре рассказываю о быте Ленинграда. А там старички – сразу встрепенулись: «Ой-ой-ой, помню, как я с дровяника падал, в детстве». Я им: «что вы мне рассказываете – вы это запишите! А то ведь всё забудется – и про дровяники в каждом дворе, в целых два этажа и про всё. Я и «теток» своих, на кафедре, завела, чтоб писали. Сейчас рассказываю ребятенкам, что ещё, когда я была маленькой, в городе парового отопления не было – только дровяное. Они на меня так смотрят - (откидывает голову, вскидывает бровями, на лице – выражение крайнего удивления) – «а вы что, до войны родились?». Нет, говорю после. И студентов учу – записывайте свой быт! А то ведь нам останутся только фотографии, что по ним изучать?

Показала нам свои основные работы. Специально взяла с собой: книгу «Между Петергофом и Стрельной», свою кандидатскую диссертацию, первый выпуск журнала «История Петербурга» с ее статьей...

Наконец Екатерина Даниловна достала пачку журналов. Под глянцевой обложкой – популярные статьи о жизни наших предков из высшего общества. («”Клубный” журнал, - пояснила она -. 150 р. за страницу дают»). Под фамилией Юхневой были статьи о любовных переживаниях наших предков.

- И я вам должна признаться, - сообщила она – у себя на кафедре я профессионально занимаюсь любовью. – Здесь она взглянула в сторону юных слушательниц и промолвила: - Студентки, не подумайте ничего плохого...

Впрочем, по её словам, плохое подумали не только наши девушки, но и вполне себе взрослые «серьезные женщины» на ее кафедре, когда она предложила учить студентов «любовным играм» (так, в частности с екатерининских времен играли в учебных целях воспитанницы Смольного Института Благородных девиц. Заодно их учили представлять себе воображаемую влюбленность. Чтобы научить грамотно составлять любовные письма, что потом шло им на пользу, когда они уже получали шанс влюбиться по-настоящему). Коллеги Екатерины Даниловны обвинили ее в посягательстве «на святое».

- А я им говорю – вы и сами в детстве посягали на святое, в данном случае на любовь материнскую, когда играли в дочки-матери...

На самом деле Екатерина Даниловна занимается таким важным понятием, как любовная культура. В прошлом и не только. В центре её внимания – модели любовного поведения. Своего рода ритуал. В этом смысле прошлое богаче, чем современность.

- У нас сейчас ритуала нет, ведем себя одинаково – на свадьбе, на похоронах. Не знаем, что делать – то ли плакать, то ли ещё что…

Впервые модели любовного поведения были перенесены в наше общество из Европы в Петровскую эпоху.

- Петр все делал правильно, - сказала Юхнева, - но мастеров по кораблестроению он привозил из Голландии, а специалистов по любви не привез. Думал, что этикет любовных отношений можно привить простым подражанием. А общество не было готово к переменам. Особенно женщины.

- Это была первая в стране сексуальная революция и единственная в истории сексуальная революция сверху. Петр сам подал пример добрачной связи с Екатериной. Впервые женщины встречались с мужчинами в обществе и вели себя довольно свободно. Но вы представляете женщин, воспитанных на старине на первых петровских ассамблеях? Они тяжело переживали сознание «греховности» своего присутствия на подобных сборищах. Впрочем, это только у того, петровского поколения. Их дети уже восприняли новую модель любовного поведения как нечто естественное.

- Но эта модель – замечает Екатерина – была ещё очень грубой, как первые любовные опыты подростков. К тому же общество после Петра впало в другую крайность – оказалось совсем без нравственных барьеров. Даже Екатерина II – а она не отличалась монашеским образом жизни - поняла, наконец, куда мир катится. Отсюда и ее идея основать закрытые женские учебные заведение. Сама Екатерина верила в педагогику и возможность женского влияние на мужчин. Фактически отгороженные от мира, молодые девушки, получив качественное образование, могли в последствии облагородить своим примером и сильный пол.

- И правда, смотрите – это началось в конце 70-х гг XVIII века, а брали в Смольный институт с 6-и лет (считали тогда, что до 6-и лет ребенок ничего не понимает, не успеет набраться дурного – и это правильно!). И что мы видим? Они же, по сути, – матери деятелей золотого века нашей культуры.

За нравственностью воспитанниц следили строго. С родными нельзя было видеться даже в случае семейного несчастья.

- Даже за сутки они Бог знает что могли бы увидеть в среде своих родных, - сказала Екатерина Даниловна.

Последняя четверть века ушла на создание новой породы женщин. Точнее, новой модели любовного поведения. Нового типа индивидуальных переживаний. Более сложного, более уточненного, чем всё, что было до и после. В сентиментальных романах того времени описано более 270 оттенков любовных переживаний.

- А теперь предложила своим студентам – опишите оттенки любовных переживаний. Они мне смогли выдать всего лишь 40. Мои коллеги по кафедре вдохновились, сели писать – только 80. Даже я посидела – смогла из себя выдавить от силы 120. Чувствуете, как мы обеднели?! - воскликнула Екатерина Даниловна.

Эти 270 оттенков были результатом долгого и кропотливого воспитания. Начиналось с чтения любовных романов. А затем девушки сами воображали себя влюблёнными. Причем настолько ясно входили в образ, что достигали вполне реальных переживаний. На этой основе воспитанницы учились составлять любовные письма. И вот, наконец, к ним приводили «кавалеров» - молодых людей.

Встречи барышень и кавалеров в те далекие времена проходили в форме игр.

- Для нас эти игры – весьма примитивные, - говорила Екатерина Даниловна - Когда я ребятенкам о них рассказываю, меня спрашивают: «Они что, были дегенераты? Но игры были нужны, чтобы узнать друг друга ближе. Простые игры на взаимодействие. Они садились за стол – представляете, барышни впервые за одним столом в кавалерами? Садились, играли в лото, в бирюльки.

Смысл был в том, чтобы кавалер коснулся руки барышни.

- Ох уж это совместное образование!- восклицает Екатерина Даниловна – теперь для девушки такие прикосновения ничего не значит. Сейчас – лежат друг на друге всем классом, конспект из-за плеча списывают и хоть бы что!

Были и другие игры. Например – передавать розу. Ведущий (кавалер) стоит в центре круга. Остальные (барышни) – лицом нему, передают за спиной друг другу розу. Кавалер должен угадать, у кого роза, подойти и взять её из рук. И правда, звучит примитивно. По словам Юхневой, это были игры на тактильную чувствительность. Того же рода была игра в жмурки, где кавалер ловил барышню за талию.

- Сейчас традиция подобных балов возрождается в Елагином дворце и в других местах – Екатерина Даниловна достала нам пачку фотографий. На них были изображены роскошные залы, девушки в очаровательных бальных платьях, юноши-курсанты – Вот здесь они играют со свечой, а вот здесь – в жмурки. Видите? Бежит затравленная девушка, кавалер её ловит. Поймает – а она ещё вырывается. А он ещё ловит её не за талию. Я их учу – так играть нельзя! Здесь прелесть не в выигрыше, а наоборот – в том, чтобы быть пойманной. А потом он должен был угадать – кого он поймал. Их всех перед этим знакомили. Нужно было запомнить браслет на руке и другие подобные приметы. Ещё играем в шарады – нужно угадать слово. Тоже спрашивают: «а если я угадаю, что за это будет?». (делает наивно-вопросительное лицо и тон под него подстраивает). Мы всё привыкли к чему-то стремиться. А наши предки играли для самого процесса. И жили также.

В Большом Петергофском дворце Екатерина Владимировна пытается возродить не только игры, но и балы.

-Бал открывается полонезом. Это торжественное шествие. Видите: (показывает фото) идут чинно, друг на друга не смотрят. Потом уже расходятся. После полонеза идет полька, потом галоп. И, наконец – вальс! Во время вальса кавалер и барышня находились в непосредственной близости друг от друга.

- У каждого человека биологическое поле 30-40 см., - говорила Екатерина Даниловна – а здесь - так почти вплотную. Вальс был своего рода тест на сексуальную совместимость. Представляете, барышня была тонком в платье, по-нашему - в ночной сорочке, и плечи полностью оголены! Но главное даже не в этом, а в возможности полностью отдастся танцу, довериться своему партнеру. Я, когда готовлю балы, учу барышень - ни в коем случае не делать ему замечаний, вроде – «ты не с той ноги». Сейчас ведь девушки смотрят на парней свысока. Это ещё со школы. Опять-таки – наше совместное обучение. На балу никаких претензий друг к другу быть не должно. Это так прекрасно – отдаться своему партнеру! Кстати, вы знаете, почему девушки на балах каждый раз надевали новое платье?

Никто не смог ответить.

- Да уж не затем, как теперь, чтобы, показать, сколько платьев она может себе купить. Каждое платье – это роль девушки на балу. Не в обиду мужчинам будь сказано – у них было всего 5 типов бального поведения. (Она стала загибать пальцы). Первая – лихой удалец с подкрученными усами, гусар, любимец девушек. Потом – архивный юноша, штафирка. Денди – стоит и смотрит на дам сквозь лорнет. И байронист – демоническая личность. И всё! Я только 4 назвала? Хватит с вас! А у девушки каждый цвет платья – это свой образ. Вы не думайте, что раньше дамы были бесправны - главную роль на балах играли именно женщины. Не случайно у них на балах было больше образов. Так, барышня в розовом – резвая хохотушка. Если девушки – в розовом – значит их стайка. Подружки. Щебечут о чем-то. Подбегает лихач. «Ах, вы расцвели, подобно розе!» и увлекает в танец. Светло-лиловое платье. Барышня бледная, стоит у окна с платочком, беспрестанно утиравшая слезы. Когда к ней подходил кавалер и говорил: «Пойдемте по этой лунной дорожке навстречу общей судьбе…», она, утирая слезы с тоской шептала: «О, да...» Если она в дымчатом платье – следовало говорить о богомолье. С барышней в фиолетовом можно рассуждать о Гегеле (не путайте с Гоголем!).

- Видите, как важно было зрительное общение? А теперь мы пишем СМСки «Я тебя люблю». И всем всё ясно. А тогда, считают специалисты, словесное общение составляло 15-20 %. Очень многое можно было высказать не словом, а жестом, взглядом. Важное значение для барышни имел веер. Здесь можно опустить подробное описание всей системы знаков, которая подавалась с помощью веера. Екатерина Даниловна рассказала, как с помощью веера барышня могла охладить, или, наоборот, поощрить своего кавалера.

- Ну а если кавалер совсем надоел – нужно сложить веер и провести им по руке, от плеча до запястья. Это было сильно! Я когда своих барышень перед балом инструктировала – забыла сказать «по своей руке». Вот одна с кавалером что-то не поделила. Я вижу – он от неё уходит, а она его догоняет и проводит, так резко, веером ему по руке. И мне стало ясно, как далеки нынешние барышни от культуры бала XIX века.

Бал, однако, не был простым развлечением. Существовали строго определенные правила поведения. Нельзя было танцевать с одной и той же барышней больше одного раза.

- Два или три, это уже точно означает дуэль – говорила Екатерина Даниловна.

Нельзя было танцевать мужу с женой. Если мать и дочь выезжали на бал вместе, они не должны были конкурировать, maman должна была сидеть в сторонке и не могла принимать участие в танцах.

- А ещё современные девушки спрашивают, почему нельзя отказать кавалеру, когда он приглашает. «А если он страшный как крокодил?» Я им говорю: танец только 5 минут длиться! Вот когда замуж выходить, тогда выбирайте, чтобы не рожать крокодильчиков. На балу нельзя было отказать прямо. Видите, на фотографии девочка явно не хотела танцевать с мальчиком – говорила Екатерина Даниловна – раньше такого быть не могло. Отказ был равноценен оплеухе и девушка, надававшая таких оплеух, считалась не благонадежной...

...Все это Екатерина Даниловна активно подкрепляла принесенными ей с собой фотографиями проводимых ей реконструкций игр и балов в усадьбе Знаменка, Большом Петергофском дворце, Итальянском дворце в Кронштадте...

Руководит этими реконструкциями сама Екатерина Даниловна. Перед балом тщательно инструктирует девушек (о чем уже упоминалось). Рассказывает о культуре поведения на балу; касается, естественно, и «науки страсти нежной».

- Сейчас этому в школе не учат, а надо бы. Но с другой стороны – как учить этому при совместном обучении? Ведь если я даю уроки соблазна девушкам – нельзя, чтобы это видели парни. И наоборот. Перед балом я провожу «инструктаж» отдельно.

Спросили, почему кавалеры на фотографиях – курсанты. Екатерина Даниловна объяснила, что парней всегда трудно найти.

- Кавалеров набираю чаще всего из военного училища им. Попова, - говорила она – у них нет выбора – либо мести двор, либо танцевать. Они, естественно, выбирают второе и довольно охотно. Военные всегда были лучшие кавалеры. Барышней всегда было больше. К тому же, они всегда хотят танцевать, а кавалер наденет на себя маску денди или штафирки… Поэтому в провинции настоящие балы начинались тогда, когда в уездном городе располагался полк.

По её словам, курсанты до сих пор лучшие кавалеры. И выправка у них лучше, и обучить легче. Но и курсанты на балах робеют!

- Перед балом-то они все смелые. «Да что вы нас учите, мы что, с девушками не общались?» А потом я спрашиваю, того кто первым на рожон лез. «Ну что ж ты не сразу её увлек в танец?» «А я растерялся. Они все такие красивые…» Ведь девушки на балу преображаются. Бал – это прекрасная возможность проявить себя!

...В заключение Екатерина Даниловна оставила нам свой телефон и пригласила нас самих принять участие в ее последующих реконструкциях великосветских балов. Это вызвало живой интерес, особенно у прекрасного пола. На этой весьма приятной ноте и закончилась наша встреча.
P.S. Кроме того, на заседании был представлен доклад студентки III курса Дарьи Кокошинской «Творческая династия Бахов в Царском Селе. Доклад был посвящен жизни и творчеству двух представителей семьи Бах – братьев скульптора и архитектора дворцового правления в непосредственной связи с Царским Селом, в следствие чего он развил намеченное на первом заседании вашим покорным слугой направление по изучению Петербургских окрестностей.

Несин М., Молочников А.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconНаименование дисциплины
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПолитология как наука
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconНегосударственное Аккредитованное Частное Образовательное Учреждение...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПояснительная записка изучение основ политологии в старшей школе...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПланы семинарских занятий по курсу "Политология" программа лекционного...
Методические указания разработаны кандидатом философских наук, доцентом кафедры политической социологии С. Э. Зорабян, кандидатом...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПлан мероприятий на сентябрь 2013 года Наименован
«Княгиня Ольга мудрая устроительница Русского государства» встреча с кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Псковского...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПрограмма отражает современный уровень исторических исследований...
...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Учебно-методический комплекс подготовлен Дедяевым Ю. М., заведующим кафедрой Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин,...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconИ. Я. Барлиани О. В. Грицкевич
Методические указания подготовлены по кафедре экономики и менеджмента профессором, кандидатом технических наук Барлиани И. Я. и доцентом,...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconМетодические указания, программа и планы семинарских занятий Для...
Составители: доктор исторических наук, профессор Н. Н. Кабытова, кандидат исторических наук, доцент В. А. Тюрин
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПланы семинарских занятий для студентов общеюридического факультета...
Планы семинарских занятий подготовлены начальником кафедры истории и философии, доцентом, кандидатом исторических наук, подполковником...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconМетодические рекомендации по курсу историография истории россии для...
Рецензенты: доктор исторических наук, профессор Н. М. Ушаков, доктор исторических наук, профессор Е. Г. Тимофеева
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Улуса Джучи» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой Луизой Каюмовной,...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой iconУчебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность...
«Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой...
Встреча с кандидатом исторических наук екатериной даниловной юхневой icon6 класс. Мировой океан
Учебно-методическое пособие разработано на кафедре океанологии профессором, доктором географических наук Л. А. Беспаловой и старшим...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск