Скачать 239.89 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Акбашевская основная общеобразовательная школа» Бардымского муниципального района Пермского края Номинация «классный руководитель». Педагогический проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Мы-Россияне!». Сроки выполнения проекта: 2012-2017 годы разработчик :классный руководитель 6 класса Тагирова Лилия Мухаматзакировна Акбаш , 2014. Великую цивилизацию не покорить из вне , пока она не разрушит себя изнутри. Уилл Дюрант. Краткая аннотация. Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России. В Законе «Об образовании», ФГОС (утверждены приказом Министерства образования РФ от 06.10.2009 г № 373), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы: А.Я. Данилюк, А.М. Кандаков и др.) особое внимание обращено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины, способного успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В связи с этим возрождение опыта прошлых лет, как и поиск новых форм патриотического и гражданского воспитания представляется объективной потребностью и необходимым условием для дальнейшего развития как общества в целом, так и системы образования в частности Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики , экономики, науки , культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов , что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Проект рассчитан на 5 лет и представляет собой следующие этапы: 5-й класс- «Семья – мое все!». 6-й класс- «Моя малая Родина». 7-й класс-«Моя Родина Россия. Салют Победа!». 8-й класс-«Я-Гражданин». 9-й класс- «Я-Патриот. Обоснование необходимости проекта. Академик Д.С.Лихачёв писал: “Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому, школе. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству”. Современные ученики –это отражение всех перемен , произошедших в нашей стране и мире за последние два десятилетия. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у многих детей искажены представления о доброте, милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизма, в связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших. Такого же мнения пермяки, участвовавшие в социологическом опросе. (приложение 1). Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания школьников. В предыдущее десятилетие это направление воспитательной деятельности было недостаточно развито. Как результат этого мы видим выросшее поколение, для которого чуждо понятие "Родина", "Патриотизм", "Отечество". Поэтому стали актуальными проблемы воспитания защитников Родины, законопослушных граждан, воспитание милосердия и человеколюбия. Мы вновь сегодня осознаем важность этой проблемы. Я считаю, что каждый человек, живущий в России должен знать откуда он родом, кто его предки, гордиться традициями своей страны, ее историей, культурой и чувствовать себя частицей большого государства. Цель проекта: Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по гражданско -патриотическому воспитанию школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения. Задачи проекта:
Участники проекта: учащиеся класса (5-9) , родители класса, педагоги ведущие уроки в классе. Описание проекта: стратегия и механизмы поставленных целей. Проект построен на принципах , позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. Как и во всей педагогической деятельности, в вопросах гражданско-патриотического воспитания следует строго придерживаться принципа системности. Это подразумевает единство целей, задач , форм работы, а также их преемственность. Начиная с 5 класса, стремлюсь формировать у детей следующие ценностные установки:
Механизм реализации целей и задач проекта включает:
Метод проектов позволяет – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести: 1) Умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности. 2) Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами. 3) У учащихся вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. 4) На этапе самоанализа учащиеся анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т.п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме. Рабочий план реализации проекта.
Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта:
Оценка эффективности реализации проекта.
Возможные риски и пути их преодоления.
Дальнейшее развитие проекта. Реализация данного проекта позволит активизировать поисково-исследовательскую работу учащихся класса. Накопленный материал , разработки пополнят экспозиции школьного музея, также позволят создать банк разработок ,презентаций по патриотическому воспитанию, разместив их на сайте школы по адресу: www.akbash-shkola.ru К перспективам проекта можно отнести распространение опыта на другие образовательные учреждения, проведение на базе школы мероприятий по обмену опытом. Литература: 1 .Журнал «Воспитание школьников» №8, 2009; №2 ,2012; №4, 2013; №6, 2013. 2. Журнал «Классный руководитель» №8, 2010,; №7 , 2012; №8, 2013. 3.Н.И.Билык Спутник классного руководителя 5-7 классы, Волгоград,2006. 4. Н.И.Дереклеева Родительские собрания 5-11 классы, М, «Вако», 2005. 5.Савченко Е.В, Жиренко О.Е Классные часы 5-9 классы, М, «Вако», 2008. 6.Северина О.А, Суркис Е.В Классные часы 5-7 классы, М, ООО «Глобус», 2007. 7. Степанов Е.Н Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности, М, Творческий центр, 2004. 8. Социальное партнерство в воспитании детей и подростков в едином воспитательном пространстве Бардымского района, Пермь, 2009. 9.А.Ф.Фаязова Целеполагание в воспитательном процессе, Пермь, 2008. 10. Интернет-ресурсы: www.uchmet.ru www.zanimatika.ru www.nsportal.ru www.festival.1septeber.ru www.patriotperm.ru Приложение. 1. Агентство «СВОИ» («Социологическое Ведомство Оперативных Исследований») в рамках цикла исследований «О Перми и пермяках» провело в эти выходные(19.01.2014) опрос 1004 пермяков на тему уровня патриотизма в России. Вначале мы спросили: « Как Вы считаете, уровень патриотизма в России повышается, понижается или остается на том же уровне?» Только каждый пятый пермяк считает, что уровень патриотизма повышается и практически половина жителей города Перми считает, что уровень патриотизма снижается. И более чем для трети пермяков уровень патриотизма остается на том же уровне. Априори известно, что уровень патриотизма надо повышать. Но как? Мы решили посоветоваться с пермяками, задав им вопрос: « Как государству повысить уровень патриотизма в России?» Главный и наиболее эффективный способ, по мнению более четверти жителей города Перми – это правильное воспитания подрастающего поколения. Остальные способы повышения патриотизма связаны с изменением государством текущих условий. Поднять уровень жизни и увеличить зарплату и пенсию – считают более чем пятая часть пермяков. 15% пермяков предлагают государству изменить отношение к людям и 5% настаивают на ликвидации безработицы. В целом остальные способы можно объединить как решение текущих проблем по жилью, преступности, медицине, образованию и ЖКХ. Сильнее любить и уважать можно благополучную Родину. Из оригинальных ответов нам встретились: «поднять веру в Россию», «улучшить игру российской сборной по футболу», «показывать советские фильмы» и «ездить на отечественных машинах». Александр Нода, научный руководитель агентства «СВОИ», член правления пермского отделения РОС www.svoi.noda.ru П.С. В большей степени ощущают снижение уровня патриотизма пожилые люди старше 61 года (51,7% пенсионеров считают, что уровень патриотизма снижается), тогда как молодежь в меньшей степени ощущает изменения патриотизма (41% пермяков в возрасте от 18 до 30 лет считают, что уровень патриотизма остался на том, же уровне). Полный список ответов на вопрос о патриотизме в России и в Перми
2. Анкеты для родителей: 2.1 . 1. Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах гражданско-патриотического воспитания? -да, -нет, не знаю. 2.Что для Вас означает выражение «Быть патриотом»? 3.Считаете ли Вы , важным воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста гражданско-патриотические чувства? -да, - нет, - не знаю. 4. Где по-вашему , ребенок получает гражданско-патриотическое воспитание? - в школе, -дома, - на улице. 5.Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать о селе, в котором он живет? -да, -нет, - не знаю. 6.Рассказываете ли Вы своему ребенку о селе, его истории, знаменитых людях? - да, -нет, иногда. 7. В каких местах Вы любите бывать со своим ребенком? _______________________________________________ 8. Что Вы лично делаете для воспитания у своего ребенка любви к своей Родине? ____________________________________________________ 9. Какой помощи в этом направлении ждете от школы? _______________________________________________________ 2.2 1.Закончите начатое предложение: « Быть патриотом сегодня –это… 2. Считаете ли Вы себя патриотом? -да, -нет. 3. если да, то что(кто) было решающим фактором в формировании ваших патриотических чувств? ___________________________________________________________ 4.Считаете ли Вы чувство патриотизма необходимым качеством для современного человека? Почему? __________________________________________________________ 5. Когда Ваш ребенок станет взрослым , Вы хотите, чтобы он жил: - в городе, в райцентре, –в деревне, -трудно сказать, - не знаю. 6. Составлено ли генеалогическое древо(родословная) Вашего рода? - да, было составлено до меня, -да я занялся этим, -нет. 7.Как Вы относитесь к перспективе службы в армии Вашего сына? -положительно, - сделаю все, чтобы он туда не пошел, -положительно , при условии обеспечения сохранности жизни и здоровья моего сына. 8. Имеются ли в Вашей семье семейные традиции? Какие? _______________________________________________________ 9. Есть ли в Вашей семье семейная реликвия, передаваемая из поколения в поколение? Какая? 10.Испытываете ли Вы гордость за принадлежность к Вашей национальности? -да, -нет, - затрудняюсь ответить. 11. Что делается в Вашей семье для воспитания гражданина-патриота? 2.3 Отметьте по 10-балльной шкале степень значимости нижеперечисленных институтов и социальной среды на формирование духовности у подрастающего поколения: -школа -семья -религиозные институты -учреждения культуры -СМИ -улица -общественные организации - другое. 2.4 Анкеты для учащихся: I.Определите для себя те качества и ценности, которыми должен обладать патриот(нужное подчеркнуть). Оцените по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у Вас:
II. Отметьте ,что в вашей компании , коллективе , кругу ваших друзей ценится больше всего?
III. Из предложенных вариантов ответов выберите те, которые в большей степени выражают вашу точку зрения:
3.Я люблю приятно проводить время с друзьями. IV. Закончите предложения :
3.План-график мероприятий: 5 класс, 2012-13 учебный год.
6 класс, 2013-14 учебный год.
|
Анализ работы моу «сош п. Голубой Факел» по гражданско патриотическому... В моу «сош п. Голубой Факел» работа по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся ведется системно | Проект по гражданско-патриотическому воспитанию «Удмуртский арсенал» Поисковая, познавательная, общественно-полезная практическая, творческая, проектная | ||
Методические разработки по гражданско-патриотическому воспитанию... Система гражданско-патриотического воспитания в мбоу гимназия №86, г. Нижний Тагил (базовая площадка гбоу дпо со «иро») + Диск | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конкурсный урок по гражданско-патриотическому воспитанию: «Растим патриотов России» | ||
Отчет по духовно-нравственному и гражданско патриотическому воспитанию... Формировать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине, побуждать их интересоваться историей своей страны; донести до сознания... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Аналитическая справка о работе по гражданско-патриотическому воспитанию в мобу «сош №2 г. Соль-Илецка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа внеурочной деятельности по гражданско патриотическому воспитанию «Я – гражданин» | Анализ работы по гражданско-патриотическому воспитанию по мбоу сош №13 за 2012-2013 учебного год «Патриотическое воспитание детей и молодежи рт на 2010-2015 гг.», «Гражданско-патриотической программы по мбоу сош №13 на 2010-2015... | ||
Рекомендации и опыт работы по использованию туризма, краеведения,... Районный этапа республиканского конкурса методических материалов по гражданско-патриотическому воспитанию гуо «Свислочская средняя... | О подготовке будущих учителей литературы к патриотическому воспитанию... Тула, фгбоу впо “Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого” | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Целью проекта являются совершенствование работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи, подготовке её к служению... | Конкурсной работы (тема, номинация) Городские молодежные краеведческие чтения (далее мкч) проводятся в соответствии с Планом городской опорной площадки по гражданско-патриотическому... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повысить эффективность работы гимназии по гражданско – патриотическому и духовно–нравственному воспитанию в рамках подготовки к различным... | Положение об Открытом конкурсе методических материалов по патриотическому... Материалов по патриотическому воспитанию детей и молодежи под девизом «Растим патриотов России» (далее конкурс), порядок участия... | ||
План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2012-2013 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... | План работы по патриотическому воспитанию студентов гуап на 2011-2012 учебный год Оовр, факультетами гуап, военной кафедрой и другими подразделениями вуза. Общее руководство и координация деятельности всех структур... |