Скачать 195.37 Kb.
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13.00.01. – Общая педагогика, история педагогики и образования Пояснительная записка Целью проведения вступительного экзамена в аспирантуру по педагогике является выявление фундаментальных педагогических знаний соискателя, профессионального мышления, способности к самостоятельному мышлению и умения применять знания для решения практических задач. Соискатель должен продемонстрировать понимание роли учебных заведений в обществе, основных проблем дисциплины, определяющих конкретную область его деятельности; знание основных законодательных документов в области образования, знание сущности процессов обучения и воспитания, их психологические основы; знание воспитательных и образовательных систем прошлого и настоящего; готовность раскрыть общие вопросы организации педагогических исследований, методы исследований и их возможности, способы обобщения и оформления результатов исследовательского поиска; пути совершенствования мастерства учителя и способы его самосовершенствования; знание методов формирования навыков самостоятельной работы и развития творческих способностей и логического мышления обучающихся. возрастных особенностей процесса усвоения знаний. Поступающие проходят испытания в форме устного экзамена. На вступительных испытаниях проверяется готовность поступающего к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, выявляется мировоззренческое видение ими актуальных проблем педагогической теории и практики, знание современных подходов к их разрешению, а также проявляются пути и способы организации соискателем собственного научного исследования. Программа включает разделы: Общая педагогика и введение в педагогическую деятельность; теория обучения; теория и методика воспитания; история педагогики и образования; управление в системе образования. Представленная программа по содержанию и структуре соответствует содержанию педагогической подготовки выпускников вуза и обеспечивает непрерывность педагогического образования. Содержание вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования Общая педагогика и введение в педагогическую деятельность Предмет, задачи и основные категории педагогики (образование, воспитание, обучение, развитие). Взаимосвязь обучения, воспитания и развития. Связь педагогики с другими науками (философия, психология, социология, физиология, этика, эстетика и др.). Авторитарная и гуманистическая педагогика. Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Понятие методологии педагогической науки. Педагогическое исследование как источник развития педагогической науки. Логика педагогического исследования: проблема, тема, актуальность, объект, предмет, цель, задача, гипотеза, научная новизна, теоретическая значимость, практическая значимость. Основные этапы исследования. Теоретические и практические (эмпирические) методы исследования. Краткая характеристика методов исследования (эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение школьной документации, анализ продуктов деятельности). Учитель как субъект педагогической деятельности. Специфика деятельности учителя в современных условиях. Классики педагогики (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский и др.) о месте учителя в обществе, о его роли в процессе обучения и воспитания, о важнейших качествах педагога. Гуманистическая направленность личности учителя. Сущность и структура педагогической деятельности. Характеристика основных компонентов педагогической деятельности (гностического, проектировочного, конструктивного, организаторского, коммуникативного). Виды педагогической деятельности (преподавательская, воспитательная, научно-методическая, культурно-просветительская, социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, управленческая). Требования к профессиональной деятельности и личности педагога. Профессиональный стандарт педагога. Сущность понятия “педагогическое мастерство”. Педагогическое мастерство как комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. Сущность понятия “педагогическое творчество”. Педагогическое творчество как активный процесс труда учителя, направленный на поиски более совершенных путей обучения и воспитания, эффективного решения педагогических проблем. Понятие педагогического общения как профессионального общения преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата (по А.А. Леонтьеву). Стили педагогического руководства (авторитарный, либеральный, демократический). Педагогические стили общения общение: на основе дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-заигрывание (по В.А.Кан-Калику). Теория обучения Дидактика как область педагогического знания. Основные дидактические концепции. Понятие о дидактике. Краткая история дидактического знания. (Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский, Д.Дьюи). Этапы развития дидактики. Современная дидактика, ее предмет и задачи. Основные дидактические категории. Место и значение дидактики среди других отраслей педагогического знания. Понятия: дидактическая концепция, дидактическая система. Традиционная дидактическая концепция Я.А. Коменского, И. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега. Педоцентристская дидактическая концепция: система Д. Дьюи, трудовая школа Г. Кершенштейнера, педагогика действия В. Лая, (теория обучения периода реформ в педагогике начала XX века). Современная дидактическая концепция (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин, Н.Ф.Виноградова, Н.Б.Истомина и др.). Сущность образовательного процесса. Понятие об образовании. Обучение как основная часть образования. Естественно-научная теория познания – методологическая основа процесса обучения. Сущность процесса обучения, его двусторонний и личностный характер. Основные компоненты процесса обучения (деятельность учителя и деятельность учащихся - на основе деятельностного подхода; “исходное состояние - цели - педагогические средства - условия - результат”- на основе системного подхода). Структура процесса обучения: целевой, стимулирующе-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный компоненты. Функции процесса обучения (обучающая, воспитывающая, развивающая; современное представление: функции информатизации, социализации и развития, коммуникативная функция и функция управления). Обучение как сотворчество учителя и ученика. Особенности деятельности учителя и учащихся при различных типах обучения. Дидактические закономерности и принципы обучения. Развитие принципов обучения в системе образования. Понятие о законе, закономерности обучения. Определение понятия “принцип обучения”. Общедидактические принципы как отражение основополагающих идей, заложенных в системах обучения их творцами (Я.А.Коменский, А. Дистервег, К.Д.Ушинский). Система принципов обучения - показатель совершенства систем обучения. Система принципов обучения (наглядности, доступности, прочности результатов обучения, связи обучения с жизнью, научности и др.). Структура принципа обучения: требования – правила - условия реализации, представление о требованиях и правилах реализации принципа. Характеристика одного из принципов обучения (содержание требований и правил, закономерностей обучения, связанных с конкретным принципом, условий его реализации). Расширение состава принципов обучения (появление принципов развивающего обучения, проблемности, межпредметных связей, мотивации, оптимизации и др.), факторы появления новых принципов: развитие науки, повышение социальных требований, творческие поиски педагогов-практиков (Л.В.Занков, Ш.А. Амонашвили, образовательная модель «Школа-2100» и др.) Содержание образования. Федеральный государственный образовательный стандарт. Формальный и материальный подходы к содержанию образования в истории педагогики. Содержание образования как дидактическая категория, как один из основных компонентов процесса обучения. Понятия, сущность и структура содержания образования на современном этапе. Методы и средства обучения. Обучающийся как субъект учебной деятельности. Сущность и понятие методов обучения. Исторический характер развития методов обучения. Основные подходы к классификации методов обучения: по источнику передачи учебной информации (Е.В.Петровский, Е.А.Голант), по характеру познавательной деятельности (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер), на основе целостного подхода к процессу обучения (Ю.К.Бабанский). Характеристика отдельных методов обучения. Возможности их эффективного использования в формировании личности. Средства обучения, их классификация. Критерии отбора методов и средств обучения. Соответствие методов и средств обучения принципам, целям и задачам обучения, содержанию темы, учебным возможностям обучающегося, возможностям самих учителей, условиям и отведенному времени для обучения. Сочетание методов и средств обучения . Формы и организация учебной деятельности. Понятие о формах организации обучения. Организационные формы обучения и их развитие в дидактике. Индивидуальные и индивидуально-групповые формы обучения. Разнообразные формы организации обучения, их классификация. Основные, дополнительные и вспомогательные формы. Фронтальные, групповые и индивидуальные формы. Внеклассные, внешкольные формы обучения школьников. Урок как основная целостная система организации обучения. Типология уроков, их структура. Нестандартные уроки: урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др.) Основные требования к современному уроку (организационные, гигиенические, дидактические, психологические требования). Характерные особенности современного урока, направленные на повышение его эффективности: самостоятельность и творческая активность учащихся, организация разнообразных способов познавательной деятельности, атмосфера сотрудничества, диагностика индивидуальных особенностей учащихся, их интересов, уровня развития и др. Здоровьесберегающие технологии урока. Подготовка учителя к уроку. Другие формы организации обучения. Учебные экскурсии, их значение, виды, методика проведения. Организация домашней работы учащихся. Факультативы и их организация. Истоки современной отечественной дидактической системы: концепции К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого; идеи создания новой системы обучения в советской школе и реализация их в 20-е годы 20 века, теория развивающего обучения Л.С. Выготского. Характеристика концепций развивающего обучения Л.В. Занкова, В.В., Давыдова и Д.Б. Эльконина (сущность, основные принципы, основные методические подходы). Основные идеи педагогики сотрудничества и их реализация в деятельности педагогов-новаторов. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили (целевые ориентиры, основные методические подходы, заповеди и личностные качества учителя). Федеральные государственные образовательные стандарты как важный элемент модернизации современной системы образования. Современные образовательные технологии: понятие, признаки. Классификации педагогических технологий: по уровню применения, по отношению к ребенку со стороны взрослых, по критерию способ-метод-средство. Актуальность выбора технологий. Характеристика некоторых современных технологий обучения. Группы технологий по направлению модернизации традиционной системы образования. Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности обучающихся: игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др. Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: технологии индивидуализации обучения, дифференцированного обучения, программированного обучения, групповые и коллективные способы обучения (ГСО, КСО), новые информационные (компьютерные) технологии. «Альтернативные» технологии и авторские школы: вальдорфская педагогика Р.Штейнера, педагогика С. Френе, и др. Коннтрольно-оценочная деятельность учителя в теории и практике обучения. Новые подходы к оцениванию учебных достижений обучающихся. Понятие о контроле как компоненте процесса обучения, его составные части (проверка, оценивание). Функции контроля, его виды (по этапам обучения, по частоте, по организационным формам, по способам осуществления и др.). Методы контроля. Тестирование как способ педагогической диагностики. Понятия «оценивание», «оценка», «отметка». Их сущность, критерии, функции. Проблема безотметочного обучения, современные экспериментальные исследования. ФГОС об оценке достижения планируемых результатов обучения. Отличительные особенности системы оценки. Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных, личностных результатов образования). Уровневый подход к разработке планируемых результатов. Накопительная система оценивания - портфолио. Нетрадиционные методы оценки – проекты, творческие работы, самоанализ и др. Теория и методика воспитания Воспитание как общественное явление, его исторический характер. Сущность воспитания личности. Проблема цели воспитания. История понятия «всестороннее и гармоничное развитие личности». Концепции воспитания (общественно ориентированные и личностно ориентированные). Базовые теории воспитания и развития личности: биологизаторская, социологизаторская и биосоциальная. Принципы воспитания (принцип общественной направленности, принцип субъектности, принцип гуманистической направленности воспитания, принцип деятельностного подхода, принцип сотрудничества). Их характеристика. Обязательность, комплексность и равнозначность принципов воспитания. Семья как институт социализации ребенка, ее функции. Роль семьи в формировании личности ребенка. Понятие о семейной педагогике, источники ее развитя (народная педагогика, религия). Развитие концепции семейной педагогики в России (К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, А.С.Макаренко и др.) Воспитательный потенциал семьи. Типичные ошибки воспитания в современной семье. Современные проблемы семейного воспитания. Современные родительские объединения («Педагогика Б.П.Никитина», «Нравственная педагогика и психология» А.Гармаева, «Сознательное родительство» И.Б.Чарковского, «Православная семья» и др.) Семья в системе воспитательных институтов. Новая философия взаимодействия и образовательных учреждений. Понятия «сотрудничество», «взаимодействие». Методы изучения семьи. Формы и методы сотрудничества. Педагогическое просвещение родителей. Понятие воспитательной системы. Критерии оценки эффективности воспитательной системы: количественная и качественная оценка. Организации воспитательного процесса. Принципы, функции, содержание, основные направления работы классного руководителя. Планирование работы классного руководителя. Организация внеурочной деятельности учащихся в соответствии с требованиями ФГОС: направления, задачи, содержание, формы. Индивидуальные подходы и индивидуализация воспитания. Сущность методов воспитания и их классификация (методы формирования сознания, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования деятельности и поведения, методы контроля эффективности).Характеристика основных групп методов воспитания. Проблема методов поощрения и наказания в педагогике (виды и приемы поощрения и наказания, рекомендации по применению). Условия оптимального выбора и эффективности применения методов воспитания. Регулятивная направленность методов воспитания. Система средств воспитания (слово, образ, орудия и приспособления). Классификация форм организации воспитательного процесса. Результаты и эффекты воспитательной деятельности в контексте ФГОС. Различные подходы к определению содержания воспитания. Программы воспитания. Формирование нравственных основ культуры личности. Задачи и содержание нравственного воспитания в современных условиях. Трудовое воспитание: сущность и функции, система трудового воспитания. Педагогические условия организации трудового воспитания. Трудовое обучение в системе трудового воспитания. Новые подходы к его организации. Гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Особенности патриотического воспитания. Эстетическое воспитание: задачи, содержание, средства. Художественное воспитание как составная часть эстетического воспитания. Привлечение школьников к активному участию в создании эстетического окружения и художественной деятельности. Проблема личности и коллектива. Развитие идеи коллективного воспитания в отечественной педагогике (теория А.С.Макаренко, теория и методика коллективного творческого воспитания И.П.Иванова, теория В.А.Сухомлинского, Л.И.Новиковой и др.) Стадии формирования детского коллектива (по А.С.Макаренко). Функции коллектива. Особенности основных методов по руководству развитием воспитательного коллектива (единые педагогические требования, коллективное самообслуживание, соревнование, самоуправление). Система перспективных линий в работе с детским коллективом. Технология коллективных творческих дел. Понятие воспитательной системы. Критерии оценки эффективности воспитательной системы: количественная и качественная оценка. Вариативные системы организации воспитательного процесса. Зарубежные и отечественные воспитательные системы (Вальдорфские школы, Справедливые сообщества Л. Кольберга, Школа А.С.Макаренко, Школа В.А.Караковского, Школа Е.А.Ямбурга, Школа самоопределения А.Н.Тубельского и др.). История педагогики и образования Становление педагогической науки. Развитие педагогической мысли в истории мировой культуры. История педагогики и образования как область научного знания. Педагогические идеи Древнего мира (эмпирический опыт воспитания в первобытном обществе, философское объяснение организованного воспитания и обучения, попытки создания педагогических систем на примере древнегреческих афинского и спартанского воспитания). Средневековая педагогическая мысль (коллективное сознание, ограниченное религиозными догмами; педагогическая мысль Возрождения). Педагогические учения Нового времени (гуманизация воспитания и образования, концепции воспитания на основе познания закономерностей природы и общества). Новейшая педагогика (противостояние тоталитаризма и свободы). Отечественная педагогика советского и постсоветского периода. Ведущие педагоги, их роль в развитии педагогической науки. (М.В.Ломоносов, Р.Декарт, Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.В.А.Фребель, Ф.А.В.Дистерверг, Тихон Задонский, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, Э.Дюркгейм, В.Дильтей, М.Монтессори, Дж.Дьюи, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, В.С.Соловьев, Н.К.Крупская, П.П.Блонский, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.А.Сухомлинский,Л.В.Занков, Ш.А.Амонашвили, Ю.К. Бабанский, Н.Е.Щуркова). Управление в системе образования Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Международное законодательство в области образования (Декларация прав ребенка, Конвенция ООН о правах ребенка, Декларация и план действий «Мир, пригодный для жизни детей»). Характеристика нормативных документов РФ об образовании. Конституция Российской Федерации об образовании. Общая характеристика Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Федеральные государственные образовательные стандарты. Понятие системы образования. Уровни образования. Образовательные программы и формы получения образования. Модернизация системы образования. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральная целевая программа развития образования. Тенденции развития современного образовательного процесса (гуманизация, гуманитаризация, демократизация). Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Рекомендуемая литература Нормативно-правовая литература
Учебники и учебные пособия Основная литература
Дополнительная литература
Интернет-ресурсы
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история... | Программа вступительного испытания в аспирантуру по направлению 44.... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Национального исследовательского университета... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру Московского университета им. С. Ю. Витте по... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для подготовки к вступительному испытанию поступающих в аспирантуру Института образования Научно-исследовательского... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | При поступлении в аспирантуру по направлению 44. 06. 01 Образование... При ответе на вопросы необходимо продемонстрировать владение общепринятой научной терминологией, основными концепциями теории образования... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... | Программа Просвещения в концепции Я. А. Коменского Специальности: 13. 00. 01 – Общая педагогика, история педагогики и образования; 13. 00. 08 – Теория и методика профессионального... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Протокол № программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – Экономическая социология и демография составлена в... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине... Направленность (профиль) программы аспирантуры Общая психология, психология личности, история психологии | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Настоящая программа определяет необходимый уровень научной подготовленности для поступающих в аспирантуру | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Вступительный экзамен по специальности состоит из двух частей: подготовительной (написание реферата по специальности) и самого экзамена.... |