Пояснительная записка





Скачать 158.09 Kb.
НазваниеПояснительная записка
Дата публикации17.09.2014
Размер158.09 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 29»

города Чебоксары Чувашской Республики

Программа патриотического воспитания школьников
Пояснительная записка

Современное общественное развитие России остро поставило задачу духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль патриота.

Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.

В нашей школе сложилась комплексная система патриотического воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма. Используются такие формы работы, как выставки, конкурсы «Летопись моей семьи в истории страны», встречи с ветеранами войны и труда, походы, турслеты, беседы, участие в играх юнармейского движения «Зарница» и «Орленок». Первые уроки в День знаний посвящены Родине, героическим страницам её истории, культуре. Главной целью этих уроков является раскрытие учащимся смысла понятия «Любовь к Родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к Отечеству.

Понимание сущности и значения государственных символов страны, уважительное отношение к ним формируется у воспитанников на уроках истории, ОБЖ, основ государства и права, в процессе внеклассной работы, во время проведения мероприятий, связанных с государственными символами Отечества.

Неотъемлемый элемент патриотического воспитания – подготовка к службе в армии. В Конституции записано: «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации». Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» обязывает школу осуществлять подготовку обучающихся до призыва на военную службу. Военная служба для большинства юношей является экстремальной ситуацией в жизни. Поэтому определённая психологическая подготовка и знание основ военного дела помогут молодым людям быстрее адаптироваться к суровым условиям армейской службы и тем самым смягчить стрессовую ситуацию. Основное воспитательное значение здесь имеют изучение основ военной службы в школьном курсе ОБЖ и практическая учёба на ежегодных полевых сборах и экскурсиях в воинскую часть, проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта.

Цель Программы:

Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.
Задачи Программы 

  1. Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях:

    • Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

    • Воспитать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений;

    • Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине.

    • Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию.

    • Воспитывать у учащихся интернациональные чувства.




  1. Продолжение  создания  системы патриотического воспитания:
    - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных  организаций, родителей;
    - повышение качества патриотического воспитания.

Механизм реализации программы

Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.

При планировании работы учитываются Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2011-2015 г.г., традиционные общешкольные, окружные, городские, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о городских, областных, всероссийских конкурсах.

Основные направления реализации Программы

Учебная деятельность через предметы; система тематических, творческих классных часов; работа школьного музея; проведение военно-патриотических, спортивных праздников; проведение конкурсов «Знатоки российской истории», знатоки российской культуры»; выставки творческих работ; организация работы школьного самоуправления; система мероприятий школьной библиотеки.
Срок реализации программы:  2012 – 2017 г.г.
Этапы реализации Программы

I этап: проектный – 2011 -2012 учебный год.

Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

1.     Изучить нормативную базу, подзаконные акты.

2.     Разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриотическому воспитанию.

3.     Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.

4.     Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический – 2012- 2017 годы.

Цель: реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию.

Задачи:

1.     Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.

2.     Обогащать содержание гражданско-патриотического воспитания.

3.     Развивать ученическое самоуправление.

4.     Разработать методические рекомендации по гражданско-патриотическому воспитанию.

5.     Расширять и укреплять связи и отношения школы учреждениями дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.

6.     Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

7.     Проводить мониторинг реализации программы.

8.     Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.

III этап: аналитический – 2016-2017 учебный год.

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

1.     Обобщить результаты работы школы.

2.     Провести коррекцию затруднений в реализации программы.

3.     Спланировать работу на следующий период.

Оценка эффективности реализации программы.

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

 Нравственно-духовные параметры:

1. Сформированность гражданских навыков:

-       умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

-       знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

-       умение принимать и защищать свои решения;

-       готовность к участию в общественных делах;

-       готовность к образованию;

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

-       патриотизм и любовь к Родине;

-       права и свободы человека и гражданина;

-       символика Российской Федерации;

-       национальное самосознание;

-       уважение чести и достоинства других граждан;

-       гражданственность.

Количественные параметры

1.     Включенность каждого школьника в воспитательные ситуации;

2.     Качество школьных отношений (отношения детей к реалиям школьной жизни, к школе, к учителю, классу, совместным делам);

3.     Отсутствие детей с девиантным поведением;

4.     Деятельность органов ученического самоуправления;

5.     Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

6.     Проведение мероприятий.

 
Ожидаемые результаты Программы, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

1. В школе как в образовательной системе:

-       создание системы гражданско-патриотического воспитания;

-       обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;

-       вовлечение в систему гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе выпускника:

-       в познавательной сфере: развитие творческих способностей и стремления к самообразованию;

-       в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

-       в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

-       в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.

Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.

Мероприятия по реализации программы



         Мероприятия          

Период   исполнения

Ответственный

1.

Проведение совместных заседаний Управляющего Совета школы и педагогического совета с повесткой дня  «Гражданское и патриотическое воспитание учащихся: проблемы, пути их решения»  

В течение  года

Директор  школы

2.

Реализация программы по вопросам планирования и организации различных мероприятий.     

В течение года

Зам. директора по ВР.

3.

Привлечение родителей учащихся и жителей города к организации и проведению мероприятий по воспитанию чувства патриотизма в детях (родительские собрания, конференции, встречи, концерты и др.)

Постоянно.

Зам. директора по ВР, классные  руководители.

4.

Разработка системы приёмов, методов и мероприятий, направленных на гражданское и патриотическое воспитание учащихся через учебные предметы         

Постоянно.

Руководители  МО, учителя – предметники.

5.

Проведение конкурсов проектов на лучшую организацию работы классных руководителей и учителей-предметников по гражданскому и патриотическому воспитанию учащихся «Наши дети – будущее России»

2 полугодие

Зам. директора по ВР.

6.

Проведение переговорной площадки «Современный патриотизм. Патриотизм истинный и ложный»

февраль

Зам. директора  по  УР, руководитель  музея.

7.

Обеспечение организационного участия старшеклассников в учебно-полевых сборах.         

май

Преподаватель   ОБЖ.

8.

Проведение конкурсов среди учащихся на лучший реферат, сочинение, рассказ, стихотворение по гражданским и патриотическим тематикам .         

В течение   года.

Зам. директора по ВР, руководители  МО, вожатые.

9.

Участие в туристическом слете

Ежегодно, сентябрь, май

Учителя физкультуры 

10.

Проведение спортивных праздников и соревнований, посвященных юбилейным и историческим датам.         

В течение года.

Зам. директора по ВР, учителя физкультуры.

11.

Проведение мероприятий, посвященных 70-летию битвы под Москвой

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, учителя  истории.




Проведение мероприятий, посвященных 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года

По отдельному плану

Зам. директора по ВР, учителя  истории,

12.

Проведение конкурса чтецов, концертов, посвященных Дню защитников Отечества

февраль

Вожатые

13.

Проведение месячника оборонно-спортивной работы.     

Ежегодно, февраль.

Зам. директора по ВР.

14.

Проведение концертов, конкурсов рисунков на тему «Никто не забыт, ничто не забыто»        

Ежегодно, май.

Вожатые

15.

Организация показа и обсуждение научно-популярных, документальных и художественных фильмов на военно-патриотические темы.

В течение года

Зам. директора по ВР, учителя  истории.

16.

Проведение встреч с ветеранами ВОВ, ветеранами локальных войн.         

В течение года

Зам. директора по ВР, классные  руководители.

17.

Классные часы, беседы, лекции, утренники, праздники на военно-патриотическую тему.

В течение года

Классные  руководители.

18.

Освещение опыта работы школы по военно-патриотическому воспитанию  в местных  СМИ.

Постоянно.

Зам. директора по ВР.

19.

Обмен опытом с ОУ, работающими по проблеме патриотического воспитания школьников

Постоянно

Зам. директора по ВР.

20.

Организация экскурсий и походов

сентябрь, май,

Классные  руководители

21.

Организации и проведение традиционного Дня знаний по изучению государственной символике РФ

Сентябрь

Классные  руководители

22.

Проведение мероприятий по встрече 70-летия Великой Победы»

По отдельному плану.

Зам. директора по ВР, учителя  истории, кл.рук.



Традиционные мероприятия по патриотическому воспитанию


  • Декабрь Месячник боевой славы «Твои защитники, Москва», фестиваль «Союз нерушимый»

  • Ноябрь День народного единства

  • Январь Месячник культуры и традиций

  • Февраль Месячник «Мы будущие защитники Отечества», День защитника Отечества,

  • Май Месячник Славы и Памяти и День Победы.

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

  • Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

  • Изучение символики округа, города, школы.

  • Изучение традиций, истории России,

  • Работа школьного музея.

  • Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

  • Шефская помощь ветеранам.

  • Изучение основ государства и права.

  • Изучение культуры народов России.

  • Изучение округа, города и страны через организацию походов, экскурсий, заочных путешествий.

  • Организация и проведение благотворительных акций: «Свет в окне», «Ветеран живет рядом», «Поздравь ветерана на дому».

  • Участие в окружных и городских программах «Я наследник Победы», «Братский партизанский край», «Пролог Победы»

  • Проведение мероприятий, посвященных памятным и знаменательным датам Российского, краевого и городского значения

  • Исследовательская деятельность

  • Поисковая деятельность (операции, походы, экскурсии, встречи).

  • Музейная деятельность.

  • Встречи с ветеранами.

  • Встречи с участниками современных войн, Героями России.

  • Проведение переговорных площадок «Молодежь и власть» по темам патриотического воспитания

  • Экскурсии в школьный музей (по тематическим экспозициям).

  • Единые классные часы.

  • Спортивно-конкурсные программы.

  • Подготовка к службе в армии, экскурсии в воинскую часть


Программа подготовки к юнармейским играм «Орленок» и «Зарница»
Содержание программы:

1. Первая медицинская помощь – 10 часов

2. Правила дорожного движения – 3 часа

3. Гражданская оборона – 5 часов

4. Туризм – 9 часов

5. Огневая подготовка – 7 часов

6. Морское дело – 7 часов

7. Основы военной службы – 6 часов

8. Противопожарная безопасность - 5 часов

9. Приемы рукопашного боя – 3 часа
ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (ПМП) (9 часов)

1.1. Первая помощь при поражении электрическим током.

1.2. Оказание первой помощи при кровотечении.


1.3. Оказание первой помощи при ожогах.

1.4. Оказание первой помощи при тепловом ударе, при отморожении.

1.5. Оказание первой помощи утопающему.

1.6. Первая помощь при острых нарушениях дыхания.

1.7. Оказание первой помощи при переломах.

1.8. Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах и т.д.


1.9. Зачетный урок.
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ (ПДД) (3 часа)

2.1. ПДД и участники дорожного движения.

2.2. ПДД и дорожные знаки.

2.3. Правила безопасного поведения на дорогах.
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА (5 часов)

3.1. Отравляющие вещества.

3.2. Средства индивидуальной защиты.

3.3. Санитарная обработка.

3.4. Ядерное оружие и поражающие факторы.

3.5. Инженерная защита населения.

3.5. Зачетный урок.
ТУРИЗМ (9 часов)

4.1. Личное и групповое снаряжение.

4.2. Виды и назначение узлов.

4.3. Преодоление подъема, спуска, траверс склона.

4.4. Преодоление реки навесной переправой.

4.5. Преодоление ручья по бревну, параллельными перилами.

4.6. Ориентирование: работа с картой, топографические знаки.

4.7. Сигналы бедствия.

4.8. Повторение пройденных тем.

4.9. Демонстрация туристских навыков.
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА (7 часов)

5.1. Назначение устройство АК – 74.

5.2. Порядок неполной разборки и сборки АК – 74.

5.3. Приемы с оружием.

5.4. Правила и техника стрельбы.

5.5. Стрельба из пневматической винтовки.

5.6. Стрельба из малокалиберной винтовки.

5.7. Зачетный урок.
МОРСКОЕ ДЕЛО (7 часов)

6.1. Морское дело в юнармейских играх «Зарница».

6.2. Морские узлы.

6.3. Флажный семафор.

6.4. Выброска.

6.5. Прикладное многоборье.

6.6. Демонстрация навыков.

6.7. Зачетный урок.
ОСНОВЫ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ (6 часов)

7.1. Военная служба – вид государственной службы.

7.2. Состав Вооруженных Сил.

7.3. Ритуалы Вооруженных Сил.

7.4. Организация караульной службы.

7.5. Оборона государства – важнейший элемент обеспечение безопасности.

7.6. Строевая подготовка.

ПРОТИВОПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ (5 часов)

8.1. Пожары, причины возникновения

8.2. Профилактика и меры безопасности

8.3. Средства пожаротушения

8.4. Пожар его локализация, тушение

8.5. Подведение итогов.
РУКОПАШНЫЙ БОЙ (3 часа)

9.1. Предупреждение травматизма на занятиях

9.2. Комплекс приемов рукопашного боя без оружия на 8 счетов

9.3. Комплекс рукопашного боя с автоматом (карабином) на 8 счетов.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Пояснительная записка iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
Пояснительная записка iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
Пояснительная записка iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
Пояснительная записка iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
Пояснительная записка iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск