Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История»
страница1/7
Дата публикации10.10.2014
Размер1.13 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА»
Кафедра всеобщей истории

История Средних веков

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Специальность: 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История»

КРАСНОЯРСК 2011

УМКД составлен к.и.н., доцентом М.А. Черновой

Обсужден на заседании кафедры всеобщей истории

«_07_»_сентября_2011 г.
Заведующий кафедрой А.В. Зберовский

д.к.н., профессор,
Одобрено научно-методическим советом специальности «История»
«___»____________2011 г.

Председатель НМСС
Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История СРЕдних веков» с другими дисциплинами специальности 050400.62 социально-экономическое образование, профиль «история»

на 2011/12 учебный год


Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение (протокол №, дата) кафедрой, разработавшей программу

-

-

-

-

лист внесения изменений
Дополнения и изменения рабочей программы на 20___/20___ учебный год

В рабочую программу вносятся следующие изменения:

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________
Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Всеобщей истории "___"___ 20___г.

Внесенные изменения утверждаю:

Заведующий кафедрой

Декан/Директор

"_____"___________ 20__г.

Оглавление


  1. Пояснительная записка 6 стр.

  2. Рабочая программа дисциплины 7 стр.

    1. Выдержка из стандарта 8 стр.

    2. Введение 9 стр.

    3. Содержание теоретического курса дисциплины 11 стр.

    4. Тематический план 12 стр.

    5. Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины 13 стр.

    6. Карта литературного обеспечения 15 стр.

    7. Технологическая карта рейтинга 18 стр.

  3. Методические рекомендации для студентов 20 стр.

  4. Банк контрольных заданий и вопросов 23 стр.

  5. Вопросы к экзамену 44 стр.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История Средних веков» для студентов очной формы обучения по 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История»состоит из следующих элементов:

  1. Рабочей программы дисциплины, включающей в себя основное её содержание и учебные ресурсы: литературное обеспечение, мультимедиа и электронные ресурсы.

2. Методических рекомендаций для студентов, которые содержат советы и разъяснения, позволяющие студенту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины «История Средних веков».

3. Банка контрольных заданий и вопросов по дисциплине «История средних веков», который представлен различными тестами. К каждой теме даны тестовые вопросы для проверки знаний студентов и для закрепления учебного материала.

4. Темы курсовых работ по дисциплине «История Средних веков».

5.Вопросов к экзамену, который является итоговым контролем освоения студентом компетенции в области истории Средних веков.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

История Средних веков

ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования специальности 050400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История» утверждён 27.03.2000 г.

История средних веков ОПД.Ф.10

Предмет и структура курса истории средних веков; его место и значение в системе гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, в становлении ценностного отношения к достижениям Человечества, к духовным традициям народов средневековья.

История стран Запада в средние века. Переходный период от античности к средневековью. Различия в судьбах Западной и Восточной Римских империй. Роль германских и славянских народов в генезисе средневековых государств Европы. Преемственность античных традиций на Западе и Востоке. Становление христианской цивилизации. Разделение церквей. Роль католической церкви в средневековом обществе, его идеология и культура. Западноевропейский феодализм. Сословный характер феодального общества. Формирование феодальных монархий в Западной Европе. Эволюция Византийской империи. Христианская Европа и мусульманский Восток. Крестовые походы. Эпоха Возрождения. Западноевропейский гуманизм. Формирование национальных государств в Европе. Реформация и ее национальные особенности. Развитие науки и техники. Великие географические открытия и их последствия для Европы. Падение Византии.

История средневекового Востока. Формирование у будущего педагога ценностного отношения к культурному наследию народов Востока. Ближний и Средний Восток после падения Римской империи. Сасанидская Персия. Зороастризм. Манихейство. Судьбы христианства на Востоке. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Мусульманская цивилизация. Турецкая экспансия и создание Османской империи. Держава Сефевидов. Индия: от государства Гуптов до образования Делийского султаната. Империя Великих Моголов. Брахманизм; буддизм; индуизм. Империи Тан и Сун в Китае. Китай в период династий Юань и Мин. Маньчжурское завоевание Китая. Духовная культура Китая. Конфуцианство. Даосизм. Образование и развитие единого Японского государства. Синтоизм. Cёгунат Токугава. Европейская экспансия в странах Востока и ее последствия.

Духовное наследие средневековья в современной культуре. Значение курса истории средних веков в формировании общей и профессиональной культуры преподавателей гуманитарных и социально-экономических дисциплин.
Введение
1.1. Место дисциплины в реализации основных задач ОПП.

Средние века являются длительным и весьма важным периодом в истории общества. В средние века создаются предпосылки образования европейских наций и национальных государств. Корни многих современных конфликтов – этнических, национальных, религиозных – невозможно понять без изучения средневековья. Программа курса «Истории средних веков» ориентирована на комплексное изучение социально- экономических, политических и духовных процессов, обозначивших магистральный путь развития западного общества в V - XVII вв., а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.

1.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности студента, обучающегося по данной ОПП.

Изучаемая на втором курсе исторического факультета дисциплина «История средних веков» занимает важнейшее место в обеспечении образовательных интересов студента.

Успешное ознакомление студента со знаниями по дисциплине «История средних веков» является той базой, на основе которой происходит подготовка такого специалиста, уровень которого будет соответствовать тем требованиям, что предъявляют современные общеобразовательные учреждения.

Без освоения основных понятий курса истории средних веков невозможно качественное освоение последующих этапов развития мирового исторического процесса (новой истории Европы и Америки и Новой истории стран Азии и Африки). Так как исторические процессы в России следует рассматривать, как часть общемировых исторических процессов, то курс истории средних веков помогает более глубокому пониманию процессов, происходивших в России в период средних веков и нового времени.

Усвоение основных проблем и материала модулей курса позволит выпускникам свободно ориентироваться в современных тенденциях современного мира, позволит им удовлетворять те требования, которые предъявляют к современным выпускникам работодатели.

1.3. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускниками университета по данной ОПП.
Дисциплина «История средних веков» является частью курса всеобщей истории изучаемого в школе. Кроме того, без знания истории средних веков чрезвычайно затруднительным является освоение ряда других дисциплин, таких как истории Росси и обществоведение. Отсюда вытекает заинтересованность заказчика в фундаментальной подготовке студентов по Всеобщей истории и в частности по истории средних веков Европы и Востока.

1.4. Знание каких учебных дисциплин должно предшествовать изучению дисциплины в данной ОПП.

Курс Истории средних веков опирается прежде всего на знания полученные студентами при изучении курса Истории древнего мира, а также сопряжен с изучением курса истории России XI – XVII вв., а также в определенной степени с курсами философии и экономики, изучаемыми на втором курсе.

1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации ОПП.

Дисциплина «История средних веков» предшествует изучению курса Новой истории стран Европы им Америки, Истории стран Азии и Африки, а также используется при изучении курсов теории и методики изучения истории и обществоведения.

1.6. Цели и задачи преподавания дисциплины.

Целью преподавания дисциплины «История средних веков» является усвоение студентами общих закономерностей и особенностей развития основных стран Европы в средневековье а так же в процессе перехода от средневековья к Новому времени и становления современной европейской цивилизации.

1.7. Технология процесса обучения по дисциплине.
Преподавание курса осуществляется на основе модульно-рейтинговой системы, которая предполагает, что кроме лекционного курса значительное место отводится работе на семинарских занятиях, коллоквиумах, собеседованиям по монографиям и основных понятиям курса, в соответствии с этим, курс делится на три основных модуля, каждый из которых предполагает контроль за усвоением студентами основного материала и понятий каждого из основных модулей, а также дополнительный модуль, поскольку собеседования по монографиям и понятийному аппарату относится к курсу в целом, а не к отдельным модулям.

В соответствии с этим, банк контрольных заданий и вопросов предусмотрен как к каждому модулю, так и к курсу в целом.

Курс Всеобщей истории предполагает обучение студентов следующим общекультурным компетенциям (ОК):

1. готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия ;

2. способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

3. способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

4. быть способным логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

5. владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей её достижения.

6. владением навыками реферирования и аннотирования научной литературы.

Курс Истории Средних веков предполагает овладение студентами следующими профессиональными компетенциями:

1. навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения и музееведения.

2. способностью самостоятельно готовить тезисы научных докладов, доклады и выступления в рамках проведения научных конференций, круглых столов, семинаров.

3. быть способными понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации и предоставлять результаты исследования.

4. умением пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в общеобразовательных учреждениях базовыми знаниями в области Истории Средних веков.
Содержание теоретического курса дисциплины
МОДУЛЬ I. Раннее средневековье (V - первая половина XI вв.)

1.1Период складывания феодальных отношений.

Основные проявления кризиса рабовладельческого общества Римской империи.

Кризис рабовладельческих отношений. Развитие колоната. Упадок городов, торговли, натурализация хозяйства. Изменения в политическом строе. Христианство, превращение христианства в государственную религию, оформление христианской церкви. Еретические движения. Народные восстания.

1.2Варварские племена во II - IV вв. н.э.

Кельты, германцы, славяне. Хозяйство, социальный строй. Религия. Степень романизации варварских племен. Проблема перехода от античности к средним векам в зарубежной и отечественной историографии.

Вторжения и переселение варварских племен. Образование варварских королевств.

Причины и ход массовых переселений. Отношения варваров и римлян. Степные кочевые народы и их роль в миграционных процессах в Европе. Вторжение вестготов на земли Римской империи. Взятие Рима. Образование Тулузского королевства вестготов, Вандало-Аланского и королевства бургундов. Гунны в V веке, походы Аттилы. Падение Римской империи. Варварские королевства в Италии. Варварские короли в героическом эпосе германских народов.

Социальные, экономические, этнические и политические последствия варварских завоеваний. Историография, теория римского континуитета.

1.3Франкское общество и государство


Галлия в IV-V вв. Социально-экономическое развитие, культура. Франки до завоевания Галлии. Образование франкского государства Меровингов. Источники по государству Меровингов. Хозяйство и социальная структура галлоримского населения и завоевателей - варваров в VI-VII вв. Христианская церковь.

Франкское государство при Каролингах. Объединение земель франков. Бенефициальная реформа Карла Мартелла. Захват королевской власти Пипином Коротким, союз с папством.

Рост Франкского государства при Карле Великом. Провозглашение империи, ее международное значение. Организация управления империей. Завершение переворота в поземельных отношениях. Развитие и укрепление феодальной собственности. Прекарные отношения. Коммендация. Иммунитет. Вассалитет. Структура феодальной вотчины и деревни, категории свободного и зависимого населения.

Упадок императорской власти. Верденский раздел.

1.4Западная Европа в V - XII вв.

Основные государства Западной Европы в IX - XI вв. Набеги арабов, норманнов и венгров. Утверждение феодального строя к концу XI века. Проблема генезиса феодализма в зарубежной и отечественной науке. Отечественная историография о возникновении феодализма в Западной Европе: А.Д. Удальцов, Н.П. Грацианский, А.И. Неусыхин, А.Р. Корсунcкий. Проблема общего и особенного в развитии феодальных отношений.

1.5Италия VI - IX вв.

Источники по раннесредневековой Италии. Остготское королевство. Политика. Теодориха. Образование Лангобардского королевства в Северной Италии. Региональные особенности социально-экономического развития Италии. Внешние вторжения и завоевания.

1.6Византия V-XI вв.

Образование Восточно-Римской (Византийской) империи. Особенности ее развития в IV-V вв. Аграрные отношения, ремесло, торговля. Особенно­сти социального строя. Государство: бюрократический аппарат, налоги. Церковь и ереси.

Правление императора Юстиниана, внешняя политика. Народные движения. Восстание «Ника». Законодательство Юстиниана.

Вторжения славян и их расселение на территории Византийской импе­рии в VI - VII вв. Кризис империи. Внутренняя и внешняя политика империи в VI - VII вв. Проблема генезиса византийского феодализма в отечественной историографии.

«Земледельческий закон», византийская община по его данным. Фемная реформа, ее результаты. Иконоборчество. Ересь павликиан.

Византия во второй половине IX - XI вв. Аграрное законодательство Македонской династии. Дянаты и «убогие».

Международная торговля, значение Константинополя. Внешняя полити­ка Византийской империи в X - XI вв. Завоевания Василия II.

Комнины, их внутренняя политика, развитие феодальных отношений (прониары, парики). Ослабление центральной власти.

Отечественное византиноведение (Васильевский В.Т., Успенский Ф.К., Успенский Ф.И., Левченко М.В., Пигулевская Н.В., Литаврин Г.Г., Курбатов Г.Л., Удальцова З.В. и др.).

1.7Раннефеодальные государства западных и южных славян


Проблема происхождения славян, территория их расселения в VI - XI вв. Источники по раннесредневековой истории славян. Образование государства Само. Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий, их деятельность.

Образование Чехии, отношения Чехии с Германской империей.

Образование раннефеодального Польского государства. Западная и восточная политика Болеслава Храброго.

Своеобразие социально-экономической структуры первых славянских государств.

Полабские и поморские славяне, хозяйство и общественный строй. Борьба с немецкой агрессией. Вендское королевство.

Южные славяне в VI - VII вв. Общественный строй. Особенности образования раннефеодального Болгарского государства. Принятие христианства. Симеон I и его внешняя политика. Богомильство, его социальная сущность. Завоевание Болгарин Византией. Болгарская культура, ее связи с культурой Киевской Руси.

1.8Арабы в VI - XI вв.

Экономика и социальный строй Аравии в VI в. Кризис арабского обще­ства конца VI - начала VII вв. Мухаммед и начало ислама. Объединение Аравии. Арабы при первых халифах. Гражданская война в халифате, хариджиты, возникновение шиизма и суннизма. Династия Омейядов, арабские завоевания. Социальные отношения в халифате. Вторая граждан­ская война и падение халифата Омейядов.

Халифат Аббасидов, экономический расцвет и могущество халифата. Особенности арабского феодализма. Антифеодальные движения и начало распада халифата.

Арабо-мусульманская культура, ее влияние на страны Западной Европы и Византию. Отечественная арабистика: Крачковский И.Ю., Беляев Е.А. и др.

1.9Франция IX - XI вв.

Территория, этнический состав населения. Ослабление королевской власти при последних Каролингах и первых Капетингах. Крепостное и зависимое крестьянство. Структура господствующего класса, вассалитет. Политическая раздробленность. Раннее завершение процесса феодализации.

1.10Германия IX - XI вв.

Особенности развития феодальных отношений в Германии. Саксонская династия, Генрих I и Отгон I. Епископальная политика Отгона I. Его итальянские походы, создание империи. Агрессия против полабских славян.

Политический кризис второй половины XI в. Клюнийское движение, усиление власти папы римского. Борьба за инвеституру.

1.11Англия в IX - XI вв.

Прекращение римского господства в V в., слабая романизация Британии. Завоевание Британии англосаксами, образование англосаксонских королевств. Особенности развития феодальных отношений (бессинтезный путь развития). Объединение англосаксонских королевств. Скандинавские вторжения. Альберт Великий, его политика. Англия под властью Канута Датского. Распад государства Канута, восстановление независимости Англии.

1.12Раннесредневековая культура.

Мифология и религиозные представления кельтских и германских народов. Особенности психологии и этики варварских народов Европы.

Античная культура и варварские завоевания. Роль христианства и церкви в синтезе античной и варварской культур, в сохранении античного наследия.

Развитие христианской доктрины, Августин. Боэций и Кассиодор, их деятельность и мировоззрение. Исидор Севильский. «Каролингское возрождение» Алкуин, Эйнгард, «Оттоновское возрождение».

Латинская ученая культура и народная культура. Архитектура, скульп­тура, живопись.

Византийская культура и античное наследие. Византийская философия и историография. Византийская литература. Изобразительное искусство и архитектура. Своеобразие византийской цивилизации.

Проблемы генезиса и типологии феодализма в странах Западной, Цен­тральной и Юго-Восточной Европы в зарубежной и отечественной историографии.

Синтезный и бессинтезный пути развития феодализма. Поздняя антич­ность.

Изменения климатических условий. Повышение уровня производитель­ных сил в странах Европы (сельское хозяйство, ремесло). Внутренняя колонизация.

ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ


1.13Индия в раннее средневековье

Особенности социально-экономического развития средневековой Ин­дии. Община. Государство Гуртов. Нашествие эфталитов.

Государство Харши. Формирование феодальных отношений. Касты. Города, ремесло и торговля. Политический строй. Налоги, рента. Проникно­вение в Индию арабов и тюрков. Походы Махмуда Газневида в Индию, их последствия. Делийский султанат.

Религия и культура Индии в раннее средневековье.

1.14Китай в раннее средневековье


Вопрос о начале феодализма в Китае V-VI вв. Особенности социально-экономических отношений: сочетание рабовладельческого и феодального укладов.

Империя Цзинь. Государственная надельная система. Нашествие ко­чевников. Политическое объединение Китая. Империя Суй. Крестьянская война и падение династии Суй.

Империя Тан. Государственная и частная феодальная собственность на землю. Особенности социальной структуры раннефеодального китайского общества. Раннефеодальный город. Внешняя политика династии Тан. Кре­стьянская война под руководством Хуан Чао.

Китайская культура раннего средневековья: наука, искусство, литера­тура.

МОДУЛЬ II. Развитое средневековье XI - ХV вв.

2.1Средневековый город


Судьбы античных городов в раннее средневековье. Источники по истории средневековых городов. Проблема становления средневекового города в современной историографии.

Экономика города: ремесло и торговля, их организация. Борьба городов с сеньорами, их результаты. Города-коммуны, их политический строй. Социальная структура города. Город и деревня. Международная торговля, основные торговые пути и центры. Развитие кредита и банков. Внешний вид города, городской быт, менталитет горожан. Значение средневекового города в изменении экономики и политического строя европейских государств. Своеобразие уровня развития, социальной структуры и функций города в различных регионах Европы. Историография средневекового города.

2.2Крестовые походы


Европа. Византия и исламский мир накануне крестовых походов. При­чины крестовых походов. Первый крестовый поход, его результаты, Духовно-рыцарские ордена. Второй крестовый поход.

Государство Салах-эд-дина на Ближнем Востоке. Третий крестовый поход.

Международные отношения в Европе, подготовка четвертого крестово­го похода. Роль Венеции в четвертом крестовом походе. Латинская империя и другие крестоносные государства на территории Византии.

Причины упадка движения крестоносцев, последние крестовые походы. Последствия крестовых походов.

Рыцарство, его эволюция, оформление рыцарских идеалов. Семья, быт рыцарей. Культ дамы сердца. Рыцарский роман, поэзия.

2.3Франция XI - ХV вв.

Предпосылки объединения Франции. Филипп II Август и его борьба с Плантагенетами. Альбигойские войны. Реформы Людовика IX, их значение.

Продолжение централизации Франции при Филиппе IV, столкновение с папством. Генеральные штаты, их структура.

Причины и начало Столетней войны. Генеральные штаты в 1356-1357 гг. Мартовский ордонанс 1357 г. Восстание в Париже. Французская деревня в ХIV в. Изменения в аграрных отношениях. Жакерия, причины поражения Жакерии, ее историческое значение.

Реформы Карла V Валуа, укрепление Французского государства. Новый этап Столетней войны. Феодальные междоусобицы во Франции. Городские и крестьянские движения.

Возобновление Столетней войны. Битва при Азенкуре. Договор в Труа. Патриотическое движение во Франции, Жанна д'Арк. Окончание Столетней войны, ее результаты для Франции.

Экономическая политика Людовика XI. Укрепление королевской власти. Завершение политического объединения Франции.

Отечественная историография средневековой Франции (Грацианский Н.П., Сказкин С.Д., Конокотин А.В., Бессмертный Ю.Л.).

2.4Англия в XI - XV вв.

Нормандское завоевание Англии, его последствия. «Книга Страшного суда», положение английского крестьянства.

Развитие английского города. Феодальные усобицы в Англии в первой половине XII в. Генрих II. «Империя Плантагенетов». Реформы Генриха II (судебная, военная, церковная).

Англия XIII в., особенности аграрного развития. Внутренняя колониза­ция. Иоанн Безземельный, потери континентальных владений. Великая хартия вольностей, миф и реальность.

Возникновение парламента, его структура и классовая сущность.

Английская деревня и манор в XIV в. «Черная смерть». Движение за реформу церкви. Джон Виклиф Лолларды, Джон Болл. Восстание Уота Тайлера. Программы восстания и его значение.

Проблема экономического кризиса в Англии XIV - XV вв. в отечествен­ной и зарубежной историографии.

Англия XV в. Освобождение крестьян от личной крепостной зависимо­сти. Обычное держание и аренда. Старое и новое дворянство. Война Алой и Белой Роз. Приход к власти династии Тюдоров, их политика.

Отечественная историография средневековой Англии (Виноградов П.Г., Петрушевский Д.М., Косминский Е.А., Барг М.А., Гутнова Е.В., Авдеева К.Д. и др.).

2.5Германия в XII - XV вв.

Развитие производительных сил в сельском хозяйстве в XII - XIII вв. Рост городов. Особенности политического развития Германии. Немецкая агрессия против полабских и поморских славян. Завоевание Восточной Прибалтики и земель пруссов.

Итальянская политика германских императоров и ее крах. Междуцарст­вие и начало династии Габсбургов.

Социально-экономическое и политическое развитие Германии в XIV-XV вв. Развитие горной промышленности, зарождение элементов рассеянной мануфактуры в текстильной промышленности. Император и территориальные князья. Швабский и Рейнский союзы городов. Ганзейский союз, его господство на Северном и Балтийском морях.

Золотая булла и закрепление раздробленности Германии. Продолжение упадка империи в ХV в. Попытки имперских реформ.

Изучение истории Германии в отечественной историографии (Неусыхин А.И., Данилов А.И., Колесницкий Н.Ф. и др.).

2.6Чехия в XI - XV вв.

Развитие феодальных отношений в Чехии в XI - XIII вв. Немецкая колонизация, ее последствия.

Правление Люксембургов. Обострение национальных и социальных противоречий. Начало оппозиции католической церкви. Ян Гус и его учение. Гуситское движение, чашники и табориты, их программы. Гуситские войны, Ян Жижка, Прокоп Большой, походы таборитов за пределы Чехии. Предательство чашников, поражение таборитов.

Историческое значение гуситских войн. Потеря Чехией независимости.

2.7Италия в XI - XV вв.

Особенности социально-экономического и политического развития Италии. Образование городских коммун. Политика Штауфенов в Италии. Ломбардская лига городов.

Итальянские государства к середине XIII в.

Итальянская деревня, развитие товарно-денежных отношений. Подчи­нение деревни городом. Крестьянские движения на севере Италии. Восстание Дольчино.

Итальянский город. Разложение цехового строя, зарождение мануфакту­ры. Участие итальянских городов в международной торговле (Пиза, Венеция, Генуя). Банковское дело (Сиена, Флоренция). Рост социальной дифференциации горожан, обострение социальных противоречий (восстание в Сиене, Перудже, Флоренции).

Установление тирании в городах Северной и Центральной Италии.

Отечественная историография средневековой Италии (Гуковский М.А., Рутенбург В.И., Котельникова Л.А. и др.).

2.8Испания и Португалия в XI - XV вв.

Арабы в Испании. Реконкиста и ее основные этапы. Участие в реконки­сте крестьянства, горожан, рыцарства. Духовно-рыцарские ордена. Особенности исторического развития отдельных пиренейских государств: Кастилии, Арагона, Наварры и Португалии. Особенности формирования сословной монархии в этих государствах. Арагон – морская держава Средиземного моря.

Объединение Кастилии с Арагоном и образование объединенного Испанского королевства. Крестьянские войны в Каталонии, их результаты, испанские города. Роль католической церкви и инквизиции в Испании. Экономическая политика Испании во второй половине XV в.

Завоевание Гранады и завершение реконкисты. Рост международного значения Испании.

2.8Скандинавские страны в XI - XV вв.

Своеобразие формирования феодальных отношений в скандинавских странах. Христианизация скандинавов. Образование Датского, Шведского и Норвежского королевств.

Рост крупного церковного и светского землевладения. Крестьянские движения, их влияние на политический строй Дании, Швеции, Норвегии. Скандинавские города в XII - XV вв.

Усиление королевской власти в Дании. Кальмарская уния. Ухудшение положения крестьян. Восстание крестьян и рудокопов Далекарлии. Скандинавские страны в XV в.

Отечественная историография средневековой истории Скандинавских стран (Кан А.С., Гуревич А.Я., Сванидзе А.А. и др.).

2.9Польша в XI - XV в.

Развитие феодальных отношений в Польше. Восстания крестьян. Раз­дробленность Польши (можновладство). Татарское нашествие и его последствия. Немецкая колонизация. Особенности развития польского города.

Польско-венгерская и польско-литовская унии. Борьба с Тевтонским орденом. Битва при Грюнвальде и Торуньский мир. Рост привилегий панов и шляхты во второй половине XV в. (Нешавские статуты). Петроковский статут и ухудшение положения горожан. Дальнейшее закрепощение крестьян.

2.10Венгрия в XI - XV вв.

Образование раннефеодального Венгерского государства. Иштван (Стефан) I и христианизация Венгрии. Немецкая колонизация.

Оформление феодальных отношений в XI - XIII вв. Золотая булла. Монголо-татарское нашествие, его последствия для Венгрии.

Деревня и город в XIV-XV вв.

Правление Анжуйской династии. Лайош I и венгерско-польская уния. Оформление сословной монархии.

Борьба против турецкой агрессии. Крестовый поход против турок и восстание куруцов. Разгром венгерского войска под Могачем. Потеря независимости Венгрии.

2.11Юго-Восточная Европа в XII - XV вв.

Второе Болгарское царство. Крестьянская война под предводительством Ивайло. Распадение Болгарии на самостоятельные удельные княжества.

Сербия в XII в. Установление власти династии Неманичей, развитие феодальных отношений. Сербское государство в конце XIII - первой половине XIV вв. Экономическое развитие. Территориальное расширение, завоевание византийских земель. «Законник Стефана Душана», социальная структура и политический строй Сербского государства по «Законнику» (1349 и 1354 гг.). Распадение Сербии на отдельные области.

Завоевание Малой Азии и Балканского полуострова Османской импери­ей. Героическая борьба сербов и болгар против турецкой агрессии, битва на Косовом доле. Завоевание Болгарии и южной Сербии турками. Северная Сербия в первой половине XV в.

Византия в XIII - XV вв. Восстановление Византийской империи после 1261 г. Экономический упадок Византии в XIV-XV вв. Международное положение империи в XIV-XV вв.

Крестовые походы против турок, их неудача. Флорентийская уния 1439 г.

Социальная и политическая борьба в империи. Падение Византийской империи, его историческое значение.

Османская империя в XV в. Положение завоеванных народов под властью турок.

2.12Средневековая культура в странах Западной Европы

(XI - XV вв.)

Городская культура, ее народный характер. Городская литература, театр. Городские школы. Первые университеты, особенности их организации. Богословие и философия. Схоластика и мистика, борьба Пьера Абеляра с Бернардом Клервоским, Фома Аквинский и его «Сумма богословия», Аверроэс и Сигер Брабантский. Накопление знаний о природе, Роджэр Бэкон. Изобретение книгопечатания, его значение.

Изобразительное искусство, особенности романского и готического стилей архитектуры. Средневековый собор как образ мира. Своеобразие средневековой скульптуры, ее связь с архитектурой. Средневековая живопись.

2.13Раннее итальянское Возрождение (XIV - XV вв.)

Предпосылки гуманизма и Возрождения. Новое представление о чело­веке, его жизненных целях у Данте, Петрарки, Боккаччо. «Гражданский гу­манизм». Гуманистическая педагогика. Историки-гуманисты.

Характерные черты искусства раннего Возрождения, его творцы: Джотто, Мазаччо, Донателло, Брунеллески, Альберти.

Проблема гуманизма и Возрождения в отечественной и зарубежной ис­ториографии.

ГОСУДАРСТВА ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ПЕРИОД РАЗВИТОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ


2.14Индия в период развитого средневековья (XIII-XV вв.)

Феодальная раздробленность Индии в XIII-XIV вв. Формы феодально­го землевладения. Сельская община. Феодальный город. Распад Делийского султаната. Нашествие Тимура. Появление европейцев в Индии и начало ко­лониальных захватов.

2.15Китай в период развитого средневековья (Х-ХV вв.)

Китай в правление династии Сун. Реформы Ван Аньши. Монгольское завоевание Китая. Китай под властью монгольской династии Юань. Освобо­дительное движение против монголов.

Правление династии Мин. Экономическое развитие Китая: рост горо­дов, строительство ирригационных сооружений. Внешняя политика династии Мин.
МОДУЛЬ III. Европа позднее средневековье или в раннее новое время

(XVI-первая половина XVII в.)

3.1 Европа а начале раннего нового времени

Ремесло и сельское хозяйство к концу XV и в XVI вв. Региональные особенности социально-экономического развития европейских стран в XVI веке. Предпосылки и условия образования капиталистического уклада. Исто­риография генезиса капитализма. Процесс первоначального капиталистиче­ского накопления, его региональная специфика. Формы организации произ­водства в промышленности и сельском хозяйстве (мануфактура, ферма, фольварк).

Последствия генезиса капитализма в социальной структуре, политиче­ском строе и идеологии европейского общества.

Разложение феодальных сословий, формирование социальной структу­ры будущего капиталистического общества.

Политические образования в Европе к XVI веку: империи, националь­ные монархии, республики. Абсолютная монархия, ее сущность и характер­ные черты. Типы абсолютной монархии, этапы формирования. Проблема аб­солютной монархии в историографии.

3.2 Великие географические открытия


Предпосылки великих географических открытий. Плавания португаль­цев и их проникновение в Западную Африку, открытие морского пути в Ин­дию, Васко да Гама. Христофор Колумб и открытие им Америки.

Магеллан и первые кругосветные путешествия. Первый раздел мира между португальцами и испанцами. Образование испанских и португальских колоний, их эксплуатация, ее последствия.

Географические открытия XVI - первой половины XVII вв., колониаль­ные захваты европейских государств. Последствия Великих географических открытий для стран Европы и захваченных ими колоний.

Значение русских географических открытий на севере и северо-востоке Европы и Азии в XVII веке.

3.3Испания в XVI - первой половине XVII вв.

Экономика и социальная структура Испании в первой половине XVI в. Влияние колониальных захватов на Испанию. Восстание коммунерос. Войны Карла I (IV).

Внутренняя и внешняя политика Испании при Филиппе II. Особенности испанского абсолютизма. Экономический упадок Испании в конце XVI-начале XVII вв., причины упадка. Испания в первой половине XVII в. Испанская культура: литература, театр, живопись.

3.4Германия в XVI - начале XVII вв.

Германское общество в начале XVI в: экономика, социальная структура. Политический строй Германии. Обострение социальных противоречий. Рост оппозиции католической церкви. Немецкий гуманизм, его особенности, представители немецкого гуманизма. Начало Реформации, Мартин Лютер, его учение. Народное направление в Реформации, Томас Мюнцер. Рыцарское восстание. Крестьянская война, ее основные районы и программы. Последствия поражения Крестьянской войны для Германии. Дискуссия о характере Крестьянской войны.

Лютеранство после поражения Крестьянской войны. Аугсбургский мир, его значение.

Германия во второй половине XVI в., экономический упадок. Политиче­ская и религиозная борьба в Германии во второй половине XVI - начале XVII вв. Немецкая культура в XVI - первой половине XVII вв.

3.5Реформация в странах Европы в XVI в. Католическая реакция

Католическая церковь перед Реформацией, формирование антикатоли­ческой оппозиции. Идейные истоки Реформации. Особенности реформационного движения в Германии.

Экономическое и политическое положение Швейцарии в начале XVI в. Вероучение Ульриха Цвингли, проведение реформы церкви в Цюрихе. Жан Кальвин, догматы и этические положения кальвинизма, организация кальвинистской церкви. Распространение реформационных учений в Европе, его последствия.

Причины и условия распространения католической реакции (контрре­формации) в Европе. Орден иезуитов. Тридентский собор и его постановле­ния. Последствия католической реакции.

3.6Италия в XVI - первой половине XVII вв.

Италия к началу XVI в., политическая раздробленность. Начало италь­янских войн. Савонарола. Окончание итальянских войн, их последствия.

Причины экономического упадка Италии с конца XVI в. Папство, наступление феодально-католической реакции.

Культура Италии в XVI - первой половине XVII вв.: изобразительное искусство, литература, театр.

Особенности социально-экономического и политического развития Польши в первой половине XVI в. Люблинская уния, образование многонациональной Речи Посполитой. Политический строй, сеймы и сеймики, конфедерации «Либерум вето».

Война Польши со Швецией и Русским государством. Освободительная борьба украинского народа. Национальные, политические, социальные противоречия и кризис Речи Посполитой.

Польская культура XVI - XVII вв.: наука, литература, изобразительное искусство. Иезуиты и католическая реакция во второй половине XVI - XVII вв. Упадок культуры.

Заключение


Сравнительный уровень экономического и социального развития от­дельных регионов Европы к середине XVII в. Европа и мир в середине XVII в.

Тематический план

изучения дисциплины «История Средних веков» по специальности 05400.62 Социально-экономическое образование, профиль «История»
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62...
Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400....
Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода...
Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные...
Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки...
Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по...
Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconРабочая программа по дисциплине «История древнего мира» по направлению...
Утверждена отделом документационно-содержательного обеспечения учебного процесса Ургпу
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconРабочая учебная программа по дисциплине «маркетинг» по направлению...
Составитель: Толстых Анатолий Александрович, к и н., доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconРабочая программа составлена в 2008 г
Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция»
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«История»;050401. 65 специальность «История с дополнительной специальностью Иностранный язык»;540400. 62 направление «Социально-экономическое...
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62...
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск