Закон Божий в дореволюционном образовании





Скачать 104.9 Kb.
НазваниеЗакон Божий в дореволюционном образовании
Дата публикации12.10.2014
Размер104.9 Kb.
ТипЗакон
100-bal.ru > История > Закон
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Вятская православная гимназия

во имя преподобного Трифона Вятского»

города Кирова

Закон Божий в дореволюционном образовании

Выполнили: Гаврилова Анна,

Тарасова Татьяна,

9 класс

Руководитель:

Пешкина Светлана Викторовна,

учитель истории и обществознания

Научный консультант:

протоиерей Сергий Гомаюнов,

кандидат исторических наук

Вятка (Киров)

2011 г.

План:

  1. Введение.

  2. Закон Божий в дореволюционном образовании:

А) место Закона Божьего в гимназическом образовании дореволюционных школ;

Б) протоиерей Николай Попов – законоучитель Вятской Мариинской женской гимназии;

В) учебники отца Николая Попова как средство духовно-нравственного воспитания учащихся.

3. Заключение.

Источники.

Приложения.

Наша гимназия отличается от других школ города тем, что здесь изучается такой предмет, как Закон Божий или Основы православной культуры. Это стало той духовной традицией, которая связывает нашу школу с Вятской Мариинской женской гимназией.

Мы решили провести небольшое исследование и выяснить, какова была значимость предмета «Закон Божий» в дореволюционном образовании, какое место занимал этот предмет в образовании и воспитании наших сверстников почти столетие назад. Это и стало целью нашей работы.

Задачи исследования:

  1. Познакомиться с жизнью и деятельностью законоучителя Вятской Мариинской женской гимназии протоиерея Николая Попова.

  2. Определить значимость предмета «Закон Божий» в дореволюционном гимназическом образовании через текстологический анализ пояснений и дополнений учебника протоиерея Николая Попова «Священная история Нового Завета».

  3. Показать, как предмет «Закон Божий» способствовал духовно-нравственному воспитанию учащихся через обучение.

Объект исследования: Закон Божий в образовательном пространстве дореволюционной школы (на примере Вятской Мариинской женской гимназии).

Предмет исследования: дополнения и пояснения протоиерея Николая Попова к тексту «Священной истории Нового Завета».

В 1859 году в городе Вятке открыло свои двери женской училище 1-го разряда. Через несколько лет, в 1865 году, оно было преобразовано в Вятскую Мариинскую женскую гимназию. В учебном плане гимназии среди обязательных предметов (русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география и история и др.) на одном из первых мест был предмет «Закон Божий», который изучался во всех классах гимназии.

Закон Божий занимал важное место, так как «он призван был не только дать определенную сумму знаний, но и привести в Церковь. Закон Божий должен был пронизывать все учебные предметы, находя в них то, что укрепляет ученика в истинах христианской веры»1.

Исходя из значимости предмета, большая ответственность в деле наставления учащихся в православной вере возлагалась на учителей Закона Божьего, они должны были не только превосходно знать свой предмет и уметь его преподавать, но и быть свидетелями о Христе.

«Истинным учителем веры Христовой», стремящимся до конца исполнить заповедь Спасителя: «Идите, научите все народы», можно назвать протоиерея Николая Александровича Попова. В Вятке о. Николай был известен не только как законоучитель мужской и женской гимназий, но и как Ректор Вятской Духовной Семинарии (приложение 1).

О. Николай родился в семье священника села Сунского, Нолинского уезда, Вятской губернии, Александра Попова. Закончил Вятскую Духовную Семинарию, Казанскую Духовную Академию и был направлен в Вятское епархиальное ведомство2. Стал наставником физико-математических наук в Вятской Духовной Семинарии, магистром богословия и профессором богословских наук в той же семинарии.

В 31 год Николай Александрович Попов был рукоположен в священнический сан. В разные годы жизни он преподавал Закон Божий в Вятской Мариинской женской гимназии, в Вятском училище девиц духовного звания, в Вятской Губернской гимназии, был ректором Вятской Духовной Семинарии.

Знакомясь с воспоминаниями учеников священника Николая Попова, мы были удивлены, с какой теплотой и любовью они отзываются о своем законоучителе. «…Все ученицы чрезвычайно уважали и любили Николая Александровича, так же как и гимназисты, которым он тоже преподавал Закон Божий. В тайном журнале, где гимназисты выражали без стеснения и часто даже в грубоватой форме своё отношение к учителям и начальству гимназии, среди критики и недовольства некоторыми, они хвалили своих любимцев, первое место между которых занимал законоучитель Николай Александрович. «Честь и слава нашему законоучителю», - писали гимназисты, - «Всю жизнь будем помнить его: это был человек, заставивший искренне уважать себя!»3. «Все, кого учил о. Николай, были едины в глубокой любви и благодарности к этому несравненному законоучителю, делавшему своих воспитанниц «сознательными и убежденными детьми Православной Церкви»4.

Такие же теплые воспоминания заслужил о. Николай и от учеников мужской гимназии. П. Голубев, доходя в своих воспоминаниях до о. Николая Попова, писал: «К несказанному удивлению ученики увидели, что даже в этом предмете (Законе Божием), который единодушно признавался тогдашними гимназистами совершенно неважным и ненужным, отнимавшим у нас только время, можно было найти массу интересного, и мы здесь на уроках о. Николая впервые услышали ещё неведомую нам философскую речь…. И впоследствии, даже в старших классах, мы любили уроки о. Николая, главным образом за их глубокий философский смысл, за прямую постановку, без уверток, всевозможных волновавших того или иного из нас вопросов о материализме, атеизме, о многих недоступных для нас книгах и пр.»5

Особенно много о. Николай дал для школы, преподавая Священную историю Ветхого и Нового Завета. Итогом его 12 летней работы в школе стали известные на всю страну учебные пособия по этим курсам (приложение 2).

Учебники по Священной истории Ветхого и Нового Заветов были утверждены Святейшим Синодом и министром Народного Просвещения для преподавания Закона Божьего в гимназиях и прогимназиях, в реальных училищах и семинариях, в городских и уездных училищах, а также других учебных заведениях. Приобрести книги можно было не только в Вятке, но книжных лавках Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Казани, Перми.

Учебники содержали богатый дополнительный материал: объяснительные примечания, рисунки, карту Палестины, карту земель, упоминаемых в Священном Писании, план древнего Иерусалима и Иерусалимского храма.

До 1917 года учебники неоднократно переиздавались. Последние издания, с которыми нам удалось познакомиться: «Священная история Ветхого Завета» - 1909 год, издание восемнадцатое и «Священная история Нового Завета» - издание пятнадцатое, 1904 года. Сейчас эти учебники переизданы и также рекомендованы для преподавания в семинариях (приложение 3).

Популярность этих учебных пособий, на наш взгляд, можно объяснить ясным, доступным изложением, а также наличием обширных дополнительных текстов-пояснений. Мы провели текстологический анализ пояснений второй части пособия «Священной истории Нового Завета», в ходе которого попытались определить значимость предмета «Закон Божий» в дореволюционном гимназическом образовании.

Текстологический анализ пояснений позволяет классифицировать их по двум основным группам: сноски и пояснения, раскрывающие основные догматы Православной веры и дополнения, устанавливающие связь с другими науками и предметами гимназического образования, определяющие границы единого образовательного пространства.

1 группа сносок раскрывает основные догматы Православной веры.

Автор дает подробные объяснения основных положений православного вероучения, поясняет евангельские события, в некоторых случаях сопоставляет евангельские сюжеты между собой. Вводит пояснения, посвященные православным праздникам и учению Иисуса Христа. Через дополнительные тексты соединяет Евангелие с церковным преданием. Объясняя иудейские обычаи, дает пояснение словам и действиям Христа. Опираясь в своих пояснениях на ветхозаветные пророчества, автор соединяет Ветхий и Новый Завет и т. д.

Приведем некоторые примеры.

Отец Николай объясняет, что именование Иисуса Христа Сыном Божиим означает Его двойственную природу: с одной стороны Он единосущен с Богом Отцом, с другой – Сын человеческий означает Его единство с людьми по человеческой природе6.

Раскрывая Евангельские события, автор рассказывает, какой православный праздник отмечается в честь того или иного события, называет время празднования и приводит текст праздничного тропаря, переводя с церковно-славянского на русский язык наиболее сложные места. Автор описывает подробности праздника, которые не раскрываются в евангельских повествованиях. Например, когда речь идет о празднике Благовещения Пресвятой Богородицы, отец Николай рассказывает подробности о родителях, рождении и воспитании Девы Марии, мы узнаем о жизни Пресвятой Богородицы при храме (с 3до 14 лет) и после смерти её родителей, когда она была выдана замуж за Иосифа. Здесь же автор соединяет церковное повествование с современностью, сообщая о том, какие святыни существуют в Назарете в память о Благовещении7.

На наш взгляд, данная группа пояснений позволяет не запутаться в Евангельских сюжетах, лучше понять Евангельскую историю, глубже осмыслить православную веру и учение Иисуса Христа. Используя такие приемы в своем повествовании, отец Николай прививал любовь воспитанников к православному богослужению.

2 группа дополнений устанавливает связь с другими науками (например, такими как, история, математика, филология, этнография, география и др.), что способствовало развитию научного мировоззрения воспитанников, а также позволяло установить единое образовательное пространство, поскольку многие из этих наук изучались в школах и гимназиях.

Например, автор привязывает к конкретному времени события земной жизни Иисуса Христа, вводит их в исторический контекст, поясняет притчи Иисуса Христа и, опираясь на труды древних и современных историков, подробно описывает исторические события, которые происходили именно в то время.

На страницах учебника мы можем найти перевод не только церковно-славянских, но и греческих слов, объяснение смысла понятий. Это значительно облегчает понимание используемых церковно-славянских текстов, особенно тем, кто испытывает трудности в знании языка. А через объяснение смысла понятий лучше усваивается смысл Священного Писания

Перед нами раскрывается подробная картина жизни, обычаев, праздников и традиций еврейского народа, описывается духовная ситуация среди иудеев, живущих по закону Моисея. Например, по еврейским обычаям, отрок с 12 лет считался взрослым и должен был знать какое-либо ремесло, даже мог нести военную службу8. Или автор подробно описывает еврейский обычай, связанный с омовением ног приходящих в дом и умовением рук перед вкушением и после вкушения пищи9.

Рассказывается о природных и климатических условиях Палестины, дается географическое описание мест и святынь, связанных с земной жизнью Иисуса Христа. Эти дополнения делают Евангельский рассказ ещё более интересным и увлекательным. Автор, как бы приглашает нас в паломничество по Святой Земле, в те места, которые связаны с земной жизнью Иисуса Христа.

Например, мы узнаем, что Вифлеем – место рождения Иисуса Христа, находится в 10 километрах от Иерусалима, а пещера, в которой родился Христос – в 200 шагах от Вифлеема. Сейчас на этом месте устроен храм, а место Рождества Иисуса Христа обозначено серебряной звездой10.

Также со страниц Священной истории, мы узнаем о судьбах людей, которые были современниками Иисуса Христа или каким-либо образом упоминаются в Евангелии. Таким образом, автор выводит нас за пределы Евангельской истории, рассказывая о людях, которые были свидетелями земной жизни Иисуса Христа.

Например, мы узнаем, что благоразумный разбойник, которому Иисус Христос на кресте сказал: «Днесь со Мною будеши в раю», однажды со своими сподвижниками напал на святое семейство, путешествовавшее в Египет, и хотел ограбить их. И этот самый разбойник, удивился красоте Младенца Христа, не допустил своих товарищей сделать какое-либо зло путешественникам11.

Таким образом, Закон Божий в учебных планах гимназии в дореволюционный период занимал самое важное место и решал задачи, связанные не только с развитием познавательных способностей учащихся, но и воспитанием их в духе истинной веры, закреплением христианских начал в воспитанниках. Границы Закона Божьего не определялись только учебным временем конкретного урока, знания по этому предмету можно было получить и изучая другие предметы школьной программы. Через этот предмет звучал голос Церкви в гимназии. Поэтому и в современном образовании предметы по Основам православной культуры также должны занять достойное место.

Источники:

  1. Ф. 215, оп.1, д.922, л.2.

  2. Ф. 215, оп.1, д.1314.

  3. Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет её существования (с 1859 по 1909 год). – Вятка, 1910.

  4. Голубев П. Гимназические тени прошлого // Вятская речь, № 250, с. 3.

  5. Попов Николай, протоиерей. Священная история Ветхого Завета / Учебное пособие – Вятка: Буквица, 2009.

  6. Попов Николай, протоиерей. Священная история Нового Завета / Учебное пособие – Вятка: Буквица, 2010.

  7. Гомаюнов С., протоиерей. История школы и школа истории. Вятская Мариинская женская гимназия 1859-1917 гг. – Вятка: Буквица, 2009.


Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.


1


 Гомаюнов С., протоиерей. История школы и школа истории. Вятская Мариинская женская гимназия 1859-1917 гг. – Вятка (Киров): Буквица, 2009. – С. 68.


2


 ГАКО, ф.215, оп.1, д.922, л.2.


3


 Спасская Л. Законоучитель Николай Александрович Попов. // Краткий исторический очерк Вятской Мариинской женской гимназии за 50 лет её существования (с 1859 по 1909 год). – Вятка, 1910. – С. 173-174.


4


 Там же. – С. 174.


5


 Голубев П. Гимназические тени прошлого // Вятская речь, № 250, с. 3.


6


 Попов Николай, протоиерей. Священная история Нового Завета / Учебное пособие – Вятка: Буквица, 2010.- С. 19.


7


 Там же. – С. 14-16.


8


 Там же. – С. 26.


9


 Там же. – С 33.


10


 Там же. – С 19.


11


 Там же. – С 24.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Закон Божий в дореволюционном образовании iconЗакон об образовании. Закон об образовании 2013 федеральный закон...
Ниже представлен полный текст федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (от 29. 12. 2012 n 273-фз)
Закон Божий в дореволюционном образовании iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Божий в дореволюционном образовании iconРабочая программа разработана на основании следующих документов. Закон «Об образовании»
Закон «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01. 12. 2007 n 309-фз): ст. 7, 9, 14, 28,29,32,55
Закон Божий в дореволюционном образовании iconРабочая программа по биологии составлена на основе следующих документов:...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Божий в дореволюционном образовании iconРабочая программа по природоведению составлена на основе следующих...
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Божий в дореволюционном образовании iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Божий в дореволюционном образовании iconЗакон РФ «Об образовании»
Закон РФ «Об образовании» №3266-1 фз от 10. 07. 1992 г с последующими изменениями
Закон Божий в дореволюционном образовании iconЗакон об образовании Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании"
Суняева Руслана Леонидовна зам руководителя по воспитательной работе со студентами Саратовской государственной академии права; автор...
Закон Божий в дореволюционном образовании iconНовый Закон «Об образовании»
Новый Закон «Об образовании» запретит школьным учителям «натаскивать» своих учеников
Закон Божий в дореволюционном образовании iconЗакон Российской Федерации «Об образовании»
Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10. 07. 1992 №3266-1 (в редакции Федеральных законов от 13. 01. 1996г. №12-фз; от...
Закон Божий в дореволюционном образовании iconОбразовательная программа нормативно-управленческий документ, определяющий,...
Закон «Об образовании рф», а с другой – характеризующий специфику содержания образования и особенность увп и управления данного учебного...
Закон Божий в дореволюционном образовании iconШифр специальности: 03. 02. 11 Паразитология
Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004
Закон Божий в дореволюционном образовании iconЧтобы Закон Божий стал законом жизни
Руководитель отдела образования и религиозного просвещения Новосибирской епархии протоиерей Борис пивоваров
Закон Божий в дореволюционном образовании iconПояснительная записка данная программа составлена в соответствии...
Закон РФ от 29. 12. 2012 г. №273-фз «Об образовании в рф», вступающий в силу с 01. 09. 2013 г
Закон Божий в дореволюционном образовании iconПрограмма развития огбоу нпо пл №18 г. Вичуга на 2012-2016 годы Основания...
Закон Ивановской области от 27. 05. 2005г. №93-оз «Об образовании в Ивановской области» (в редакции 2009г.)
Закон Божий в дореволюционном образовании iconУчебно-методическое пособие Ставрополь
Протоиерей Серафим Слободской. «Закон Божий» Иллюстрированное издание в 2-х томах. Издательство «Ковчег», «Схолия», Москва, 2004


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск