Скачать 429.62 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Магнитогорский государственный университет»Кафедра дизайна СОГЛАСОВАНО: «14» октября 2013г.
(цикл – ОПД.Ф.02) 052400 дизайн
Магнитогорск, 2013 I. Организационно-методический раздел
Подготовка студентов по курсу «История дизайна науки и техники» в соответствии с требованиями «Государственного образовательного стандарта ВПО магнитогорского государственного универститета» знакомит студентов с событиями и явлениями, происходящими в области материальной культуры и искусства в целом, связанные с техническими и научными достижениями, событиями в искусстве и дизайне и поспособствовавшие повышению роста экономики страны и социального уровня жизни общества. Содержание дисциплины выстроено на анализе исторического развития архитектуры, предметного мира (ремесла, промышленных изделий, декоративно-прикладного искусства, мебели, домашней утвари, костюма и т.п.) и синтезе искусств. Целями данной дисциплины являются:
Учебно-воспитательными задачами данного курса являются: - рассмотрение этимологического значения понятийного аппарата; - осмысление значения курса и умение проведения хронологического анализа стилевых особенностей дизайна; - проведение ретроспективы развития объектов материальной культуры и техники. - выявление особенностей и тенденций способствующих совершенствованию и развитию искусства в различных странах и регионах мира.
Данный курс является обязательной частью общепрофессионального (ОПД.Ф. 02) комплекса предметов в подготовке специалистов (бакалавров) с высшим образованием в программе подготовки студентов факультета изобразительного искусства и дизайна по специальности 052400 – дизайн, направлению подготовки – дизайн среды. Дисциплина «История дизайна науки и техники» изучается на III, IV, V курсах (с V по IX семестр). Курс по данному направлению подкрепляется дисциплиной «Основы теории и методологии дизайн проектирования». Теоретический курс «История дизайна, науки и техники» предполагает получение студентами основ фундаментальных знаний, которые будут необходимы для решения проектных идей и задач. С теоретической точки зрения, знания о ретроспективном развитии дизайна, как явления в искусстве, науке и техники, формирует у студентов понимание степени важности знаний данного курса, так как модель дизайн-деятельности строится на профессиональном общении, работе и мастерстве, подкрепленном этими знаниями. С практической точки зрения, данная дисциплина, способствуют расширению сферы практической деятельности, возникновению собственных, научно - обоснованных теоретических и методологических принципов и подходов. Данная дисциплина изучается на третьем, четвертом и пятом курсах. Это время когда студент способен оперировать такими психологическими качествами как: сравнение, сопоставление, анализ, самоанализ, осознание, мотивация, реализация творческих идей и т.д. Зная методы и технологические принципы работы проектной деятельности легко выбрать пути реализации художественно-проектных замыслов.
Критерием успешного освоения программы курса является: По окончании курса обучения по специальности «История дизайна науки и техники» студенты должны знать:
По окончании курса студент должен уметь:
На практических занятиях студент должен научиться:
Для выявления уровня усвоения материала по дисциплине «История дизайна науки и техники» кроме лекционных и практических занятий предусмотрены доклады, рефераты, составление презентаций, творческая и научно-исследовательская работа. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 2.1. Разделы курса: Раздел I. Теоретические основы дизайна. Возникновение и становление дизайна. Ретроспектива развития предметного мира доиндустриального общества. Раздел II. Расцвет и первые шаги развития дизайна. Раздел III. Характерные особенности стилевых направлений дизайна I половины XX века. Раздел IV. Характерные особенности стилевых направлений дизайна II половины XX века. Раздел V. Современные направления в дизайне. 2.2. Темы и содержание занятий I Раздел. Теоретические основы дизайна. Возникновение и становление дизайна. Ретроспектива развития предметного мира доиндустриального общества. 1. О понимании истории дизайна науки и техники. Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Место дизайна в ряде искусств. Определение понятий «история», «дизайн», «наука», «техника», «стиль». Определение понятия «стиль». Стиль в искусстве. Закономерности возникновения и развития стиля и стилевых направлений в дизайне. Термин «стиль» (в дизайне) – рассматривается как художественно-пластическая однородность предметно-пространственной среды и ее элементов, выделяемая в процессе восприятия материальной и художественной культуры как единого целого. В дизайне стилевое решение (направление) часто носит концептуальный характер и выражает творческую платформу (например, «функционализм», «символизм», «хай-тек» и пр.). Закономерности дизайна. Основные направления дизайна: индустриальный дизайн, графический дизайн, арт-дизайн, фитодизайн, экологический и др. Основные требования современного дизайна. Этапы работы над дизайнированием промышленного объекта. Знакомство с современными понятиями дисциплины: стайлинг, патентное право, промышленный образец, промышленная собственность, товарный знак и т.д. 2. Периодизация промышленного дизайна. Концептуальные особенности этих периодов. Развитие промышленного дизайна рассматривается в несколько этапов: А) рождение дизайна и первые практические шаги промышленного дизайна: Всемирная выставка, Лондон, 1851 г.; германский Веркбунд 1907 г.; Б) первые школы дизайна: Баухауз (1919-1933 гг.) и ВХУТЕМАС (1929-1926гг.); В) становление российского и западноевропейского дизайна: коммерческий дизайн Америки, Англии- 1926-1940 гг.; Г) 1950-1960-е гг. Д) новая концепция американского дизайна 1970-1980-е гг. Е) смена рынка покупок «по необходимости» рынком «эмоциональных покупок» 1980-1990-е гг. 3. Первые орудия труда и механизмы. Основные достижения в области искусства, науки и техники древнего Египта. Первые орудия труда человека. Первые понятия об удобстве. Изобретение рукоятки, колеса, стрел и лука. Составные орудия труда. Первые предметы быта из керамики. Доместикация растений – первая технологическая революция в истории человечества в истории человечества. Освоение скотоводства. Появление профессионального ремесла, Появлении металлургии, железа. Военное развитие техники. Культура и искусство Древнего Египта. Уникальные памятники архитектуры (пирамиды, храмы), скульптуры (сфинксы, статуи), техники (военная, судостроение), интерьер (роспись, характер оборудования), предметы мебели, домашней утвари, одежды. Зарождение садоводства.
Античная культура Древней Греции. Искусство Древней Греции демонстрировало заимствованные египетские формы предметов, внося свои изменения и новшества. Особенности прогресса в античном мире. Технические достижения древних греков. Военная техника. Научные достижения эллинистического и римского периода. Открытия и изобретения. Архитектура (храмы, культовые и общественные постройки), скульптура, техника, интерьер и характер планировки, предметы мебели, одежды и аксессуаров.
Расцвет искусства и дизайна древнего Рима связано с развитием науки и техники. Особенности совершенствования сельского хозяйства, ремёсла, металлургии, строительства и способов производства предметов бытового назначения. Развитие транспортных средств, орудий труда, инструментов, механизмов (подъемный кран, водовод из керамических труб, водяные часы, акведуки, водяная помпа, автоматы для воды, фонтаны, приспособления для открывания дверей и т.д..). Технические достижения военной техники (гастрафет, катапульт, движущиеся осадные башни и орудия и др.). Технология прокладывания дорог. Судостроительство. Античные сады. Особенности римской одежды, в том числе военной и доспехов воина.
предметного мира в средние века. Византия и Восток в период раннего Средневековья. Византийское Возрождение. Арабское возрождение. Средневековый Китай. Европа в период Раннего Средневековья. Изобретение механических часов. Восстановление экономики Европы в XI – XIII веках. Распространение водяных и ветряных мельниц. Книгопечатание, изобретение бумаги. Изобретение очков, компаса. Развитие морского судоходства. Цеховые объединения ремесленников. Ремесленное производство в Средние века. Предпосылки создания машинной техники. Предметный мир и интерьер Средневековья. Сады западноевропейского средневековья. Особенности средневековой одежды дороманского, романского и готического периодов.
предметного мира в древнерусском искусстве. Достижения науки и техники: книгопечатание, глиноделия, плетения, скотоводства, холодной металлургии, совершенствование инструментов (появление пил, рубанков, фуганков). Изменение характера строительства жилых построек (изба, хоромы, церкви, дворцы и т.п.). Особенности интерьера, внутреннего убранства. Конструктивное построение мебели, домашней утвари и предметов обихода. Одежда древнерусского человека.
предметного мира в период нового времени (эпохи мануфактур). Начало Европейского Возрождения. Экономический с культурный расцвет Италии. Становление искусства, культуры, науки и техники Англии, Германии, Франции. Развитие военной техники. Великие географические открытия. Рождение современной науки. Научная революция XVII века. Распространение науки в Европе. Мануфактура. Дифференциация инструментов труда. Гидравлический двигатель. Теория машин. Наука и техника мануфактурной эпохи. Открытия и изобретения. Анализ объектов архитектурных строений и предметов мебели, новые тенденции в искусстве, науки и техники, таких направлений как: барокко, рококо, классицизм, ампир, бидермайер. Сады эпохи Возрождения. Сады барокко и классицизма. Мода периода нового времени.
XIX – XX веков. Поиски в области теории машин и промышленных изделий. Механизация текстильной промышленности. Создание паровой машины. Использование паровой машины на транспорте. Достижения в металлургии. Достижения в других отраслях промышленности. Изобретение конвейера. Технологическая революция в производстве. Социальные последствия промышленной революции. Научные открытия и технические достижения рубежа XIX – XX веков. Условия возникновения дизайна в индустриальном обществе. Дизайн как профессия. Научно-технический прогресс XIX века в области науки и техники. История развития средств передвижения и технических средств: - паровоза (изобретатели Джозеф Стефенсон, отец и сын Черепановы); - велосипеда (Изобретатели Карл Драйс, Филипп Фишер, Мишо,); - фотографии (принцип Леонардо да Винчи, Луи Жак Дагер и Ньепс, Тальбот); - кинематографа (Уильям Диксон, братья Луи и Огюст Люмпьер); - швейные машины ( Бартелеми Тимонье, Уолтер Хат, Исаак мерит Зингер и др.; - автомобиль (Карл Бенц, Готлиб Даймлер, Генри Форд, Е.А. Яковлев и п.а. Фрезе): радио и фонограф (Генрих Герц, А.С. Попов, Томас Эдисон, Эмиль Берлинер, в. Паульсен); - воздухоплавание и авиация (братья Жозеф Мишель и Жак Этьен Монгольфье, А.Ф. Можайский, братья Райты, К.Э.Циолковский). |
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 02 История дизайна, науки... Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства,... | Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Программа дисциплины "История дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Методическое пособие разработано в соответствии с программой курса,... России к учебной дисциплине для специальности «Дизайн» применительно к условиям вгуэс. В основу положен практический опыт преподавателя... | Рабочая программа «История дизайна» Разработчик преподаватель Федорова... Дополнительного образования «детская школа искусств» нижнекамского муниципального района республики татарстан | ||
Программа дисциплины "История графического дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | Программа дисциплины "История графического дизайна" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Рабочей программы дисциплины философские проблемы науки и техники... Цель теоретического курса «Философские проблемы науки и техники» изучить проблему возникновения науки и техники и основные стадии... | Программа дисциплины "История архитектуры и интерьера" Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн"... | ||
Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | Рабочая программа по дисциплине «философские проблемы науки и техники» «философские проблемы науки и техники» включен в программу подготовки в рамках вузовского компонента магистрантов по специальности... | ||
Программа дисциплины дпп. В. 04 Дизайн в интерьере Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам дизайна в интерьере об основных понятиях дизайна в... | Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) д 1 История и теория дизайна... Профиль «Дополнительное образование дизайн и компьютерная графика, дизайн интерьера» | Программа государственного экзамена по специальности 070601 «Дизайн» Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы, имеющие междисциплинарный характер, находящиеся на стыке таких дисциплин,... |