Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет истории
Программа дисциплины «Социальная история нового и новейшего времени»
для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Авторы программы:
Андрей Александрович Исэров, кандидат исторических наук, доцент
Павел Юрьевич Уваров, д-р исторических наук, профессор
Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки
«__»____________2013 г.
Зав. кафедрой П. Ю. Уваров Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г.
Председатель Е. Б. Смилянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.
Ученый секретарь О. С. Воскобойников
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента бакалавриата и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе бакалавриата и изучающих дисциплину «Социальная история нового и новейшего времени».
Программа разработана в соответствии
со стандартом НИУ ВШЭ;
с образовательной программой;
с рабочим учебным планом университета по направлению подготовки 030600.62«История», обучающихся по программе бакалавриата факультета истории НИУ ВШЭ.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Социальная история нового и новейшего времени» являются:
формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методе социальной истории, а также месте дисциплины в общей системе социально-гуманитарных наук;
Знакомство студентов с основными направлениями сравнительно-исторического изучения социальной культуры нового и новейшего времени;
Формирование у студентов представлений об основных процессах, характеризующих социальную историю XVII–XX вв.;
Совершенствовать умение научной дискуссии и публичной презентации результатов своих исследований.
Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Социальная история нового и новейшего времени» студент должен:
знать основы фактического материала по социальной истории нового и новейшего времени;
знать основную проблематику исследований в области социальной истории (изучение социальных структур и иерархий, история формализованных и неформальных социальных групп, анализ фреймов и культурных практик, история социальных институтов) на примере истории нового и новейшего времени;
освоить классическую и современную методологию социально-исторических исследований и умение применять их в самостоятельной научно-исследовательской работе;
иметь первичные навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов, методов истории идей и понятий при работе с источниками по социальной истории;
уметь использовать данные о социальных аспектах истории при решении самостоятельно поставленных задач в исторических исследованиях.
Студент бакалавриата в ходе изучения дисциплины «Социальная история нового и новейшего времени» осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области.
Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода)
| СК-Б3, СК –Б6
| демонстрирует способность ориентироваться в смысле изучаемого источника или разбираемого научного исследования, способен самостоятельно вести архивный поиск
| Способен вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества
Способен осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде
| СК-Б7, СК-Б11
| Демонстрирует способность проводить исторические сопоставления, выступать с представлением результатов своей работы в дискуссиях. Представляет результаты анализа историографии на европейских языках, участвует в дискуссиях на английском языке
| Способен критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность
| СК-Б10
| не допускает ошибок в интерпретации исторической информации, аргументировано проводит исторические сопоставления на материалах различных социумов.
| Способен к осознанному целеполаганию, профессиональному и личностному развитию
|
СЛК3
| На материале социальной истории культуры вырабатывается умение выявлять социальную составляющую интеллектуальных конструкций
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
«Социальная история нового и новейшего времени» относится к циклу
общеисторических дисциплин. Изучение данной дисциплины носит базовый характер. Она входит в состав основного учебного цикла по истории.
Для освоения данной учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
знание новой и новейшей истории на уровне программы средней общеобразовательной школы;
знание обществознания на уровне программы общеобразовательной школы;
понимание языка научной и учебной литературы по истории;
знание следующих курсов, читаемых на факультете истории по программе бакалавра: история Европы V–XVII вв., истории искусства и литературы, общая и историческая география, политическая история России, экономическая история России и Запада.
Результаты изучения настоящей дисциплины должны служить основой обобщения всего исторического материала, необходимого для сдачи государственных экзаменов.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями СК-Б3 (Способен выявлять научную сущность проблем в профессиональной области), СК-Б6 (Способен работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода), ПК2 (способность к письменной и устной коммуникации на государственном и иностранных языках); СЛК-Б9 (Способен ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и ценностей мировой и российской культуры, понимает значение гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации).
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин («История и социология гуманитарного знания», «История науки и техники»).
Тематический план учебной дисциплины «Социальная история нового и новейшего времени»
№
| Название раздела
| Кафедра, за которой закреплен раздел
| Всего часов
| Лекции, семинары, практикум
| Самостоятельная работа
| 1
| Введение. Предмет и методы социальной истории
| Кафедра социальной истории
| 16
| 2 л.+2 с.
| 12
| 2
| «Старый порядок» в Европе
| Кафедра социальной истории
| 26
| 6 л. + 4 с.
| 16
| 3.
| Французская революция. Дискуссии о ее социальной природе
| Кафедра политической истории
| 26
| 4 л.+ 6 с.
| 16
| 4
| Российское общество XVII–XVIII вв.
| Кафедра политической истории
| 26
| 4 л.+ 6 с.
| 16
| 5
| «Долгий девятнадцатый век» в Европе и Америке. Империализм и колониальные общества
| Кафедра социальной истории
| 28
| 4 л.+6 с.
| 16
| 6
| Социальные трансформации в Российской империи (1800–1914)
| Кафедра политической истории
| 30
| 6 л.+6 с.
| 18
| 7
| Мир в XX веке. Основные тенденции и итоги
| Кафедра
истории идей и методологии исторической науки
| 26
| 4 л.+6 с.
| 18
| 8.
| XX век в истории России. Социальная цена взлетов и падений
| Кафедра политической истории
| 30
| 6 л. + 6 с.
| 18
|
|
Итого:
|
|
216
|
44 л. + 42 с.
|
130
| 216 часов, из них: 44 часов лекций, 42 – семинаров и 130 – самостоятельная работа.
Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
| Модуль, неделя
| Параметры оценки
| Текущий
| Рецензия одной из монографий из списка литературы (по согласованию с преподавателем)
| 3 модуль: 3 неделя
| Рецензия представляет собой самостоятельный анализ монографии, изложение ее структуры, задач и основных выводов автора/авторов, критическое осмысление изложенных в монографии концепций. Объем рецензии: 15–20 тыс. знаков (30%)
| Текущий
| Посещаемость и активность на занятиях
| 1–3 модули
| Участие в обсуждении тем семинарских и лекционных занятий, подготовка кратких выступлений по тематике семинаров (30%)
| Итоговый
|
| 3 модуль
| Устный ответ по билетам и собеседование по прочитанной литературе (40%)
|
|