ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА «ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»Предметная область ПО.02. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ ПРОЕКТ примерной программы по учебному предмету УП.03. ИСТОРИЯ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВАМОСКВА 201 2Структура программы учебного предмета
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цель и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Требования к уровню подготовки обучающихся
Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по использованию методов организации и реализации образовательного процесса, направленных на обеспечение теоретической и практической подготовки;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Список основной литературы;
Список дополнительной литературы;
Список рекомендуемых для просмотра балетов и хореографических номеров
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «История хореографического искусства» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».
Учебный предмет "История хореографического искусства" направлен
на:
создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
приобретение детьми опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов
мира;
подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.
Обучение истории хореографического искусства включает в себя:
знания основ музыкальной грамоты;
знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов;
формирование слуховых представлений программного минимума произведений симфонического, балетного и других жанров музыкального искусства;
знания элементов музыкального языка;
знания в области строения классических музыкальных форм;
знания этапов становления и развития искусства балета;
знания отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
формирование навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
формирование навыков восприятия элементов музыкального языка, анализа музыкального произведения, а также необходимых навыков самостоятельной работы.
Освоение программы учебного предмета «История хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта творческой деятельности, ознакомление с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Срок реализации учебного предмета
Срок освоения программы учебного предмета составляет 2 года по 5- летней и 8-летней образовательной программе в области «Хореографическое творчество». Для поступающих в образовательное учреждение, реализующее основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, срок обучения может быть увеличен на 1 год (6-летняяя или 9-летняя образовательная программа).
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «История хореографического искусства»:
Таблица 1
Содержание
| 7-8 (4-5) классы
| 9 (6) класс
| Максимальная нагрузка (в часах), в том
| 132
| 82,5
| числе:
|
|
| Количество часов на аудиторные
| 66
| 49,5
| занятия
|
|
| Общее количество часов на аудиторные занятия
| 115,5
| Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
| 1
| 1,5
| Общее количество часов на
| 66
| 33
| внеаудиторные (самостоятельные)
|
|
|
занятия
Форма проведения учебных аудиторных занятий:
мелкогрупповые (4-10 учеников), рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут.
Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально- психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета Цель:
художественно-эстетическое развитие личности учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений, навыков в области истории хореографического искусства, а также выявление одаренных детей, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.
Задачи:
формирование знаний в области хореографического искусства, анализа его содержания в процессе развития зарубежного, русского и советского балетного театра;
осознание значения хореографического искусства в целом для мировой музыкальной и художественной культуры;
ознакомление учеников с хореографией как видом искусства;
изучение истоков происхождения танцевального искусства и его эволюции;
анализ хореографического искусства в различных культурных эпохах;
знания этапов развития зарубежного, русского и советского балетного искусства;
знания образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
овладение знаниями об исполнительской деятельности ведущих артистов балета;
знания средств создания образа в хореографии;
систематизация информации о постановочной и педагогической деятельности балетмейстеров на разных этапах развития хореографического искусства;
знания принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
умение анализировать произведение хореографического искусства с учетом времени его создания, стилистических особенностей, содержания, взаимодействия различных видов искусств, художественных средств создания хореографических образов;
умение работать с учебным материалом;
формирование навыков диалогического мышления;
овладение навыками написания докладов, рефератов.
Обоснование структуры программы учебного предмета «История хореографического искусства»
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
интегрированный (сочетание форм работы и подачи материала нескольких предметных областей);
диалогический;
инструктивно-практический (работа с материалом);
аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
информационно-обобщающий (доклады, рефераты).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «История хореографического искусства», оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.
Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.
II. Содержание учебного предмета
1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «История хореографического искусства», на максимальную, самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:
Таблица 2
| Распределение по годам обучения
| Класс
| 7 (4)
| 8 (5)
| 9 (6)
| Пр одолжительно сть учебных занятий (в неделях)
| 33
| 33
| 33
| Количество часов на
| 1
| 1
| 1,5
| аудиторные занятия (в неделю)
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
| на аудиторные занятия
| 66
| 49,5
| Количество часов на
| 1
| 1
| 1
| самостоятельную работу
|
|
|
| в неделю
|
|
|
| Общее количество часов
| 33
| 33
| 33
| на самостоятельную работу по годам
|
|
|
| Общее количество часов
|
|
|
| на внеаудиторную (самостоятельную работу)
| 66
| 33
| Максимальное
| 2
| 2
| 2,5
| количество часов
|
|
|
| занятий в неделю
|
|
|
| (аудиторные и самостоятельные)
|
|
|
| Общее максимальное
|
|
|
| количество часов на весь
|
|
|
| период обучения (аудиторные и самостоятельные)
| 132
| 82,5
| Объем времени на
| 4
| 4
| 2
| консультации (по годам)
|
|
|
| Общий объем времени
|
|
|
| на консультации
| 8
| 2
|
Аудиторная нагрузка по учебному предмету обязательной части образовательной программы в области хореографического искусства распределяется по годам обучения с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
2. Требования по годам обучения
Предмет является основополагающим в формировании мировоззрения учащихся в области хореографического искусства, определяет знания основных этапов развития хореографического искусства, становления и развития искусства балета, основные отличительные особенности хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений, балетную терминологию, знакомит с творчеством выдающихся мастеров балета прошлого и настоящего.
Учебный материал распределяется по годам обучения - классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи, объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
Содержание учебного предмета «История хореографического искусства раскрывает следующие темы:
формирование, преемственность и закономерности развития основных этапов зарубежной и отечественной хореографии;
творческая деятельность великих балетмейстеров, композиторов, танцовщиков;
произведения классической, народной, бытовой и современной хореографии.
7 (4) класс (1 час в неделю)
Хореография как вид искусства
Введение. Выразительный язык танца, его особенности.
Музыкально-хореографический образ.
Исполнительские средства выразительности.
Виды и жанры хореографии.
Народный танец:
Тесная связь народного танца с музыкой, песней, бытом, обычаями,
культурой народа.
Профессиональные ансамбли народного танца.
Балет, как вид театрального искусства:
Синтез искусств в балете. Создание балетного спектакля.
Народные истоки сценической хореографии.
Зарождение балетного театра. Оперы-балеты Ж.Б.Люлли, комедии- балеты Ж.Б.Мольера;
Реформатор балетного театра Ж.Ж.Новер;
Романтический балет и его представители: М.Салле, М.Камарго, Ф.Эльслер, Ж.Перро и др. Балеты «Сильфида», «Жизель», «Эсмеральда».
В седьмом классе в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки с выставлением отметки.
8 (5) класс (1 час в неделю)
Русский балет
Основные черты русского балета (краткий исторический обзор).
Романтизм в русском балете.
Симфонические балеты П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица».
А.К.Глазунов «Раймонда».
Балетмейстеры отечественной балетной школы: М.Петипа, И.Вальберх, К.Дидло, А.Горский, М.Фокин, Л.Иванов и др.
Советский балет
Основные черты советского балета. Краткий обзор.
Балеты С.С.Прокофьева «Ромео и Джульетта», «Золушка».
Советские балетмейстеры: Ф.В.Лопухов, Ю.Григорович, Л.Якобсон, К. Сергеев, И.Бельский, Р.Захаров, В.Чабукиани.
Выдающиеся исполнители: А.Павлова, Г.Уланова, М.Плисецкая, А.Мессерер, В.Васильев, К.М.Лиепа, М.Лавровский, Е.Максимова, Р.Стручкова и др.
Бальный танец
Проникновение в Россию зарубежного бального танца.
Танцевальная культура XVIII-XIX веков: музыка, костюм, прическа,
этикет.
Современный танец и его особенности.
В восьмом классе в конце первого полугодия проводится промежуточная аттестация в виде контрольного урока, по окончании обучения учащиеся сдают итоговый экзамен.
При 9-летнем или 6-летнем сроке обучения итоговая аттестация проводится в конце 9 (6) класса.
9 (6) класс (1,5 часа в неделю)
Современный этап в жизни отечественной хореографии
Балетный театр России конца XX столетия.
Классическое наследие на современной сцене.
Творческая деятельность современных балетмейстеров.
Выдающиеся современные исполнители.
Роль фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
Современные течения в зарубежном хореографическом искусстве
Западноевропейский балетный театр второй половины XX века.
Джордж Баланчин - хореограф ХХ века.
Развитие современного танца.
Мюзикл как форма синтеза искусств.
В девятом классе по окончании первого полугодия учащиеся сдают зачет, в конце года - итоговый экзамен.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
В выпускном 8 (5) классе или 9 (6) классе учащиеся сдают итоговую аттестацию, которая проводится в форме выпускного (устного) экзамена или защиты рефератов по предмету (по усмотрению образовательного учреждения).
По итогам выпускного экзамена выставляется оценка «отлично»,
«хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно» (критерии оценивания ответов учащихся см. в таблице №4) .
Предполагаемые результаты освоения программы По окончании 7 (4) класса:
знание балетной терминологии;
знание средств создания образа в хореографии;
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства исторических эпох.
По окончании 8 (5) класса:
знание образцов классического наследия балетного репертуара;
знание основных этапов развития хореографического искусства;
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание выдающихся представителей и творческое наследие хореографического искусства различных эпох (русского и советского балета);
знание основных этапов становления и развития русского балета.
По окончании 9 (6) класса:
знание основных отличительных особенностей хореографического искусства различных исторических эпох, стилей и направлений;
знание основных этапов становления и развития русского балета;
развитие балетного искусства России конца XX столетия;
знание имен выдающихся представителей балета и творческого наследия хореографического искусства конца XX столетия;
представление о месте и роли фестивалей и конкурсов в развитии хореографического искусства.
• знание основных отличительных особенностей западноевропейского балетного театра второй половины XX века.
IV. Формы и методы контроля, системы оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание Форму и график проведения промежуточной аттестации по предмету образовательное учреждение устанавливает самостоятельно (контрольные уроки, зачеты, проводимые в виде устных опросов, или написание рефератов).
График промежуточной и итоговой аттестации
Таблица 3
Класс
| Вид, форма и время проведения аттестации
| Промежуточная
| Полугодие
| Итоговая
| 7 (4)
| контрольный урок
| 13 (7)
| -
| 8 (5)
| контрольный урок
| 15 (9)
| экзамен (при 8 или 5-летнем сроке обучения)
| 9 (6)
| зачет
| 17 (11)
| экзамен (при 9 или 6-летнем сроке обучения)
| |