Скачать 217.61 Kb.
|
Программа вступительного экзамена в аспирантуру ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. 2. Содержание вступительного экзамена 2.1. Содержание разделов Раздел 1. История формирования науки о языке 1. Понятие научной парадигмы. Научные парадигмы в лингвистике. Лингвистические традиции (индийская, античная, китайская, арабская). Языкознание европейского средневековья и эпохи Возрождения. Спор реалистов и номиналистов. Грамматика Пор-Рояля и ее значение. Центральная проблема в языкознании 18 века. Формирование современной научной парадигмы в лингвистике. 2. Сравнительно-историческое языкознание. Предпосылки возникновения компаративистики. Роль открытия санскрита в формировании сравнительно-исторического языкознания. Сущность сравнительно-исторического метода. Работы Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Гримма и А.Х. Востокова.Теория агглютинации Ф.Боппа. Основные признаки родства языков. Законы передвижения согласных, сформулированные Я. Гриммом. Сущность генеалогической и типологической классификаций языков. Цели и основные методы классификаций. 3. Лингвистическая концепция В. фон Гумбольдта. Философский подход к языку. Антиномии в концепции В. Гумбольдта. Понимание специфики языка и законов его развития. Понятие духа языка. Учение о внутренней и внешней форме языка. Влияние творческого наследия Гумбольдта на дальнейшее развитие языкознания. 4. Натуралистическое направление в языкознании (А. Шлейхер). Предпосылки возникновения натуралистического направления в языкознании. Понимание языка как природного организма. Теория родословного дерева. Сущность законов, по которым развивается язык. Две основные стадии в развитии языка (доисторическая и историческая). 5. Логическое направление в языкознании (К. Беккер, Ф.И. Буслаев). Истоки логицизма. Его сущность и недостатки. Соотношение логики и грамматики. Синтаксическая система Ф.Буслаева. 6. Психологическое направление в языкознании. Концепции лингвистического психологизма в трудах Ф. Штейнталя, А.А. Потебни, В. Вундта. Этнический психологизм А.А. Потебни. Специфика русской психологической школы в языкознании. Учение А.А. Потебни о слове, внутренней форме слова, ближайшем и дальнейшем значении слова. Недостатки психологического направления. 7. Младограмматическое направление в языкознании (Лейпцигская школа). Манифест младограмматиков. Основные принципы младограмматизма. Критика идей сравнительно-исторического языкознания. Понимание языка как результата психической деятельности индивида. Понятие языкового узуса. Теория языкового закона. Роль аналогии в развитии языков. Классификация семантических изменений Г. Пауля. Синтаксическая концепция Г. Пауля. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторов развития языка. Сущность узуального и окказионального значений. Достоинства и недостатки младограмматизма. 8. Критика идей младограмматизма как переход к новому этапу в языкознании (школа «слов и вещей» Г. Шухардта, лингвистическая география, неолингвистика, эстетическая школа К. Фосслера). Идея лингвистической непрерывности Г. Шухардта. Основной метод лингвистической географии. Позитивизм и идеализм в языкознании. 9. Лингвистическая концепция И.А. Бодуэна де Куртенэ. Основной объект исследования. Сущность языка и звуковых законов. Разграничение статики и динамики в языке. Отличие истории от динамики. Соотношение внешней и внутренней истории языка. Язык как система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Расширение области типологических исследований. Психологическая теория фонемы и морфемы. Сущность теории чередований. И. А. Бодуэн де Куртенэ как предтеча структурализма в языкознании. 10. Роль Ф. де Соссюра в формировании нового понимания языка. Антиномии, лежащие в основе лингвистической концепции Ф. де Соссюра. Обоснование знакового характера языка. Понятие языкового знака. Признаки языкового знака. Обоснование системного характера языка. Основные отношения между членами языковой системы (синтагматические и ассоциативные). Разграничение значения и значимости. Соотношения речевой деятельности, речи и языка. Принципы структурализма в концепции Ф. Соссюра. 11. Глоссематика Л. Ельмслева. Теоретические истоки датского структурализма. Дедуктивный метод исследования языка. Стремление к непротиворечивому и исчерпывающему описанию языка. Типы отношений между единицами языка (взаимозависимость, детерминация, констелляция). Специфика понимания языкового знака. Противопоставление плана содержания и плана выражения, субстанции и формы. Форма как единственный объект лингвистики. Сущность коммутации и субституции. Понятие инварианта и варианта. 12. Пражская лингвистическая школа. Понимание языка как функциональной системы. Основные функции речевой деятельности. Признание системности диахронии. Разграничение статики и синхронии. Фонологическая и морфонологическая концепция Н.С. Трубецкого. Функции фонемы, типы фонологических оппозиций (одномерные, многомерные, привативные, градуальные, эквиполентные). Вклад Пражской лингвистической школы в изучение морфологии и синтаксиса (В.Скаличка, Р. Якобсон, В. Матезиус). Теория литературного языка (Б.Гавранек). Разработка учение о функциональных языках и функциональных стилях. Разграничение нормы народного языка и нормы литературного языка. Противопоставление поэтического языка (языка художественной литературы) литературному языку. 13. Американская дескриптивная лингвистика. Антропологическая лингвистика. Неприменимость традиционных методов к индейским языкам как предпосылка формирования дескриптивизма (Ф. Боас). Морфология и синтаксис в концепции Л. Блумфилда. Основные принципы дескриптивного подхода к языку. Структура выражения и структура содержания, их отношения. Языковые уровни. Идея изоморфизма уровней. Дальнейшее развитие дескриптивизма в работах З. Хэрриса. 14. Основные положения лингвистической концепции Э. Сепира. Дальнейшая разработка учения о функциях языка. Критерии многомерной типологической классификации языков. Язык и мышление. Идеи связи языка и культуры. Языковая картина мира. Гипотеза лингвистической относительности Б. Уорфа. 15. Лондонская лингвистическая школа. Некоторые черты английской языковедческой традиции и Лондонская лингвистическая школа. Лондонская лингвистическая школа как самостоятельное ответвление структурной лингвистики. Предмет и задачи лингвистического описания. Функциональная теория значения. Роль и место контекста ситуации и социального контекста в лингвистическом исследовании. Контекстуализация как основной метод изучения значения. Контекстуализация на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях. Разграничение системы и структуры. Уровни языка: число уровней, иерархия уровней, формы взаимосвязи между отдельными уровнями, порядок рассмотрения языковых явлений на разных уровнях, условия успешности уровневого анализа. Фонологическая концепция Лондонской школы: разграничение фонемы и просодии. Грамматическая концепция Лондонской школы. Проблема соотношения формального и содержательного анализа при выделении грамматических единиц. Раздел 2. Основные проблемы понимания сущности языка и законов его развития
Коммуникативные аспекты синтаксиса. Различие между предложением и высказыванием как отражение дихотомии – язык речи. Актуальное членение высказывания. Тема и рема. Отношение актуального членения к грамматическому. Средства выражения актуального членения в разных языках. Прагматические аспекты синтаксиса. Различие между предложением и высказыванием как отражение дихотомии – язык речи. Необходимость обращения к изучению целостного речевого акта. Понятие речевого акта. Языковое значение изолированного предложения как комбинация значений составляющих его языковых единиц. Смысл высказывания как вся та информация, которую вкладывает в нее говорящий и которую должен извлечь из него адресат. Прямой и косвенный способы передачи смысла. Основные компоненты смысла высказывания. Пропозициональный компонент, его внешнеситуационный и референциальный аспекты. Прагматический компонент, его иллокутивный и дейктический аспекты. Иллокутивная функция высказывания и способы ее репрезентации. Коммуникативный аспект (упаковка), его основные категории и способы их репрезентации. Логический аспект (членение смысла на ассерцию и презумпцию). 14. Дискурс как текст в конкретных условиях общения. Основные текстовые категории. Типы текстов и жанры речи. Раздел 3. Основные теоретические принципы, определяющие методы изучения языка и законов его развития
Дистрибутивный метод анализа. Его сущность. Основные стадии дистрибутивного анализа: сегментация высказывания на элементарные единицы (фоны и морфы), идентификация (объединение множества текстовых единиц в одну единицу языка – фонему или морфему), построение модели языка. Понятие дополнительной дистрибуции, свободного варьирования и контрастной дистрибуции. Идея изоморфизма уровней. Метод непосредственно составляющих (Блумфильд). Его сущность. Лингвистический статус конечных составляющих. Недостатки метода непосредственно составляющих. Трансформационный метод (З. Хэррис, Н. Хомский). Его сущность. Трансформы как результат преобразования ядерных предложений с помощью определенных трансформаций. Процедура порождения эмфатических, отрицательных, общевопросительных и частновопросительных предложений. Стадии пассивной трансформации. Преимущества трансформационного метода по сравнению с дистрибутивным методом и методом непосредственно составляющих. Является ли трансформационный анализ чисто формальным анализом?
2.2. Вопросы для вступительного экзамена по специальности 45.06.01"Языкознание и литературоведение"
3. Содержание и требования к вступительному реферату. 3.1. Требования к реферату. 3.2. Критерии оценки вступительного реферата. Реферат вступительного экзамена должен содержать два параграфа. В первом параграфе должна быть представлена актуальность выбранной темы исследования, ее значимость для развития теории языкознания, определены цели и задачи исследования, прослежена история вопроса в диахронии. Второй параграф должен содержать анализ заявленной проблемы в трудах отечественных и зарубежных лингвистов, намечены собственные подходы и дальнейшая перспектива исследования. Библиография должна включать не менее 20 источников, в том числе и на иностранном языке. Объем реферата 1 печатный лист. Реферат представляется за неделю до вступительного экзамена на кафедру. По результатам проверки вступительного реферата оформляется заключение. 3.3. Темы рефератов
3.4. Требования к научным публикациям. Публикации по теме выбранной научной специальности должны содержать актуальность и новизну, на экзамен необходимо предоставить копии публикаций с выходными данными печатного издания, в котором статья опубликована. 4. Процедура вступительного экзамена Вступительный экзамен по специальности проводится по билетам. В билете четыре вопроса, в том числе один вопрос по теме вступительного реферата по теме предполагаемого исследования.. Время подготовки к ответу – 1 час. 5. Критерии оценки результатов вступительного экзамена 1. Полнота и логичность освещения теоретического вопроса. 2. Хорошее владение терминологическим аппаратом. Умение правильно пользоваться терминологией, принятой в языкознании. 3. Знание основных источников, критики, а также современной научной литературы по теории языкознания в объеме требований программы. 4. Умение привести не менее трех примеров, иллюстрирующих суть положений по теоретическим вопросам. 5. Умение сформулировать и доказать сущность различных концепций, их достоинства и недостатки. 6. Ответы на дополнительные вопросы. По итогам экзамена выставляются следующие оценки: «неудовлетворительно» - не раскрыто содержание основных положений программы по теоретическим вопросам экзаменационного билета, не дано ответов на дополнительные вопросы. «удовлетворительно» - частично раскрыты основные положения программы по теоретическим вопросам экзаменационного билета; нарушена логика построения ответа, выводы и обобщения не обоснованы; отсутствует знание основных точек зрения на затрагиваемые в вопросах теоретические проблемы; ответы на дополнительные вопросы даны не полностью; «хорошо» - раскрыты основные положения программы по теоретическим вопросам экзаменационного билета; ответ построен логично, выводы и обобщения обоснованы; отсутствует знание основных точек зрения на затрагиваемые в вопросах теоретические проблемы; даны развернутые ответы на дополнительные вопросы. «отлично» - основные положения программы по теоретическим вопросам экзаменационного билета изложены полно; ответ построен логично, в нем присутствуют обоснованные выводы и обобщения; изложены основные точки зрения на рассматриваемые в вопросах теоретические проблемы; даны полные ответы на дополнительные вопросы. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение вступительного экзамена. 6.1. Литература а) Базовая литература
7. Смирницкий А.И. Синтаксис английского языка. М., 2007. 8. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность., 2008. 9. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Изд-во «Лабиринт, 2009. 10. Кондрашов Н. А. История лингвистических учений. Изд-во «Либроком», 2009. 11. Синхронное и диахронное в сравнительно-историческом языкознании. Изд-во «Добросвет КДУ», 2011. б) основная литература 1. Сеше А. Программа и методы теоретической лингвистики. Психология языка. М.: Едиториал УРСС, 2010. 2. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. — М., 2010. 3. Шпет Г. Г. Внутренняя форма слова: этюды и вариации на темы Гумбольдта. Изд-во «Либроком», 2009. 4. Дементьев В. В. Непрямая коммуникация. - М.: Гнозис, 2006. 5.Звегинцев В.А. Язык и лингвистическая теория. Изд-во ЛКИ, 2008. 6. Ильенко С.Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка. Учебное пособие для вузов. СПб.: Изд-во «\РГПУ им. А.И. Герцена, 2009. 7. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. СПб.: «Александрия», 2007. в) дополнительная литература 1. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: От психолингвистики к лингвосинергетике. Изд-во «Либроком», 2009. 2. Глисон Г. Введение в дискриптивную лингвистику. Изд-во ЛКИ, 2008.
12. Степанов Ю.С. Методы и принципы современной лингвистики. — М., 2010. 13.. Этьенн Бонно де Кондильяк О языке и методе. Изд-во «КомКнига», 2006. 14. Шаповалова О.Н. Управление коммуникативным поведением в общении. СГСЭУ, Саратов, 2012. 15. Матасова О.В. Примарные звукоподражательные местоимения немецкого языка: Семантико-диахронический аспект. СГСЭУ, Саратов, 2013. 16. Иванова Е.А. Кризис языка и язык кризиса в поэзии XX – начала XXI в., Саратов: ИЦ «Рата», 2013. Составитель: канд. филол. наук, доцент Тимофеева Н.П. |
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру ссэи фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Программа вступительного экзамена в аспирантуру ссэи фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» составлена в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Вступительный экзамен по специальности состоит из двух частей: подготовительной (написание реферата по специальности) и самого экзамена.... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | Программа вступительного экзамена в аспирантуру фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» Направление подготовки кадров высшей квалификации по программе подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре | ||
1. Предмет, цели и задачи психологии труда Программа вступительного экзамена в аспирантуру Саратовского социально-экономического института фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова»... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу впо «рэу им. Г. В. Плеханова» в соответствии с приказом... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу... | Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 3 Мировая экономика Утверждена... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины в. Од. 5 Предпринимательское... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... | Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного... Фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведенного из фгбоу впо ргтэу в результате реорганизации в форме присоединения к фгбоу... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика» Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 38. 06. 01 «Экономика», профиль... | Рабочая программа по дисциплине «Этика и этикет» составлена на основании... Утверждена на основе документации, переданной из фгбоу впо ргтэу для контингента студентов, переведённого из фгбоу впо ргтэу в результате... |