Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс





Скачать 191.23 Kb.
НазваниеРабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс
Дата публикации03.11.2014
Размер191.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа



МОУ Белышевская СОШ

Утверждена Принята на заседании

Приказом по МОУ Белышевская СОШ Педагогического совета

от ______________________________ _________________________


Рабочая программа

по краеведению

Краеведение. 7 класс


Составитель: Хвалютина А.В.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе Временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования и в соответствии с объемом времени, которое отводится на изучение краеведения по базисному учебному плану, а также Программы курса «Историческое краеведение», автор Гречухин Г.Б. // Сборник методических материалов по историческому краеведению в основной школе. 7-8 кл. – Н.Новгород: НГЦ, 2006. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. Учебник: Наш край. 6-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2011.

Знание истории родного края — современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного краеведческого образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно - ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современной образовательной программы по краеведению.

Программа по краеведению направлена на достижение следующих целей и задач:

— формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

— овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли Нижегородского края во всемирно-историческом процессе;

— воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству— многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

— развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Результаты обучения и усвоения содержания курса краеведения

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся. В процессе использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни проявляются личностные качества, свойства и мировоззренческие установки учащихся, которые не подлежат контролю на уроке (в том числе понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, использование знаний об историческом пути и традициях народов, населяющих Нижегородское Поволжье, в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности и др.).

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося, а личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Личностные результаты:

— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

— овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

— активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

Предметные результаты:

— овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны, истории родного края;

— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе краеведения;

— способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашей страны, Нижегородского края и человечества в целом;

—готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников Нижегородского края и России.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.

Региональный компонент.

35 часов в год; 1 час в неделю.

Для изучения предлагается 5 разделов:

  1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края.

  2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество.

  3. Наш край в составе Московского государства.

  4. Нижегородский край в 17 веке.

  5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2.

Краткое содержание курса:

Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологическое прошлое Нижегородского края. Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края. Основание Нижнего Новгорода. У истоков Нижегородского Поволжья

Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество. Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол. Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского.

Раздел 3. Наш край в составе Московского государства. Нижегородский край в 15 веке: пора утрат и начало Возрождения. 16 век под стягами Москвы. Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства. Нижегородский край в эпоху Ивана 4 Васильевича Грозного

Раздел 4. Нижегородский край в 17 веке. Смута и Нижегородский край. Великое дело К.Минина и Д.Пожарского. Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» 17 веке. Города и посады Нижегородского Поволжья. Н.Новгород в 17 веке. Промышленная Балахна. Арзамас в 17 веке. Макарьевская ярмарка. Раскол в Русской православной церкви. Нижегородский край в 17 веке. Повторение по теме.

Тема 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2. Рождение Нижегородской губернии. Петр 1 в Нижнем Новгороде. Питирим и нижегородское старообрядчество. Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Нижегородской губернии. Нижегородское наместничество в 1779-1796 гг. Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества. Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье. Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы. Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма». История Поветлужья. История родного села. Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

В результате изучения краеведения в 7 классе ученик должен овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией: — указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий в истории родного края;

— соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

— характеризовать место, обстоятельства, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

— группировать (классифицировать) факты по различным признакам и основаниям.

3. Работа с историческими источниками:

— читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться в ней, соотносить местонахождение и состояние исторического объекта в разные эпохи, века, периоды;

— осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.), отбирать её, группировать, обобщать;

— сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия, время и место создания.

4. Описание (реконструкция):

— последовательно строить рассказ (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

— характеризовать условия и образ жизни, занятия людей, их достижения в различные исторические эпохи;

— на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов, электронных изданий, интернет-ресурсов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

— различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

— соотносить единичные исторические факты и общие явления;

— различать причину и следствие исторических событий, явлений;

— выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

— раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

— сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

— излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

— приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

— определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории края и их давать их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

— применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

— использовать знания об истории и культуре своего края и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

— способствовать сохранению памятников истории и культуры.

Показатели освоения курса

Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.

  1. Педагогические технологии: Основная форма организации образовательного процесса классно-урочная.

Урок дает возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе краеведения для 7 класса являются следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, урок-экскурсия, обобщающие уроки. Выполнение программных требований предполагает выделение времени на интерактивные формы работы на уроках, как индивидуальных, так и групповых. Курс способствует экономическому развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, помогает развивать познавательные способности учащихся.

  1. Рабочая программа по курсу «Краеведение».

  2. Учебник: Наш край. 6-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2011.

  3. Атлас «Нижегородская область»

  4. Таблицы по истории края.

  5. Образовательные цифровые и Интернет-ресурсы по краеведению.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Текущий контроль успеваемости - систематическая проверка знаний учащихся, проводится на текущих занятиях в соответствии с рабочей учебной программой.

Текущий контроль знаний обучающихся в 7 классе осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические зачеты и тесты в рамках урока. Средства контроля: Тестовые материалы по разделам программы; Карточки с индивидуальными и проблемными дифференцированными заданиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агафонов С.Л. Горький – Балахна – Макарьев. – М., 1987.

  2. Агафонов С.Л. Нижегородский кремль. – Горький, 1976.

  3. Афоньшин С.В. Легенды и сказы лесной стороны. – Горький, 1981.

  4. Богородицкая Н.А. Нижегородская ярмарка. – Н.Новгород, 1991.

  5. Города нашей области. – Горький, 1974.

  6. Записки краеведов. – Горький: 1973, 1975, 1977, 1979, 1981, 1985, 1988, 1991.

  7. Званцев М.П. Заволжье. М., 1972.

  8. История города Горького. – Горький, 1971.

  9. Кирьянов И.А. Старинные крепости Нижегородского Поволжья. – Горький, 1961.

  10. Костылев В.И. Кузьма Минин. – Горький, 1986.

  11. Кочин Н. Кулибин. – Горький, 1985.

  12. Красильников А.В. Золотая хохлома. – Горький, 1979.

  13. Нижегородские предания и легенды. – Горький, 1971.

  14. Ниякий В.В. Нижегородцы и горьковчане. – Горький, 1975.

  15. Ниякий В.В. Нижегородская деревня. – Горький, 1981.

  16. Памятники истории и культуры города Горького. – Горький, 1977.

  17. Памятники истории и культуры Горьковской области. – Горький, 1981.

  18. Родной край. – Горький, 1983.

  19. Смирнов Д.Н. Очерки жизни и быта нижегородцев в 17-18 веках. – Горький, 1971.

  20. Трубе Л.Л. География Горьковской области. – Горький, 1982.

  21. Филатов Н.В. Города и посады Нижегородского Поволжья в 17 веке. – Горький, 1989.

  22. Филатов Н.В. Нижегородские мастера. – Горький, 1988.

  23. Чемоданов Л.А. История Горьковской области. – Горький, 1975.

Календарно-тематическое планирование по курсу «Краеведение». 35 часов. 7 класс

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Элементы содержания

Дата


Домашнее задание

Примечание

Планир

Фактич

1

Введение

1

Нижегородское Поволжье – с 12 века важная составная часть Древней Руси

5.09













Раздел 1. Наш край в древности. Первые сведения из истории края.



















2

Археологическое прошлое нижегородского края

1

Наш край в древности. Первые сведения из истории края. Археологическое прошлое Нижегородского края.

12.09




План




3

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края

1

Городец на Волге – древнейший русский город Нижегородского края.


19.09




Карточки с дифференцированными заданиями




4

Основание Нижнего Новгорода

1

Основание Нижнего Новгорода.

26.09




Карточки с дифференцированными заданиями




5

У истоков Нижегородского Поволжья

1

У истоков Нижегородского Поволжья. Самостоятельная работа

3.10




Тест







Раздел 2. Великое Нижегородско-Суздальское княжество



















6

Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол

1

Великое Нижегородско-Суздальское княжество. Соперничество Москвы и Твери за Владимирский великий стол.

10.10




Термины




7

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

1

Основные периоды истории Великого княжества Нижегородского

Тестирование по теме

17.10




Карточки с дифференцированными заданиями







Раздел 3. Наш край в составе Московского государства



















8

Нижегородский край в 15 веке: пора утрат и начало Возрождения

1

Наш край в составе Московского государства. Нижегородский край в 15 веке: пора утрат и начало Возрождения.

24.10




Карточки с дифференцированными заданиями




9

16 век под стягами Москвы

1

16 век под стягами Москвы.

31.10




Тест




10

Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства

1

Нижний Новгород в системе обороны Русского централизованного государства.

14.11




Карточки с дифференцированными заданиями




11

Нижегородский край в эпоху Ивана 4 Васильевича Грозного

1

Нижегородский край в эпоху Ивана 4 Васильевича Грозного

Самостоятельная работа по теме


21.11




Работа с документом







Раздел 4. Нижегородский край в 17 веке



















12

Смута и Нижегородский край

1

Смута и Нижегородский край Карточки с дифференцированными заданиями

28.11




Тест




13

Великое дело К.Минина и Д.Пожарского

1

Великое дело К.Минина и Д.Пожарского

5.12




Работа с документом




14

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» 17 веке

1

Социально-экономическое и культурное развитие Нижегородского Поволжья в «бунташном» 17 веке

12.12




Карточки с дифференцированными заданиями




15

Города и посады Нижегородского Поволжья. Н.Новгород в 17 веке

1

Города и посады Нижегородского Поволжья. Н.Новгород в 17 веке

19.12




Тест




16

Промышленная Балахна

1

Промышленная Балахна

26.12




Карточки с дифференцированными заданиями




17

Арзамас в 17 веке

1

Арзамас в 17 веке

16.01




Тест




18

Макарьевская ярмарка

1

Макарьевская ярмарка

23.01




Работа с документом




19

Раскол в Русской православной церкви

1

Раскол в Русской православной церкви

30.01




Карточки с дифференцированными заданиями




20

Нижегородский край в 17 веке. Повторение по теме

1

Нижегородский край в 17 веке. Повторение по теме

Письменный опрос

6.02




Тест







Раздел 5. Нижний Новгород и Нижегородская губерния в эпоху реформ Петра 1 и преобразований Екатерины 2



















21

Рождение Нижегородской губернии

1

Рождение Нижегородской губернии

Работа с документом

13.02




Работа с документом




22

Петр 1 в Нижнем Новгороде

1

Петр 1 в Нижнем Новгороде

20.02




Тест




23

Питирим и нижегородское старообрядчество

1

Питирим и нижегородское старообрядчество

27.02




Работа с документом




24

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Нижегородской губернии

1

Крестьянская война под предводительством Е.Пугачева в Нижегородской губернии

6.03




План ответа по теме




25

Нижегородское наместничество в 1779-1796 гг

1

Нижегородское наместничество в 1779-1796 гг

13.03




Работа с документом




26

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества

1

Социально-экономическое развитие Нижегородского наместничества

20.03




Тест




27

Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье

1

Города, промышленность, ремесла, торговля. Расширение сети городов в Нижегородском Поволжье

3.04




План ответа по теме




28

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы

1

Формирование Приокского горного округа – «Малого Урала». Промышленники Баташевы

10.04




Индивидуальное задание по теме




29

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма»

1

Нижегородская наука, образование и культура в эпоху «просвещенного абсолютизма»

17.04




Индивидуальное задание по теме




30

История Поветлужья

1

История Поветлужья

24.04




Индивидуальное задание по теме




31

История Поветлужья

1

История Поветлужья

8.05




Индивидуальное задание по теме




32

История родного села

1

История родного села

15.05




Индивидуальное задание по теме




33

История родного села

1

Экскурсия в школьный музей

22.05




Индивидуальное задание по теме




34

Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века

1

Экскурсия в районный краеведческий музей

29.05










35

Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века

1

Нижегородский край с древнейших времен до конца 18 века

Контроль знаний по курсу

29.05










Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по краеведению 7 класс Пояснительная записка
В основной школе «Краеведение» изучается с 5-го по 9-ой класс данной ступени обучения. Программа по краеведению направлена на реализацию...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа Горбатенко Ольги Петровны по историческому краеведению, 7 класс «Согласовано»
Рабочая программа по краеведению призвана изложить содержание нового учебного предмета – «Историческое краеведение» и полнее раскрыть...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconПояснительная записка к курсу «краеведение»
Предлагаемая рабочая программа по «Краеведению» адресована 6-9 классам основной школы. В 6-7 классах, согласно рекомендациям регионального...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа модуля «Географическое краеведение»
Умк «Сферы», реализует региональный компонент географического образования школьного курса «Краеведение» и рассчитан на учащихся 6-х...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая учебная программа по историческому краеведению для 7 А, б...
Рабочая программа учебного курса историческое краеведение для 7 класса составлена на основе авторской программы Г. Б. Гречухина «Историческое...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconКалендарно-тематическое планирование По краеведению (биологическое) 7 класс
Краеведение наука о местности, в которой мы живем. Предмет биологического краеведения
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по «историческому краеведению»
«Историческое краеведение». Составители: И. Ю аверьянова, В. Г. Барвенко, В. Ю. Барышников, О. А. Прохорова. – Иваново: ипк и ппк,...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской...
Рабочая программа курса «Краеведение» разработана на основе авторской программы Н. С. Махиной и др. «Краеведение. 1 – 4 класс» (Воронеж,...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по историческому краеведению для 7 класса разработана...
Программа предназначена для изучения школьного курса исторического краеведения с древнейших времен до начала XX века включительно....
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по историческому краеведению 5 класс
Курганской области», а также краеведческого блока регионального компонента рбуп для образовательных учреждений Курганской области,...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconПрограмма по краеведению Челябинского Южного Урала раскрывает содержание...
«Краеведение» (по 35 часов в каждом классе, по 1 ч в неделю) 6 8 класс 2013 – 2014 учебный год
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по литературному краеведению и искусству родного края 8 класс
Предлагаемая программа составлена в соответствии с законом «Об образовании», отражает обязательный минимум содержания образования...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно...
Рабочая программа по краеведению составлена на основе сборника программно — методических материалов по краеведению
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по историческому краеведению составлена на основе...
Шариповой Е. П. «Историческое краеведение», 2008 год. Курс истории Оренбургского края рассчитан на учащихся VΙ ΙΧ классов, длительность...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по историческому краеведению (наименование учебного...
Рабочая программа разработана на основе использования учебника Балдин К. Е., Барвенко В. Г., Иванов Г. В. Ивановский край в истории...
Рабочая программа по краеведению Краеведение. 7 класс iconРабочая программа по дисциплине «Художественное краеведение»
«Художественное краеведение» для студентов 2 курса (озо, одо) специальности 030800 «Изобразительное искусство»)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск