НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
УТВЕРЖДАЮ
Председатель научно-методического совета
проректор по научной работе
доктор исторических наук,
профессор М.В.Ежов
« » сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Мировая история
Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Санкт-Петербург
2013
ББК 63.3(0)
М63
Мировая история [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.-сост. И.А. Кольцов, В. В. Фортунатов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 33 с. //ИВЭСЭП: сайт. Режим доступа: http: //ивэсэп.спб.рф/ Утверждена на заседании кафедры отечественной истории,
протокол № 1 от 10.09.2013 г. Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,
протокол № 1 от 10.09.2013 г.
Авторы-составители: И. А. Кольцов,
доктор исторических наук, профессор;
В.В.Фортунатов
доктор исторических наук, профессор
Рецензенты:
М.В. Ежов,
доктор исторических наук, профессор;
Е.А.Платова,
доктор исторических наук, профессор
Ó И.А. Кольцов,2013
Ó СПбИВЭСЭП,2013
Цели и задачи дисциплины
Целью преподавания учебной дисциплины «Мировая история» является формирование у студентов развитого исторического сознания, навыков и умений использования инструментария исторической науки в профессиональной деятельности и общественной жизни как базы общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых государственным образовательным стандартом по направлениям и специальностям высшего профессионального образования.
Предметом изучения учебной дисциплины «Мировая история» является исторический опыт человечества во всем его богатстве и разнообразии.
Задачи обучения по дисциплине:
формирование научных взглядов на процесс развития исторических знаний и дискуссий по актуальным проблемам методологии и содержания исторической науки;
расширение знаний о богатстве содержания мировой истории, противоречивом духовном и практическом опыте деятельности государственных, политических, общественных, религиозных организаций и движений, персоналий мирового исторического процесса, оставивших заметный след в истории;
утверждение цельного, логически стройного представления о связи отечественного исторического процесса с основными тенденциями и процессами мировой истории, историей соседних государств и народов;
обеспечение преемственности поколений российского общества, формирование у студентов лучших качеств гражданина и патриота России и российской интеллигенции;
формирование профессионально важных качеств специалиста, позволяющих успешно адаптироваться в социальную среду корпоративных отношений в процессе трудовой и общественной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина «Мировая история» относится к циклу Б.1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл. «Входные» знания, умения и компетенции студентов, необходимые для изучения дисциплины «Мировая история», определяются изучением в школьном курсе истории России и всемирной истории.
Дисциплина «Мировая история» играет фундаментальную роль в образовательном процессе. Она является предшествующей для изучения таких дисциплин как философия, политология, социология, культурология. Изучение дисциплины «Мировая история» содействует совершенствованию системы обеспечения качества подготовки бакалавра. 3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.
При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Мировая история».
В общем виде студенты должны приобрести пять предметных компетенций:
Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;
Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);
Умение «привязать» событие из мировой истории к конкретному событию из отечественной истории, умение проводить хронологические параллели.
Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);
Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
Код и наименование компетенции в соответствии с ФГОС
ОК-1: способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;
ОК-5: способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни;
ОК-6: способность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии;
ОК-8: способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений.
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
Основные направления, проблемы, теории и методы мировой истории;
Движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
Основные этапы и ключевые события мировой истории с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и мировой истории;
Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.
Мировой исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире (ОК-1);
Содержание социально-значимых процессов и явлений, происходивших в истории России и других стран (политогенез, этногенез, промышленный переворот, индустриализация, научно-техническая революция и т.д.) (ОК-5);
Достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе мирового исторического развития, основные вехи освоения человечеством принципов гуманизма и демократии; примеры защиты общечеловеческих ценностей, проявления гражданской позиции людьми в различные исторические эпохи (ОК-6);
особенности социальной жизни в различные исторические эпохи в разных странах, историю становления социального государства в Европе и других регионах, а также особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни (ОК-8).
Уметь:
Логически мыслить, вести научные дискуссии;
Работать с разноплановыми источниками;
Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры России и других стран, опираясь на исторические знания (ОК-1);
Анализировать социально значимые процессы и явления с использованием всей совокупности источников информации (ОК-5);
Использовать исторические знания для анализа современного общества для принятия осознанных решений, демонстрирующих гражданскую позицию (участие в волонтёрском движении, в выборах в органы государственной власти и т.д.) (ОК-6);
Взаимодействовать с гражданами Российской Федерации, а также с иностранными гражданами на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, демонстрировать уважение, толерантность к другой культуре (ОК-8)
Владеть:
Представлениями о событиях российской и мировой истории, основанными на принципе историзма;
Навыками анализа исторических источников;
Приемами ведения дискуссии и полемики.
Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-1);
Методами анализа различных источников исторической информации (ОК-5);
Представлениями о способах и процедурах участия в общественной жизни, отстаивания своей гражданской позиции (ОК-6);
Основами формирования социальных отношений в обществе (ОК-8).
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Для факультета Международных отношений. Направление подготовки - «Зарубежное регионоведение» - 032000 (очное отделение) Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
|
2
семестр
| Аудиторные занятия (всего)
| 54
| 54
| В том числе:
| -
| -
| Лекции
| 18
| 18
| Практические занятия (ПЗ)
| -
| -
| Семинары (С)
| 36
| 36
| Лабораторные работы (ЛР)
| -
| -
| Самостоятельная работа (всего)
| 72
| 72
| В том числе:
| -
| -
| Курсовой проект (работа)
| -
| -
| Расчетно-графические работы
| -
| -
| Реферат
| 28
| 28
| Другие виды самостоятельной работы
| 26
| 26
|
| -
| -
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| Экзамен
| Экзамен
| Общая трудоемкость зачетные единицы
| 126
| 126
| 3,5
| 3,5
| Общая трудоемкость и трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины «Мировая история» составляет 3,5 зачетных единицы или 126 часов. 5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела
| 1.
| Мировая история как наука.
| Объект, предмет, источники, методика и методология.
| 2.
| Первобытная эпоха человечества.
| Проблема периодизации древнейшей истории. Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Разложение первобытнообщинного строя.
| 3.
| История государств Древнего Востока.
| Возникновение древних цивилизаций. Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни древнейших государств (Ассирия, Египет, Индия, Китай, Персия, Шумер и др.). Восточный цивилизационный тип.
| 4.
| История античных государств.
| Античная Греция (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Периодизация, особенности жизни в городах-полисах. Александр Македонский. Античная культура.
Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Особенности римского общества в царский, республиканский и императорский периоды. Гай Юлий Цезарь. Античный цивилизационный тип.
| 5.
| Становление и развитие европейской средневековой цивилизации.
| Раннее средневековье (V-X вв.). Классическое средневековье (XI-XV вв.). Позднее средневековье (XVI – начало XVII вв.). Феодальные отношения в европейских государствах. Эволюция политического строя. Роль церкви в средневековую эпоху. Основные тенденции в развитии культуры.
| 6.
| Государства Востока в средние века.
| Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни стран Востока в средние века. Чингисхан и возникновение Монгольской империи. Индия (VII-XVIII вв.), государство Великих Моголов. Китай ( III-XVIII вв.), династии, циклы китайской истории. Япония (III-XIX вв.), особенности островной цивилизации, сёгунат. Арабский халифат (V-XI вв. н.э.), ислам и возникновение теократического государства.
| 7.
| Европа: переход к новому времени.
| Великие географические открытия и их последствия. Нидерландская революция. Английская буржуазная революция. Оливер Кромвель. Франция при Людовике XIV. Реформация в Европе. Тридцатилетняя война, Вестфальская система. Положение в Германии. Польша. Швеция.
| 8.
| Европа и мир в XVIII в.
| Промышленный переворот и особенности модернизации в западных странах. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе. Формирование мировой колониальной системы и судьбы Азии, Африки, Южной Америки. Эпоха Просвещения. Великая Французская революция. Американская революция: война за независимость в английских колониях Северной Америки.
| 9.
| Европа и мир в XIX – начале XX в.
| Наполеон, наполеоновские войны и становление буржуазных отношений в Европе. Реформы и революции в Европе. Буржуазные революции в Латинской Америке. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Революция Мейдзи в Японии. Вторая промышленная революция и формирование индустриальной цивилизации. Завершение колониального раздела мира. Международные отношения в Европе.
| 10.
| Особенности развития Руси, Московского государства, России в эпоху феодализма (862-1860 гг.)
| Древняя Русь между Западом и Востоком (862-1480). Принятие христианства. Влияние ордынского ига. Москва – третий Рим. Особенности Московского государства как сословно-представительной монархии (1480-1700). Россия императорская, петербургская, многонациональная, феодально-крепостническая (1721-1860 гг.)
| 11.
| Мировые войны XX века: причины и последствия.
| Первая мировая война 1914-1918 гг. Великая российская революция 1917 г. и её международное значение. Феномен государственно-монополистической экономики. Великий экономический кризис 1929-1933 гг. Альтернативы мирового развития в 20-30-х гг. XX в.: строительство социализма в СССР, становление «скандинавского социализма», «новый порядок» А. Гитлера и «тотальное государство» Б. Муссолини, «новый курс» Ф.Д. Рузвельта, народные фронты во Франции, Испании, Чили, подъем освободительного движения на Востоке. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
| 12.
| Становление постиндустриальной цивилизации в эпоху научно-технической революции (вторая половина XX в.).
| Современная НТР: основные направления, проблемы, достижения. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии. Проблема неоколониализма. СССР: возникновение, кризис и распад второй сверждержавы. «Холодная война». Мировая система социализма: образование, этапы развития, распад. Модели социально-экономического и политического развития: США, становление Европейского Союза, «шведский социализм», страны «нефтяного благоденствия», «азиатские тигры», социализм с китайской спецификой, «немецкое чудо», «японское чудо».
| 13.
| Основные тенденции мирового развития на современном этапе.
| Интернационализация экономики. Глобальные проблемы современности. Ведущие мировые державы: США, Китай, Япония, Германия. Проблемы современного этапа европейской интеграции. Трудности перехода к рыночной экономике и созданию демократического общества в посткоммунистической России в конце XX – начале XXI вв. Мировой экономический кризис 2008-2011 годов. Наука, культура, духовная жизнь мирового сообщества.
|
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 12
| 13
| 1.
| Политическая география мира
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 2.
| Культурология
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 3.
| Международные региональные конфликты
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| 4.
| История европейской цивилизации
| -
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
| +
|
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Лекц.
| Практ.
зан.
| Лаб.
зан.
| Семин.
| СРС
| Все-го
| 1.
| Мировая история как наука.
| 1
|
|
| 2
| 2
| 5
| 2.
| Первобытная эпоха человечества.
| 1
|
|
| 2
| 4
| 7
| 3.
| История государств Древнего Востока.
| 1
|
|
| 2
| 4
| 7
| 4.
| История античных государств.
| 1
|
|
| 2
| 4
| 7
| 5.
| Становление и развитие европейской средневековой цивилизации.
| 1
|
|
| 2
| 4
| 7
| 6.
| Государства Востока в средние века.
| 1
|
|
| 2
| 4
| 7
| 7.
| Европа: переход к новому времени.
| 1
|
|
| 2
| 6
| 9
| 8.
| Европа и мир в XVIII в.
| 1
|
|
| 2
| 6
| 9
| 9.
| Европа и мир в XIX – начале XX в.
| 2
|
|
| 4
| 6
| 12
| 10.
| Особенности развития Руси, Московского государства, России в эпоху феодализма (862-1860 гг.)
| 2
|
|
| 4
| 6
| 12
| 11.
| Мировые войны XX века: причины и последствия.
| 2
|
|
| 4
| 6
| 12
| 12.
| Становление постиндустриальной цивилизации в эпоху научно-технической революции (вторая половина XX в.).
| 2
|
|
| 4
| 6
| 12
| 13.
| Основные тенденции мирового развития на современном этапе.
| 2
|
|
| 4
| 14
| 20
|
| Итого
| 18
|
|
| 36
| 72
| 126
|
6. Семинарские занятия
№ п/п
| № раздела дисциплины
| Наименование семинарских занятий
| Трудо-емкость
| 1.
| 1.
| Объект, предмет, источники, методика и методология.
| 2
| 2.
| 2.
| Проблема периодизации древнейшей истории.
| 2
| 3.
| 3.
| Возникновение древних цивилизаций.
| 2
| 4.
| 4.
| Античная Греция (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.).
| 2
| 5.
| 5.
| Феодальные отношения в европейских государствах. Эволюция политического строя.
| 2
| 6.
| 6.
| Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни стран Востока в средние века.
| 2
| 7.
| 7.
| Европа: переход к новому времени.
| 2
| 8.
| 8.
| Промышленный переворот и особенности модернизации в западных странах в XVIII столетии.
| 2
| 9.
| 9.
| Европа и мир в XIX – начале XX в.
| 4
| 10.
| 10.
| Особенности развития Руси. Россия в эпоху феодализма (862-1860 гг.)
| 4
| 11.
| 11.
| Мировые войны XX века.
| 4
| 12.
| 12.
| Мир во второй половине XX столетия.
| 4
| 13.
| 13.
| Основные тенденции мирового развития в конце XX – первом десятилетии XXI века.
| 4
|
7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.
8. Примерная тематика рефератов
|