Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение





Скачать 405.23 Kb.
НазваниеРабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение
страница1/3
Дата публикации05.11.2014
Размер405.23 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3
НОУ ВПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ

Председатель научно-методического совета

проректор по научной работе

доктор исторических наук,

профессор
М.В.Ежов

« » сентября 2013 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Мировая история

Направление подготовки
032000 – Зарубежное регионоведение
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр


Санкт-Петербург

2013

ББК 63.3(0)

М63

Мировая история [Электронный ресурс]: рабочая программа / авт.-сост. И.А. Кольцов, В. В. Фортунатов. – СПб.: ИВЭСЭП, 2013. – 33 с. //ИВЭСЭП: сайт. Режим доступа: http: //ивэсэп.спб.рф/
Утверждена на заседании кафедры отечественной истории,

протокол № 1 от 10.09.2013 г.
Утверждена и рекомендована к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 1 от 10.09.2013 г.

Авторы-составители:


И. А. Кольцов,

доктор исторических наук, профессор;

В.В.Фортунатов

доктор исторических наук, профессор


Рецензенты:

М.В. Ежов,

доктор исторических наук, профессор;

Е.А.Платова,

доктор исторических наук, профессор

Ó И.А. Кольцов,2013

Ó СПбИВЭСЭП,2013

  1. Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания учебной дисциплины «Мировая история» является формирование у студентов развитого исторического сознания, навыков и умений использования инструментария исторической науки в профессиональной деятельности и общественной жизни как базы общекультурных и профессиональных компетенций, определяемых государственным образовательным стандартом по направлениям и специальностям высшего профессионального образования.

Предметом изучения учебной дисциплины «Мировая история» является исторический опыт человечества во всем его богатстве и разнообразии.

Задачи обучения по дисциплине:

  • формирование научных взглядов на процесс развития исторических знаний и дискуссий по актуальным проблемам методологии и содержания исторической науки;

  • расширение знаний о богатстве содержания мировой истории, противоречивом духовном и практическом опыте деятельности государственных, политических, общественных, религиозных организаций и движений, персоналий мирового исторического процесса, оставивших заметный след в истории;

  • утверждение цельного, логически стройного представления о связи отечественного исторического процесса с основными тенденциями и процессами мировой истории, историей соседних государств и народов;

  • обеспечение преемственности поколений российского общества, формирование у студентов лучших качеств гражданина и патриота России и российской интеллигенции;

  • формирование профессионально важных качеств специалиста, позволяющих успешно адаптироваться в социальную среду корпоративных отношений в процессе трудовой и общественной деятельности.


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Мировая история» относится к циклу Б.1 - Гуманитарный, социальный и экономический цикл. «Входные» знания, умения и компетенции студентов, необходимые для изучения дисциплины «Мировая история», определяются изучением в школьном курсе истории России и всемирной истории.

Дисциплина «Мировая история» играет фундаментальную роль в образовательном процессе. Она является предшествующей для изучения таких дисциплин как философия, политология, социология, культурология. Изучение дисциплины «Мировая история» содействует совершенствованию системы обеспечения качества подготовки бакалавра.
3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    1. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции.

При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Мировая история».

В общем виде студенты должны приобрести пять предметных компетенций:

  • Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.;

  • Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники);

  • Умение «привязать» событие из мировой истории к конкретному событию из отечественной истории, умение проводить хронологические параллели.

  • Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

  • Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

Код и наименование компетенции в соответствии с ФГОС

ОК-1: способность владеть культурой мышления, целостной системой научных знаний об окружающем мире, ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры;

ОК-5: способность к анализу социально значимых процессов и явлений, к ответственному участию в общественно-политической жизни;

ОК-6: способность демонстрировать гражданскую позицию, интегрированность в современное общество, нацеленность на его совершенствование на принципах гуманизма и демократии;

ОК-8: способность к социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов; демонстрировать уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений.

3.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • Основные направления, проблемы, теории и методы мировой истории;

  • Движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  • Основные этапы и ключевые события мировой истории с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и мировой истории;

  • Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

  • Мировой исторический процесс, этапы исторического развития России, место и роль России в истории человечества и в современном мире (ОК-1);

  • Содержание социально-значимых процессов и явлений, происходивших в истории России и других стран (политогенез, этногенез, промышленный переворот, индустриализация, научно-техническая революция и т.д.) (ОК-5);

  • Достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе мирового исторического развития, основные вехи освоения человечеством принципов гуманизма и демократии; примеры защиты общечеловеческих ценностей, проявления гражданской позиции людьми в различные исторические эпохи (ОК-6);

  • особенности социальной жизни в различные исторические эпохи в разных странах, историю становления социального государства в Европе и других регионах, а также особенности социальной политики российского государства, действие социальных стандартов, направленных на качество жизни (ОК-8).


Уметь:

  • Логически мыслить, вести научные дискуссии;

  • Работать с разноплановыми источниками;

  • Осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

  • Получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

  • Преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

  • Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

  • Извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

  • Ориентироваться в ценностях бытия, жизни, культуры России и других стран, опираясь на исторические знания (ОК-1);

  • Анализировать социально значимые процессы и явления с использованием всей совокупности источников информации (ОК-5);

  • Использовать исторические знания для анализа современного общества для принятия осознанных решений, демонстрирующих гражданскую позицию (участие в волонтёрском движении, в выборах в органы государственной власти и т.д.) (ОК-6);

  • Взаимодействовать с гражданами Российской Федерации, а также с иностранными гражданами на основе принятых моральных и правовых норм, социальных стандартов, демонстрировать уважение, толерантность к другой культуре (ОК-8)


Владеть:

  • Представлениями о событиях российской и мировой истории, основанными на принципе историзма;

  • Навыками анализа исторических источников;

  • Приемами ведения дискуссии и полемики.

  • Навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения (ОК-1);

  • Методами анализа различных источников исторической информации (ОК-5);

  • Представлениями о способах и процедурах участия в общественной жизни, отстаивания своей гражданской позиции (ОК-6);

  • Основами формирования социальных отношений в обществе (ОК-8).


4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Для факультета Международных отношений. Направление подготовки - «Зарубежное регионоведение» - 032000 (очное отделение)

Вид учебной работы


Всего часов / зачетных единиц


2

семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

54

В том числе:

-

-

Лекции

18

18

Практические занятия (ПЗ)

-

-

Семинары (С)

36

36

Лабораторные работы (ЛР)

-

-

Самостоятельная работа (всего)

72

72

В том числе:

-

-

Курсовой проект (работа)

-

-

Расчетно-графические работы

-

-

Реферат

28

28

Другие виды самостоятельной работы

26

26




-

-

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен

Общая трудоемкость
зачетные единицы

126

126

3,5

3,5

Общая трудоемкость и трудоемкость базового обязательного модуля дисциплины «Мировая история» составляет 3,5 зачетных единицы или 126 часов.
5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Мировая история как наука.

Объект, предмет, источники, методика и методология.

2.

Первобытная эпоха человечества.

Проблема периодизации древнейшей истории. Неолитическая революция – переход от присваивающего хозяйства к производящему. Разложение первобытнообщинного строя.

3.

История государств Древнего Востока.

Возникновение древних цивилизаций. Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни древнейших государств (Ассирия, Египет, Индия, Китай, Персия, Шумер и др.). Восточный цивилизационный тип.

4.

История античных государств.

Античная Греция (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Периодизация, особенности жизни в городах-полисах. Александр Македонский. Античная культура.

Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.). Особенности римского общества в царский, республиканский и императорский периоды. Гай Юлий Цезарь. Античный цивилизационный тип.

5.

Становление и развитие европейской средневековой цивилизации.

Раннее средневековье (V-X вв.). Классическое средневековье (XI-XV вв.). Позднее средневековье (XVI – начало XVII вв.). Феодальные отношения в европейских государствах. Эволюция политического строя. Роль церкви в средневековую эпоху. Основные тенденции в развитии культуры.

6.

Государства Востока в средние века.

Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни стран Востока в средние века. Чингисхан и возникновение Монгольской империи. Индия (VII-XVIII вв.), государство Великих Моголов. Китай ( III-XVIII вв.), династии, циклы китайской истории. Япония (III-XIX вв.), особенности островной цивилизации, сёгунат. Арабский халифат (V-XI вв. н.э.), ислам и возникновение теократического государства.

7.

Европа: переход к новому времени.

Великие географические открытия и их последствия. Нидерландская революция. Английская буржуазная революция. Оливер Кромвель. Франция при Людовике XIV. Реформация в Европе. Тридцатилетняя война, Вестфальская система. Положение в Германии. Польша. Швеция.

8.

Европа и мир в XVIII в.

Промышленный переворот и особенности модернизации в западных странах. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе. Формирование мировой колониальной системы и судьбы Азии, Африки, Южной Америки. Эпоха Просвещения. Великая Французская революция. Американская революция: война за независимость в английских колониях Северной Америки.

9.

Европа и мир в XIX – начале XX в.

Наполеон, наполеоновские войны и становление буржуазных отношений в Европе. Реформы и революции в Европе. Буржуазные революции в Латинской Америке. Гражданская война в США 1861-1865 гг. Революция Мейдзи в Японии. Вторая промышленная революция и формирование индустриальной цивилизации. Завершение колониального раздела мира. Международные отношения в Европе.

10.

Особенности развития Руси, Московского государства, России в эпоху феодализма (862-1860 гг.)

Древняя Русь между Западом и Востоком (862-1480). Принятие христианства. Влияние ордынского ига. Москва – третий Рим. Особенности Московского государства как сословно-представительной монархии (1480-1700). Россия императорская, петербургская, многонациональная, феодально-крепостническая (1721-1860 гг.)

11.

Мировые войны XX века: причины и последствия.


Первая мировая война 1914-1918 гг. Великая российская революция 1917 г. и её международное значение. Феномен государственно-монополистической экономики. Великий экономический кризис 1929-1933 гг. Альтернативы мирового развития в 20-30-х гг. XX в.: строительство социализма в СССР, становление «скандинавского социализма», «новый порядок» А. Гитлера и «тотальное государство» Б. Муссолини, «новый курс» Ф.Д. Рузвельта, народные фронты во Франции, Испании, Чили, подъем освободительного движения на Востоке. Вторая мировая война 1939-1945 гг.

12.

Становление постиндустриальной цивилизации в эпоху научно-технической революции (вторая половина XX в.).

Современная НТР: основные направления, проблемы, достижения. Крушение колониальной системы. Развивающиеся страны и их роль в международном развитии. Проблема неоколониализма. СССР: возникновение, кризис и распад второй сверждержавы. «Холодная война». Мировая система социализма: образование, этапы развития, распад. Модели социально-экономического и политического развития: США, становление Европейского Союза, «шведский социализм», страны «нефтяного благоденствия», «азиатские тигры», социализм с китайской спецификой, «немецкое чудо», «японское чудо».

13.

Основные тенденции мирового развития на современном этапе.

Интернационализация экономики. Глобальные проблемы современности. Ведущие мировые державы: США, Китай, Япония, Германия. Проблемы современного этапа европейской интеграции. Трудности перехода к рыночной экономике и созданию демократического общества в посткоммунистической России в конце XX – начале XXI вв. Мировой экономический кризис 2008-2011 годов. Наука, культура, духовная жизнь мирового сообщества.


5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин




1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1.

Политическая география мира

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

2.

Культурология

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3.

Международные региональные конфликты

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4.

История европейской цивилизации

-

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семин.

СРС

Все-го

1.

Мировая история как наука.

1







2

2

5

2.

Первобытная эпоха человечества.

1







2

4

7

3.

История государств Древнего Востока.

1







2

4

7

4.

История античных государств.

1







2

4

7

5.

Становление и развитие европейской средневековой цивилизации.

1







2

4

7

6.

Государства Востока в средние века.

1







2

4

7

7.

Европа: переход к новому времени.

1







2

6

9

8.

Европа и мир в XVIII в.

1







2

6

9

9.

Европа и мир в XIX – начале XX в.

2







4

6

12

10.

Особенности развития Руси, Московского государства, России в эпоху феодализма (862-1860 гг.)

2







4

6

12

11.

Мировые войны XX века: причины и последствия.


2







4

6

12

12.

Становление постиндустриальной цивилизации в эпоху научно-технической революции (вторая половина XX в.).

2







4

6

12

13.

Основные тенденции мирового развития на современном этапе.

2







4

14

20




Итого

18







36

72

126


6. Семинарские занятия

№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование семинарских занятий

Трудо-емкость

1.

1.

Объект, предмет, источники, методика и методология.

2

2.

2.

Проблема периодизации древнейшей истории.

2

3.

3.

Возникновение древних цивилизаций.

2

4.

4.

Античная Греция (III тыс. до н.э. – I в. до н.э.). Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.).

2

5.

5.

Феодальные отношения в европейских государствах. Эволюция политического строя.

2

6.

6.

Особенности экономического, политического, социального строя и духовной жизни стран Востока в средние века.

2

7.

7.

Европа: переход к новому времени.

2

8.

8.

Промышленный переворот и особенности модернизации в западных странах в XVIII столетии.

2

9.

9.

Европа и мир в XIX – начале XX в.

4

10.

10.

Особенности развития Руси. Россия в эпоху феодализма (862-1860 гг.)

4

11.

11.

Мировые войны XX века.

4

12.

12.

Мир во второй половине XX столетия.

4

13.

13.

Основные тенденции мирового развития в конце XX – первом десятилетии XXI века.

4


7. Примерная тематика курсовых проектов (работ) – не предусмотрено.

8. Примерная тематика рефератов
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconПрограмма вступительного испытания по направлению 032000. 68. Зарубежное...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 032000. 68 «Зарубежное...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение icon1) «История и методология зарубежного регионоведения» (Протокол №1 от 2 сентября 2013 г.)
...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа составлена на основании требований федерального...
Интеграционные процессы в регионе специализации 032000. 68 Зарубежное регионоведение Форма подготовки – очная
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение
...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа Социология Направление подготовки: 03200 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена с учётом требований фгос 3-го поколения и специфики профессиональной...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Актуальные социально-экономические проблемы региона специализации» 032000. 68 «Зарубежное регионоведение»
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconАннотация ооп «Актуальные проблемы политического и социально-экономического...
Общая характеристика магистерской программы «Актуальные проблемы политического и социально-экономического развития региона (Китай)»...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconПрограмма Европейские исследования общенаучный цикл Базовая часть...
Данная дисциплина преподается в разделе «Общенаучный цикл», базовая часть. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции,...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconПрограмма вступительных испытаний по направлению «Зарубежное регионоведение»
«Зарубежное регионоведение» предусмотрен вступительный профессионально ориентированный междисциплинарный экзамен, который устанавливает...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconПамятка по изучению дисциплины «Внешняя политика стран Европы и Азии»...
Тема Характерные черты и особенности развития международных отношений в конце второго тысячелетия. (2 час.;[1, 2, 3, 4, 5])
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая учебная программа по дисциплине «Деловые коммуникации» разработана...
«Евразийские исследования: Россия и сопредельные регионы» Квалификация (степень) выпускника
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая учебная программа по дисциплине «Физическая культура» разработана...
«Экономика», 080200 «Менеджмент», 230700 «Прикладная информатика», 032000 «Зарубежное регионоведение», 030900 «Юриспруденция» очной...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа Специальность 032000 Зарубежное регионоведение...
Применять знания о мировом устройстве и взаимоотношениях макро- и микрокосмов, изложенных в древних текстах, для грамотной трактовки...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Мировая экономика и мэо [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» очной и заочной...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Направления подготовки
«Менеджмент», «Прикладная информатика», «Зарубежное регионоведение» очной формы обучения [Текст]. Тюмень: гаоу впо то «Тюменская...
Рабочая программа Мировая история Направление подготовки 032000 – Зарубежное регионоведение iconРабочая программа мировая экономика и международные экономические...
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск