Рабочая программа предмет





Скачать 356.89 Kb.
НазваниеРабочая программа предмет
страница1/4
Дата публикации14.11.2014
Размер356.89 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»

РАСМОТРЕННО:

Руководитель ШМО

________________

«____»___________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО:

Зам. дир. по УВР:

__________ Скорикова О.Ф.

«___»_____________ 2013 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ № ___ от «___»__________2012 г.

Директор МБОУ

«Б-Кударинская СОШ»

____________ Трескина Г.И.

«___»_____________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПРЕДМЕТ: История Бурятии

КЛАСС: восьмой

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дригунова Надежда Викторовна

2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Твердою опорой и непоколебимой почвой
для национального сознания и самосознания
всегда служит национальная история.
И.Е.Забелин.

Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе история Бурятии – 1 час в неделю – всего 34 часа). Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО.

Актуальность программы Данный элективный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 3 части и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории:

  • Бурятия в древности и в период средневековья ( с древнейших времен до конца XVII в.);

  • Бурятия в новое время;

  • Бурятия в новейшее время (XX-начало XXI века).

Цель программы: Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии.

Задачи:

  • формирование гражданственности, мировоззренческой, гуманитарной, экономической и экологической культуры, толерантности, приоритета общечеловеческих ценностей;

  • приобщение учащихся к духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, воплощенным в религиозных учениях, в искусстве и литературе, в фольклоре, народных обычаях и традициях;

  • формирование национального самосознания, уважения к истории народов Бурятии; - воспитание патриотизма, любви к Родине – России и своей малой родине, чувства гордости за ее достижения;

  • развитие у учащихся способности рассматривать события и явления местного уровня в контексте отечественной истории: - формирование конкретизированного представления о месте и роли родного края в отечественной истории;

  • формирование умений вести поиск информации в исторических источниках, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи; - формирование мотиваций у учащихся проводить поисковую работу по истории родного края, села, школы, семьи;

  • развитие творческих способностей учащихся.

В результате изучении данного курса учащиеся должны знать:

памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки.

Требования к ЗУН учащихся

Наш край в древности и в период средневековья Учащиеся должны знать:

  • происхождение названий городов, поселений;

  • основные даты в истории края;

  • ход, причины, этапы, характер заселения края;

  • социальный и сословный состав населения края, его эволюции;

  • основные достижения культуры края; - выдающихся земляков данного периода и давать им характеристику;

уметь:

  • показывать на карте стоянки, могильники, поселения древнейших жителей края, их расселение и передвижение;

  • находить на карте памятники культуры;

  • определять синхронность событий и процессов региональной, российской и центрально азиатской истории;

  • называть основные этнокультурные ареалы, складывавшиеся под влиянием различных культурно-исторических центров Центральной и Средней Азии;

  • выделять общее и особенное в хозяйственном развитии края. его вклад в экономическое развитие и материальную культуру страны;

  • соотносить состав населения с особенностями экономического развития края.

Бурятия в период нового времени. Учащиеся должны знать:

  • территории расселения бурятских племен и их состав;

  • переселение в Прибайкалье русских крестьян, старообрядцев, декабристов;

  • развитие земледелия, промышленности, торговли в Бурятии;

  • изменения в быте и культуре населения; - политические партии в Бурятии;

  • реформы Столыпина, их проведение в Бурятии;

уметь:

  • показывать на карте территории расселения народов Бурятии;

  • определять роль административно-территориальных преобразований на территории Бурятии в XVIII – XIX вв.;

  • рассказывать о деятельности христианских миссионеров;

  • определять становление системы обучения;

  • объяснять развитие общественно-политической жизни Бурятии, ее культуры;

  • подбирать краеведческий материал к характеристике выдающихся земляков;

  • использовать знания по истории Бурятии при анализе общих процессов российской истории.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение (1 час) Место и роль Бурятии в истории России. Основные этапы и особенности истории. Источники изучения Бурятии. Методы исторического познания.

1 часть Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов)

Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии.

Раздел 1 Бурятия в древности (8 часов)

Древний период. Понятие этнографической Бурятии. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит. Мезолит и неолит. Бронзовый век. Природная среда. Археологические памятники. Орудия труда. Жилища. Хозяйство. Искусство и верования. Становление скотоводческого - производящего типа хозяйства. Хунну. Археологические памятники и письменные источники о хунну Сыма Цань. Создание государственности хунну.

Раздел 2 Бурятия в эпоху средневековья (10 часов)

Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидании. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле.

Обобщение (1 час) Россия – Центральная Азия – Бурятия. Общее и особенное в развитии.

2 часть Бурятия в период нового времени (XVII-XIX вв) (16 часов)

Раздел 1 Бурятия в составе Российской империи (2часа)

Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением. Переселение русских крестьян и старообрядцев (семейских) в Бурятию. Развитие сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговли в Бурятии. Изменения в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления. Создание бурятских и тунгусского полков. Забайкальское казачье войско.

Раздел 2 Бурятия в XIX веке (5 часов)

Административно-территориальные преобразования в Бурятии по реформе М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства в Прибайкалье. Рост городов и поселений. Роль Кяхты в торговле с Востоком. Политическая ссылка и ее роль в общественном и культурном развитие края во II половине XIX века. Транссибирская железная дорога. Деловые люди Бурятии. Земельная реформа. Реформа управления.

Раздел 3. Культура Бурятии в новое время (7 часа)

Изменения в быте и материальной культуре. Становление системы обучения (бурятские школы, приходские училища, дацанские школы). Я.А Болдонов. У-Ц.Онгонов. Д.Банзаров. И.Бадмаев. А.Доржиев. Н.Ханганов. Д.П.Давыдов. Кяхтинский музей и развитие летописания. Распространение периодической печати. Шамаизм. Традиционная культура бурят, эвенков, сойотов и других народов Бурятии. Роль буддизма в развитии культуры и просвещения. Дацаны.

Обобщение (1 час) Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии.


Литература

История Бурятии с древнейших времен до конца XIX века: пособие для учащихся старших классов. Ч.1. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009

История Бурятии с начала XX до начала XXI века: пособие для учащихся старших классов. Ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009

М.Г. Цыренова, Е.Ю. Перряева. Задачник по истории Бурятии (с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2009.

Е.Ю.Аксенова, М.Г.Цыренова. Рабочая тетрадь по истории Бурятии с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2001

М.А. Лукьянов. Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ: Домино, 2007.

История и культура бурятского народа: Учебное пособие под ред. Т.М. Михайлова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999.

В.Д. Бабуев. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004.

История Улан – Удэ. Под редакцией Г.А. Айдаева.

История и культура бурятского народа. Т.М.Михайлов – Улан-Удэ, 2000

История и культура Бурятии. А.П.Окладников – Улан-Удэ, 1976

Декабристы в Бурятии. С.Г.Аюшеева, Л.П.Щапова – Улан-Удэ, 2005

Декабристы в Забайкалье. А.В.Тиваненко – Новосибирск, 2007 Историко-революционные памятники Бурятии – Улан-Удэ, 1997

Хунну в Забайкалье. П.Б.Коновалов – Улан-Удэ, 1980

Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. Ф.Ф.Болонев – Новосибирск, 2000

Семейские. Ф.Ф.Болонев – Улан-Удэ, 2000

Неизвестные страницы истории Бурятии. – Улан-Удэ, 1992

Буряты на рубеже XIX – XX вв. И.Б.Батуев – Улан-Удэ, 2005

История Бурятии XX век. – Улан-Удэ, 2007

Очерки истории городов Забайкалья. С.В.Евдокимова – Улан-Удэ, 2006

История Бурятии в вопросах и ответах – Улан-Удэ, 4 выпуска

Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)



Тема раздела, урока

Дата план/факт

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия

Основные даты, персоналии

1

Введение. Место и роль Бурятии в истории России




Вводная лекция с элементами беседы

Место и роль Бурятии в истории России. Этническая карта Бурятии. Основные этапы и особенности истории Бурятии.

Знать основные этапы и особенности истории Бурятии, источники изучения истории Бурятии. Уметь объяснять значение терминов и понятий по теме, показывать на карте этнографическую Бурятию 

Забайкалье, Предбайкалье, Прибайкалье, Бурятия




Часть 1. Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов)

Раздел 1. Бурятия в древности. (8 часов)

2

Введение




Изучение нового материала

Основы археологической периодизации. Методы исследования археологии. Археологические культуры

Понимать основы археологической периодизации, основные особенности. Уметь объяснять значение понятий по теме

Палеолит, мезолит, неолит, бронзовый и железный век, археологическая культура




3

Бурятия в эпоху палеолита.




Изучение нового материала

Заселение древними людьми территории Бурятии. Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи палеолита.

Знать периоды каменного века, показывать на карте места заселения территории Бурятии, называть памятники палеолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства

Сартанское оледенение, материнская родовая община, присваивающие хозяйства, производящее хозяйство,

300-200 тыс.лет назад – начало заселения человеком территории Бурятии; 25-14 тыс. лет назад – начало сартанского оледенения.

4

Бурятия в эпоху мезолита




Комбинированный

Природные условия, орудия труда, хозяйственные занятия, общественный строй, археологические памятники эпохи мезолита.

Появление новых приемов добычи пищи

называть памятники палеолита и мезолита, показывать их на карте. Знать характеристики присваивающего и производящего типа хозяйства. Сравнивать природно-климатические условия в эпоху палеолита и мезолита; выявлять изменения в хозяйственной деятельности в эпоху палеолита и мезолита

продовольственный кризис

Около 14 тыс. лет назад – начало потепления

5

Бурятия в эпоху неолита




Комбинированный

Природные условия, археологические памятники. Зарождение производящего хозяйства. Зарождение искусства и верований.

Уметь: объяснять понятия по теме; понимать причины изменений в хозяйственной жизни людей в эпоху мезолита и неолита; характеризовать зарождающиеся верования; -




6,5 тыс. лет назад – начало неолита

6

Бурятия в эпоху бронзы и раннего железа




Комбинированный

Особенности бронзового века. Изменения в общественном строе. Культура плиточных могил. Зарождение металлургии железа.

Знать хронологические рамки эпохи бронзы и раннего железа, природные изменения Уметь характеризовать культуру плиточных могил.

Культура плиточных могил, кочевое скотоводство, петроглифы, патриархальная родовая община, керексуры, «оленные камни»

Вторая половина III – начало IIтыс. До н.э. – начало бронзового века; середина I тыс. до н.э. – начало железного века

7

Бурятия в хуннское время.




Комбинированный

Археологические памятники и письменные источники о хунну. Сыма Цянь. Создание государственности Хунну. Экономика, занятия населения, предметы быта. Гибель государства Хунну

Знать особенности развития государства Хунну. Давать характеристику хозяйственным занятиям хунну; описывать керамику, вооружение, украшения, предметы быта хунну.

Юрта

209 г. до н.э. – образование государства Хунну, 55 г. до н.э. – распад государства Хунну.

Сыма Цянь.

8

Первый город на территории будущего Улан – Удэ.




Изучение нового материала

Город на Иволге как крепость. Жизнь обитателей гуннского города. Ремесло и сельское хозяйство в городе. Гибель города

Иметь представление о жителях гуннского города, об образе жизни, занятиях его жителей







  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа предмет iconРабочая программа состоит из пояснительной записки и следующих разделов
Предмет экономика в 10-11 классах входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом...
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет: математика
Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет математика
Рабочая программа по математике для 5 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет информатика
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Л. Л. Босовой
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет информатика
Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы И. Г. Семакин
Рабочая программа предмет iconПояснительная записка рабочая программа предназначена для обучающихся...
...
Рабочая программа предмет iconРабочая программа по литературе предмет 6 класс
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Учебный предмет: «Окружающий мир»

Рабочая программа предмет iconРабочая программа дисциплины
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Рабочая программа предмет iconПредмет и методы анализа Предмет и подходы
История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет
Настоящая рабочая программа по английскому языку для средней общеобразовательной школы для 5 класса составлена на основе
Рабочая программа предмет iconРабочая программа по немецкому языку (учебный предмет)
Рабочая программа по немецкому для 4 класса составлена на основе следующих документов
Рабочая программа предмет iconРабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный...
Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет
Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района
Рабочая программа предмет iconРабочая программа Предмет
Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района
Рабочая программа предмет iconКонтрольно-оценочные средства (тесты)
Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск