Скачать 356.89 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Байкало – Кударинская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ: История Бурятии КЛАСС: восьмой ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Дригунова Надежда Викторовна 2013 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Твердою опорой и непоколебимой почвой для национального сознания и самосознания всегда служит национальная история. И.Е.Забелин. Курс «История Бурятии» рассчитан на изучение истории Бурятии в 8 – 9 классе, всего 68 часов при нагрузке 1 час в неделю (в 8 классе история Бурятии – 1 час в неделю – всего 34 часа). Программа базируется на временном государственном стандарте, разработанном в АОУ ДПО РБ РИКУиО. Актуальность программы Данный элективный курс является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Он конкретизирует материал школьных курсов истории, дает знания по истории родного края. В курсе в комплексе изучаются различные сферы общественной жизни: экономической, политической, духовной. Учащиеся знакомятся с развитием производительных сил края, культурной, военной историей, деятельностью местных органов власти в тот или иной период времени. История Бурятии представлена как составная часть истории и базируется на философских категориях общего и особенного. Это позволяет показать особенности развития Бурятии, обладающей сложившимися традициями и собственными жизненными устоями. Бурятия представляет собой регион, самобытность которого определяется геополитическими, социополитическими, культурными, психологическими, конфессиональными и другими факторами. Своеобразие Бурятии рассматривается с учетом природно-географических особенностей и национального состава населения республики, ее пограничного положения. Прослеживается влияние на историю Бурятии России и Востока с его многоликой культурой. Важное место в программе занимает история 20 века, в том числе ее советский период, существенным фактом исторического развития Бурятии признаются особенности менталитета народов Бурятии. Программа делится на 3 части и базируется на принятой в науке периодизации российской всемирной истории:
Цель программы: Обеспечить учащимся возможность овладеть знаниями об историческом пути Бурятии, о ее роли в истории России, о фактах, определивших в различные исторические эпохи судьбу Бурятии и населявших ее народов; помочь учащимся понять проблемы и реалии современной Бурятии. Задачи:
В результате изучении данного курса учащиеся должны знать: памятники истории, художественной и церковной культуры, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества, государства, культуры и быта, войнами, с жизнью выдающихся политических, государственных и военных деятелей, народных героев, деятелей культуры и науки. Требования к ЗУН учащихся Наш край в древности и в период средневековья Учащиеся должны знать:
уметь:
Бурятия в период нового времени. Учащиеся должны знать:
уметь:
СОДЕРЖАНИЕ Введение (1 час) Место и роль Бурятии в истории России. Основные этапы и особенности истории. Источники изучения Бурятии. Методы исторического познания. 1 часть Бурятия в древности и в период средневековья (17 часов) Введение. Основы археологической периодизации. Особенности геополитического положения Бурятии. Раздел 1 Бурятия в древности (8 часов) Древний период. Понятие этнографической Бурятии. Присваивающие и производящие типы хозяйств. Палеолит. Мезолит и неолит. Бронзовый век. Природная среда. Археологические памятники. Орудия труда. Жилища. Хозяйство. Искусство и верования. Становление скотоводческого - производящего типа хозяйства. Хунну. Археологические памятники и письменные источники о хунну Сыма Цань. Создание государственности хунну. Раздел 2 Бурятия в эпоху средневековья (10 часов) Сяньби. Борьба с хунну. Государство Тоба Вей. Жужане. Тюрки. Археологические памятники. Тюркский каганат. Кидании. Монголы. Государство монголов. Империя Юань. Золотая Орда. Археологические памятники монголов в Бурятии. Письменные источники о бурятах: «Сокровенное сказание», «Сборник летописей». Расселение бурятских племен, их хозяйство в монгольский период. Кочевое скотоводство – основное занятие бурят. Формирование родовой знати. Улусные люди. Рабство. Духовная культура бурят. Религия – основная форма общественного сознания. Устное народное творчество. Прикладное искусство. Родовые и семейные традиции и обычаи. Присоединение Сибири к России. Нерчинский и Буринский договор о границе. Кяхтинский договор о торговле. Обобщение (1 час) Россия – Центральная Азия – Бурятия. Общее и особенное в развитии. 2 часть Бурятия в период нового времени (XVII-XIX вв) (16 часов) Раздел 1 Бурятия в составе Российской империи (2часа) Хозяйственное освоение Прибайкалья и Забайкалья русским населением. Переселение русских крестьян и старообрядцев (семейских) в Бурятию. Развитие сельского хозяйства, промышленности, внутренней и внешней торговли в Бурятии. Изменения в хозяйстве, образе жизни бурят и эвенков. Организация управления. Создание бурятских и тунгусского полков. Забайкальское казачье войско. Раздел 2 Бурятия в XIX веке (5 часов) Административно-территориальные преобразования в Бурятии по реформе М.Сперанского. Декабристы в Бурятии. Развитие хозяйства в Прибайкалье. Рост городов и поселений. Роль Кяхты в торговле с Востоком. Политическая ссылка и ее роль в общественном и культурном развитие края во II половине XIX века. Транссибирская железная дорога. Деловые люди Бурятии. Земельная реформа. Реформа управления. Раздел 3. Культура Бурятии в новое время (7 часа) Изменения в быте и материальной культуре. Становление системы обучения (бурятские школы, приходские училища, дацанские школы). Я.А Болдонов. У-Ц.Онгонов. Д.Банзаров. И.Бадмаев. А.Доржиев. Н.Ханганов. Д.П.Давыдов. Кяхтинский музей и развитие летописания. Распространение периодической печати. Шамаизм. Традиционная культура бурят, эвенков, сойотов и других народов Бурятии. Роль буддизма в развитии культуры и просвещения. Дацаны. Обобщение (1 час) Общее и особенное в культурно-историческом развитии Бурятии. Литература История Бурятии с древнейших времен до конца XIX века: пособие для учащихся старших классов. Ч.1. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009 История Бурятии с начала XX до начала XXI века: пособие для учащихся старших классов. Ч. 2. – Улан-Удэ: Издательство «Бэлиг», 2009 М.Г. Цыренова, Е.Ю. Перряева. Задачник по истории Бурятии (с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2009. Е.Ю.Аксенова, М.Г.Цыренова. Рабочая тетрадь по истории Бурятии с древнейших времен до конца XVIII века – Улан-Удэ: Бэлиг, 2001 М.А. Лукьянов. Край наш Кабанский у Байкала – Улан-Удэ: Домино, 2007. История и культура бурятского народа: Учебное пособие под ред. Т.М. Михайлова. – Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. В.Д. Бабуев. Материальная и духовная культура бурят. Учебное пособие. – Улан-Удэ, 2004. История Улан – Удэ. Под редакцией Г.А. Айдаева. История и культура бурятского народа. Т.М.Михайлов – Улан-Удэ, 2000 История и культура Бурятии. А.П.Окладников – Улан-Удэ, 1976 Декабристы в Бурятии. С.Г.Аюшеева, Л.П.Щапова – Улан-Удэ, 2005 Декабристы в Забайкалье. А.В.Тиваненко – Новосибирск, 2007 Историко-революционные памятники Бурятии – Улан-Удэ, 1997 Хунну в Забайкалье. П.Б.Коновалов – Улан-Удэ, 1980 Старообрядцы Забайкалья в XVIII – XX вв. Ф.Ф.Болонев – Новосибирск, 2000 Семейские. Ф.Ф.Болонев – Улан-Удэ, 2000 Неизвестные страницы истории Бурятии. – Улан-Удэ, 1992 Буряты на рубеже XIX – XX вв. И.Б.Батуев – Улан-Удэ, 2005 История Бурятии XX век. – Улан-Удэ, 2007 Очерки истории городов Забайкалья. С.В.Евдокимова – Улан-Удэ, 2006 История Бурятии в вопросах и ответах – Улан-Удэ, 4 выпуска Л.Н. Гумилев. Древняя Русь и Великая степь. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (34 ЧАСА)
|
Рабочая программа состоит из пояснительной записки и следующих разделов Предмет экономика в 10-11 классах входит в инвариативную часть учебного плана, изучается как обязательный учебный предмет на базовом... | Рабочая программа Предмет: математика Рабочая программа ориентирована на учащихся 5 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Рабочая программа Предмет математика Рабочая программа по математике для 5 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе | Рабочая программа Предмет информатика Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы Л. Л. Босовой | ||
Рабочая программа Предмет информатика Рабочая программа по информатике составлена на основе авторской программы И. Г. Семакин | Пояснительная записка рабочая программа предназначена для обучающихся... ... | ||
Рабочая программа по литературе предмет 6 класс Рабочая программа по русскому языку составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов | Рабочая программа Учебный предмет: «Окружающий мир» | ||
Рабочая программа дисциплины Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих... | Предмет и методы анализа Предмет и подходы История детской психологии: Учебник для студ пед вузов. – М.: Гуманит изд центр владос, 1998. – 272 с | ||
Рабочая программа Предмет Настоящая рабочая программа по английскому языку для средней общеобразовательной школы для 5 класса составлена на основе | Рабочая программа по немецкому языку (учебный предмет) Рабочая программа по немецкому для 4 класса составлена на основе следующих документов | ||
Рабочая программа по математике (модуль «Алгебра») на 2012 2013 учебный... Данная рабочая программа по алгебре ориентирована на учащихся 9 классов и реализуется на основе следующих документов | Рабочая программа Предмет Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района | ||
Рабочая программа Предмет Винзилинская начальная общеобразовательная школа Тюменского муниципального района | Контрольно-оценочные средства (тесты) Культура как предмет гуманитарного знания. Специфика культурологического знания: предмет и метод. Основные подходы к определению... |