Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»
страница1/11
Дата публикации23.11.2014
Размер1.57 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > История > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина»

Исторический факультет

Кафедра новой и новейшей истории


СОГЛАСОВАНО:

Зав. кафедрой новой и новейшей
истории



________________ И.И. Шарифжанов

«___» ________________ 2009 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Декан исторического факультета


__________________ Е.А. Чиглинцев

«___» ________________ 2009 г.



Учебно-методический комплекс
дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки»

для специальности 020700 «История»

факультет исторический

кафедра-разработчик кафедра новой и новейшей истории
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и примерной программой дисциплины для специальности 020700 «История».
Учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен на заседании кафедры новой и новейшей истории, протокол № _____ от «___» ____________ 2009 г.
Зав.кафедрой разработчиков доктор исторических наук,

профессор И.И. Шарифжанов _______________

Председатель Учебно-методической комиссии

профессор Г.П. Мягков ____________________
Разработчики программы доцент О.В. Бодров ________________________

ст.преп. Е.С. Маслова ______________________

Содержание




Методические указания и регламент курса ………………………...

3



Программа дисциплины ……………………………………………..

10



Календарный план ……………………………………………………

14



Тематика лекций ……………………………………………………..

16



Задания для коллоквиумов …………………………………………..

31



Примерные темы рефератов …………………………………………

37



Контрольно-тестовые задания ……………………………………….

39



Примерные темы курсовых работ …………………………………...

65



Примерные темы дипломных работ ………………………………...

67



Вопросы по курсу …………………………………………………….

69



Терминологический словарь ………………………………………...

74



Рекомендуемая литература …………………………………………..

100



Методические указания и регламент курса
«Новейшая история стран Европы и Америки». Ч.1-2. 1918-2010.

Изучение и преподавание новейшей истории стран Европы и Америки имеет свою особую традицию на кафедре новой и новейшей истории Казанского университета. Со времени образования исторического факультета в 1939 г., в военные и послевоенные годы кафедра всеобщей истории КГУ предоставляла возможность читать лекционные курсы и вести практические занятия таким серьезным специалистам-зарубежникам, как академик Е.В. Тарле, члены-корреспонденты АН СССР А.В. Ефимов, Е.А. Косминский, Л.Н. Иванов, профессора Б.Ф. Поршнев, В.Т. Дитякин, А.И. Данилов, доценты Л.Е. Кертман, В.И. Адо, А.В. Сергеев, П.Б. Уманский.

В те первые послевоенные годы новейшая история специально не выделялась как предмет, ее изучали в курсе новой истории стран Европы и Америки. В 1954 г. на совместном заседании коллектива кафедры новой и новейшей истории Московского университета и сотрудников АН СССР было решено ввести термин «новейшая история» и выделить её в отдельный предмет в соответствии с этапами общего кризиса капитализма. А после выхода правительственного постановления от 8 октября 1958 г. «О некоторых изменениях преподавания истории в школе» новая и новейшая история была разделена и в школьном, и в вузовском учебном процессе. Поскольку появился новый предмет, понадобились учебники и методические пособия. Один из первых учебников в стране был выпущен в Казани в 1958 г. под названием «Новейшая история: Учебно-методическое пособие для средней школы» (под редакцией М.Т. Мещерякова и др.).

Современная история стран Европы и Америки является неотъемлемой частью мирового исторического процесса и ее изучение завершает подготовку профессионалов-историков в системе университетского образования. Это накладывает определенную ответственность при изучении данного курса, поскольку подразумевается освоение длительного пути исторического развития стран Запада во всей его цельности и разнообразии, простоте и сложности, уникальности и повторяемости. Кроме того, ХХ век занимает совершенно особое место в истории человечества благодаря не только крупнейшим эпохальным событиям, влиявшим на ход мировой истории, но и потому, что 90% научных знаний, 90% ученых когда-либо живших и 90% произведений искусства за всю историю «человека разумного» дал именно он, заставив переосмыслить и подвергнуть ревизии большинство из устоявшихся истин и незыблемых догм в науке, жизни и культуре. Особенностями зарубежной истории ХХ века являются:

  • живая связь времен, переплетение истории, незавершенность многих процессов, субъективность нашего восприятия, поскольку мы одновременно и участники исторического процесса, и его исследователи;

  • смесь идеологий, конъюнктуры, субъективизма, национальных, религиозных и иных пристрастий, часто противоречивая или поверхностная информация, отсутствие необходимого количества достоверных источников и, в связи с этим, противоположные суждения и поверхностные оценки, что лишь способствует усилению неопределенности и избирательности нашей «исторической памяти»;

  • курс динамичный, он постоянно расширяется и изменяется во времени, дополняется его фактическая база, что требует оперативного реагирования, признания относительности истины, смелого приложения новых идей и подходов к исследованию проблем, а также широты кругозора в стремлении достичь более полного реконструирования картины прошлого.

  • состояние, переживаемое мировой исторической наукой в XX-XXI вв., характеризуется сегодня специалистами «историографической революцией», когда в ходе резких, драматичных и глобальных изменений самого хода истории происходит бурная и кардинальная смена одних научных парадигм другими, а вопросов о возможностях и способах достоверного познания прошлого звучит больше, чем ответов на них.

Кроме того, сама событийная палитра новейшей истории достаточно сложна, т.к. появляется целый ряд феноменов, не характерных для прошедших эпох:

    1. Последствия Первой мировой войны и последовавшая за ней глобальная перекройка мира в рамках Версальско-вашингтонской система международных отношений.

    2. Фашизм как наиболее радикальная идеология широких народных масс, направленная против традиционного либерального мироустройства, носящая характер антипарламентского, антикапиталистического и национального переустройства мира.

    3. Мировой экономический кризис капиталистической системы, впервые поставивший вопрос о её самосохранении, приведший к возрастанию роли государства и провозгласивший социальную направленность экономических систем в ХХ в.

    4. Вторая мировая война, последовавшая вслед за нерешенностью основных геополитических проблем в рамках Версальско-вашингтонской системы, имевшей целью территориальный передел мира и приведшая к неисчислимым жертвам и к широкомасштабной трансформации мирового сообщества.

    5. Последствия Второй мировой войны и последовавшая за этим послевоенная перекройка геополитической карты мира, рождение Ялтинской системы международных отношений и ее распад через полвека.

    6. Крушение колониальных империй, создававшихся веками и новые реалии для стран «третьего мира», в том числе возникновение дихотомии «Север-Юг» и угроза «конфликта цивилизаций».

    7. Утверждение и распад мировой социалистической системы в ее «советском варианте» и последовавшие за этим драматичные межгосударственные и этноконфессиональные конфликты.

    8. Вызревание феномена «холодной войны» и его доминирование на протяжении всей второй половины ХХ века, а также его «реликты» в политике военных блоков и угроз в международных отношениях XXI в.

    9. Развитие феномена «европейской интеграции» как процесса, альтернативного расколу Европы в годы второй мировой и «холодной» войн, создавшего общее геополитическое пространство «объединенных европейских наций».

    10. Становление современной социальной модели развития Европы и Америки – «государства всеобщего благоденствия», включающей в себя устойчивое равновесие таких, казалось, взаимоисключающих понятий, как свобода и справедливость, индивидуализм и коллективизм, частная собственность и морально-нравственные приоритеты общества и т.д.

    11. Появление мощных технологических факторов исторического развития – научно-технической революции и глобализации, изменивших и продолжающих до неузнаваемости менять привычный облик мира, переход от «индустриального общества» в «постиндустриальное».

    12. В духовной жизни западной цивилизации – череда трансформаций и парадоксов: отказ от «классической» картины мира и «образа истории» XIX в. как «царицы наук» и «наставницы жизни», основанных на идеалах нововременной гуманистической культурно-исторической парадигмы с ее четкой установкой на необратимость прогресса исторического развития и верой в человека как «царя природы», позитивистской методологией и отражением в произведениях искусства мира «как он есть», т.е. реализма и становление новых естественнонаучных, философско-гуманитарных и культурологических векторов третьего тысячелетия, а вместе с ними и нового «образа истории» XXI в., которые в духе постмодернизма разбивают привычные представления о мире, до предела усложняют представления человека о себе и окружающей его действительности, включают в них мощные субъективные факторы – психику бессознательного, абсурдность и бессмысленность жизненных ситуаций, иррационализм, противостояние «мужского» и «женского», тенденции к самоуничтожению в ходе двух мировых войн, экологических, террористических и других катастроф, проблему «отчуждения», «растворения» и дегуманизации личности в эгоистичном, обезличенном и технократизированном «обществе массового потребления», т.е. векторы, которые ставят под вопрос само наличие прогресса в развитии человеческого общества и самого человека.

Все эти факторы создают амбивалентную, внутренне противоречивую и неустойчивую ситуацию с одной стороны глобализации, интернационализации, цельности и телеологичности судьбы западной цивилизации и, в то же время, усиливают стремление к многовариантности, обособленности, альтернативности исторического выбора вплоть до движения вспять, к расщеплению целого на мельчайшие составляющие, мозаичности восприятия, порождая кричащий вызов индивидуального «Я» в недрах западной культуры и общества ХХ века.

История давно вышла из узких одёжек лишь «унылого регистратора фактов», создателя музейного каталога и летописца политических событий «государственной важности». Современная историческая наука о человеке и обществе строится на комплексном социокультурном подходе, на базе макроисторических моделей и микроистории, включающих в себя достижения других наук: психологии и антропологии, социологии и экологии, географии и этнографии, демографии и экономики, литературоведения и искусствоведения, культурологии и лингвистики. Сегодня историк стремится полифонично отразить «картину прошлого», максимально полно восстановить «образ эпохи» и вплотную приблизиться к историческому синтезу, творчески соединяя объективный ход самой истории с нашими субъективными представлениями о нём. Но без «живых» людей объективный ход истории превращается в историю природы. Говоря словами современного французского историка Ж.Ле Гоффа, «история – наука об общественном человеке во времени. Она предполагает максимально широкий охват всех аспектов человеческой деятельности – от материальной цивилизации до экономической, культурной и политической антропологии».

Таким образом, основной целью предлагаемого учебного курса является изучение «человека в истории», на основе синтеза общих макроисторических тенденций и специфического, локального, уникального опыта западной цивилизации в ХХ веке. Учебно-методическое пособие ставит вопросы Что и Как изучать в курсе новейшей истории и дает ответы на них.

Что:

  • социальную историю – новое направление в исторической науке, к которому мы отнесем: проблемы человека в ХХ в., его взаимосвязи с обществом и общественными институтами; демографические проблемы урбанизации, семьи и старения; феминизм и маскулинизм, молодежные субкультуры; этнические, национальные и расовые факторы; иммиграцию, эмиграцию и образование национальных общин; социальную стратификацию современного общества: классы, статус, их динамику; социальную политику государства; жизненный уклад и «повседневную историю» быта;

  • политическую историю, традиционно находившуюся в центре исторических исследований: политические процессы в обществе; партии и эволюцию партийно-политических систем; государство и его институты в их развитии; межгосударственные и международные отношения, а также смену одного мирового порядка другим; биографии политических деятелей и их влияние на историю; внутреннюю и внешнюю политику правительств; историю парламентаризма и демократии; идеологию и идейно-политическую борьбу.

  • экономическую историю, преобладавшую над социальной в течение длительного времени, с ее интересом к материальной жизни общества; к общим базисным экономическим тенденциям и национальным, локальным моделям и их соотношении; к истории бизнеса и промышленности; сельского хозяйства и фермерства; банковского дела и финансов; мировым экономическим, валютным, сырьевым и др. кризисами и их преодолению; к изучению роли государства в экономике и различных его социально-экономических программах; исследованию уровня и качества материальной жизни в ту или иную эпоху; к творчеству крупнейших представителей теории и практики бизнеса.

  • историю культуры, лишь недавно вышедшую из тени политической истории и сразу же овладевшую кругом проблем, связанных с человеком и его духовным совершенствованием; вниманием к внутреннему миру как «великой», так и «рядовой» личности; приоритетом современной социокультурной истории в ряду других и переориентацией ее «от социальной истории культуры к культурной истории социального»; вниманием к анализу произведений искусства: живописи, кино и театра, музыки, архитектуры, литературы и др.; тенденциям и течениям в культуре ХХ в. – реализму, модернизму, постмодернизму; интересом к религии и различным церковным конфессиям, течениям, сектам; к массовой и элитарной культуре; к осмыслению всего наследия человеческого таланта на протяжении столетий;

  • интеллектуальную историю – выделившуюся в последнее десятилетие в специальную область исторического знания: с определенным уклоном в историю идей, рожденных в обществе когда-либо и кем-либо; в сферу как идейного наследия отдельных выдающихся ученых, так и общественных теорий либерализма, консерватизма, социализма и др.; политических учений и их роли в развитии общества; в историю науки и научных открытий; повышенным интересом к истории образов и представлений и «воображаемой истории»; признанием основной роли языка, текста и нарративных структур в историописании в результате так называемого «лингвистического поворота», стершего границы между реальностью и вымыслом, документом эпохи и опосредованным текстом-дискурсом, историей и литературой; к историографии общественной, политической, философской и исторической мысли; повышенным интересом к способам производства, сохранения, передачи информации и исторической памяти.

Ответив на вопрос «Что изучать?», мы должны дать ответ и на второй – «Как изучать новейшую историю?».

Как:

  • опора на источники по социальной, экономической, политической и культурной истории; понимание того факта, что история – это не само прошедшее, а знания, полученные историками из первоисточников как «реликтов» прошлого;

  • изучение зарубежной истории изнутри, т.е. целиком погружаясь в конкретные события, в ментальность людей прошлого, их психологию и языковые структуры, в социокультурные процессы эпохи;

  • самостоятельный анализ, а не использование штампов и стереотипов, выработка собственной точки зрения;

  • открытость, стремление к диалогу с «голосами прошлого», дошедшими до нас в текстах; плодотворный научный обмен с зарубежными коллегами и научная интеграция;

  • во главу угла – изучение «Человека в истории», «очеловечивание» исторических исследований, отказ от обезличенных, выхолощенных социологизированных схем и бесплодных абстрактных моделей;

  • стремление наполнить кладовую истории частным, единичным, уникальным опытом, поиск особенного и специфического, а не следование «слепым» закономерностям и глобальным теориям, подгонка под них живой ткани истории;

  • нет места историческому фатализму, предопределенности; понимание того факта, что каждое явление в истории неповторимо и существуют различные альтернативы и варианты его развития; признание активной роли личности как важнейшего субъективного фактора истории;

  • не только событийная, рассказывающая, но и проблемная, интерпретирующая история, не сторонняя наблюдательница, но активная и социально значимая сторона процесса познания;

  • признание исторического развития не запрограммированным движением к прогрессу, но умение разглядеть в нем драматические откаты назад и понимание кризисов как необходимых импульсов и источников дальнейшего развития, поэтому право историка на ревизию и переосмысление прошлого с позиции сегодняшнего дня является неотъемлемым в поиске истины;

Новейшая история стран Европы и Америки включает в себя индустриально развитые страны или страны западного мира, объединенные общностью исторических судеб, высоким уровнем производства и потребления, развитыми демократическими институтами государственной власти и гражданского общества, а также ценностями христианской цивилизации. В самом курсе новейшей истории выделяется пять больших периодов:

  1. Межвоенный период как платформа развития альтернатив либерализма-коммунизма-фашизма (1918-1939 гг.).

  2. Вторая мировая война как преодоление глобального кризиса гуманизма и прообраз будущего мира (1939-1945 гг.).

  3. Период послевоенной реконструкции, экономического подъема и «холодной войны» (1945-1960-е гг.).

  4. Период мировых кризисов и завершения противостояния двух систем (70-е – 80-е гг. ХХ в.).

  5. Современная история или эпоха глобальной трансформации мирового сообщества (1990-е гг. – начало ХХI в.).

Самостоятельную работу для освоения курса новейшей истории необходимо начинать с проработки источников, которые являются «продуктом культуры и объективированным результатом человеческой деятельности». Историк должен уметь задать свои вопросы источнику: Что за событие, его хронологические рамки? Каковы его причины? Как, в какой форме оно происходило? Каковы его движущие силы и характер? Какие последствия оно имело? Но главным вопросом историка является вопрос «Почему?», а ответом на него и станет собственно исторический анализ поставленной проблемы.

Источники даны по всем историческим направлениям: политической, социальной, экономической, культурной и интеллектуальной истории. Представленные документы эпохи строго отобраны и даны постранично. Опора на источник – обязательное требование к выступающему по конкретному вопросу, оно способствует объективному усвоению материала и выработке самостоятельного взгляда. После проработки источника начинается работа с литературой, которая очень широко представлена в пособии. Почему? Во-первых, необходимо представить разные точки зрения на проблему; во-вторых, каждому вопросу семинарского занятия соответствует своя группа книг и статей, необходимых для дальнейшего использования их при подготовке к экзаменационным вопросам; в-третьих, знание исторической литературы и источников – важнейшее требование к профессиональному историку, тем более, что на их самостоятельный поиск уходит значительная часть времени.

Курс рассчитан на 174 часа и читается студентам четвертого курса исторического факультета. Курс предполагает лекционные и семинарские занятия. По итогам изучения курса студента сдают зачет и экзамен. Зачет и экзамен по курсу основан на балльно-рейтинговой системе.

Общая оценка по курсу складывается из суммы баллов за работу в семестрах и за ответы на зачете и экзамене.

За работу в семестре студент может получить максимально 50 баллов. Минимальная сумма баллов составляет 25,5. Студенты, получившие за работу в семестре меньше этой суммы баллов, к зачету и экзамену не допускаются.

Работа в семестре подразумевает:

  • посещение занятий: максимально 10 баллов (делится на количество занятий),

  • написание контрольных работ: максимально – 30 баллов,

  • написание реферата: максимально 10 баллов (2 балла – за введение, 4 балла – за содержание, 2 балла – за заключение, 1 балл – список источников и литературы, 1 балл – иллюстрации и оформление).

За ответ на зачете и экзамене студент может получить максимально 50 баллов, минимально – 25,5 баллов. Однако, если студент набрал при ответе на зачете менее 25,5 баллов, но при суммировании с количеством баллов за работу в семестре он набирает 51 и более баллов, то он получает зачет (экзамен).

Программа дисциплины «Новейшая история стран Европы и Америки».
Ч.1-2. 1918-2010 гг.


Введение

Понятие «новейшая история», его современная интерпретация. Место новейшей истории в общеисторическом процессе. Современная западная цивилизация и ее основные черты. Теории «индустриального» и «постиндустриального» общества. Периодизация новейшей истории. Предмет, содержание и периодизация курса новейшей история стран Европы и Америки 1918-2010 гг. Основные источники и литература.

Формирование нового миропорядка после Первой мировой войны (1918-1920 гг.)

Крушение Германской империи. Нарастание экономического, политического и военного кризиса в Германии осенью 1918 г.

Успехи и трудности послевоенного восстановления экономики. Планы «экономического возрождения Европы». Экономическая стабилизация как новый этап модернизации, ее основные источники и проявления.

Политическая стабилизация капитализма. Расширение социальной базы государства. Укрепление политического центризма. Идеология социального партнерства. Интеграция мировой социал-демократии в политическую систему демократического государства. Лейборизм. Рабочий социалистический Интернационал.

Возникновение Версальской системы международных отношений

Победа стран Антанты в мировой войне. Усиление международных позиций США, Великобритании, Франции. Планы послевоенного переустройства мира. «14 пунктов» президента В. Вильсона. Парижская мирная конференция. Обсуждение вопроса о коллективной безопасности. Создание Лиги Наций. Передел колоний. Мандатная система. Рассмотрение условий мирных договоров с Германией, Австрией, Болгарией, Венгрией. Установление послевоенных границ европейских государств. Принцип этнограниц. Разоружение побежденных стран. Репарационная проблема. Основные принципы Версальского миропорядка.

Страны Европы и Америки в период послевоенного восстановления и стабилизации (1918-1929 гг.)

Влияние Первой мировой войны на экономическое положение стран Европы и Америки. Обострение социальных проблем. Активизация рабочего движения. Восстановление народного хозяйства и стабилизация социально-экономической ситуации. «Просперити». Образование новых правительственных блоков. Внутренняя политика и социальное законодательство правительств стран Европы и Америки. Возникновение фашистских организаций в начале 20-х гг. Активизация фашистских и авторитарных движений. Фашизм как разновидность тоталитаризма. Общие черты и национальные особенности фашистских режимов. Государственная власть, политические партии и фашизм в демократических странах.

Мировой экономический кризис и пути его преодоления

Происхождение мирового экономического кризиса, его характер и отличительные черты. Социальный кризис. Поиски путей преодоления кризиса. Концепция «эффективного спроса» Д.М. Кейнса. Усиление государственного регулирования экономики. Модели государственного регулирования. Кейнсианство и неолиберализм. Динамика экономического развития в 30-е гг. Социальная политика государства. «Красные тридцатые» и становление социально ориентированного общества. Экономический кризис, обнищание и радикализация масс.

Крах Версальской системы международных отношений (1938-1939 гг.)

Наступление Германии на Версальские постановления. Военное строительство и перевооружение Германии. Отказ Германии от Локарнских соглашений. Оккупация Рейнской зоны. Формирование блока фашистских государств. «Ось Берлин – Рим». Новые тенденции в политике Великобритании и Франции. «Невмешательство» и «умиротворение агрессора». Англо-германские переговоры 1937 г.

Начало территориальных изменений в Европе. Нацистский аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение. Геополитическая ситуация и расстановка сил в Европе после Мюнхена. Проблемы европейской безопасности. Формирование франко-британского военно-политического альянса. Безрезультативность англо-франко-советских переговоров 1939 г.

Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

Начало войны в Европе. Ликвидации польского государства. Германо-советский договор «о дружбе и границе». Политика Великобритании и Франции. «Странная война». Мирный договор 1940 г. Германская агрессия против Дании и Норвегии и франко-британская дипломатия.

Расширение плацдарма второй мировой войны. Формирование антифашистской коалиции (июнь 1941-1943 гг.). Формирование основных театров военных действий. Проблема второго фронта. Военные действия в Северной Африке. Высадка союзников в Италии. Свержение Муссолини. Поражения немецких войск на Восточном фронте. Укрепление военно-экономического потенциала стран антифашистской коалиции. Обсуждение вопроса о втором фронте на конференции «большой тройки» в Тегеране.

Завершение войны в Европе (1944-1945 гг.). Движение Сопротивления. Освободительные восстания в Европе. Военно-политическое положение Германии. Встреча на Эльбе. Безоговорочная капитуляция Германии.

Послевоенное устройство мира

Американо-британский взгляд на принципы послевоенного мироустройства. Атлантическая хартия. Декларация Объединенных Наций. Первые советские предложения о послевоенном урегулировании в Европе. Западные страны и вопрос о Восточной Европе. Визит У. Черчилля в Москву. Решение проблем послевоенного мира и безопасности в Западном полушарии. Создание Организации Объединенных Наций. Потсдамская конференция: определение новой системы мирополитических отношений. Нюрнбергский процесс и наказание фашистских преступников.

От войны к миру: страны Европы и Америки в середине 1940-х - начале 1950-х гг.

Новое распределение сфер влияния в мире. Процесс разделения мира на две противостоящие друг другу группировки государств Запада и Востока. «Доктрина Трумэна» и «план Маршалла». Складывание биполярного строения международных отношений. Возникновение «холодной войны» и гонки вооружения. Образование противостоящих друг другу военно-политических союзов — НАТО (1949 г.) и Организации стран варшавского договора (1955 г.). Берлинский кризис. Роль ООН в условиях международной напряженности. Распад мировой колониальной системы. Сущность политики неоколониализма.

«Экономическое чудо»: страны Запада в 1950-е - начале 1960-х гг.

Особенности развития стран Западной Европы и Северной Америки в условиях научно-технической революции. Становление постиндустриального общества на Западе. Успехи и противоречия в интеграционном процессе в Западной Европе. Социально-политическая обстановка в индустриально развитых государствах, причины ослабления в них рабочего движения и левых сил. Формирование «общества потребления» и его сущность. Германское и Итальянское экономическое чудо: общее и особенное. Основные характеристики среднего класса.

«Эра перемен»: мировое сообщество в 1960-е – середине 1970-х гг.

Успехи социально-экономического развития в индустриально развитых странах Запада и кризисные черты «общества потребления». Обострение социальных, политических и экономических противоречий в условиях НТР. Массовые антибуржуазные и антивоенные движения протеста. Проблема «отцов и детей» и «студенческая революция» 1968 года. «Красный май» во Франции и «жаркая осень» в Италии. Новые левые. IV анархо-синдикалистский Интернационал. Вторая волна феминизма. Иммиграция и этноконфессиональные проблемы в Европе. Выступления индейцев и «негритянская революция» в США. Либерализация социокультурного законодательства и повсеместный кризис правительств. Спад активности массовых общественно-политических движений. Расцвет политического террора. Мировой экономический кризис 1974-1975 гг. Стагфляция. Резкое падение уровня жизни и обнищание широких слоев населения.

«Неоконсервативная революция» и страны Запада в конце 1970-х-1980-е гг.

Сущность философии неоконсерватизма. Основные черты «неоконсервативной революции» в странах Запада. «Рейганомика» и «тетчеризм». Приватизация. Монетаризм. Рост безработицы и обострение классовых противоречий. Сокращение бюджета и социальных расходов. Массовые антивоенные и антикапиталистические выступления. Борьба с профсоюзами и синдикализмом. Международные отношения от «Афганского синдрома» к перестройке. Советско-американские переговоры в Женеве. Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности 1987 г.

Мир после завершения «холодной войны» в 1990-е гг.

Процесс прекращения «холодной войны» и конфронтации между Западом и Востоком и его особенности. Образование единого германского государства. «Бархатные революции». Роспуск военно-политического союза стран Варшавского договора. Распад Советского Союза и федеративного устройства бывших соцстран. Рост национализма и возникновение очагов гражданских войн. Новая роль ядерного оружия. Советско-американские договоры по СНВ, СНП и обычным вооружениям.

Расширение масштабов использования международных сил ООН в рамках «миротворческих» операций. Усиление позиций США как сверхдержавы.

Мировое сообщество на пути от биполярного к однополярному миру.

Мировое сообщество в начале XXI века.

Атака международного терроризма против США 2001 г. Операция возмездия против международного терроризма. Оккупация войсками коалиции Ирака и Афганистана вопреки решению Совета безопасности ООН. Разрастание Арабо-Израильского конфликта.

Новые приоритеты в международной политике. Глобализация и ее сущность. Антиглобализм. «Золотой миллиард» и проблема «Север-Юг». Возрастание ядерной угрозы и попытки ограничения «ядерного клуба». Загрязнение окружающей среды и возрастание экологической катастрофы. «Саммит расширение» ЕС в Афинах 2004 г. Конституция Евросоюза и проблемы ее ратификации. Лиссабонский договор 2007 г. Назревшая проблема реформирования ООН и ее институтов.

Календарный план курса
«Новейшая история стран Европы и Америки». Ч.1. 1918-1945 гг.





Тема

Кол-во часов



Введение в курс новейшей истории

2



Международные отношения после Первой мировой войны (начало)

2



Международные отношения после Первой мировой войны (окончание)

2



Революционный кризис и революции в странах Центральной Европы

2



Германия в период Веймарской республики

2



Германия в период Третьего рейха

2



Великобритания в межвоенный период

2



История Великобритании (окончание)

2



Франция в 1920-е – начале 1930-х гг.

2



Франция в эпоху «Народного фронта»

2



История США от «просперити» к «великой депрессии»

2



США в эпоху «нового курса» Ф. Рузвельта

2



Внешняя политика США в межвоенный период

2



Италия под властью Б. Муссолини

2



Испания: от республики к гражданской войне

2



Страны Латинской Америки: общие тенденции развития первой половины ХХ в.

2



Вторая мировая война (начало)

2



Вторая мировая война (окончание)

2




Итого:

36


«Новейшая история стран Европы и Америки». Ч.2. 1945-2010 гг.




Тема

Кол-во часов



Векторы мировой истории XX века. Периодизация и историография курса

2



Экономическая история стран Запада

2



Социальная история стран Запада

2



Политическая история стран Запада

2



«Государство благоденствия» во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



История культуры стран Запада

2



Ялтинская система международных отношений и начало «холодной войны»

2



История европейской интеграции: этапы, сущность, особенности

2



История международных отношений во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



США во второй половине ХХ века

2



История США (продолжение)

2



История США (продолжение)

2



История США (продолжение)

2



История США (продолжение)

2



История США (окончание)

2



Великобритания во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



История Великобритании (продолжение)

2



История Великобритании (продолжение)

2



История Великобритании (окончание)

2



Франция во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



История Франция (продолжение)

2



История Франции (продолжение)

2



История Франции (окончание)

2



Германия во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



История Германии (продолжение)

2



История Германии (продолжение)

2



История Германии (окончание)

2



Италия во второй половине ХХ - начале XXI вв.

2



История Италии (продолжение)

2



История Италии (окончание)

2



Испания и Португалия: от авторитаризма к демократии (вторая половина ХХ – начало XXI вв.)

2



«Скандинавская модель» во второй половине ХХ – начале XXI вв.

2



Латинская Америка во второй половине XX – начале XXI вв.

2



История Латинской Америки (окончание)

2




Итого:

68



  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Порцель а. К., к и н., доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма курса для студентов заочного отделения исторического факультета...
Учебный курс «Всеобщая история: Новейшая история» является частью университетского курса «Всеобщая история». Цель курса «Всеобщая...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новеишая история зарубежных...
Целью курса «Новейшая история стран Запада» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс новейшая история стран европы и америки...
Рецензент: кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социально-экономических дисциплин Набережночелнинского государственного...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф 4 новая и новейшая...
Голигузов д. В., к ф н., доцент, декан факультета иностранных языков и журналистики ноу впо мибо
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по модулю 6 «История стран Запада в...
Целью изучения дисциплины является систематизированное изучение экономического, политического и социального процесса развития стран...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины дпп. Ф. 04 Новая и новейшая история зарубежных...
Цель дисциплины «Новейшая история стран Азии и Африки» – познакомить студентов с основными закономерностями и спецификой политического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф новая история стран...
Кузь в. В., кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой всеобщей истории (мгпу)
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconПрограмма дисциплины фтд. 03 История стран америки цели и задачи...
Целью курса «История стран Америки» является ознакомление студентов с основными закономерностями и спецификой социально-экономического...
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине новейшая история европы...
Курс строится на основе проблемно-хронологического и страноведческого принципов организации исторического материала
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconНовейшая история стран Европы и Америки ХХ в
Цель курса – способствовать расширению знаний и формированию общего исторического кругозора будущих журналистов
Учебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая история стран Европы и Америки» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине сд. Ф новая и новейшая...
Федоров в. Е., к ф н., доцент, зав кафедрой социально-гуманитарных дисциплин ноу впо мибо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск