Скачать 161.79 Kb.
|
ОглавлениеОглавление 2 Происхождение Масленицы 2 Языческий и христианский смысл праздника Масленицы 3 Главные обряды и обычаи праздника 4 Название дней масленичной недели 8 Заключение 12 Список литературы 13 С древних времен и по сей день люди праздновали столь прекрасный и удивительный праздник, как Масленица. Этот праздник в народе был и остается одним из самых любимых, неумирающих, прекрасных и захватывающих. Несмотря на то, что, к сожалению, современный народ забывает о существовании многих праздников, этот праздник всегда отмечают с удовольствием. Возможно, это празднование отмечают не с тем размахом как раньше, но хотя бы люди просто пекут блины, ходят к друг другу в гости, рассказывают истории, мифы об этом праздники, жгу чучело, устраивают всевозможные игры, забавы. Раз этот праздник может объединить народ, дает возможность провести вместе время, побаловать себя вкусностями, то скорее всего можно утверждать, что данная тема является весьма интересной и трепещущей, а тем более актуальной. Цель данной работы выявить происхождение данного праздника, его языческий смысл, ознакомиться с днями масленичной недели, понять, чем же примечателен каждый из них, какие забавы раньше существовали на Руси. Происхождение МасленицыМасленица — неделя, предшествующая Великому посту и разделяющая в славянском народном календаре два главных его сезона — зиму и весну. Наиболее широко отмечалась у русских, у западных славян и у южных славян - католиков, менее широко — у православных южных славян и очень скромно — на Украине и в Белоруссии. У русских начало Масленицы приходилось на воскресенье за неделю до Великого поста. Есть много легенд о происхождении масленицы. Согласно одной из них, Масленица родилась на Севере и была дочерью Мороза. Однажды увидел ее человек, прячущейся за снежным сугробом, и попросил защитить его деревню от холода и вьюги, согреть людей и развеселить. И Масленица пришла, но не той хрупкой девочкой, что пряталась в лесу, а явилась здоровой ядреной бабой с жирными румяными щеками, коварными глазами, не с улыбкой на устах, а с хохотом. Она заставила людей забыть о зиме, разогрела зазябшую кровь в их жилах, схватила за руки и закружила в пляске до обморока. Масленица - один из немногих старинных языческих праздников проводов зимы, сохранившихся в России и после принятия христианства в 10веке. Масленица приходится на неделю, предшествующую Великому посту. Ее начало колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю). Масленица была воспринята христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Во время масленицы человек отводит душу в преддверии тяжелого и длительного Великого поста. Языческий и христианский смысл праздника МасленицыС течением времени Масленица стала считается не только христианским, но и языческим праздником. Но каковы же основными черты христианства и язычества, которые дают нам право утверждать об этом? Масленица празднуется в период сырной седмицы. Сырная неделя является тем периодом, когда в последний раз можно вкушать молочные продукты - молоко, сыр, сметану, масло. Казалось бы, празднование Масленицы перед Великим постом непосредственно указывает на его христианский смысл, однако многие ученые считают, что этот праздник носит далеко не христианский характер, так как он берет свое начало в языческой традиции празднования дня весеннего солнцеворота, хотя есть нестыковка данных фактов: весенний солнцеворот определен конкретным числом, а масленица, привязанная к Великому посту, может праздноваться как зимой, так и весной, как около дня весеннего солнцеворота, так и задолго до него (более чем за месяц). Отсюда возникает вопрос, откуда появилось такое мнение? Ответ очевиден. Это мнение возникло на обрядовой стороне праздника и на его атрибутике, которые подтверждают его разгульность, что никак нельзя признать христианским. Но существуют факты, которые подтверждают христианский характер Масленицы. Например, катание с горы ассоциируется ни чем иным, как с грехопадением, - не случайно сначала катается девушка, а затем девушка вместе с юношей: так пала первой Ева, которая повлекла за собой и Адама. Масленичное чучело - это символ «ветхости», греховности. Его сжигание - преодоление «ветхого человека» и, тем самым, преодоление смерти. Материал чучела - солома - тоже символизирует ветхость, так как легко поддается тлению. Кроме того, само по себе сжигание тоже неслучайно, так как огонь - важное составляющее христианской символики. Огонь - это плотское, греховное («огонь страсти»), адское («огонь неугасаемый»). Огонь противоположен воде - очищению, победе над грехом. Что же касается таких известных масленичных игр, как взятие снежного городка и кулачные бои, то та борьба, то сражение, которые в них заложены, превращаются из шутливой забавы в борьбу между жизнью и смертью, если смотреть на эти игры через призму христианской символики. Неслучайно победителя снежного городка награждали… купанием в проруби! Эта парадоксальная награда вполне естественна и закономерна именно в христианской трактовке игры: взявший приступом снежный городок преодолел барьер - смерть и получил крещение в жизнь вечную. И все же. Как быть с тем разгулом, доходящим до безобразия, как быть с разнузданным кутежом, который оборачивался пьянством, набиванием животов, драками и даже убийствами? Не язычество ли это? Да, ответим, язычество. Язычество - как отражение греха в человеческой природе, как религии наизнанку. Можно найти в праздновании масленицы элементы язычества. Однако большая их часть по сути дела являются обычным проявлением греха «ветхого человека» вне зависимости от его религиозной принадлежности, а другая - действительно наследие язычества, которое можно увидеть, в частности, в некоторых песнях явно языческого содержания. Сущность же масленицы, думается, все-таки христианская. На самом деле многие люди не относят себя ни к язычниками, ни к христианам, они просто живут и не верят ни в то, ни в другое или просто считают, что этот праздник или чисто языческим, или наоборот христианским, поэтому празднуют его все, поэтому праздник Масленица стал по сути народным и празднуется с древних времен и по сей день. Главные обряды и обычаи праздника
Название дней масленичной неделиСмена забав и веселья в течение недели имела определенную последовательность, что закрепилось в названиях дней масленицы. Рассмотрим каждый из дней Масленичной недели. Понедельник – встреча. В этот день из соломы делали чучело Масленицы, надевали на него старую женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Затем Масленицу ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях. В старину дети с утра выходили на улицу строить снежные горы, скороговоркой причитывая: "Звал, позывал чистый семик широкую масленицу к себе в гости на двор. Душа-ль ты моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь, приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться". После этих зазываний дети начинали кричать: "Масленица приехала, масленица приехала!" и устраивали кулачные бои в честь приезда дорогой гостьи. Зажиточный люд начинал встречу Масленицы посещением родных. С утра свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, а вечером сами приходили к сватам в гости. Тут за круглой чаркой и устанавливалось, когда и где проводить время, кого звать в гости, когда кататься по улицам. К первому дню Масленицы устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Не кататься с гор и на качелях, не потешаться над скоморохами значило в старину - жить в горькой беде, а на старости лет лежать на смертном одре, сидеть калекой без ноги. Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные - с четверга или пятницы. В старину первый блин отдавался нищей братии на помин усопших, либо его клали на слуховое окошко для душ родителей. Кладя этот блин на окно, приговаривали: "честные наши родители, вот для вашей души блинок". Опару для блинов стряпухи готовили с особыми обрядами. Одни опару готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц, приговаривая: "месяц ты месяц, золотые рожки твои рожки! Взгляни в окошко, подуй на опару". Считалось, что будто бы от этого блины становятся более белыми и рыхлыми. Другие выходили вечером готовить опару на речку, колодец или озеро, когда появятся звезды. Приготовление первой опары держалось в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу. Где нет свекра или свекрови, а молодые встречали первую масленицу, тещи приходили к своим зятьям учить дочек блины печь. Обычно, зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Получить такое приглашение почиталось за великую честь. Званная теща была обязана прислать с вечера весь блинный снаряд: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят блины. Тесть же присылал мешок муки и кадушку масла. Вторник – заигрыш. Во вторник начинались безудержные, веселые и разудалые игры, катания, забавы. На заигрыши с утра девицы и молодцы ходили в гости - покататься на горах, поесть блинов. В богатых домах к этому дню братья строили во дворах домов горки для сестер, а от дома к дому ходили "позыватки" - люди, через которых хозяева того или иного дома приглашали друзей к себе в гости. Позываток встречали с почетом, угощали блинами и вином, прося кланяться хозяину и хозяйке с детками и всеми домочадцами. Отказ тогда объявлялся общим выражением: "у нас состроены у самих горы и гости прошены". Соседи толковали такие отказы по-своему: "здесь-де начинается разлад и дочку прочат за другого". Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу. Гостей принимали-встречали у ворот, у крыльца. После угощения отпускали покататься на горы, где братцы высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Среда – лакомка. На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. А ведь раньше зятьев было не один-два, как в современных семьях, а по пять-десять! Вот и приходилось теще всех привечать и угощать, да так, чтобы ни один в обиде не остался. Так что была Масленица разорительным праздником для тех семей, где много дочерей. Отсюда и пошла поговорка: "хоть с себя все заложи, но масленицу проводи!" Бывало, что в этот день в деревнях устраивались "девичьи съезды": молодые и пожилые женщины в праздничных платьях катались по деревням и селам отдельно от мужчин и распевали веселые песни. А по вечерам пели песни про заботливую тещу, угощающую зятя блинами; разыгрывали фарсы с наряженным медведем про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек-то теще спасибо сказал. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет". Четверг – разгул. В четверг начинался широкий разгул: катание по улицам, кулачные бои и разные обряды. Например, крепили к огромным саням столб, привязывали на него колесо, а на колесо сажали мужика - балагура и затейника с вином и калачами, а вслед за этим "поездом" с песнями тянулся народ. А еще начинали чучело Масленицы возить и колядовать: наряженные детишки ходили от дома к дому и пели: "Трынцы-Брынцы, пеките блинцы!", выпрашивая таким образом себе угощение на праздничный вечер. Пятница – тещины вечерни. Не успели тещи в среду накормить зятьев блинами, как уж теперь зятья приглашают их к себе в гости! Ведь в пятницу, на тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения же бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Раньше зять должен был вечером лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных, парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Суббота – золовкины посиделки. В субботу, на золовкины посиделки (золовка - сестра мужа) молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она созывала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа уже были замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам. Новобрачная невестка должна была одарить своих золовок подарками. Интересно, что само слово "золовка", как считалось, происходит от слова "зло", так как сестры мужа относились к невестке ("пришедшей невесть откуда") недоверчиво и настороженно - вспомним, хотя бы русские народные сказки. Воскресенье – прощенный день. Воскресенье было наиболее важным днем масленичной недели — заговенье перед началом Великого поста. В России этот день называли Прощеным воскресеньем, когда близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные им обиды и неприятности; по вечерам принято было посещать кладбища и “прощаться” с умершими. Основным эпизодом последнего дня были “проводы масленицы”, нередко сопровождаемые возжиганим костров. В России к этому дню делали чучело Масленицы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, иногда посадив чучело на колесо, воткнутое сверху на шест; выйдя за село, чучело либо топили в проруби, либо сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Иногда вместо куклы по селу возили живую “Масленицу”: нарядно одетую девушку или женщину, старуху или даже старика - пьяницу в рванье. Затем под крик и улюлюканье их вывозили за село и там высаживали или вываливали в снег (“проводили Масленицу”). Там же, где не делали чучела Масленицы, обряд “проводов масленицы” состоял, главным образом, в возжигании общесельских костров на возвышенности за селом или у реки. В костры помимо дров бросали, всякое старье — лапти, бороны, кошели, веники, бочки и другие ненужные вещи, предварительно собранные детьми по всей деревне, а иногда и специально для этого украденные. Иногда сжигали в костре колесо, символ солнца, связываемый с приближающейся весной; его чаще надевали па жердь, воткнутую посреди костра. У западных и южных славян русской “Масленице” соответствовали Запуст, Менсопуст, Пуст и некоторые другие персонажи - чучела, “проводами” которых завершалась масленичная неделя. В центральных областях России “проводы масленицы” сопровождались удалением за пределы культурного пространства скоромной пищи, символизирующей Масленицу. Поэтому в кострах действительно иногда сжигали остатки блинов, масла, лили туда молоко, однако чаще просто говорили детям, что в костре сгорели все скоромные блюда (ср.: “молоко сгорело, в Ростов улетело” и под.). Некоторые обычаи были адресованы детям и должны были устрашить их и принудить к послушанию: на Нижегородчине в последнее воскресенье масленичной недели в центре села устанавливали шест, на который влезал мужик с веником и, делая вид, что бьет кого-то, кричал: “Не проси молока, блинов, яичницы”. Среди других обычаев и развлечений масленичной недели было ряжение (в России ряженые сопровождали чучело Масленицы), вождение “козы” или “козла” (восточная Украина), кулачные бои и игры в мяч (порой весьма жестокие и заканчивающиеся увечьями), петушиные и гусиные бои, качели, карусели, молодежные вечерки и др. В последний день масленицы все друг у друга просили прощения, новобрачные ездили по своим родным, одаривали тестя и тещу, сватов и дружек за свадебные подарки. Ездили также одаривать кума с кумой: считалось, что самый почетный подарок для кума - полотенце, для кумы - кусок мыла. В воскресенье сжигали чучело, как символ зимы, которая закончилась. А пепел развевали над полями - «на богатый урожай». В деревнях жгли костры, но не обычные - из хвороста да поленьев, а из соломы да старых вещей. Бросали в костер все, что в новом году уже не понадобиться, чтобы освободиться от всего ненужного. В городах же костры разводили с другой целью - растопить ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы - холод и лед. Вечером между родными и близкими происходило Прощение: дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, после них приходили все близкие и родные. Таким образом, люди освобождались от старых обид, накопленных за год, и встречали новый год с чистым сердцем и легкой душой. Прощание с Масленицы завершалось в первый день Великого поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно “полоскали зубы”, т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для “вытряхивания блинов” устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и “парили” молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. ЗаключениеВ ходе работе были выделены основные дни масленичной недели, было показано, как раньше люди веселились на Руси, с чем вообще был связан обычай печь блины. В результате проделанной работы хочется дополнить, что важнее всего соблюдать традиции, передавать их из поколения в поколение, а не думать, что это идет с человеком с рождение или же не уделять этому должно внимания. Наша страна удивительна своим народ, своими обычаями и традициями, а для того, чтобы жить полноценной жизнью, мы сами должны прививать обычаи и традиции нашей страны нашим детям, внукам, передавать друг другу, в противном случае – культура страны будет увядать, а в конечном счете вообще вымрет. Все в наших руках… Список литературы
|
Технический университет Кафедра культурологи тема: «Происхождение,... Масленица (до XVI века – Комоедица) – один из древнейших праздников религии друидов (волхвов), до принятия христианства единой у... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Начало учебного процесса в первую смену в 30. часов. «Нулевые» уроки в расписании отсутствуют. Продолжительность учебной недели для... | ||
Основное общее образование Срок освоения образовательных программ основного общего образования в 5-9 классах составляет 5 лет. Продолжительность учебного года... | С. А. Трубачеева д. Алагуй, Иркутская обл За несколько дней до начала недели в коридоре вывешивается объявление следующего содержания | ||
Урок по теме «Дни недели» Задача: познакомить детей с названиями... Емени. Развивающая: Развитие речи – усложнение и обогащение ее словарного запаса, Развитие мышления – развитие умений анализировать... | Тема: Звук Л. Цель Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | ||
Мой хутор, моя малая Родина Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | Методическая разработка проведения непосредственно образовательной деятельности Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Продолжать учить детей ориентироваться во времени: знание дней недели, их последовательность | Отчёт о проделанной работе предметной недели по географии, биологии... Для проведения предметной недели был составлен план работы. Определены по дням недели мероприятия, их содержание, класс, ответственные.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учить детей измерять объём жидких тел с помощью условной меры. Упражнять в названии дней недели, знать их последовательность | ||
Урок : "Daily activities" введение грамматического материала по теме... Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | Анализ предметной недели «Знатоки математики в мбоу «сош №3 с. Алхан-Кала» Любой ученик должен найти себе дело по силам и интересам, так как принцип проведения недели: каждый ребенок является активным участником... | ||
Конспект урока Тема урока : Мои увлечения. Настоящее простое время:... Знать: названия дней недели, образование числительных до 100; конструкцию вопросительного предложения в Present Simple | Семь лучей бога на семь дней недели Я по мере своих сил творю свой мир как человек особой профессии – я учитель биологии. На вопрос, что изучает биология, каждый ответит... |