Рабочая программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории «Россия и мир в XX веке».
Пояснительная записка. Рабочая программа по истории составлена на основе авторской программы под редакцией Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия и мир в XX веке. 11 класс. М.; Просвещение, 2008.
Рабочая программа позволяет познакомиться с целями, содержанием, общей стратегией обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного предмета, а также конкретизирует содержание предметных тем обязательного стандарта, задаёт последовательность изучения материала.
Рабочая программа используется при тематическом планировании курса и является ориентиром в выборе учебников.
Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является переход на более высокий уровень исторического образования школьников. Критерием качества исторического образования в полной средней школе выступает степень овладения навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитие их коммуникативной культуры учащихся. Программа предполагает широкое использование межпредметных связей, особенно с обществознанием, не только в использовании учащимися понятийного аппарата, но и в формировании и развитии умений и навыков.
Основные содержательные линии рабочей программы базового уровня исторического образования на данной ступени реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Изучение курсов происходит интегрировано, что определено авторской программой и соответствует учебнику.
Рабочая программа соответствует авторской программе и указанному учебнику.
ЦЕЛИ:
способствовать осуществлению гражданско-патриотического, нравственного воспитания учащихся как важнейшей задачи обучения в школе;
углубить и развить знания по истории, полученные в рамках первого концентра исторического образования в основной школе, за счёт проблемности содержания курса, расширения понятийного аппарата, выявления причинно-следственных связей явлений, раскрытия многомерности исторического процесса;
помочь социализации учащихся, формированию у них основы для реализации ключевых социальных, политических, коммуникативных компетенций.
Место предмета в Базисном учебном плане.
Соответственно действующему Базисному учебному плану на изучение история базового уровня в 11 отведено по два часа в неделю ( 68 часов) Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно – следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Литература: Данная рабочая программа ориентирована на учебник:
История. Россия и мир в XX – начале XXI века. 11 класс: учеб. Для обраэоват. учреждений: базовый уровень / Л. Н. Алексашкина, А.А.Данилов, Л. Г. Косулина. М.: Просвещение, 2011.
Учебно-тематическое планирование.
№ п/п
| Тема Урока
| Кол-во часов
| Тип, вид урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля, измерители
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее задание
|
Индустриальная модернизация традиционного общества (1900 – 1914 гг.)
| 1
| Введение
в историю
| 1
| Урок
изучения новых знаний.
Вводная лекция
| Новейшая эпоха.
Проблемы периодизации новейшей
истории.
Россия в XX в.
| Знать: отличительные черты Новей-
шей эпохи; варианты периодизации
истории России XX в.; критерии вы-
деления периодов в истории отдельных стран;
понятия: Новейшая эпоха, глобальность, международная интеграция. Уметь: объяснять, почему XX в. Называют переломным; высказывать свое мнение о том, какой рубеж начала Новейшей эпохи является более обоснованным и почему, в чем состоит значение быстрого технического прогресса для истории XX в.; устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, анализировать; структурировать учебный Атериал в виде тезисного плана; работать с картой
| Беседа; тезисный план,
работа с текстом учебника, с картой; понятийный аппарат, опорный конспект
| Дискуссии
о понятии
«новейшая
история»
| § 1, вопросы
| 2
| Мир
в начале XX
века
| 1
| Комбини-рованный
урок
| Государства и на-
роды на карте мира.
Научно-технический прогресс. Индустриализация. Монополистический капитализм. Изменения социальной структуры индустриального общества. Империи и империализм. Проблемы модернизации. Модели ускоренной модернизации в XX веке
| Знать: какие государства и в силу каких обстоятельств создали на протяжении Нового времени многонациональные и колониальные империи; последствия НТП в начале XX в.; признаки империализма; личности: Склодовская-Кюри, П. Кюри, Резерфорд, Планк, Бор, Эйнштейн, В. И. Ленин, Муцухито (Мэйдзи); понятия: национализм, республиканизм, парламентаризм, монархия, конституционная монархия, либерализм, демократия, каудильистские (олигархические) диктатуры, индустриализация, НТП, империализм, колониализм, модернизация, монополии, картель, синдикат, трест, концерн. Уметь: извлекать из таблиц необходимую информацию; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; характеризовать особенности политических режимов в странах Латинской Америки, объяснять, чем они обусловлены; показывать, в чем выражалась неравномерность экономического развития отдельных стран в конце XIX – начале XX в.
| Работа с кар-
той, беседа,
понятийный
аппарат, рефераты, опорный конспект
| Историки
о сущности
и периодизации научно-технической революции
| § 2, рефераты о научно-
технических открытиях, ученых
| 3
| Страны Европы и США в 1900-1914 гг.
| 1
| Урок изучения новых знаний. Урок-исследование
стол
| Достижения и проблемы индустриального развития. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Демографические процессы. Социальные движения. Политические течения и организации. Консерваторы, либералы,
радикалы. Программные позиции
консервативных,
либеральных и радикальных партий.
Социальные ре-
формы. Национальный вопрос
| Знать: почему монополии появлялись в конце XIX – начале XX века в странах, находящихся на разных уровнях экономического развития; противоречия и негативные последствия индустриального развития; суть проблемы определения задач рабочего движения в начале XX в.; личности: Рокфеллеры, Карнеги, Морганы, Тейлор, Форд, Черчилль, Рузвельт, Тафт, Клемансо, Бернштейн, Бебель, Либкнехт, Люксембург, Каутский, Дебс, Гомперс, Жорес, Д. Ллойд Джордж, Д. Джолитти, Гриффит; понятия: консерваторы, либералы, радикалы, феминистское движение. Уметь: извлекать из текста учебника необходимую информацию; структурировать учебный материал в виде таблицы, тезисного плана, схемы; обсуждать проблемные вопросы; высказывать свое мнение, аргументировать его, используя исторические сведения; работать с картой; характеризовать миграцию населения по плану; разъяснять определение «США – «плавильный котел»» и причины его появления; анализировать взгляды Черчилля; характеризовать предпосылки феминистского движения; формулировать программные позиции консервативных, либеральных и радикальных партий; объяснять раздробленность и частые преобразования социал-демократических и социалистических партий
| Беседа, работа с текстом учебника, схема, таблица, тезисный план, дискуссионные вопросы, понятийный аппарат; работа с картой; таблица «Программы консервативных, либеральных и радикальных партий»
|
| § 3-4, вопросы
| 4.
| Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия
| 1
| Урок изучения новых знаний. Проблемная лекция
| Противоречия российской индустриализации. Особенности развития
сельского хозяйства. Ограничения
свободной купли-
продажи земли.
Российское законодательство в сфере
предпринимательской деятельности
| Знать: особенности индустриальной модернизации России начала XX в.; черты аграрного общества, сохранившиеся в России;
понятия: индустриализация, предпринимательство, аграрное общество.
Уметь: устанавливать причинно-
следственные связи; выяснять, почему
крестьянская передельная община являлась тормозом в становлении индустриального общества; определять, какие цели преследовали ограничения в системе купли-продажи земли; высказывать свое мнение, оправданными ли они являются; выяснять, соответствовало ли российское законодательство требованиям экономического развития страны; извлекать необходимую информацию из текста учебника
| Беседа, проблемные вопросы;
Структурирова-
ние
учебного материала, понятийный
аппарат; работа с кар-
той; схема «Экономическое развитие России в начале XX века»
| Роль общины в жизни крестьянства. Отечественные
предприни-
матели конца XIX-начала XX
века
| § 5, вопросы,
эссе «Роль
России
в мировой
экономике
начала
XX века»
| 5.
| Город
и деревня
России
в процессе
модерниза
ции
|
| Урок практического применения знаний и умений.
Семинар
| Особенности российской социальной модернизации. Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию. Причины слабости буржуазного менталитета в российском обществе.
| Знать: в каких направлениях шли социальные процессы в западных странах в период модернизации; особенности российской модернизации, замедляющие процесс сословной нивелировки общества; характерные черты буржуазного менталитета; причины тормоза социальной модернизации;
понятия: модернизация, урбанизация, менталитет.
| Беседа, проблемные вопросы; анализ документов; работа
с дополни-
тельной литературой,
понятийный аппарат
| Самодержавие сословный
строй
| § 6-7,вопросы,
проекты
(темы выбирают
учащиеся)
| 6.
| Влияние урбанизации и грамотности на социальную модернизацию.
|
| Урок
изучения новых знаний.
| Особенности менталитета русского крестьянства. Влияние города на деревню. Окрестьянивание города. Особенности менталитета российской буржуазии. «Размывание» дворянства
| Уметь: анализировать документы; осуществлять поиск пословиц, отражающих отношение русских крестьян к богатству, власти, труду; работать с дополнительной литературой; устанавливать причинно-следственные связи; делать вывод об уровнях индустриальной и социальной модернизации России; определять, в чем заключалась опасность несоответствия этих уровней
|
|
| 7,вопросы.
| 7.
| Право
и традиции
в российской
политичес-кой
системе
начала
XX в.
| 1
| Урок
изучения новых знаний. Лабора-
торный
урок
| Этапы формирования правового государства. Становление российского
парламентаризма.
«Правовое самодержавие». Ограниченность гражданских прав
населения. Патернализм. Закон и традиции
| Знать: характерные черты правового
государства; суть патернализма;
личности: Николай II, Зубатов;
понятия: правовое государство, гражданские права, патернализм, Сенат,
Синод.
Уметь: сравнивать, находить черты
сходства и отличия политических систем России и Западной Европы, патерналистской системы и правового режима; высказывать свое мнение по вопросам, можно ли Россию считать правовым государством, возможно ли совместить закон и традицию; работать с дополнительной литературой; составлять сравнительные таблицы, схему
| Работа с текстом учебника, сравни-
тельные таблицы: «Политические
системы Рос-
сии и Запад-
ной Европы»,
«Патерналистская система и правовой режим»; схема «Правовое государство»; беседа, понятийный аппарат; работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами
|
| § 8, реферат «Николай II»,
эссе «Правовое самодержа-
вие»
| 8.
| Противоречия формирования гражданского общества в России.
| 1
| Урок
изучения новых знаний.
Проблемная лекция
| Гражданское общество и российская
политическая традиция. Общественные организации.
Организации промышленников.
Женское движение.
Периодическая печать
| Знать: элементы гражданского общества; роль добровольных общественных организаций в становлении гражданского общества; положение женщин в России; роль печати в становлении гражданского общества;
понятия: гражданское общество, феминистское движение.
Уметь: структурировать учебный материал в виде схемы, тезисного плана,
сравнительной таблицы; выявлять
противоречия между российской политической традицией и принципами
гражданского общества; находить отличие женского движения в России
от феминистского движения на Западе;
представлять результаты изучения исторического материала в виде реферата
| Беседа; тезисный план;
сравнительная таблица,
схема «Гражданское
общество»;
реферат «Николай II»,
понятийный
аппарат
|
| § 9, опорный конспект
| 9
| Панорама российского оппозиционного движения начала XX века
| 1
| Урок изучения новых знаний. Практикум
| Рост оппозиционных настроений. Причины оппозиционных движений в России. Идейные течения, политические партии, общественные движения в России в начале XX века. Идея народничества. Особенности российской многопартийности. Социал-демократы. Социалисты-революционеры. Анархисты. Либералы. Программные установки и тактика ведущих политических партий
| Знать: причины оппозиционного движения в России и популярности неонароднических идей; основные взгляды социал-демократов, социалистов-революционеров, анархистов, либералов;
личности: Ленин, Аксельрод, Засулич, Плеханов, Мартов, Кропоткин, Петрункевич, Милюков, Львов, Корнилов и др.;
понятия: оппозиция, социал-демократы, социалисты-революционеры, анархисты, либералы, неонароднические идеи. Уметь: устанавливать причинно-следственные связи; объяснять, почему в России первыми появились партии социалистической ориентации; анализировать документы; делать выводы; высказывать свое мнение; обсуждать проблемные вопросы; работать в группе; сравнивать; устанавливать, в чем заключалось различие российского и западноевропейского социал-демократического движения; давать свою оценку; работать со сравнительной таблицей
| Беседа, работа с текстом учебника, проблемные задания, анализ документов; сравнительная таблица «Оппозиционное движение» («Политические партии конца XIX–начала XXв. групповая работа, схемы: «Социалистические (революционные партии»), «Социал-демократы», «Неонародники«Партия социалистов-революционеров, «Образование анархических групп», «Либеральные политические партии»
|
| § 10, сравнительная таблица «Политические партии конца XIX – начала XX века»
| |