Скачать 1.23 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» кафедра отечественной истории ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Направление подготовки: 050400.62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация - бакалавр КРАСНОЯРСК 2012 Рабочая программа составлена к.и.н., доцентом А.С. Хромых Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры отечественной истории «20» июня 2012 г. Заведующий кафедрой Н.Н. Дроздов д.и.н., профессор Одобрено научно-методическим советом исторического факультета «27» июня 2012 г. Председатель НМСС ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ НАПРАВЛЕНИЯ 050400.62 «СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», ПРОФИЛЬ «ИСТОРИЯ» на 2012/13 учебный год
Зав. кафедрой отечественной истории Н.Н. Дроздов Председатель НМСС_________________________ ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1.Обновлена карта литературного обеспечения дисциплины 2. Внесены корректировки в банк контрольных заданий и вопросов по дисциплине УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА пересмотрена и одобрена на заседании кафедры отечественной истории 20. 06. 2012 г., протокол №10 Внесенные изменения утверждаю: Зав. кафедрой Н.Н. Дроздов Оглавление
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «История мировой и отечественной культуры» для студентов очной формы обучения направления подготовки 050400.62 «Социально-экономическое образование» профиль «История» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено курсовых работ, то они отсутствуют; рефераты на выбор являются формой контрольной работы. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ВЫДЕРЖКА ИЗ СТАНДАРТА Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования для направления 050400.62 «Социально-экономическое образование» утверждён 31.01.2005 г. Дисциплина «История мировой и отечественной культуры» является курсом, устанавливаемых вузом, в рамках общепрофессионального цикла дисциплин направления, поэтому в ГОС ВПО обязательные дидактические единицы дисциплины не предусмотрены. В соответствии с учебным планом, утвержденным учебно-методическим управлением ВУЗа, дисциплина реализуется на 4 курсе в 7 семестре. На изучение дисциплины выделено 100 часов. Из них 48 ч. — аудиторная нагрузка (24 – лекционные, 24 – семинарские) и 52 ч. — самостоятельная работа студентов. Форма контроля - зачет.
РАБОЧАЯ МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Введение Дисциплина реализует следующие основные задачи ОПП: 1) обеспечивает приобретение системы знаний в области истории мировой и отечественной культуры; 2) способствует дальнейшему формированию знаний в области мировой культуры; 3) осуществляет подготовку к ведению профессиональной деятельности в области преподавания предметов, связанных с историей мировой и отечественной культуры. Дисциплина обеспечивает образовательные интересы личности студента, обучающегося по данной ОПП, заключающиеся в: - приобретении представлений об истории мировой и отечественной культуры; - приобретении знаний об основных культурных универсалиях присущих мировой цивилизации. Дисциплина удовлетворяет требования заказчиков выпускников университета по данной ОПП в их готовности к преподаванию «Истории мировой и отечественной культуры» на уровне начального профессионального образования и профильной школы и высших учебных заведений. Изучение «Истории древнего мира», «Отечественной истории», «Истории Древней Руси», «История средних веков», «Культура эпохи Возрождения» предшествует изучению дисциплины «Истории мировой и отечественной культуры». Материал, полученный студентами при изучении дисциплины «Истории мировой и отечественной культуры», будет использоваться в дисциплинах «Культурное развитие России и СССР в XX веке», «История России», а также возможно его использование в ходе преддипломной практики. В системе культурно-исторических наук она занимает своё особое место наряду с «Историей Древней Руси», «Историей средних веков», «Отечественной историей», «Историей России» и др. Объективными факторами, обусловливающими и подчеркивающими важную роль и необходимость изучения истории мировой и отечественной культуры являются:
Цель преподавания дисциплины – приобретение студентами специальных компетенций в области истории мировой и отечественной культуры. Задачи преподавания дисциплины:
Исходя из государственного образовательного стандарта, студент изучившим курс «История мировой и отечественной культуры» должен знать:
Студент должен приобрести следующие умения и навыки:
Технология процесса обучения по дисциплине «История мировой и отечественной культуры» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на семинарских занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в форме зачета. Содержание теоретического курса дисциплины Модуль 1 Культура традиционных обществ и начала индустриальной эпохи. Тема 1 Введение в историю мировой и отечественной культуры Лекция 1 Предмет и понятие истории мировой культуры. Культура доклассового общества Культура как философско-мировоззренческое понятие. Многообразие определений культуры. Ее роль в жизни людей. Структура и функции культуры в обществе. Культура и ценности. Общечеловеческие ценности. Роль традиций в культуре. Человек и культура. Мировая культура как историческая реальность, процесс созидания, осмысления и переосмысления ценностно-познавательных ориентаций социальных общностей и индивидов. Пространственно-временные измерения в истории мировой культуры (культурный хронотоп). Всеобщее и специфическое в истории мировой культуры. Неповторимое во всемирном историко-культурном процессе. История мировой культуры как "возврат" к ценностным измерениям прошлого. Единство и многообразие в истории мировой культуры. Культура как предмет исследования гуманитарных наук. Предмет истории мировой культуры - ценностный мир исторических эпох, народов, индивидов и других носителей исторического процесса. Культура как память человечества. Типологизация и периодизация мирового культурно-исторического процесса. Генезис, развитие и смена типологических характеристик ценностно-познавательных ориентаций в историко-культурном процессе. Исторический синтез в культуре. Принципы аксиологического подхода к историко-культурному исследованию. Периодизация первобытной культуры. Характерные черты основных этапов ее развития. Типы хозяйственной организации первобытного общества. Феномен общественного разделения труда и его влияние на первобытную культуру. Неолитическая революция в развитии первобытной культуры. Характерные черты первобытного мышления. Мистические и пралогические черты первобытного мышления. Принцип партиципации (сопричастности) в коллективных представлениях первобытного человека. Мифологемы как стереотипы первобытного сознания. Символическая составляющая первобытного мифа. Метафоричность мифологического мышления. Миф как феномен языка первобытного человека. Мифологическое мышление как субстрат человеческой цивилизации Элементы логики в мышлении первобытного человека. Особенности мифологической логики. Способность первобытного мышления к обобщениям, классификации, анализу, использованию бинарных оппозиций. Первобытное мышление в контексте законов формальной логики. Сохранение форм первобытного мышления в моральном и религиозном сознании современного человека. Общие черты первобытной культуры: синкретизм, традиционализм, ритуальный характер. Зарождение первобытного искусства, этапы его развития: от натурального к верхнепалеолетическому изобразительному творчеству. Типы древних погребений: дольмен, менгир, кромлех. Проблема протоцивилизаций. Первобытное нуменозное. Сакрализация сил природы. Сущность тотемизма, анимизма, фетишизма, магии. Концепция прамонотеизма и пратеизма как дополнение эволюционистских подходов объяснения религиозной жизни первобытного человека. Миф как форма религиозного коллективного самосознания в контексте дописьменной культуры. Синкретический характер первобытной культуры. Развитие пиктографии и идеограмм. Обряды и церемонии в жизни первобытных народов. Значение ритуала в первобытном обществе. Родовые инициации. Культурный смысл Табу. Развитие изобразительного искусства и рационального знания. Первобытная культура и развитие естествознания. Принцип традиционализма и механизмы трансляции культуры. Формы коллективной памяти в дописьменных обществах. |
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400.... Направление подготовки: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профиль «История», квалификация бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 050400. 62... Специальность: 050400. 62 «Социально-экономическое образование», профили «История», «Юриспруденция» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Протокол согласования рабочей программы дисциплины «История средних веков» с другими дисциплинами специальности 050400. 62 социально-экономическое... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция», квалификация Бакалавр | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «История», квалификация Бакалавр | Учебно-методический комплекс дисциплины 050400 опд. Р. 05 Актуальные... Опд. Р. 05 Актуальные проблемы социальной истории россии для образовательной программы 050400 «Социально-экономическое образование»,... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050400. 62... Специальность: 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль «Юриспруденция» | Учебно-методический комплекс дисциплины история в период перехода... Рабочая программа составлена д и н., профессором кафедры отечественной истории Ю. Н. Яблоковым | ||
Программа итогового междисциплинарного экзамена по направлению подготовки... Итоговая государственная аттестация бакалавра социально-экономического образования включает итоговый междисциплинарный экзамен по... | Учебно-методический комплекс дисциплины направление 050100. 68 Педагогическое... Протокол согласования рабочей программы дисциплины с другими дисциплинами специальности | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050400... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа составлена в 2008 г Направление подготовки: 050400. 65 «Социально-экономическое образование», профиль «Юриспруденция» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине “Экономика России” по... Составитель: Дышаев А. Ю., к э н., доцент кафедры экономики и методики обучения экономическим | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Направление 050400. 62 Социально-экономическое образование, профиль подготовки «История», квалификация – бакалавр | Психологические основы акмеологии и геронтологии учебно-методический комплекс Направление подготовки 050400. 62 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования |