Скачать 161.53 Kb.
|
Рассмотрен на УТВЕРЖДЕНО И ВВЕДЕНО в действие Экспертном совете приказом начальника Управления протокол от образования Исполнительного комитета « 02 » 09. 2010 г. № 1 Чистопольского муниципального района Председателем экспертного совета от « 20 » 09. 2010г. № 998 __________________Г.А.Набиуллин Программа элективного курса «История религий» Программа составлена учителем истории второй квалификационной категории МОУ «Основная общеобразовательная школа №6» Чистопольского муниципального района РТ Чебановой Людмилой Александровной Чистополь, 2010 г. Пояснительная записка Курс «История религий» носит общеобразовательный, светский характер. Его введение обусловлено признанием поликультурности и поликонфессиональности в качестве важнейших ценностей российского общества, возросшим интересом к религии, становлением религиозных общин как современных структур гражданского общества и активной ролью религиозных организаций в общественной жизни. Элективный курс составлен на основании рекомендательного письма МОН РТ от 25.06.2010 г. № 5378/10 «О преподавании предмета «История религий»». В связи с государственной политикой по отношению к религии (свобода совести, веротерпимость) только на территории Республики Татарстан в настоящее время функционируют множество конфессий. Подросток должен ориентироваться в религиозной информации. Одна из важнейших задач предмета – уберечь школьников от воздействия тоталитарных сект. Элективный курс рассчитан на 17 учебных часов. При изучении курса реализуется связь с такими предметами, как география, история, обществознание, социология, культурология, правоведение. Цель курса: расширить кругозор учащихся, способствовать формированию толерантной позиции гражданина, который живет в поликультурном и многонациональном обществе. Задачи курса: 1) развитие умений и навыков комплексной работы с различными типами исторических источников; 2) развитие способности понимать и критически анализировать полученную историко – социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к фактам и явлениям исторической действительности; 3) развитие гражданственности, патриотизма, толерантности у обучающихся; 4) развитие исторического мышления обучающихся на базе материала курса; 5) создание условий для закрепления и развития у обучающихся интереса к прошлому историческому опыту. Изучение школьниками элективного курса «История религий» будет способствовать развитию у них основных ключевых компетентностей: познавательной, социальной, гражданской, информационной. Они формируются и развиваются путем формирования и развития общеучебных умений и навыков, основных способов деятельности. Познавательная компетентность: - способность адекватно понимать общественно – научные термины в контексте; - учебно – логические умения и навыки: установление причинно – следственных связей, постановка и решение проблем, навыки аналитического и критического мышления; - учебно – управленческие умения и навыки: организация, планирование, контроль, регулирование и анализ собственной учебной деятельности. Информационная компетентность: - умение поиска и нахождения необходимой информации для решения учебных задач; - умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую; - умения и навыки критического анализа вербальных и документальных текстов. Гражданская компетентность: - умение формировать собственную позицию в отношении различных фактов и явлений исторической действительности в соответствии с иерархией общечеловеческих ценностей; - умение формировать осознанную необходимость участвовать в демократических процессах; - умение формировать готовность принимать ответственные решения, опираясь на моральные нормы и этические понятия, соответствующие гуманистическим и демократическим ценностям; - способность к самоидентификации. Социальная (социально – коммуникативная) компетентность: - способность работать в команде; - способность к конструктивному взаимодействию с людьми различных национальностей и вероисповеданий, не основанному на подавлении; - способность обозначать и разрешать конфликты ненасильственным путем; - умение анализировать собственные профессиональные склонности и возможности. Ведущие формы и методы организации учебных занятий: - лекции с последующими дискуссиями; - эвристические беседы; - защита проектов (презентаций). Интерактивные формы проведения занятий и самостоятельная исследовательская работа в группах образуют пространство для практического применения учащимися знаний. Технология учебно – предметной деятельности при изучении курса направлена на развитие позитивной мотивации к учению. Особую роль играет оптимизация внутрипредметных и межпредметных связей, нацеленных на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знаний. Основные формы отчетности (измерители обученности): - тетрадь с конспектами и выполненными заданиями (решение проблемных заданий, лабораторные работы, практические работы, эссе); - творческие работы (презентации, тесты, проблемные задания и др.) - выступления во время дискуссий, лекций; - результаты решения тестов. Итогом изучения элективного курса является защита мини – проекта (реферата, презентации) подготовленного учеником по конкретной теме. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Содержание программы представлено в виде тематического и календарно – тематического планов, что указывает на способ развертывания учебного материала, содержательную структуру программы, а также распределение учебного времени на изучение тем и методы, используемые при прохождении программы, то есть технологию подачи материала. Тематическое планирование курса:
Содержание элективного курса Введение.Возникновение религии. Элементы и структура религии. Религиозное сознание, его специфика. Понятие вероучения. Религиозная идеология и религиозная психология – два уровня религиозного сознания, их взаимосвязь. Религиозный культ. Специфика религиозно-культурной практики.Проблема классификации религий. Критерии и модели классификации. Современная типология: родоплеменные, национально-государственные, мировые, их специфические черты и особенности. Понятие государственной религии.Тема I. Ранние формы религии.Возникновение религиозных представлений у первобытных людей. Роль археологии, этнографии, антропологии, палеонтологии в решении вопроса о возникновении религии. Общие закономерности религиозного мышления на стадии родоплеменного строя. Основные характеристики и формы родоплеменного типа: фетишизм, тотемизм, анимизма, магия, культ предков, культ вождей, культ природы, зоолатрия, фитолатрия, жертвоприношение, магия, гадание, шаманство, камлание. Проявление элементов архаичных религиозных верований и культов в религиях последующих периодов и бытовом сознании. Религия Древнего Египта. Основные черты и особенности древнеегипетской религии. Историческое развитие древнеегипетской религии. Культ живой и неживой природы. Культ фараона. Обожествление реки Нил. Главные божества Древнего Египта. Религиозная реформа Эхнатона и концепция единого божества. Культ предков и учение о загробном воздаянии. Идея страшного суда. Суд Осириса. Ритуально-магическая практика мумификации. Роль жречества в древнеегипетском обществе. Древнеегипетские храмы. Религии античного мира. Своеобразие религиозной культуры античности. Древнегреческая религия. Религиозные представления Крито-микенской эпохи. Формирование Олимпийского пантеона. Классическая религия Древней Греции. Космогонические мифы. Мифологема судьбы в древнегреческом культе. Культ героев. Полисные культы. Роль жрецов в древнегреческих полисах. Общегреческие святыни. Общегреческие игры и их связь с религией. Древнегреческие храмы. Древнеримская религия. Происхождение религиозных представлений у древних римлян. Верования этрусков. Складывание традиционного пантеона. Становление культа императора. Римская религия эпохи первых веков империи. Жрецы в Древнем Риме. Обрядность, общественные зрелища и религия. Влияние древнегреческой религии на римскую. Восточные культы в Римской державе. «Римский миф» и его роль в идеологии эпохи империи. Римские храмы. Тема II. Национально – государственные религии.Индуизм. Формирование индуизма. Индуистская религиозная литература. Основные боги, формы их почитания. Учение об аватарах. Ритуально-обрядовая практика индуизма. Культ святых отшельников. Поклонение реке Ганг. Храмовое строительство. Индуизм и буддизм. Индуизм и ислам. Индуизм в современной Индии и его влияние на духовную культуру западных стран. Философские школы индуизма. Современный индуизм. Синтоизм. Синто – традиционная религия Японии. Происхождение и основные догматы синтоизма. Священное синтоистские тексты – «Кодзики», «Нихонги». Культ Аматэрасу. Почитание предков. Эволюция синто. Культ императора. Праздники синто. Храмовые комплексы. Храмовый и домашний синтоизм. Синтоизм и буддизм. Синтоизм в современной Японии. Конфуцианство. Особенности системы верований и культов в древнем Китае. Философско-этическое учение Конфуция. Почитание неба. Идеи «пути», «золотого века», «благородного мужа».Культ императора. Культ семьи. Система образования и воспитания. Социальный идеал. Специфика обрядности. Культ Конфуция. Роль традиций в жизни общества. Эволюция пантеона. Храмы в конфуцианстве. Конфуцианство в современном Китае. Тема III. Мировые религии. Буддизм. Возникновение буддизма: история и предание. Личность Сиддхартхи Гаутамы Шакьямуни. «Трипитака» – свод священных текстов буддизма. Четыре «благородные истины» - основы буддийского вероучения. Восьмеричный путь спасения. Пять заповедей. Буддийская трактовка дхармы, кармы, сансары. Понятие нирваны. Этика буддизма. Основные направления в буддизме: хинаяна и махаяна, их особенности. Ваджраяна. Распространение буддизма в Центральной Азии и на Дальнем Востоке. Буддизм в Китае. Чань-буддизм. Буддизм в Японии. Дзен-буддизм. Проникновение буддизма в Тибет. Ламаизм. Далай-Лама.Буддизм в современном мире. Иудаизм. Источники по изучению иудаизма. Возникновение древнееврейских верований и трансформация иудаизма из политеистической в монотеистическую религию. Основные этапы развития иудаизма. Иудаизм в период израильско-иудейского царства. Мессианство. Комплекс священных книг. Ветхий Завет Библии, его составные части. Тора. Танах. Талмуд. Особенности вероучения и культа. Идеи мессии, загробной жизни, предопределённости, завета, богоизбранности евреев. Начало периода диаспоры. Современные религиозные течения в иудаизме. Христианство. Источники по истории раннего христианства: нехристианские и христианские письменные источники. Библия как источник христианского вероучения. Священное писание: книги Ветхого и Нового завета, их структура и основное содержание. Общественно-исторические причины возникновения и идейные предпосылки христианства. Личность Иисуса Христа: мифологическая и историческая школы. Христианство и предшествующие религиозные традиции. Раннее христианство и иудаизм. Первые христианские общины. Формы культа. Начало церковной организации, первые репрессии против христиан. Формирование христианской церкви. Духовенство и миряне. Иерархия духовенства (высшие и низшие чины). Разработка христианского учения. Апологетика. Патристика. Отцы церкви. Деятельность Вселенских соборов. Никейский символ веры. Понятие Священного предания. Христианский культ. Таинства крещения, миропомазания, покаяния, причащения, брака, священства и елеосвящения. Культ икон, святых, реликвий, мощей, святых мест. Посты и праздники христианства. Этика христианства. Смысл и идеал жизни христианина. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Синтез в христианстве религиозных и общечеловеческих норм нравственности. Раскол христианства 1054 г. Православие как восточная ветвь христианства. Организация православия. Автокефалии и автономии. Основы православного вероучения и культа. Монашество. Праздники и посты. Современное состояние православия. Христианизация Руси. Церковь в древнерусский период. Становление Русской православной церкви. Основные исторические этапы её развития. Католицизм как западная ветвь христианства. Структура и организация католической церкви. Ватикан. Особенности вероучения и культа. Монашеские ордена. Инквизиция. Контрреформация. Католицизм в современном мире. Протестантизм. Социально-исторические условия возникновения протестантизма. Реформационное движение в Европе XVI в. Деятельность М.Лютера и Ж.Кальвина. Основополагающие принципы протестантизма: личная вера, абсолютизация авторитета Библии, всеобщее священство. Основные формы классического протестантизма: лютеранство, кальвинизм, англиканство, их доктринальные, культовые и организационные особенности. Пуританизм. Поздний протестантизм – баптизм, пятидесятничество, адвентизм. Ислам. Исторические условия и предпосылки возникновения ислама. Жизнь и деятельность Мухаммеда. Халифы и Халифат. Источники и основы вероучения ислама. Коран – «книга книг» мусульман. Сунна – священное предание ислама. Основная догматика. Аллах и его посланник. Идея несотворённости Корана. Идея покорности. Предопределение. Загробный мир мусульман. Страшный суд. Ангелы и демоны. Обряды и предписания мусульман. Шариат. Пять «столпов веры» – шахада, намаз, саум, хаджж, закят. Понятие джихада. Праздники и посты. Святые места. Основные направление ислама: суннизм и шиизм, их особенности. Суфизм. Ислам в современном мире. Исламские государства. Конфессиональная история России. Христианизация восточных славян. Религия и церковь России в советский период. Религиозное возрождение в постсоветский период. Конфессиональная структура современной России. Тема IV. Религия и современность.Новые религиозные объединения. Феномен новых религиозных объединений – неокультов. Причины и условия возникновения. Деструктивные религиозные секты и организации, их специфические признаки: авторитарность, проповедь религиозной исключительности и группового эгоизма, нетерпимость к инакомыслящим, негативизм в отношении традиционной культуры. Молодёжь и неокульты. Меры предупреждения деструктивного влияния неокультов. Наука, культура и религия. Теории происхождения мира. Влияние религии на изобразительное искусство. Моральные нормы. Церковь в современном мире.Место религии в обществе. Основные социальные функции религии: компенсационная, мировоззренческая, коммуникативная, регулятивная, интеграционная, культуротворческая. Глобальные проблемы человечества и духовный кризис современного общества. Выработка эффективных путей решения актуальных проблем развития общества – главная цель диалога. Государство и религиозные объединения, верующие и неверующие – субъекты диалога. Реализация права свободы совести как необходимое юридическое условие обеспечения равноправия сторон диалога. Общечеловеческие ценности – сфера соприкосновения религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Конструктивное сотрудничество верующих и неверующих в решении общезначимых проблем – одна из главных предпосылок гражданского согласия и возрождения России. Этнорелигиозные конфликты и их последствия. Очаги конфликтов, география, причины. Объединение мирового сообщества в борьбе с терроризмом. При успешной реализации курса учащиеся должны знать: - сущность и элементы религии; - ранние формы религии, их проявление у народов мира; - государственные религии и их влияние на складывание мировых; - догматы и культ мировых религий; - краткое содержание священных книг мировых религий; - современную религиозную обстановку в мире, России, Тамбовской области. При успешной реализации курса учащиеся должны уметь: - применять полученную информацию на уроках обществознания, литературы, права, литературы; - правильно, в первую очередь, толерантно, относиться к представителям других религиозных конфессий; - уметь идентифицировать религиозные периодические издания. Учебно-тематическое планирование курса
Используемая литература для учителя
Используемая литература для учащихся
|
Программа курса по выбору гсэ «История мировых религий» соответствует... Курс «История мировых религий» является одной из общепрофессиональных дисциплин | Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на... Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов... | ||
Программа курса «История религий» для 10-11 классов составлена на... Без знаний в этой области, базирующихся на научной основе, невозможно воспитание веротерпимости, уважения к традициям и обычаям народов... | И. Б. Муравьев история мировых религий Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности... | ||
«история религий» Умкд «История религий» составлен на основе гос впо по специальности (050706 по оксо) «Педагогика и психология», утвержденному 31... | Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах» Приложение Программа элективного курса предпрофильной подготовки «История Ржевского края в лицах». Автор – составитель: Сорокина... | ||
Дисциплина б в «История стран Центральной и Восточной Европы» Познакомить студентов с историей мировых религий и базовыми сведениями по теории религий | Паспорт рабочей программы элективного курса стр. 4 Структура и содержание элективного курса Рабочая программа элективного курса Введение в профессию является частью образовательной программы спо, входящей в состав укрупненной... | ||
Рабочая программа элективного курса «История России в лицах» Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного ) общего образования 2004... | Рабочая программа элективного курса «история в лицах» Программа курса «История в лицах» предназначена для изучения в 10 классе. Курс рассчитан на 35 часов; 1 час в неделю | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Пояснительная записка Особенности курса Программа элективного курса... Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ | ||
Элективный курс по электротехнике Дана общая форма составления элективного... Элективный курс по электротехнике – Знакомство с элективными курсами. Даётся краткий анализ составления элективного курса «Электротехника».... | Программа элективного курса «история вооруженных сил россии» Реализация вышеуказанного обеспечивается содержанием курса, которое систематизирует знания в области истории Российской армии | ||
Программа дисциплины «История мировых религий» Вводную часть, которая содержит общие сведения о природе религиозных верований; степени распространения различных религий в современном... | Программа элективного курса «Химия и окружающая среда» Содержание элективного курса нацелено на формирование у учащихся химико-экологических знаний, умений, норм поведения и на развитие... |