Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»





НазваниеМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность»
страница1/4
Дата публикации12.12.2014
Размер0.53 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > История > Методические указания
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Ростовский государственный строительный университет»


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры

Отопление, вентиляция и кондиционирование

«9» от 24.05.2011 г.


ИСТОРИЯ ОТРАСЛИ И ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К практическим занятиям по дисциплине

«История отрасли и введение в специальность»

для бакалавров 290700 «Теплогазоснабжение и вентиляция»

Ростов-на-Дону

2011

История отрасли и введение в специальность: Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность». – Ростов-на-Дону.- Рост. гос. строит. ун-т, 2011.


Методические указания составлены в соответствии с программой курса «История отрасли и введение в специальность». Методические указания способствуют формированию у студентов системы начальных знаний об отоплении, вентиляции и теплогазоснабжении как отдельной отрасли, профессии и науке в объеме, необходимом для дальнейшего усвоения профессиональных знаний и овладения требуемыми умениями и навыками. Каждый раздел включает в себя тематику и план практических занятий и письменных работ, контрольные вопросы и список литературы, необходимый для подготовки к практическим занятиям по каждой теме.

Предназначены для студентов всех форм обучения по специальности 270109 «Теплогазоснабжение и вентиляция».

Составитель: проф. к.т.н. Ю.Н. Карагодин


Редактор Н.Е. Гладских

Темплан 2011г., поз.
Подписано в печать 17.06.11. Формат 60*84/16. Бумага писчая.

Ризограф. Уч..- изд. л. 1.7. Тираж 100 экз. Заказ

Редакционно-издательскй центр Ростовского

Государственного строительного университета

344022, Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

Ростовский государственный

строительный университет, 2011

В данном методическом указании рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Экономические, политические и социальные условия развития теплогазоснабжения, климатизации и вентиляции в России и зарубежье.

Тема 2. Краткая история РГСУ. Роль бакалавра строителя по специальности ТГСиВ в строительной отрасли государства.

Тема3. Тепловлажностный и воздушный режим зданий. Методы и средства его обеспечения.

Тема 4. Устройство систем и история развития тепло- и газоснабжения

Тема 5. Отопление, вентиляция и кондиционирование.

Тема 6. Теплотопливосбережение. Альтернативные источники теплоты.

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «История отрасли и введение в специальность » имеет целью с помощью системного изложения ознакомление студентов с особенностями обучения в ВУЗе, с учебным планом специальности ТГСиВ, с общими представлениями о теплогазоснабжении и вентиляции и их роли в жизни людей, с историей развития этой отрасли в мире и в России, с кратким содержанием основных разделов и изучаемых дисциплин по специальности.

Задачи дисциплины:

- систематизация и закрепление первоначальных представлений о процессах, используемых в системах теплогазоснабжения и вентиляции, ознакомление студентов с методикой обучения в институте;

- выработать навыки творческого мышления, самостоятельного анализа и получения опыта ведения самостоятельной поисковой работы в области теплогазоснабжения и вентиляции зданий и сооружений с помощью доступных средств информации, научно-технической литературы и электронных носителей.

- формирование культуры экологического сознания и мышления, при котором вопросы сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека, что должно способствовать осознанному подходу студентов к последующему освоению изучаемых дисциплин.

В результате изучения дисциплины «История отрасли и введение в специальность» студент должен иметь представление о:

- типах профессий в области теплогазоснабжении и вентиляции, этапах профессионального развития и о профессиональном становлении личности.

- эволюции характера и содержания инженерной деятельности;
- основных функциях инженера на предприятиях отрасли;

- структуре и тенденциях развития отечественных и зарубежных систем высшего технического образования;

- содержании нормативных документов подготовки дипломированных специалистов по направлению «Теплогазоснабжение и вентиляция»;

- основных технологиях и оборудовании данной отрасли;

- истории, современном состоянии и перспективах развития этих систем.

К системам методических принципов, обеспечивающих организацию учебной деятельности студентов, можно отнести:

принцип профессиональной направленности, проявляющийся в учете интересов студентов и их будущей специальности «Теплогазоснабжение и вентиляция», в сближении учебной и профессиональной деятельности и поэтапном введении студентов в профессию, реализующийся в отборе материала для лекционных и практических занятий, координации дисциплин для будущих специалистов данного профиля;

принцип последовательности и непрерывности, предполагающий организацию непрерывного процесса профессиональной адаптации, постепенное накопление элементов готовности к учебной и профессиональной деятельности, последовательное овладение частными и обобщенными профессиональными умениями, изучение материала от простого к сложному, повторение ранее усвоенного в новом контексте;

принцип личностно-ориентированного подхода к обучению, заключаюыщйся в учете личностных особенностей обучающихся, уровней их готовности к восприятию учебной информации, мотивации, самоорганизации, т.е. необходимости адаптации учебного процесса к уровню знаний, умений и психологических особенностей каждого студента, системного соответствия средств и методов обучения процессу развития личности;

принцип доступности, осуществляющийся с учетом реальных возможностей обучающихся, доступное изложение лекционного материала, организация образовательного процесса так, чтобы студенты не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок;

принцип преемственности, предполагающий учет результатов предыдущей учебной деятельности студентов: уровня готовности к учебно-познавательной деятельности в условиях технического вуза, общеобразовательной, методологической и информационной культуры; качества усвоения знаний и умений; степени развитости личностных качеств, определяющих профессиональные возможности студентов; навыков организации самостоятельной работы; умений работать с научной и научно-технической литературой; развития способностей к научному поиску в соответствующей области знаний и производственных процессов.

Тема 1. Экономические, политические и социальные условия развития теплогазоснабжения, климатизации и вентиляции в России и за рубежом.

Системы теплогазоснабжения и вентиляции сейчас являются непременными элементами жилых, общественных и производственных зданий. Эти системы прошли долгий путь развития от костра, который первобытные люди применяли для обогрева жилищ и приготовления пищи до современных систем кондиционирования, которые автоматически поддерживают заданный микроклимат (температуру, влажность, чистоту воздуха) в помещениях различного назначения.

Еще несколько столетий назад появились эффективные отопительные печи. Они достигли высокого совершенства для своего времени в отношении рационального использования топлива, а также по своему внешнему оформлению. Печи, устанавливаемые во дворцах и богатых домах, обложенные художественно выполненными изразцами, часто являлись подлинными произведениями искусства.

В России из-за довольно сурового климата на большей частистраны вопросам отопления всегда приходилось уделять большое внимание.

Сравним средние температуры января, наиболее холодного месяца в Северном полушарии:

Москва - 10,2 °С, Стокгольм -3,0 °С, Нью-Йорк - 0,8 °С, Берлин - 3,0 °С, Вашингтон +1,0 °С, Париж +3,4 °С, Лондон +5,3 °С.

Расчетные температуры соответствующих отапливаемых помещений в названных городах примерно одинаковы, но средняя наружная температура в Москве существенно ниже, чем в этих городах. Большей является и разность внутренней и наружной температур (температурный перепад). Поэтому расход теплоты на отопление и вентиляцию зданий в Москве больше: по сравнению с Лондоном - в 2,2 раза, Парижем - в 1,8 раза, Нью-Йорком, Берлином и Вашингтоном - в 1,6-1,65 раза, Стокгольмом - в 1,35 раза.

В Москве больше продолжительность отопительного периода. Следовательно, годовой расход теплоты в Москве будет значительно выше, чем в городах Западной Европы и США.

В странах Южной Европы, Африки, Южной Америки, Южной Азии климат еще теплее. В ряде стран здания не отапливаются. Лишь в большей части Канады климатические условия близки к российским. Однако население Канады в несколько раз меньше населения России, и ее крупные города расположены в южной части страны.

Из приведенных данных видно, какую важную роль в России играют отопление и теплоснабжение. На теплоснабжение в России расходуется около 30 % добываемого топлива.

Большая часть территории России находится в зоне континентального климата. Летом наблюдаются высокие температуры наружного воздуха. Воздух помещений приходится охлаждать для поддержания комфортных условий. Это требует значительного расхода электрической энергии.

На основании многолетнего народного опыта была создана русская печь. Она сочетает в себе эффективное отопительное устройство, очаг для приготовления пищи и теплую постель (лежанку). Еще совсем недавно в стране были десятки миллионов русских печей.

Системы водяного и парового отопления появились в конце 18 - начале 19 вв. В 1816 г. в Петербурге была применена система парового отопления теплиц. Первые установки водяного отопления в России осуществил в 1834 г. член-корреспондент Академии наук П.Г.Соболевский. В конце 19 в. в Петербурге и Москве многие крупные здания строились с системами центрального водяного отопления.

Следует отметить систему водяного отопления квартиры от кухонного очага, которую выполнил в 1875 г. инж. К.А. Лешевич.

Системы водяного отопления с насосным побуждением стали применять с начала 20 в. Впервые такая система была осуществлена в России в 1909 г. инж. Н.П.Мельниковым.

В 1905 г. русский инженер В.К. Яхимович осуществил первые системы лучисто-панельного отопления. Трубы, по которым проходил теплоноситель - пар или вода, заделывались в строительные ограждения - потолок, стены или пол.

Первые установки для комбинированной выработки тепловой и электрической энергии (теплофикация) были осуществлены в Одесской окружной и в Петербургской детской больницах. Первая городская система теплофикации была построена по проекту и под руководством проф. В.В.Дмитриева и инж. Л.Л.Гинтера в Ленинграде в 1924 г., на 3-й Ленинградской электростанции. В дальнейшем теплоснабжение на основе теплофикации или с использованием районных (или групповых) котельных получило широкое распространение.

По имеющимся данным в нашей стране проложено около 260 тыс. км тепловых сетей.

В 1944-1946 гг. в СССР были открыты богатые месторождения газа. Началось интенсивное развитие газоснабжения. Природный газ стал широко применяться в быту и на производстве. Ранее в крупных городах в ограниченных масштабах использовали лишь газ, полученный путем переработки твердого топлива.

В последующие десятилетия в городах были газифицированы тысячи домов. Природный газ от места добычи передается по трубам на сотни и тысячи километров. Газификация жилых домов создает значительные удобства.

Сейчас большая часть металла, цемента, минеральных удобрений производится с применением газа. В стране газифицировано 30 млн. квартир, газом пользуются жители 85 тыс. сельских населенных пунктов. До Великой Отечественной войны в Москве было газифицировано лишь 62,3 тыс. квартир, в Ленинграде - 25 тыс.

Вентиляционная техника зарождается во второй половине 18 в. -со времени появления первых отраслей промышленности, предприятия которых нуждались в проветривании (горячие цеха, горные разработки и др.).

К проблемам вентиляции прямое отношение имела работа М.В.Ломоносова «О вольном движении воздуха, в рудниках примеченном».

В настоящее время без систем вентиляции не может работать ни одно предприятие. Широко применяются эти системы также в общественных и жилых зданиях. Согласно действующему законодательству, устройство эффективной вентиляции обязательно во всех вновь сооружаемых фабриках и заводах.

В наше время применением систем отопления и вентиляции нельзя ог­раничиться во многих производственных зданиях. Появляется все больше технологических процессов, требующих для своего проведения строго оп­ределенного микроклимата (температуры, влажности, а также чистоты воздуха), которое обеспечивают системы кондиционирования (технологическое кондиционирование). Кондиционирование воздуха осуществляют также в общественных зданиях для улучшения самочувствия людей, лучшей сохранности исторических и культурных ценностей (комфортное кондиционирование).

Во многих случаях требования к обеспечению параметров воздуха весьма жесткие и требуют применения автоматического регулирования работы систем. Область применения кондиционирования воздуха постоянно расширяется. Кондиционирование воздуха впервые стали применять в США на текстильных фабриках в 1906 г. В том же году была предложена камера для орошения воздуха.

В России первые системы, предусматривающие регулирование параметров воздуха, появились в начале 20 в. Одной из них было оснащено здание архива Государственного Совета, другой - здание Эрмитажа.

Производство кондиционеров и другого оборудования для систем кондиционирования было организовано у нас в начале 50-х гг. 20 в. Тогда же появилась возможность широко применять системы кондиционирования.

В недалеком будущем для снабжения теплотой и электроэнергией систем теплогазоснабжения и вентиляции будут широко использоваться альтернативные источники. К ним относятся геотермальные воды, теплота твердого подземного массива (уже применяется в Японии), солнечная энергия, энергия ветра, биоэнергетические ресурсы, водородная энергетика. Использование этих источников, в отличие от сжигания твердого топлива, не влечет за собой загрязнения атмосферы.

По вопросам ТГС и В сейчас имеется обширная литература. Создавалась она сравнительно недавно - со второй половины 19 в., со времени широкого развития систем.

Первый учебник по отоплению и вентиляции был написан С.Я.Лукашевичем в 1880 г. Он предназначался для строительных училищ. В послереволюционный период, в 1924 г., вышел в свет курс «Отопление и вентиляция» в 2-х частях В.М.Чаплина, предназначенный в качестве учебника для высшей школы.

В последующий период были изданы курсы «Отопление и вентиляция» для специальности ТГС и В. Их авторами являются:

  • Б.М.Аше, ч.1,1939; Б.М.Аше и Г.А.Максимов, ч.П, 1940;

  • Г.А.Максимов и А.И.Орлов, ч.1, 1948; Г.А.Максимов, ч.П, 1966;

- группа преподавателей МИСИ под руководством П..Н.Каменева,
1964,1975;

  • группа преподавателей МИСИ под руководством В.Н.Богословского, 1976.
    Издана также учебная литература по теплоснабжению:

  • Е.Я. Соколов. Теплофикация и тепловые сети. 1982

  • А.А. Ионин. Б.М. Хлыбов и др. Теплоснабжение. 1982.

Для студентов других строительных специальностей неоднократно из­давался учебник. К.В. Тихомиров, Э.С. Сергеенко. Теплотехника, тепло­снабжение и вентиляция. Последнее издание вышло в 1991 г.

Существенный вклад в развитие отопления, теплоснабжения, газо­снабжения и кондиционирования воздуха внесли отечественные ученые и инженеры.

В 60-х годах 19 в. в Петербурге были введены в действие установки приточно-вытяжной вентиляции в Зимнем дворце, а также в ряде общест­венных зданий.

Однако в целом современные системы отопления и вентиляции не по­лучили в дореволюционной России широкого применения. В начале 20 в. в России насчитывалось лишь около 200 вентиляционных установок на фаб­риках и заводах.

Большое значение в развитии вентиляционной техники имело изобре­тение вентилятора в начале 19 в. Его авторами являются английский инженер Вестингауз и русский инженер А.А.Саблуков.

Значительную роль в развитии вентиляционной науки и техники сыграли специализированные лаборатории промышленной вентиляции институтов охраны труда, организованных в конце 20-х - начале 30-х годов прошлого века в городах: Москва, Ленинград, Свердловск, Тбилиси, Горький.

Создание этих институтов и лабораторий связано с индустриализацией страны, которая происходила в этот период, необходимостью расширения в связи с этим работ в области охраны труда, важнейшим элементом которой является промышленная вентиляция.

В 40-х годах стали работать лаборатории отопления и вентиляции в Центральном научно-исследовательском институте промышленных ооружений (ЦНИИПС) и Институте строительной техники Академии архитек­туры СССР. После войны был создан Всесоюзный научно- исследовательский институт санитарно-технического оборудования (ВНИИСТО). В середине 50-х годов - Научно-исследовательский институт санитарной техники Академии строительства и архитектуры СССР. В него вошел ВНИИСТО.

Ряд ученых был упомянут выше в качестве авторов основных курсов по отоплению и вентиляции. Необходимо назвать имена и других ученых, известных своими исследованиями и разработками в области ТГС и В.

Теоретическими вопросами промышленной вентиляции, в частности, исследованиями воздушных струй, занимались Г.Н.Абрамович, В.В.Батурин, М.Ф. Бромлей, И.А. Шепелев. В.В.Батурину принадлежит широко известный капитальный труд «Основы промышленной вентиляции». Книга впервые была издана в 1956 г., выдержала ряд изданий, последнее - в 1990 г.

Известен своими работами в области централизованного теплоснабжения проф. С.Ф.Копьев, его столетний юбилей был отмечен в 2003 г. В системах вентиляции важная роль принадлежит устройствам для очистки воздуха от пыли и других вредных примесей. За последние десятилетия техника очистки воздуха прошла большой путь развития. Современные устройства позволяют очищать воздух практически от любых загрязнений. Большой вклад в совершенствование очистки, в разработку этих вопросов в специальной литературе внесли П.Н. Смухнии, П.А. Коузов, Л.С. Клячко, В.В. Кучерук, А.И. Пирумов и др.

В наше время область применения печного отопления сократилась. Однако оно не потеряло своего значения для малоэтажных зданий. Для совершенствования печей много сделал проф. Л.А.Семенов. Им разработан ряд конструкций отопительных печей, в частности, - повышенного прогрева.

Значительный вклад в развитие кондиционирования воздуха внесли многие специалисты и ученые. Среди них следует отметить Е.Е. Карписа, О.Я. Кокорина..

Проф. И.Ф. Ливчаку принадлежат актуальные работы: «Квартирное отопление», 1984 г.; «Вентиляция многоэтажных жилых домов», 1951 г., и ряд других.

Теоретической базой для развития отопительной науки и техники явились труды О.Е.Власова и В.Д. Мачинского в области строительной теплотехники. Рядом зарубежных ученых и инженеров обеспечен важный вклад в развитие науки и техники ТГС и В. Следует отметить немецкого ученого Г. Ритшеля, автора широко известного курса «Руководство по отоплению и вентиляции». Учебник выдержал большое число изданий и был переведен на русский язык.

Первую систему кондиционирования в США осуществил В. Кэрьер.

Французский ученый Ф.А. Миссенар известен своими работами в области лучистого отопления. В 1936 г. он издал книгу «Лучистое отопление и охлаждение», переведенную на русский язык.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет»
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям рпк «Политехник»
Русский язык и культура речи: Методические указания к практическим занятиям / Сост. Т. В. Латкина; Волгоград гос техн ун-т. – Волгоград,...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «История»
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к семестровым и практическим занятиям рпк «Политехник»
Правоохранительные органы рф: Методические указания к семестровым и практическим занятиям / Сост. – И. И. Евтушенко; Волгоград гос...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconКонтроль качества пищевых продуктов. Органолептическая оценка, как...
Настоящие методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Введению в специальность» предназначены для студентов, обучающихся...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы научных исследований»
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), 2004
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «основы менеджмента»
Практическое занятие 13. Тема: Коммуникации в управлении, основы переговорного процесса
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям по дисциплине
Автор-составитель: НащекинаЕ. В. кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин дф рпа минюста РФ
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания к практическим занятиям по дисциплине «Основы конструкции автомобилей»
Методические указания предназначены для студентов, изучающих курс «Основы конструкции автомобиля». Они могут быть также использованы...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной...
Методические указания и задания к практическим занятиям и самостоятельной работе для студентов направления 030900. 62 Юриспруденция...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам)...
Методические указания для подготовки к практическим занятиям (семинарам) и самостоятельной работе
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «История отрасли и введение в специальность» iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск