Скачать 179.23 Kb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ» ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА Санкт-Петербург 2011 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа предназначена для абитуриентов СПбГУП, избравших направление подготовки «История искусства» (квалификация «магистр») на основе высшего профессионального образования (специалист и бакалавр). Программа содержит примерный перечень вопросов и список литературы для самостоятельной подготовки к собеседованию. Современный специалист должен свободно ориентироваться в актуальной эстетической и художественной проблематике и практике художественной жизни. В новых условиях он не только исследователь истории и теории искусства, но и активно работающий менеджер, маркетолог, эксперт, куратор, организатор художественного процесса. Основные виды профессиональной деятельности магистра: - организационно-управленческая; - экспертно-аналитическая; - культурно-просветительная; - научно-исследовательская; - педагогическая. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов первым в России начал подготовку специалистов с профессиональным знанием иностранного языка в сфере международного художественного бизнеса. Немалая часть учебной нагрузки студентов этой специализации, наряду с освоением иностранных языков и экономических дисциплин, отводится для изучения истории и теории искусства по нескольким его видам (музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура). Целью вступительного экзамена является выявление у абитуриентов способностей к пониманию задач будущей профессии, к живому восприятию произведения искусства, навыков будущей профессиональной деятельности. Поступающий по направлению магистратуры «История искусств» при собеседовании должен продемонстрировать знания по истории и теории искусства на уровне программы по всеобщей истории искусства, изучаемой в высшей школе, умение комментировать и интерпретировать произведения различных видов искусства, продемонстрировать широкий культурный кругозор. Знания поступающих в магистратуру оцениваются по 100-бальной системе, исходя из следующих критериев:
При подготовке к экзамену необходимо пользоваться рекомендуемой литературой, а также литературой подобранной самостоятельно. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ Тема 1. Искусство как предмет научного знания Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о существе художественного, закономерностях его развития и системе отношений, его определяющих. Современное научное знание и теория искусства. Искусство в системе культуры Тема 2. Основные понятия истории искусства Художественная культура и искусство. Функции искусства. Классификация видов искусства: искусства пространственные, временные, пространственно-временные. Язык искусства. Художественный образ. Художественный образ как семиотическая целостность. Понятие художественного образа в истории эстетики и в истории искусства. Художественный стиль как фундаментальная категория искусствознания. Многообразие стилей в различных видах искусства. Стиль как способ пластической организации формы. Стиль и Стилизация. Функции стиля в культуре. Жанр как художественно-историческая категория. Формирование жанровых систем в искусстве. Тема 3. Анализ музыкального произведения Историческая эволюция жанров и форм музыкального искусства. Средства выразительности и особенности их анализа в простых и сложных жанрах музыки. Мелодия, особенности фактуры, гармония, ритм и метр. Образ и динамика средств выразительности. Типы формостроения в произведениях музыкального искусства. История развития теории музыкального анализа. Проблемы интерпретации в музыковедении: композитор и исполнительская интерпретация. Особенности анализа произведений музыки сферы «третьего пласта». Тема 4. Анализ произведения живописи, графики или скульптуры Основные виды живописи. Живопись монументальная и станковая. Цвет как основа художественной выразительности живописного произведения. Цвет и колорит. Роль цвета при формировании колористической композиции произведения. Цветовые системы. Значение цветовых и светотеневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа. Системы пространственных построений в живописи. Понятие «художественное пространство». Перспектива как способ расположения элементов в художественном пространстве. Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи. Прямая и обратная перспективы. Аксонометрия. Отличительные характеристики перспектив. Условность пространственных характеристик изображения и роль пространственных деформаций в истории искусства. Композиция в живописи. Композиция как способ художественно-образного формообразования. Факторы, определяющие композицию живописного произведения. Изобразительные средства композиции: линия, плоскость, цвет, объем, пространство. Формальные средства композиции: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, и их смысловые значения в истории искусства. Способы ритмической организации композиционного пространства. Типы форматов и композиция: особенности визуального восприятия. Техники живописи в истории искусства. Основные техники живописи: фреска, темпера, энкаустика, масляная, мозаика и др. Свойства, характеристики, техника и технология исполнения, достоинства и недостатки. Характеристики основных жанров живописи. Портрет в истории живописи. Критерии портретности. Типология портретного жанра. Портрет как отражение самосознания личности в искусстве нового и новейшего времени. Автопортрет. Натюрморт как жанр живописи. Объекты изображения в натюрморте. Значение предметного мира в натюрморте. Типология натюрмортов. Мастера натюрморта. Пейзажная живопись в истории искусства. Виды пейзажей. Природа как фон и самоценный предмет изображения. Художники-пейзажисты. Бытовой жанр. Частная жизнь как предмет изображения. Предпосылки формирования бытового жанра в изобразительном искусстве. Темы и сюжеты произведений бытового жанра. Поэтизация бытовых мотивов. Мастера бытового жанра. Мифологические и религиозные темы, сюжеты, образы в истории живописи. Иконография. Жанр ню в истории живописи. Другие жанры живописи (интерьерный, батальный, анималистический, исторический). Взаимосвязь и взаимодополняемость жанров в истории искусства. Графика в контексте истории. Органическая связь графического искусства и текста. Книжная и станковая графика. Структура и основные элементы рукописной и печатной книги: обложка, титул, шмуцтитул, заставка, концовка, разворот, полоса, оглавление, инициал. Связь книжной иллюстрации и текста. Принципы композиционного и стилистического построения книг. Усовершенствование полиграфического искусства, особенности современного искусства книжной иллюстрации. Принципы описания и анализа станковой графики. Разделение станковой графики на оригинальную и тиражную. Техники оригинальной графики: акварель, гуашь, пастель, тушь, сангина, уголь и др. Печатная графика. Разнообразие графических техник и материалов: ксилография, линогравюра, офорт, сухая игла, меццо-тинто, акватинта, резцовая гравюра, литография и др. Принципы композиционного и объемно-пластического построения образа в печатной графике. Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Скульптура (высекание, вырезание формы) и пластика (набор формы). Средства художественной выразительности скульптуры: объем, светотень, силуэт, симметрия, асимметрия, замкнутая и открытая формы, масштабность. Роль материала в скульптуре. Тема и сюжет в искусстве скульптуры. Типология скульптуры. Круглая скульптура. Рельеф: барельеф, горельеф, контррельеф. Монументальная, монументально-декоративная, станковая, декоративная скульптура. Сюжетно-тематическое своеобразие и функциональные особенности видов скульптуры. Статуя, бюст, скульптурная группа. Типы композиционного пocтроения фигуры. Жанровое своеобразие скульптуры. Тема 5. Анализ произведения архитектуры или произведений декоративно-прикладного искусства Архитектура как социальный и художественный феномен. Функциональная, инженерно-конструктивная, художественно-эстетическая стороны архитектуры. Своеобразие художественного языка архитектуры. Симметрия и асимметрия в архитектуре. Ритм, объем, пропорции, контрасты, силуэт, масштаб, цвет, фактура поверхности. Архитектурный образ — взаимодействие массы, пространства и формы. Многообразие архитектурного формообразования. Историческая обусловленность архитектурного образа. Особенности восприятия архитектурных сооружений. Синтез искусств в архитектуре. Архитектурный ансамбль. Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство как искусство предметного мира. Классификация декоративно-прикладного искусства: по применению материала (дерево, металл, стекло, лаки, керамика, текстиль и т.д.); по назначению предмета (мебель, ювелирное искусство, посуда, ковры и т.д.). Костюм как синтез произведений декоративно-прикладного искусства (ткачество, ювелирное искусство, кружевоплетение и т.д.). Своеобразие художественного языка декоративно-прикладного искусства. Симметрия и асимметрия в декоративно-прикладном искусстве. Ритм, объем, пропорции, контрасты, силуэт, масштаб, цвет, фактура поверхности. Эргономические качества произведений декоративно-прикладного искусства. Тема 6. Анализ театрального спектакля Театр как синтетическое искусство, сопряженное с особенностями взаимовлияния и взаимодействия разных видов искусства. Театр раскрывает свою художественно-эстетическую сущность в системе меняющихся исторических и художественных эпох. Спектакль как предмет театрального искусства. Особенности сценического языка. Спектакль как художественно-целостное произведение. Жанр пьесы и жанр спектакля. Сценография – зримый образ спектакля. Музыкальное оформление – звуковой образ спектакля. Темпоритмическое построение спектакля. Трактовка роли. Значение режиссерского замысла. Выразительные средства спектакля. Способ существования актера в спектакле. Особенности зрительского восприятия спектакля. Тема 7. Анализ произведений экранных искусств Взаимодействие трех основных составляющих, формирующих мировой кинопроцесс: кино - как эстетический феномен, искусство; кино - как значительная и трудоемкая сфера производства в сложнейшем контексте социального, экономического и политического развития общества; кино - как средство массовой коммуникации. Предыстория появления кино. Становление кинематографа как эстетического феномена, линия Люмьера и линия Мельеса. Монтажно - повествовательные достижения Гриффита. Литературные корни киноповествования. Проблемы сценария: техническое руководство для съемок или высокая литература. Сценарий как "стенограмма эмоционального порыва" /Эйзенштейн/. Борьба "авторского кино" со сценарием. Классификация основных сюжетных схем. Классификация киножанров. Игровой кинематограф. Документальное и научно-популярное кино, мультипликация. Изобразительный ряд кинокартины. Художник и оператор в работе над фильмом. Типы и особенности движения камеры, значение ракурса и кинематографических планов. Режиссура в кино, ее отличие от театральной режиссуры. Монтаж как метод режиссуры и специфический для кино смыслообразующий принцип. "Творимая реальность" Кулешова. Эволюция взглядов Эйзенштейна на монтаж и режиссуру, значение его теоретического наследия. Многообразие типов монтажного построения в современном кино. Становление концепции актерской игры в истории кино. Понятие о фотогении. "Натурщик" Кулешова. Эйзенштейн: от типажа к актеру. Мировые школы актерского мастерства. Кинозвезды. Звуковой ряд. Кино немое и звуковое. Графическое слово в фильме. Музыка, шумы. Фильм как музыкальная форма. Тема 8. Общая характеристика и периодизация первобытного искусства Понятия «первобытное искусство» и «традиционное искусство»: сущность и взаимоотношение понятий. Источники изучения первобытного искусства (археология, этнография). Особенности первобытного искусства: синкретизм первобытной культуры, аморфность художественного творчества, мифологичность сознания, стереотипность, коллективность, обрядность, символичность художественной деятельности. Функции первобытного искусства: явные (магическая, социальной памяти); скрытые (познавательная, эстетическая). Виды первобытного искусства: монументальное и мобильное искусство. Сюжеты первобытного искусства. География памятников первобытного искусства. Исторические этапы развития первобытного изобразительного творчества. Тема 9. Античное искусство. Основные характеристики Происхождение и значение термина «античность». Духовные доминанты античного мира: космизм, гуманизм, антропоморфизм, свобода духа, индивидуализм, синкретизм, господство гармонии, симметрии, ритма и меры, рациональность, телесность, принципы агонистики (состязательность с целью достижения общественного признания) и калокагатии (стремление к единству физических и нравственных добродетелей). Пантеизм в античной культуре. Античные сюжеты и образы в мировом искусстве. Роль античности в развитии мировой культуры. Тема 10. Средневековое искусство Происхождение и значение термина «средние века». Периодизация истории средневековой культуры. Духовные доминанты, идеалы и символы эпохи. Христианская религия — господствующая форма общественного сознания. Особенности художественного мышления. Художественный язык средневековья. Художественный канон. Морфология художественной культуры. Сюжеты и образы средневекового искусства. Основные этапы развития средневекового искусства. Роль и значение искусства западноевропейского средневековья в истории мировой культуры. Тема 11. Возрождение как художественное явление Происхождение и значение термина «Возрождение». Хронологические и региональные границы эпохи. Возрождение в Италии: проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Возрождение в странах Северной Европы («Северное Возрождение»). Средневековые художественные традиции и искусство Возрождения. Формирование нового художественного мировоззрения: искусство как универсальный способ познания, античные формы как образец для подражания, религиозное содержание и светские формы в искусстве. Обновление художественного языка и технических приемов в изобразительном искусстве: изучение законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, освоение светотеневой моделировки, реалистическая трактовка человеческого тела. Общая характеристика художественного стиля эпохи Возрождения: содержательные и формальные нормативы. Значение эпохи Возрождения в развитии европейской культуры и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных исследователей. Тема 12. Древнерусское искусство Исторические условия формирования древнерусской художественной культуры. Славянская мифология и искусство Древней Руси. Византийские и языческие традиции в древнерусской художественной культуре. Искусство Древней Руси и западноевропейское средневековое искусство: общность и различия. Основные этапы развития искусства Древней Руси. Этические и эстетические идеалы Древней Руси. Русская икона как художественное явление. Философский и религиозный смысл иконы. Тема 13. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв. Развитие буржуазной культуры — культуры нового времени. Особенности художественного мировидения. Индивидуализация художественного творчества. Основные художественные направления и их эстетические принципы. Барокко. Классицизм. Реализм. Национальные модификации художественных направлений в культуре европейских стран. Просвещение как общеевропейское идейное движение. Просветительские идеи в искусстве. Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусства: архитектура, садово-парковое искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство. Тема 14. Искусство России XVIII в. Россия на пути от Средневековья к новому времени. Русская художественная культура первой половины XVIII в. Роль иностранных и русских мастеров в формировании национальной художественной школы. Изобразительное искусство России второй половины XVIII в. Идеология русского Просвещения. Роль просветительских идей в развитии русской национальной культуры. Художественная жизнь российского общества второй половины ХVIII в. Основание Академии художеств. Тема 15. Западноевропейское искусство XIX в. Идеи и судьба Великой Французской революции и ее влияние на духовную жизнь европейского общества. Доминирующее влияние критического мировоззрения на развитие художественной мысли. Система искусств в художественной культуре XIX в. Литература и живопись — ведущие виды художественного творчества. Новые тенденции в развитии архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Бидермайер. Эклектика, исторические неостили. Стиль модерн. Возрождение старых ремесел (мозаика, расписное стекло, инкрустация, майолика). Новые материалы в архитектуре, новые архитектурные формы и типы зданий (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Рождение новых видов искусства (фотография, кино, промышленный дизайн). Взаимовлияние и синтез искусств. Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в живописи, скульптуре, архитектуре. Национальные художественные школы в XIX в. Тема 16. Искусство России XIX — начала ХХ в. Искусство России первой половины XIX в. Социально-политические, нравственные и эстетические основы формирования русской культуры XIX в. Художественная жизнь России первой половины XIX в. Основные направления в развитии искусства: романтизм, классицизм, историзм. Художественное образование. Академия художеств, Искусство России второй половины XIX в. Взаимосвязь художественного творчества с развитием общественных идей. Духовные искания творческой интеллигенции на рубеже XIX–XX вв. Кризис эстетическо-критического реализма. Русский импрессионизм. Стиль модерн в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. Символизм как «стиль эпохи». Истоки русского символизма. Особенности художественного языка. Символизм в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве. Основные направления художественных поисков в изобразительном искусстве. Тема 17. Искусство XX в. Модернизм, авангард и постмодернизм как основные понятия искусства ХХ века. Экспериментальные направления в искусстве первой половины ХХ века. Русский авангард как новое художественное явление в мировом художественном процессе. Основные тенденции в искусстве второй половины ХХ века. Искусство на рубеже XX-XXI веков. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ОСНОВНАЯ Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 200с. Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие/ Под ред. Н.А.Яковлевой.-М.: Высшая школа, 2005. – 551 с. Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. М.: Академический проект; Традиция, 2005. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988. Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 704с. Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. СПб.: МИФРИЛ, 1994; М.: Изд-во В.В. Шевчук, 2002 и другие издания. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. М.: Аст-пресс Книга, 2004. 368с. Владимиров Л. Всеобщая история книги. М., 1988. Друскин М.Н. Анализ музыкальной формы. М., 2001. Кино. Энциклопедический словарь. — М., 1987. Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.,1982. Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект-пресс, 1998. Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982. Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // В книге: Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 41-74. См. также в книге Арсланова В.Г. С. 482-493. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. М., 2001. Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. — М., 2002, 2005. Шестаков В.П. История истории искусства от Плиния до наших дней. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. Шестаков В.П. Эрнст Гомбрих и Венская школа истории искусств // Вопросы философии. 2001. № 7. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. СПб.: Астерион, 2005. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ Алленов М. История русского искусства. Русское искусство XVIII – начала ХХ вв. М.: Трилистник, 2000. 440с. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. 287с. Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XIX – начала ХХI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с. Арган Дж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000. 553с. Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово/ Slovo, 2002. Базен Ж. История истории искусств. М.: Прогресс, 1995. Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. 223с. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973. 223с. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995. 340с. Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991. 64с. Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008. Вартанов А.С. От фото до видео. – М., 1996. Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: Науч. Центр проблем диалога, 1993. 245с. Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004. Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т.1. СПб.: Кольна, 1995. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977. Волков Н. Цвет в живописи. М., 1985. Воронова О. П. Искусство скульптуры. М., 1982. Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480с. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусств: Учеб. пособие М.: Учеб. лит-ра, 1998. 204с. Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве XVIII века. СПб.: Книжный мир, 2001. 256с. Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. 123с. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992. 357с. Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII – XIX веках. СПб.: Лениздат, 1994. 384с. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. 366с. Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975. Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство, 2005. 320 с. Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с. Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 223с. Деготь Е. История русского искусства. Искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2000. Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970. Зайцев А. Наука о цвете и живописи. М., 1986. Звездина Ю. Н. Эмблематика старинного натюрморта. М., 1997. Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Аксиома, 2000. Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. – М., 2005. Ильина Т.В. Введение в искусствознание. СПб.: , 2003. История европейского искусствознания: Вторая половина 19 в. – начало 20 в. кн.1, М.: Искусство, 1969. История иконописи: истоки, традиции, современность. М.: АРТ-БМБ, 2002. 384с История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник/ Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Высшая школа, 1999. 479с. История русского искусства. Т.1. Искусство Х – первой половины XIX века/ Под ред. М. Раковой, И. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991. Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2000. 320с. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII – XX веков: Учебник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 274с. Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1989. Кантор А. М. Предмет и среда в живописи: очерки о языке живописи. М., 1981. Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. М., 1989. Кларк К. Нагота в искусстве. СПб.: Азбука классика, 2004. 480с. Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с. Колпакова Г.С. Искусство Византии: ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2004. 528с. (Новая история искусства). Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. XVIII – начало ХХ вв. СПб.: Паритет, 2002. 256с. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под общей ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003. Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001. Лившиц Л. История русского искусства. Русское искусство X-XVII веков. М.: Трилистник, 2000. 186с. Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004. Ляхов В. Н. Искусство книги. М., 1989. Мартен М. Язык кино. — Л., 1972. Мартиндейл Э. Готика. М.: Слово/Slovo, 2001. 288с. Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи. М., 1983. Мошков В. М., Кузнецов О. И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб., 1994. Немировский Е. Л. Мир книги с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1986. Нечай О. Основы киноискусства. — М., 1989 Палагута И.В. Искусство Древней Европы. СПб.: СПбГУП, 2007. Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004. Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. Прокофьев В. Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса, их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения // Советское искусствознание. 1977. С. 112–121. Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 381с. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993. 320с. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 293с. Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 504с. Степанов Г.П. Синтез искусств. Л.: Знание, 1976. 32с. Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 170–208; № 2–3. С. 245–264; № 4. С. 334–366; 1994; № 1. С. 204–243. Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993. Турчин В.С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003. Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. Ч. I: Теория композиции. С. 56–254. Фейнберг Л. Е., Гренберг Ю. М. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996. Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия/ Сост. И.А. Химик. СПб.: Славия, 1994. 415с. Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков/ Отв. ред. В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1996. 556с. Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учеб. пособие. М.: Владос, 1997. 432с. Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. Кострома, 1995. Шестаков В.П. Венская школа истории искусства: история и современность // Искусствознание. 2002. № 2. Шестаков В.П. Трагедия изгнания: Судьба Венской школы истории искусства. М.: Галарт, 2005. Шор Ю.М. Культура как переживание. СПб.: СПбГУП, 2003. Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2003. Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. СПб.: Азбука-классика, 2004. 440с. |
Реальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное... ... | ||
Патентам и товарным знакам (19) Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву | Психическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет | ||
Занятие №1 Учебные материалы Гранин Д. А. Эта странная жизнь Гранин Д. А. Зубр. Эта странная жизнь: Повести. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 1998. 464 с | Специальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)... Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,... | ||
Санкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,... Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном | Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических... Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский... | ||
Санкт-Петербургский государственный морской технический университет... Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, спб гбоу лицей искусств «Санкт-Петербург» | ||
Новые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2 Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,... | Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности лор-болезни Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |