«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург





Скачать 179.23 Kb.
Название«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург
Дата публикации23.07.2013
Размер179.23 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ

ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»




ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО ПРОГРАММАМ МАГИСТРАТУРЫ

ПО ИСТОРИИ ИСКУССТВА

Санкт-Петербург

2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для абитуриентов СПбГУП, избравших направление подготовки «История искусства» (квалификация «магистр») на основе высшего профессионального образования (специалист и бакалавр). Программа содержит примерный перечень вопросов и список литературы для самостоятельной подготовки к собеседованию.

Современный специалист должен свободно ориентироваться в актуальной эстетической и художественной проблематике и практике художественной жизни. В новых условиях он не только исследователь истории и теории искусства, но и активно работающий менеджер, маркетолог, эксперт, куратор, организатор художественного процесса.

Основные виды профессиональной деятельности магистра:

- организационно-управленческая;

- экспертно-аналитическая;

- культурно-просветительная;

- научно-исследовательская;

- педагогическая.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов первым в России начал подготовку специалистов с профессиональным знанием иностранного языка в сфере международного художественного бизнеса. Немалая часть учебной нагрузки студентов этой специализации, наряду с освоением иностранных языков и экономических дисциплин, отводится для изучения истории и теории искусства по нескольким его видам (музыка, театр, изобразительное искусство, архитектура).

Целью вступительного экзамена является выявление у абитуриентов способностей к пониманию задач будущей профессии, к живому восприятию произведения искусства, навыков будущей профессиональной деятельности. Поступающий по направлению магистратуры «История искусств» при собеседовании должен продемонстрировать знания по истории и теории искусства на уровне программы по всеобщей истории искусства, изучаемой в высшей школе, умение комментировать и интерпретировать произведения различных видов искусства, продемонстрировать широкий культурный кругозор.

Знания поступающих в магистратуру оцениваются по 100-бальной системе, исходя из следующих критериев:

  • знание основных периодов истории западноевропейского и отечественного искусства – 10 баллов.

  • знание специфики художественных явлений (стилей, направлений, течений, школ, жанров) в западноевропейском и отечественном искусстве – 25 баллов.

  • знание особенностей художественного творчества отдельных мастеров мирового и отечественного искусства – 20 баллов.

  • знание основных понятий теории и истории искусства – 20 баллов.

  • анализ художественного произведения в совокупности формальных и содержательных компонентов – 25 баллов (в зависимости от избранного научного направления – изобразительное искусство, музыка, театр, экранные искусства).


При подготовке к экзамену необходимо пользоваться рекомендуемой литературой, а также литературой подобранной самостоятельно.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ СОБЕСЕДОВАНИЯ
Тема 1. Искусство как предмет научного знания

Теория искусства как научное знание, дающее целостное представление о существе художественного, закономерностях его развития и системе отношений, его определяющих. Современное научное знание и теория искусства. Искусство в системе культуры
Тема 2. Основные понятия истории искусства

Художественная культура и искусство. Функции искусства. Классификация видов искусства: искусства пространственные, временные, пространственно-временные. Язык искусства.

Художественный образ. Художественный образ как семиотическая целостность. Понятие художественного образа в истории эстетики и в истории искусства.

Художественный стиль как фундаментальная категория искусствознания. Многообразие стилей в различных видах искусства. Стиль как способ пластической организации формы. Стиль и Стилизация. Функции стиля в культуре.

Жанр как художественно-историческая категория. Формирование жанровых систем в искусстве.
Тема 3. Анализ музыкального произведения

Историческая эволюция жанров и форм музыкального искусства. Средства выразительности и особенности их анализа в простых и сложных жанрах музыки. Мелодия, особенности фактуры, гармония, ритм и метр. Образ и динамика средств выразительности.

Типы формостроения в произведениях музыкального искусства. История развития теории музыкального анализа. Проблемы интерпретации в музыковедении: композитор и исполнительская интерпретация. Особенности анализа произведений музыки сферы «третьего пласта».
Тема 4. Анализ произведения живописи, графики или скульптуры

Основные виды живописи. Живопись монументальная и станковая. Цвет как основа художественной выразительности живописного произведения. Цвет и колорит. Роль цвета при формировании колористической композиции произведения. Цветовые системы. Значение цветовых и светотеневых контрастов в формировании эмоциональной выразительности живописного образа.

Системы пространственных построений в живописи. Понятие «художественное пространство». Перспектива как способ расположения элементов в художественном пространстве. Соотношение реального и воображаемого пространств в живописи. Прямая и обратная перспективы. Аксонометрия. Отличительные характеристики перспектив. Условность пространственных характеристик изображения и роль пространственных деформаций в истории искусства. Композиция в живописи. Композиция как способ художественно-образного формообразования. Факторы, определяющие композицию живописного произведения. Изобразительные средства композиции: линия, плоскость, цвет, объем, пространство.

Формальные средства композиции: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, и их смысловые значения в истории искусства. Способы ритмической организации композиционного пространства. Типы форматов и композиция: особенности визуального восприятия.

Техники живописи в истории искусства. Основные техники живописи: фреска, темпера, энкаустика, масляная, мозаика и др. Свойства, характеристики, техника и технология исполнения, достоинства и недостатки.

Характеристики основных жанров живописи. Портрет в истории живописи. Критерии портретности. Типология портретного жанра. Портрет как отражение самосознания личности в искусстве нового и новейшего времени. Автопортрет. Натюрморт как жанр живописи. Объекты изображения в натюрморте. Значение предметного мира в натюрморте. Типология натюрмортов. Мастера натюрморта. Пейзажная живопись в истории искусства. Виды пейзажей. Природа как фон и самоценный предмет изображения. Художники-пейзажисты. Бытовой жанр. Частная жизнь как предмет изображения. Предпосылки формирования бытового жанра в изобразительном искусстве. Темы и сюжеты произведений бытового жанра. Поэтизация бытовых мотивов. Мастера бытового жанра. Мифологические и религиозные темы, сюжеты, образы в истории живописи. Иконография. Жанр ню в истории живописи. Другие жанры живописи (интерьерный, батальный, анималистический, исторический). Взаимосвязь и взаимодополняемость жанров в истории искусства.

Графика в контексте истории. Органическая связь графического искусства и текста. Книжная и станковая графика. Структура и основные элементы рукописной и печатной книги: обложка, титул, шмуцтитул, заставка, концовка, разворот, полоса, оглавление, инициал. Связь книжной иллюстрации и текста. Принципы композиционного и стилистического построения книг. Усовершенствование полиграфического искусства, особенности современного искусства книжной иллюстрации.

Принципы описания и анализа станковой графики. Разделение станковой графики на оригинальную и тиражную. Техники оригинальной графики: акварель, гуашь, пастель, тушь, сангина, уголь и др. Печатная графика. Разнообразие графических техник и материалов: ксилография, линогравюра, офорт, сухая игла, меццо-тинто, акватинта, резцовая гравюра, литография и др. Принципы композиционного и объемно-пластического построения образа в печатной графике.

Скульптура как искусство объемно-пластического восприятия мира. Скульптура (высекание, вырезание формы) и пластика (набор формы). Средства художественной выразительности скульптуры: объем, светотень, силуэт, симметрия, асимметрия, замкнутая и открытая формы, масштабность. Роль материала в скульптуре. Тема и сюжет в искусстве скульптуры.

Типология скульптуры. Круглая скульптура. Рельеф: барельеф, горельеф, контррельеф. Монументальная, монументально-декоративная, станковая, декоративная скульптура. Сюжетно-тематическое своеобразие и функциональные особенности видов скульптуры. Статуя, бюст, скульптурная группа. Типы композиционного пocтроения фигуры. Жанровое своеобразие скульптуры.
Тема 5. Анализ произведения архитектуры или произведений декоративно-прикладного искусства

Архитектура как социальный и художественный феномен. Функциональная, инженерно-конструктивная, художественно-эстетическая стороны архитектуры. Своеобразие художественного языка архитектуры. Симметрия и асимметрия в архитектуре. Ритм, объем, пропорции, контрасты, силуэт, масштаб, цвет, фактура поверхности. Архитектурный образ — взаимодействие массы, пространства и формы. Многообразие архитектурного формообразования. Историческая обусловленность архитектурного образа. Особенности восприятия архитектурных сооружений. Синтез искусств в архитектуре. Архитектурный ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство как искусство предметного мира. Классификация декоративно-прикладного искусства: по применению материала (дерево, металл, стекло, лаки, керамика, текстиль и т.д.); по назначению предмета (мебель, ювелирное искусство, посуда, ковры и т.д.). Костюм как синтез произведений декоративно-прикладного искусства (ткачество, ювелирное искусство, кружевоплетение и т.д.).

Своеобразие художественного языка декоративно-прикладного искусства. Симметрия и асимметрия в декоративно-прикладном искусстве. Ритм, объем, пропорции, контрасты, силуэт, масштаб, цвет, фактура поверхности. Эргономические качества произведений декоративно-прикладного искусства.
Тема 6. Анализ театрального спектакля

Театр как синтетическое искусство, сопряженное с особенностями взаимовлияния и взаимодействия разных видов искусства. Театр раскрывает свою художественно-эстетическую сущность в системе меняющихся исторических и художественных эпох. Спектакль как предмет театрального искусства. Особенности сценического языка.

Спектакль как художественно-целостное произведение. Жанр пьесы и жанр спектакля. Сценография – зримый образ спектакля. Музыкальное оформление – звуковой образ спектакля. Темпоритмическое построение спектакля. Трактовка роли. Значение режиссерского замысла. Выразительные средства спектакля. Способ существования актера в спектакле. Особенности зрительского восприятия спектакля.
Тема 7. Анализ произведений экранных искусств

Взаимодействие трех основных составляющих, формирующих мировой кинопроцесс: кино - как эстетический феномен, искусство; кино - как значительная и трудоемкая сфера производства в сложнейшем контексте социального, экономического и политического развития общества; кино - как средство массовой коммуникации.

Предыстория появления кино. Становление кинематографа как эстетического феномена, линия Люмьера и линия Мельеса. Монтажно - повествовательные достижения Гриффита.

Литературные корни киноповествования. Проблемы сценария: техническое руководство для съемок или высокая литература. Сценарий как "стенограмма эмоционального порыва" /Эйзенштейн/. Борьба "авторского кино" со сценарием. Классификация основных сюжетных схем. Классификация киножанров. Игровой кинематограф. Документальное и научно-популярное кино, мультипликация.

Изобразительный ряд кинокартины. Художник и оператор в работе над фильмом. Типы и особенности движения камеры, значение ракурса и кинематографических планов.

Режиссура в кино, ее отличие от театральной режиссуры. Монтаж как метод режиссуры и специфический для кино смыслообразующий принцип. "Творимая реальность" Кулешова. Эволюция взглядов Эйзенштейна на монтаж и режиссуру, значение его теоретического наследия. Многообразие типов монтажного построения в современном кино.

Становление концепции актерской игры в истории кино. Понятие о фотогении. "Натурщик" Кулешова. Эйзенштейн: от типажа к актеру. Мировые школы актерского мастерства. Кинозвезды.

Звуковой ряд. Кино немое и звуковое. Графическое слово в фильме. Музыка, шумы. Фильм как музыкальная форма.
Тема 8. Общая характеристика и периодизация первобытного искусства

Понятия «первобытное искусство» и «традиционное искусство»: сущность и взаимоотношение понятий. Источники изучения первобытного искусства (археология, этнография). Особенности первобытного искусства: синкретизм первобытной культуры, аморфность художественного творчества, мифологичность сознания, стереотипность, коллективность, обрядность, символичность художественной деятельности.

Функции первобытного искусства: явные (магическая, социальной памяти); скрытые (познавательная, эстетическая). Виды первобытного искусства: монументальное и мобильное искусство. Сюжеты первобытного искусства. География памятников первобытного искусства. Исторические этапы развития первобытного изобразительного творчества.
Тема 9. Античное искусство. Основные характеристики

Происхождение и значение термина «античность». Духовные доминанты античного мира: космизм, гуманизм, антропоморфизм, свобода духа, индивидуализм, синкретизм, господство гармонии, симметрии, ритма и меры, рациональность, телесность, принципы агонистики (состязательность с целью достижения общественного признания) и калокагатии (стремление к единству физических и нравственных добродетелей). Пантеизм в античной культуре.

Античные сюжеты и образы в мировом искусстве. Роль античности в развитии мировой культуры.
Тема 10. Средневековое искусство

Происхождение и значение термина «средние века». Периодизация истории средневековой культуры.

Духовные доминанты, идеалы и символы эпохи. Христианская религия — господствующая форма общественного сознания. Особенности художественного мышления. Художественный язык средневековья. Художественный канон. Морфология художественной культуры. Сюжеты и образы средневекового искусства. Основные этапы развития средневекового искусства.

Роль и значение искусства западноевропейского средневековья в истории мировой культуры.
Тема 11. Возрождение как художественное явление

Происхождение и значение термина «Возрождение». Хронологические и региональные границы эпохи.

Возрождение в Италии: проторенессанс, Раннее Возрождение, Высокое Возрождение, Позднее Возрождение. Возрождение в странах Северной Европы («Северное Возрождение»). Средневековые художественные традиции и искусство Возрождения.

Формирование нового художественного мировоззрения: искусство как универсальный способ познания, античные формы как образец для подражания, религиозное содержание и светские формы в искусстве. Обновление художественного языка и технических приемов в изобразительном искусстве: изучение законов линейной и воздушной перспективы, теории пропорций, освоение светотеневой моделировки, реалистическая трактовка человеческого тела.

Общая характеристика художественного стиля эпохи Возрождения: содержательные и формальные нормативы.

Значение эпохи Возрождения в развитии европейской культуры и ее оценка в трудах отечественных и зарубежных исследователей.
Тема 12. Древнерусское искусство

Исторические условия формирования древнерусской художественной культуры. Славянская мифология и искусство Древней Руси. Византийские и языческие традиции в древнерусской художественной культуре. Искусство Древней Руси и западноевропейское средневековое искусство: общность и различия. Основные этапы развития искусства Древней Руси.

Этические и эстетические идеалы Древней Руси. Русская икона как художественное явление. Философский и религиозный смысл иконы.
Тема 13. Западноевропейское искусство XVII-XVIII вв.

Развитие буржуазной культуры — культуры нового времени. Особенности художественного мировидения. Индивидуализация художественного творчества. Основные художественные направления и их эстетические принципы. Барокко. Классицизм. Реализм. Национальные модификации художественных направлений в культуре европейских стран.

Просвещение как общеевропейское идейное движение. Просветительские идеи в искусстве.

Стилевые особенности основных художественных направлений эпохи (классицизм, барокко, рококо, реализм, сентиментализм) и их проявление в различных видах искусства: архитектура, садово-парковое искусство, живопись, декоративно-прикладное искусство.
Тема 14. Искусство России XVIII в.

Россия на пути от Средневековья к новому времени. Русская художественная культура первой половины XVIII в. Роль иностранных и русских мастеров в формировании национальной художественной школы.

Изобразительное искусство России второй половины XVIII в. Идеология русского Просвещения. Роль просветительских идей в развитии русской национальной культуры.

Художественная жизнь российского общества второй половины ХVIII в. Основание Академии художеств.
Тема 15. Западноевропейское искусство XIX в.

Идеи и судьба Великой Французской революции и ее влияние на духовную жизнь европейского общества. Доминирующее влияние критического мировоззрения на развитие художественной мысли.

Система искусств в художественной культуре XIX в. Литература и живопись — ведущие виды художественного творчества. Новые тенденции в развитии архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Бидермайер. Эклектика, исторические неостили.

Стиль модерн. Возрождение старых ремесел (мозаика, расписное стекло, инкрустация, майолика). Новые материалы в архитектуре, новые архитектурные формы и типы зданий (вокзалы, мосты, выставочные павильоны). Рождение новых видов искусства (фотография, кино, промышленный дизайн). Взаимовлияние и синтез искусств.

Художественные направления и их эстетические принципы (романтизм, реализм, импрессионизм, символизм). Особенности проявления различных художественных направлений в живописи, скульптуре, архитектуре. Национальные художественные школы в XIX в.
Тема 16. Искусство России XIX — начала ХХ в.

Искусство России первой половины XIX в. Социально-политические, нравственные и эстетические основы формирования русской культуры XIX в. Художественная жизнь России первой половины XIX в. Основные направления в развитии искусства: романтизм, классицизм, историзм. Художественное образование. Академия художеств,

Искусство России второй половины XIX в. Взаимосвязь художественного творчества с развитием общественных идей.

Духовные искания творческой интеллигенции на рубеже XIX–XX вв. Кризис эстетическо-критического реализма. Русский импрессионизм.

Стиль модерн в русском искусстве рубежа XIX-XX вв. Символизм как «стиль эпохи». Истоки русского символизма. Особенности художественного языка. Символизм в поэзии, музыке, живописи, театральном искусстве. Основные направления художественных поисков в изобразительном искусстве.
Тема 17. Искусство XX в.

Модернизм, авангард и постмодернизм как основные понятия искусства ХХ века.

Экспериментальные направления в искусстве первой половины ХХ века. Русский авангард как новое художественное явление в мировом художественном процессе.

Основные тенденции в искусстве второй половины ХХ века. Искусство на рубеже XX-XXI веков.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

Аллахвердов В.М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб.: Изд-во ДНК, 2001. – 200с.

Анализ и интерпретация произведения искусства: Учеб. пособие/ Под ред. Н.А.Яковлевой.-М.: Высшая школа, 2005. – 551 с.

Арсланов В.Г. Западное искусствознание ХХ века. М.: Академический проект; Традиция, 2005.

Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.,1988.

Бранский В.П. Искусство и философия. Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград: Янтарный сказ, 2000. – 704с.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. СПб.: МИФРИЛ, 1994; М.: Изд-во В.В. Шевчук, 2002 и другие издания.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. М.: Аст-пресс Книга, 2004. 368с.

Владимиров Л. Всеобщая история книги. М., 1988.

Друскин М.Н. Анализ музыкальной формы. М., 2001.

Кино. Энциклопедический словарь. — М., 1987.

Кнебель М.О. О действенном анализе пьесы и роли. М.,1982.

Кривцун О.А. Эстетика. М.: Аспект-пресс, 1998.

Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М.: Искусство, 1982.

Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // В книге: Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999. С. 41-74. См. также в книге Арсланова В.Г. С. 482-493.

Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика: учеб. пособие / коммент. С. Н. Бройтмана, Н. Д. Тамарченко. М., 2001.

Фрейлих С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского. — М., 2002, 2005.

Шестаков В.П. История истории искусства от Плиния до наших дней. М.: Изд-во ЛКИ, 2008.

Шестаков В.П. Эрнст Гомбрих и Венская школа истории искусств // Вопросы философии. 2001. № 7.

Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. СПб.: Астерион, 2005.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

Алленов М. История русского искусства. Русское искусство XVIII – начала ХХ вв. М.: Трилистник, 2000. 440с.

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М.: Искусство, 1976. 287с.

Андреева Е. Постмодернизм. Искусство второй половины XIX – начала ХХI века. СПб.: Азбука-классика, 2007. 488 с.

Арган Дж. К. История итальянского искусства. М.: Радуга, 2000. 553с.

Базен Ж. Барокко и рококо. М.: Слово/ Slovo, 2002.

Базен Ж. История истории искусств. М.: Прогресс, 1995.

Барская И.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. М.: Просвещение, 1993. 223с.

Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М.: Искусство, 1973. 223с.

Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995. 340с.

Бычков В.В. Смысл искусства в византийской культуре. М.: Знание, 1991. 64с.

Варбург А. Великое переселение образов. СПб.: Азбука-классика, 2008.

Вартанов А.С. От фото до видео. – М., 1996.

Введение в теорию художественной культуры: Учеб. пособие / Под ред. Л.М. Мосоловой. СПб.: Науч. Центр проблем диалога, 1993. 245с.

Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Т.1. СПб.: Кольна, 1995.

Волков Н. Н. Композиция в живописи. М., 1977.

Волков Н. Цвет в живописи. М., 1985.

Воронова О. П. Искусство скульптуры. М., 1982.

Герман М.Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 480с.

Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусств: Учеб. пособие М.: Учеб. лит-ра, 1998. 204с.

Глинка Н.И. Беседы о русском искусстве XVIII века. СПб.: Книжный мир, 2001. 256с.

Головин В.П. От амулета до монумента: Книга об умении видеть и понимать скульптуру. М.: Изд-во МГУ, 1999. 123с.

Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна: Концепции. Направления. Мастера. СПб.: Стройиздат, 1992. 357с.

Грабарь И.Э. Петербургская архитектура в XVIII – XIX веках. СПб.: Лениздат, 1994. 384с.

Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. (Exempla XIII века). М.: Искусство, 1989. 366с.

Данилова И. Е. От Средних веков к Возрождению: Сложение художественной системы картины кватроченто. М., 1975.

Данилова И. Е. Судьба картины в европейской живописи. СПб.: Искусство, 2005. 320 с.

Даниэль С.М. Европейский классицизм. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с.

Даниэль С.М. Искусство видеть. Л.: Искусство, 1990. 223с.

Деготь Е. История русского искусства. Искусство ХХ века. М.: Трилистник, 2000.

Жегин Л. Ф. Язык живописного произведения. М., 1970.

Зайцев А. Наука о цвете и живописи. М., 1986.

Звездина Ю. Н. Эмблематика старинного натюрморта. М., 1997.

Зедльмайр Г. Искусство и истина. СПб.: Аксиома, 2000.

Изволов Н.А. Феномен кино: История и теория. – М., 2005.

Ильина Т.В. Введение в искусствознание. СПб.: , 2003.

История европейского искусствознания: Вторая половина 19 в. – начало 20 в. кн.1, М.: Искусство, 1969.

История иконописи: истоки, традиции, современность. М.: АРТ-БМБ, 2002. 384с

История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: Учебник/ Под ред. Л.М. Брагиной. М.: Высшая школа, 1999. 479с.

История русского искусства. Т.1. Искусство Х – первой половины XIX века/ Под ред. М. Раковой, И. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1991.

Каган М.С. Введение в историю мировой культуры. СПб.: Петрополис, 2000. 320с.

Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII – XX веков: Учебник. Л.: Изд-во ЛГУ, 1990. 274с.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. Л., 1989.

Кантор А. М. Предмет и среда в живописи: очерки о языке живописи. М., 1981.

Кильпе Т. Л. Основы архитектуры. М., 1989.

Кларк К. Нагота в искусстве. СПб.: Азбука классика, 2004. 480с.

Кларк К. Пейзаж в искусстве. СПб.: Азбука-классика, 2004. 304с.

Колпакова Г.С. Искусство Византии: ранний и средний периоды. СПб.: Азбука-классика, 2004. 528с. (Новая история искусства).

Костылев Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили. XVIII – начало ХХ вв. СПб.: Паритет, 2002. 256с.

Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура ХХ века. / Под общей ред. В.В. Бычкова. М.: РОССПЭН, 2003.

Леонардо да Винчи. Суждения о науке и искусстве. СПб., 2001.

Лившиц Л. История русского искусства. Русское искусство X-XVII веков. М.: Трилистник, 2000. 186с.

Лиманская Л.Ю. Теория искусства в аспекте культурно-исторического опыта. М.: РГГУ, 2004.

Ляхов В. Н. Искусство книги. М., 1989.

Мартен М. Язык кино. — Л., 1972.

Мартиндейл Э. Готика. М.: Слово/Slovo, 2001. 288с.

Мочалов Л. В. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи. М., 1983.

Мошков В. М., Кузнецов О. И. Пластическая основа композиции (проблемы синтеза искусств). СПб., 1994.

Немировский Е. Л. Мир книги с древнейших времен до начала ХХ века. М., 1986.

Нечай О. Основы киноискусства. — М., 1989

Палагута И.В. Искусство Древней Европы. СПб.: СПбГУП, 2007.

Панофский Э. Готическая архитектура и схоластика. Перспектива как символическая форма. СПб.: Азбука-классика, 2004.

Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический проект, 1999.

Прокофьев В. Н. Художественная критика, история искусства, теория общего художественного процесса, их специфика и проблемы взаимодействия в пределах искусствоведения // Советское искусствознание. 1977. С. 112–121.

Раушенбах Б. Геометрия картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: Изд-во МГУ, 1989. 381с.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века: Учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1993. 320с.

Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М.: Искусство, 1989. 293с.

Степанов А.В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука-классика, 2003. 504с.

Степанов Г.П. Синтез искусств. Л.: Знание, 1976. 32с.

Тарабукин Н. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания. 1993. № 1. С. 170–208; № 2–3. С. 245–264; № 4. С. 334–366; 1994; № 1. С. 204–243.

Турчин В. С. По лабиринтам авангарда. М.: Изд-во МГУ, 1993.

Турчин В.С. Образ двадцатого в прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Успенский Б. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000.

Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М., 1988. Ч. I: Теория композиции. С. 56–254.

Фейнберг Л. Е., Гренберг Ю. М. Секреты живописи старых мастеров. М., 1989.

Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.

Художественная культура первобытного общества: Хрестоматия/ Сост. И.А. Химик. СПб.: Славия, 1994. 415с.

Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI-XVII веков/ Отв. ред. В.В. Бычков. М.: Ладомир, 1996. 556с.

Черный В.Д. Искусство средневековой Руси: Учеб. пособие. М.: Владос, 1997. 432с.

Шевелев И. Ш. Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь. Кострома, 1995.

Шестаков В.П. Венская школа истории искусства: история и современность // Искусствознание. 2002. № 2.

Шестаков В.П. Трагедия изгнания: Судьба Венской школы истории искусства. М.: Галарт, 2005.

Шор Ю.М. Культура как переживание. СПб.: СПбГУП, 2003.

Эко У. Эволюция средневековой эстетики. СПб.: Азбука-классика, 2003.

Якимович А.К. Новое время. Искусство и культура XVII-XVIII веков. СПб.: Азбука-классика, 2004. 440с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconРеальное и виртуальноЕ в медиапространстве современности
Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт-Петербург, Россия
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное...
...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПатентам и товарным знакам (19)
Санкт-Петербург, ул. Политехническая, 29, Санкт-Петербургский гту (цпи), С. В. Козыреву
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПсихическое здоровье в Германии и России: Клиническая и исследовательская инициатива
Санкт-Петербургский научно-исследовательский Санкт-Петербургский государственный университет
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconЗанятие №1 Учебные материалы Гранин Д. А. Эта странная жизнь
Гранин Д. А. Зубр. Эта странная жизнь: Повести. Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, 1998. 464 с
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconСпециальная /коррекционная/ общеобразовательная школа (VII вида)...
Субъект Российской Федерации Санкт-Петербург, в лице Комитета по Образованию Санкт-Петербурга. Место нахождения Учредитель -1: 190000,...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconСанкт-Петербургский центр научно-технической информации «Прогресс»,...
Особенности размещения государственного заказа в связи с изменениями в федеральном
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconУчебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических...
Учебные программы курсов истории музыки и музыкально-теоретических дисциплин /Науч. Ред сост. В. В. Молзинский; Санкт-Петербургский...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconСанкт-Петербургский государственный морской технический университет...
Рецензия на книгу: С. А. Остроумов "Биотический механизм самоочищения пресных и морских вод: элементы теории и приложения" (Москва,...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, спб гбоу лицей искусств «Санкт-Петербург»
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconНовые поступления 2 Сельское хозяйство 2 Общие вопросы сельского хозяйства 2
Агрофизический научно-исследовательский институт (Санкт-Петербург). Материалы координационного совещания Агрофизического института,...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
«санкт-петербургский гуманитарный университет профсоюзов» программа вступительных испытаний по программам магистратуры по истории искусства санкт-Петербург iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск