Скачать 202.51 Kb.
|
ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ ГОРНОГО АЛТАЯ Пояснительная записка Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики Алтай. Программа соответствует обязательному минимуму содержания для основной школы и требованиям к уровню подготовки. Рабочая программа по истории Горного Алтая на основе примерной программы основного общего образования по истории Горного Алтая (с древнейших времён до наших дней 6-9 класс) Составной частью исторического образования в стране является приобщение учащихся Республики Алтай к истории региона, в котором они проживают. Региональная история, как раздел исторической науки, изучает прошлое и настоящее всех народов, проживающих на территории субъекта федерации, в их экономическом, социальном, политическом, конфессиональном, культурном взаимодействии и диалоге. В системе школьного исторического образования история Горного Алтая позволяет проследить сочетание общего и особенного, специфичного в развитии народов. Ее изучение позволяет формировать и сохранять познавательный интерес к истории как школьному предмету, содействовать формированию нравственных позиций личности, проявлению чувства сопричастности к этносам, населяющим данный край, способствовать социальной адаптации ученика. В основе отбора содержания курса истории Горного Алтая заложен принцип выбора наиболее значимых и системно взаимосвязанных событий, явлений и процессов в истории России, Сибири, Алтая, своего города, района или села. Содержание учебного материала курса выстраивается в хронологической последовательности - от древности до наших дней. Следование линейному принципу построения региональной истории соответствует конструированию учебных программ истории России и всеобщей истории. Данное движение связано и с усложнением изучаемого содержания учебного материала и проблематики, перехода к более сложным типам учебной деятельности. Одновременно материал местной истории позволяет организовать на практике процесс исторического исследования на основе локальных письменных, устных и вещественных источников. Возможными формами организации работы являются научно-исследовательская и поисково-краеведческая деятельность учащихся. Результатом данной работы может быть написание рефератов, формирование учебно-методического комплекса для уроков региональной истории, публикации учащихся, создание школьного музея. Изучение истории Горного Алтая осуществляется с 6 по 9 класс основной школы во всех типах учебных заведений Республики Алтай. Объем, отводимый на изучение национально-региональной истории в течение каждого учебного года, 35 часа, из расчета 1 час в неделю. Выделены часы для итогового повторения. Учитель может использовать повторительно-обобщающие уроки для более углубленного изучения истории города, села, района. 6 класс - с древнейших времен до конца XVI в. 7 класс - с XVII до конца XIX вв. 8 класс - с рубежа XlX-начала XX в. до конца 30-х годов XX в. 9 класс - с начала 40-х годов XX в. до настоящего времени. Такая структура национально-регионального исторического образования связана с значительными событиями в истории народов Горного Алтая: а) начало межэтнических контактов народов на юге Сибири, их присоединение и вхождение в состав России; б) отмена крепостного права в России и увеличение массового переселения населения из европейской части страны, повлекшее изменения в различных сферах деятельности коренного населения региона, создавшего проблемы, решение которых приходится на последующий период; в) Великая Отечественная война, историческая значимость победы и ее влияние на последующие события и явления в регионе. Изучение национально-региональной истории в 6-9 классах в рамках указанного количества часов требует особого внимания к выбору форм, методов и средств обучения. Здесь необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста, формирование и развитие которого непосредственно связаны с процессом обучения в школе. Особенности содержания и цели курса региональной истории предполагают: а) углубление навыков гуманитарных методов проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся, оформление результатов собственных изысканий; б) формирование у учащихся навыков поисково-исследовательской работы, сбор, обработка и систематизация историко-этнографического материала, создание и деятельность школьного музея. Реализация рабочей программы способствует: -формированию и развитию личности выпускника, как достойного представителя региона, хранителя, продолжателя и популяризатора исторических и культурных ценностей и традиций Горного Алтая; -воспитания уважения к жителям полинационального и поликультурного Горного Алтая, толерантности, чувства привязанности к родному краю и готовности к активному участию в жизни региона; -освоению системы знаний об историческом развитии Горного Алтая; -овладению комплексом гуманитарных методов познания, осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Требования к уровню подготовки: В результате изучения курса истории Горного Алтая ученик должен знать и понимать: -основные даты в истории Горного Алтая, определять синхронность событий и процессов истории Алтая и России; свободно пользоваться ими при характеристике исторических явлений и процессов; -имена и дела выдающихся земляков; -специфику определенной исторической эпохи, периода. уметь: - выявлять наиболее важные, поворотные события и явления в общественно – политической, социальной, культурной и духовной жизни Алтая -использовать историко – краеведческий материал для объяснения изменений в образе жизни и социальном поведении людей, а также осмысления их действий и поступков в конкретных ситуациях; -показывать на карте и объяснять изменения экономического, демографического, расселенческого культурного характера; -представлять и описывать уклад жизни современного города, села, местности (модернизация быта, очаги сосуществования традиционного и современного, национального и общероссийского, изменения в жизненных ценностях и т.п.); -раскрывать региональные и национальные особенности взаимодействия человека и природы, суть местных экологических проблем; -давать оценку деятельности конкретных исторических лиц. Оформлять знания о выдающихся земляках в реферативной форме; -используя данные средства массовой информации, проводить обзор текущих событий общественно–политической, социально-экономической и культурной жизни Алтая. Использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для: -совершенствования собственной познавательной деятельности; -способности к социально-культурной интеграции и самоопределению; -решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; -осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положени 8 КЛАСС (35 ЧАСОВ.) ГОРНЫЙ АЛТАЙ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА (1900-1940 ГОДЫ) Настоящая рабочая программа разработана на основе Государственного образовательного стандарта по истории Горного Алтая (2006 года), являющегося частью регионального компонента образования Республики Алтай и Программы по истории Горного Алтая (с древнейших времен до наших дней) авторов Л.Н.Аксеновой, Н.В.Екеева и Н.М.Екеевой (2005 года).Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса История Горного Алтая в 8 классе с рубежа 19-20 вв. до конца 30-х XX века.. Она рассчитана на 35 учебных часов из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки. Тема1. Горный Алтай в начете ХХ века (1900-1917 годы) (5 часов.) Демографическая характеристика населения Горного Алтая. Оседлое и полукочевое население. Первый этап землеустройства (1899-1908 годы). Споры вокруг вопроса о землеустройстве полукочевого алтайского населения. Обследования Горного Алтая 1897, 1908 и 1910 годов. Указ 18 сентября 1910г. Второй этап землеустройства (1911-1913 гг.). Реформа местного управления алтайцев и русских крестьян. Итоги аграрных преобразований. Развитие скотоводства: поголовье и структура стада, улучшение породности и содержания скота. Развитие земледелия: рост посевных площадей и изменение их структуры, урожайность культур, орудия и машины. Кустарно-ремесленные промыслы. Охота. Развитие путей сообщения и оживление торговли. Ярмарки и торжки. Особенности социально-экономических отношений в дьурте и селе. Социальное и имущественное расслоение крестьянства. Аренда земли и наемный труд. Колониальный гнет и усиление национального движения алтайцев. События 1904- 1905 годов. Трагедия в долине Теренг. Крестьянские выступления в годы первой русской революции и в период землеустройства. Волнения 1916 года. Тема 2. Культура и быт населения Горного Алтая в начале XX в. (4 часа.) Поселения и жилища алтайцев и русских крестьян. Особенности быта оседлого и полукочевого населения. Одежда и продукты питания населения. Семейно-брачные отношения. Религиозный состав населения. Шаманизм, бурханизм и православие. Народные знания и медицина. Фольклор и литература (Г.И.-Гуркин, И.М.Штыгашев). Сибирские писатели об Алтае. Музыкальное и прикладное народное искусство (изделия из дерева, кожи, войлока и металла). А.В.Анохин. Сказители-кайчы. Народное образование (миссионерские школы). Научное изучение территории и населения Алтая (В.Радлов, Н.Яд-ринцев, С.Швецов, А.Верещагин, Г.Потанин, П.Семенов). Познавательный и оздоровительный туризм (посещение достопримечательных мест, целебных источников -аржанов, лечение кумысом). Тема 3. Горный Алтай в 1917-19I8 годах (4 часа.) Февральская революция и Горный Алтай. Возникновение органов власти на местах. Горная дума: состав, политика, итоги деятельности. Октябрьская революция и установление Советской власти в Горном Алтае. Декрет о земле и начало аграрных преобразований. Продовольственная политика Советов. Первые преобразования Советской власти по созданию новой культуры. Формирование советской системы школьного образования, культурно-просветительная работа, мероприятия по ликвидации неграмотности населения. Тема 4. Горный Алтай в годы гражданской войны (1918-1920 годы) (4 часа.) Гражданская война в Горном Алтае. Колчаковщина. Каракорум-Алтайская управа: политическая и социально-экономическая деятельность. Вопрос о национально-территориальной автономии алтайского народа. Г.И.Чорос-Гуркин, Г.Н.Потанин. Партизанское движение. Ф.Сухов, В.И.Плетнев. Разгром колчаковщины и восстановление Советской власти. Особенности политики "военного коммунизма". Социальная ситуация в 1919-1920 годах. Массовые выступления крестьян. Тема 5. Горный Алтай в годы нэпа (1921-1927 годы) (5 часа.) Замена продразверстки продналогом. Трудности и противоречия нэпа. Обострение социальной ситуации в деревне, вооруженные выступления крестьян, Разгром повстанческих отрядов ( Кай-городов. Чекураков и тр.) Споры вокруг вопроса о национально-территориальной автономии алтайцев. Образование Ойротской автономной области (1 июня 1922 г.). Первый съезд Советов Ойротии, создание органов власти. Мероприятия государства по восстановлению сельского хозяйства Горного Алтая. Землеустройство. Налоговая политика. Социально-экономические отношения в деревне. Аренда земли и наемный труд. Кооперирование крестьянских хозяйств. Изменения в социальной структуре доколхозном селе и дьурте. Тема 6. Горный Алтай в годы первых пятилеток (1928 -1940 годы) (6 часов.) Первый этап коллективизации сельского хозяйства (1928-1932 годы). Съезды колхозников, Первые совхозы. Политика раскулачивания. Спад сельскохозяйственного производства. Второй этап коллективизации (1933-1940 годы). МТС. Совхозы. Новый устав сельхозартели. Укрепление колхозов. Движение передовиков и новаторов производства. Подготовка сельских кадров. Перевод полукочевых алтайских и казахских хозяйств на оседлость. Сущность, методы и последствия. Репрессии зажиточной и средней части крестьянства. Ссылки и поселения. Возникновение промышленных предприятий. Дорожное строительство. Транспорт и связь. Изменения в социальной структуре и быте алтайского, казахс-' кого и русского населения. Общественно-политическая жизнь. Партийный диктат и ограничение власти Советов. Усиление карательной деятельности административных органов. Политические репрессии 1930-х годов. Тема 7.Культурные преобразования в Горном Алтае в 20-30-х годах XX века (5 час.) Развитие народного образования. Переход к всеобщему, обязательному начальному образованию. Подготовка учительских кадров. Открытие средних специальных учебных заведений. Ликвидация неграмотности населения. Детские и молодёжные движения. Культурно-просветительская работа (библиотеки, избы-читальни, клубы, дома-алтаек, красные уголки). Издание книг и учебных пособий. Формирование нового быта. Становление алтайской советской литературы (П.Чагат-Стро-ев, А.Мундус-Эдоков, П.Кучияк). Зарождение алтайского национального театра. Музыкальное искусство (А.Анохин, А.Ильиных). Развитие профессионального изобразительного искусства (Г.Чо-рос-Гуркин, А.Чевалков, А.Таныш). Научные экспедиции АН СССР. Изучение алтайского языка и фольклора. Создание областного краеведческого музея. Исследователи Горного Алтая (Н.Дыренкова, А.Данилин, Л.Мамет, С.Токарев, Л.Потапов). Итоговый урок (2 часа) Литература: Алтайцы (Материалы по этнической истории) / сост., предисл., коммент. Н.В.Екеева - Горно-Алтайск, 2005. Алтайский национальный костюм - Горно-Алтайск, 1990. Бельгибаев Е.А. Традиционная материальная культура челканцев бассейна р.Лебедь (вторая половина Х1Х-ХХ в.) - Барнаул, 2004. Болдуев А.А. Горный Алтай в период военного коммунизма // Вопросы истории Горного Алтая - Вып. 1 - Горно-Алтайск, 1980 - С.74-94. Бурханизм-AKJaHr: документы и материалы Горно-Алтайск, 2004. Вербицкий В. Алтайские инородцы - 2-е изд. - Горно-Алтайск.,1993. Владимиров В.Н. Численность и расселение южных алтайцев в XV11-XIX веках // Археология и этнография Южной Сибири -Барнаул, 1984. Календарно-тематическое планирование истории Горного Алтая в 8 классе.
|
Программа по истории горного алтая пояснительная записка Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по истории Горного Алтая составлена на основе Концепции национально-регионального исторического образования Республики... | ||
Рабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная... «История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой | Продуктивный потенциал суданской травы в условиях низкогорий Горного Алтая Работа выполнена в фгоу впо «Горно-Алтайский государственный университет», на кафедре «Растениеводство» | ||
Элементы технологии возделывания суданской травы в условиях низкогорий горного алтая Работа выполнена в фгу впо «Горно-Алтайский государственный университет», на кафедре "Агрономия" | Пояснительная записка Пояснительная записка Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Всем известны красоты горного Алтая, Байкал, живописные озёра Карелии, но и у нас в Западной Сибири есть уникальные природные объекты,... | Пояснительная записка по истории 7класс рабочая программа по истории... История России является составной частью истории развития мировой истории. В 7-ом | ||
Пояснительная записка рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне («Преподавание... | Пояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 5 содержание дисциплины... Изучение археологии позволяет понять органическое единство прошлого и настоящего, раскрывает законы исторического процесса, фундаментальные,... | Рабочая программа по истории 8 кл. Пояснительная записка Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,... | ||
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по истории Нового времени конец XV – xviiiвек, истории России. XVI-XVIII века, истории... | Рабочая программа По истории ( 5-9 Класс) Пояснительная записка При составлении программы использовались государственные программы по Всеобщей истории Вигасина аа, Свенцицкой ис,Ведюшкина ва, Ревякина... | ||
Пояснительная записка история 9 класс рабочая программа по истории... Примерной программе основного общего образования по истории, курсы «Истории России» и «Всеобщей истории» реализуются в Рабочей программе... | Литература. Пояснительная записка Программа имеет туристско-краеведческую направленность, она актуальна с точки зрения глубокого изучения истории Великой Отечественной... |