Скачать 161.82 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОУ ВПО Томский государственный университет УТВЕРЖДАЮ Декан исторического факультета ________________В.П. Зиновьев «____»___________________200__г. История средних веков Рабочая программа Направление 030600 – История Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Форма обучения очная Томск – 2011
Получить базовые представления об основных тенденциях развития и специфике истории западноевропейской средневековой цивилизации, ее месте в системе координат доиндустриальных обществ, связи современной истории европейского Запада и средневековой истории; повысить профессиональный уровень работы с различными типами источников; научиться использовать полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения педагогической практики, а также по окончании вуза. 2. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата Данная дисциплина входит в раздел «Б.2». Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 - история. Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате обучения в средней общеобразовательной школе и в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра по отечественной, а также «Истории античности», «Истории Древнего Востока», «Истории Отечества». Данная учебная дисциплина входит в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение всеобщей истории и предваряет курсы по истории позднего Средневековья и Нового времени» 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь: - выделять и интерпретировать существенные явления и процессы истории средних веков, - анализировать корпус базовых источников по истории средних веков, - представлять результаты своей учебной деятельности в виде устных, письменных ответов, а также выполненных с помощью современных электронных и интерактивных средств. Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 по направлению ВПО 030600 – История: А) общекультурные (ОК): - владеет культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке целей и путей ее достижения (ОК-1); - готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); - стремится к саморазвитию, повышению квалификации и мастерства, способен изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности, способен к социальной адаптации (ОК-6); - осознает социальную значимость своей профессии (ОК-8); Б) профессиональные (ПК) - способен использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории (ПК-1); - способен к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-8); - умеет применять основы педагогической деятельности в преподавании курса истории в общеобразовательной школе (ПК-11); - умение проектировать, конструировать, организовывать и анализировать свою педагогическую деятельность (ПК-13 из педагогического модуля) 4. Структура и содержание учебной дисциплины:
Форма итогового контроля знаний студентов – экзамен 5. Образовательные технологии Изучение дисциплины «История средних веков» основано на использовании как традиционных (лекции, семинары, практические занятия), так и интерактивных (проекты, ролевые игры) образовательных технологий. На проблемное обучение ориентированы проблемные семинары, ролевые игры. В качестве исследовательских технологий предлагаются разного рода работы на практических занятиях, подготовка и защита проектных работ. Программа самостоятельной работы пересекается с информационно-коммуникативными технологиями. Предполагается работа с интернет-ресурсами, подготовка проектов, рефератов, просмотр учебных фильмов, изучение дополнительной литературы. 6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Работа над курсом «История средних веков» ведется в течение всего семестра и завершается сдачей экзамена. В качестве форм текущей аттестации студентов используются: защита проектных работ, контрольные работы, участие в семинарах. Экзамен по курсу проходит в устной форме. Студент должен хорошо ориентироваться в материале, уметь чётко и конкретно ответить на вопросы. При подготовке к экзамену следует обратить внимание на то, что практически в каждой теме есть три составляющие: 1) явления, термины и понятия, 2) историческое развитие, 3) персональные и ситуативные маркеры. Например, в теме «Рыцарство и христианская церковь» есть понятия «инвеститура», «симония»; есть история борьбы за инвеституру; рассказывается о Клюнийской реформе, Хождении в Каноссу, Гильдебранде, Генрихе IV и т.д. Студент должен уметь раскрыть все составляющие темы, назвать имена известных исторических лиц эпохи, знать даты наиболее значительных событий, связанных с данной темой. Итоговая оценка на экзамене складывается из нескольких составляющих:
Примерные задания к контрольной работе по теме «Варварские королевства»
Примерный перечень контрольных вопросов к экзамену История средних веков и современность История средних веков Западной Европы и современные концепции Великое переселение народов и образование варварских королевств. Варварское королевство, его характер и социальная сущность. Церковь и папство в эпоху варварских королевств. Испания под властью вестготов Борьба с датчанами. Политическое обьединение Англии в единое государство Особенности феодализации англосаксонского общества. Оттон Великий и объединение германских герцогств в единое королевство Распад империи Карла Великого. Особенности французской раннесредневековой государственности. Италия под властью варварских королей Испания под властью вестготов Арабское завоевание Испании и его последствия. Скандинавское общество в эпоху викингов Европейский средневековый город и его специфика как торгово-ремесленного центра. Церковный раскол в контексте различия исторических судеб Запада и Востока Капетинги и развитие централизаторских тенденций во Франции XII-XIII вв. Возникновение сословной монархии во Франции и ее особенности. Начало Столетней войны и ее характер. Нормандское завоевание Англии и его культурно-исторические последствия. Коммунальные движения в Европе и их значение. Две тенденции развития аграрной Европы в эпоху зрелого Средневековья. Еврейские погромы и охота на ведьм в Европе на рубеже классического и позднего средневековья. Изменение религиозного менталитета европейского общества в эпоху классического Средневековья. Реконкиста. Особенности складывания национально-государственного комплекса в Испании Жанна д Арк. Особенности формирования национального самосознания в средневековую эпоху. Война Алой и Белой роз и ее последствия для судеб становления английского абсолютизма. Борьба за инвеституру и ее значение для судеб западноевропейской средневековой государственности. Социально-исторической развитие Англии во второй половине XIVв. Франция при Людовиге XI. Особенности раннего абсолютизма во Франции. Развитие централизаторских тенденций в державе Плантагенетов. Завершение Столетней войны и реформы Карла VII. Европейское общество на пути от универсалисткой государственности к национальной . Баронская война и возникновение английского парламента. Политические судьбы Италии в контексте кризиса универсалистской политики. Общество и еретики в Италии XIII-XV вв. Система территориальных княжеств в Германии Еврейские погромы и охота на ведьм в Европе на рубеже классического и позднего средневековья Священная империя Штауфенов Примерные темы и задания практических занятий Практическое занятие № 1Древнегерманское общество в до-переселенческую эпоху 1. Характеристика источников, содержащих информацию о древних германцах. 2. Географические и хронологические рамки «германского мира», увиденного глазами римских авторов. 3. Хозяйство и община древних германцев: а) степень оседлости; б) земледелие, скотоводство, охота: их место в экономике германцев; в) ремесло и торговля; г) наличие частной собственности и тип сельскохозяйственной общины. 4. Общество военной демократии. Менталитет комитата. а) социальная структура германского общества; б) традиция и новации, проявившиеся в период Великого переселения; в) специфика воинского менталитета; г) вождь и дружина. Практическое занятие № 2 Древнегерманское общество после переселения (на примере королевства франков)
а) хронологические рамки формирования варварского королевства франков; б) возникновение племенного союза франков, взаимоотношения союза с галло-римской властью; в) возникновение государственности у франков; г) Власть Хлодвига: традиции и харизма; д) формирование налоговой и правовой системы, аппарата управления; е) вывод: специфика варварского королевства как типа государственности.
а) хозяйственная жизнь общины. б) кровнородственные и соседские связи в общине; в) свободные и зависимые; г) управление и суд в общине; д) вывод: изменения в положении свободных франков в рассматриваемый период. Примерные темы курсовых работ: Саги как источник изучения общественного сознания в раннесредневековую эпоху. История франков глазами Г. Турского. Особенности рыцарского менталитета (по материалам рыцарского романа). Варварские королевства в Западной Европе. Европейские рыцари в эпоху крестовых походов (эпоха, быт, общественное сознание ). Исторический портрет Людовика ХI (по мемуарам Ф. Де Коммина). «Жизнеописание» Б.Челлини как источник исследования менталитета в эпоху Возрождения. Исторические взгляды Н. Макьявелли. Средневековая Англия глазами У. Шекспира. Охота на ведьм и европейское общество в средневековую эпоху (по материалам современной западной медиевистики). Франциск Ассизский – святой цивилизации городской Европы. Ранние ереси и их социальная почва. Раскол церкви на католичество и православие Образ чужака в классическом средневековье (солдаты, моряки, нищие, бродяги, воры, палачи, банщики, цирюльники, иноверцы, иностранцы, прокаженные, евреи, безумцы, еретики, знахари, ведьмы). Прокаженные в средние века. Методы и принципы средневекового врачевания. Женщины в крестовых походах. Достопримечательности средневековых городов по воспоминаниям путешественников. Учебники, ресурсы и пособия к курсу
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины Аудиторный фонд, компьютерный класс, мультимедийное оборудование (в том числе проектор, экран для проектора, ноутбук, колонки), фонды и ресурсы научной библиотеки ТГУ. Программа рекомендована кафедрой истории древнего мира, средних веков и методологии историиПротокол заседания №_____ от ___________________ 2011 г.заведующий кафедрой доцент ________________________О.В. Хазанов Программа одобрена на заседании методической комиссии исторического факультета ТГУ Председатель комиссиидоцент ______________ В.Ю. Соколов«____» _______________ 2011 г.Рабочая программа по курсу «История средних веков» составлена на основе требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030600 – История, утверждённого приказом министерства № 732 от 16 декабря 2009 г.Общий объем курса 96 ч. Из них: лекции − 50 ч., семинарские занятия − 14 ч. на группу, самостоятельная работа студентов − 32 ч. Экзамен в третьем семестре. Составители: Н.А. Сайнаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории Рецензент: О.В. Хазанов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории |
Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «б общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 история | Рабочая программа Направление 030600 История Данная дисциплина входит в раздел «Б. 2». «Общепрофессиональный цикл. Базовая часть» по направлению 030600 – история | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Данная дисциплина входит в раздел «Б. 3» «Профессиональный цикл. Базовая (общепрофессиональная) часть» фгос-3 по направлению 030600... | Рабочая программа Учебная дисциплина Введение в специальность Направление... ... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 030600. 62 «История» | Рабочая программа дисциплины История древнего мира Направление подготовки 030600 «История» ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 История Востоке; научиться применять полученные знания в исследовательской и аналитической работе по окончании учебного заведения, в преподавании... | Рабочая программа Направление 030600 «История» Великой Отечественной войны; научиться применять полученные знания в профессиональной деятельности, в том числе в педагогической,... | ||
Рабочая программа дисциплины Мифология Направление подготовки 030600 «История» Эта задача решается на основе достижений отечественной и зарубежной исторической науки, а также в контексте разработок ученых-религиоведов... | Рабочая программа дисциплины (модуля) Философия и методология науки... В конечном итоге формирование методологической культуры магистра, его интеллектуальной культуры в целом | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... Компетенции выпускника ооп магистратуры, формируемые в результате освоения магистерской программы | Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | Основная образовательная программа высшего профессионального образования... ... | ||
Рабочая программа Направление 030600 «История» Сформировать глубокие систематизированные знания этнополитической истории России первой четверти ХХ в.; научить применять полученные... | Рабочая программа Направление 030600 История Цель курса: формирование у студентов цельного представления об особенностях развития истории СССР в 1945-1964 гг., развитие навыков... |