Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века





Скачать 404.47 Kb.
НазваниеКнига и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века
страница1/3
Дата публикации23.07.2013
Размер404.47 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > История > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Кибардина Татьяна Александровна

КНИГА И ЧИТАТЕЛЬ В РУССКОЙ МЕМУАРИСТИКЕ

XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Специальность

05.25.03 – «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»
АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата исторических наук

Новосибирск

2007

Работа выполнена в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук
Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Дергачева-Скоп  Елена Ивановна
Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Зуев  Андрей  Сергеевич
кандидат исторических наук

Вишнякова  Наталья Владимировна

Ведущая организация: ФГОУ ВПО «Тюменская государственная

академия культуры и искусств»

Защита состоится __ ноября 2007 г. в __ часов на заседании диссертационного совета К 003.004.01 при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук по адресу: ул. Восход, 15. Новосибирск. 630020. Россия

С диссертацией можно ознакомиться в Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук
Автореферат разослан __ октября 2007 г.
Учёный секретарь

диссертационного Совета

кандидат педагогических наук Артемьева Е. Б

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы. Общекультурологическая значимость изучения различных аспектов чтения неоднократно подчёркивалась в работах отечественных книговедов: Н. А. Рубакина, Е. Л. Немировского, И. Е. Баренбаума и других. История чтения, тесно соприкасаясь с историей книги 1, связана и с другими историческими дисциплинами 2, что позволяет говорить об особом положении истории чтения в системе гуманитарного знания – интегративном.

На сегодняшний день особое место в истории чтения занимает изучение социальной роли читателя в историко-культурном процессе, сформулированной ещё в работах Н. А. Рубакина. Книговедческий подход к исследованию истории чтения позволяет «изучать связь читательского восприятия книги с определённой социально-исторической ситуацией» 3. Огромные возможности в установлении фактической картины влияния друг на друга книги и читателя содержит в себе отечественная мемуарная литература. Специфика мемуарной литературы как нарративного источника позволяет «без утраты реальной перспективы» 4 реконструировать круг чтения довольно сложного для культурологического и книговедческого осмысления периода – XVIII – первой половины XIX в., от зарождения мемуарного жанра в отечественной литературе до периода создания его классических образцов 5. Привлечение отечественной мемуаристики в качестве важного источника по истории книги и читателя характерно для многих историко-книговедческих исследований. По ряду научных вопросов нарративный источник является «единственным, уникальным свидетельством» 6, изучение читателя XVIII – первой половины XIX в., на наш взгляд, входит в число таких проблемных вопросов, поскольку комплексного изучения читателя этого хронологического периода с привлечением массового источника в отечественном книговедении не предпринималось.

Степень изученности темы. «Синкретичный характер» 7 истории чтения обусловил широкий охват научных исследований по проблеме истории читателя: от историко-книговедческих дисциплин (истории книги, истории библиотековедения) до истории литературы, журналистики, литературной критики и историко-культурологических исследований.

Разработка вопросов чтения и читателя в отечественной науке начинается в конце XIX в. Проблема читателя в первую очередь заинтересовала литературоведов (Э. Эннекена, Г. Лансона, Л. Шюккинга, П. Боборыкина, А. Горн­фельда и других). Общепризнанным родоначальником отечественного читателеведения является Н. А. Рубакин, ему принадлежит заслуга в разработке проблем социологии и психологии чтения.

В 1920-е гг. в науке о чтении началась разработка теоретических вопросов изучения читательских интересов, которые имели существенное значение для становления читателеведения как науки, определения её предмета и метода.

Одним из крупнейших книговедов, занимающихся в эти годы проблемами чтения, был М. Н. Куфаев. При построении своей искючительно книговедческой концепции учёный рассматривал книгу как способ общения людей. В монографии «Книга в процессе общения» (1927) Куфаев излагает свою интерпретацию проблемы чтения в теоретическом аспекте. Это положение развивается автором и в другой его монографии, посвященной конкретному исследованию истории книги (История русской книги в XIX в. Л., 1927), которая рассматривается именно как книговедческая проблема. В то же время Куфаев закладывает основы социологического изучения тех типов читателей, которые становятся предметом пристального внимания учёных следующих поколений.

Вопрос о необходимости научного изучения истории читателя получил разработку в 1920-е гг. в статьях литературоведов А. И. Белецкого, поднимавшего вопросы социальной читательской психологии и В. Вихлянцева, подчёркивавшего необходимость функционального изучения литературы. В свете теоретических разработок М. Н. Куфаева (1920-е гг.) книговедческому изучению читателя способствовал библиографический справочник: «Словарный указатель по книговедению» А. В. Мезьер (1924, 1931–1932). Ею был введен в библиографию раздел «Читатель и чтение», где в хронологическом порядке представлена библиография исследований по истории читателя. Исходные теоретические и методологические позиции исторического читателеведения также были сформулированы в работах Д. А. Балики и Н. Я. Фридье­вой (1928), Д. М. Лекаренко (1938, 1940) и др.

Определённым этапом в книговедческом изучении читателя стала дискуссия по актуальным проблемам книговедения, состоявшаяся 17 18 декабря 1964 г. в Москве 8. Проблеме читателя были посвящены доклады И. Я. Каганова и М. И. Слуховского. Вопросы методики изучения чтения и читателя, определение положения читателеведения в системе книговедения и необходимость размежевания (ввиду совпадения предмета исследования) с литературоведением, психологией и другими близкими дисциплинами, поднимаемые в докладах книговедов, в равной мере имели отношение и к истории читателя.

Наиболее актуально заявляла, таким образом, о себе проблема размежевания границ научного изучения истории читателя между различными дисциплинами, поскольку в 1960–70-е гг. появляются работы специалистов различных областей научного знания – библиотековедов, историков и литературоведов, посвящённых данной проблеме.

Обоснование необходимости изучения истории читателя в книговедческом аспекте обстоятельно дано в работах И. Е. Баренбаума «Некоторые актуальные проблемы истории читателя в СССР» (1970) и М. И. Слуховского «Проблемы истории чтения (К постановке вопроса)» (1976). Проблема читателя с позиций типологического и исторического подхода рассматривается в монографии В. В. Прозорова «Читатель и литературный процесс» (1975). Интерес для нашей темы составили поднимаемые автором проблемы участия в конструировании литературного процесса самого читателя русской литературы. Выстраиваемая исследователем на основе анализа художественных и критических сочинений типология читателя конца XVIII – начала XIX в. содержит важные методологические подходы к комплексному рассмотрению истории читателя. О практической и теоретической пользе взаимодействия книговедения и литературоведения писал в своей статье «Наука о книге и наука о литературе» А. В. Западов (1976).

В 1970–80-е гг. появилось значительное количество историко-книго­ведческих публикаций, отражающих различные аспекты истории русского читателя. Многоаспектный подход к историко-книжному делу в России, заложенный в «Истории книги XIX века» М. Н. Куфаевым, получил развитие в работах по истории книги С. П. Луппова. В монографиях «Книга в России в первой четверти XVIII века» (1973) и «Книга в России в послепетровское время» (1976) история книги рассматривается как книговедческая проблема комплексно с учётом читательского аспекта. Главную задачу своих крупнейших исследований автор формулировал следующим образом: «Освещение всего комплекса вопросов, связанного с историей книги: книгопечатание, переписка книг, пути распространения книги среди населения, интерес, проявляемый различными кругами общества к той или иной тематике, условия возникновения и развития библиотек и частных книжных собраний, их роль в истории культуры страны» 9. Луппов значительную часть своих исследований посвятил книжному репертуару, востребованному у различных категорий читателей. Его работы до сих пор остаются единственными крупными исследованиями о русском читателе первой половины XVIII в.

Широкий книговедческий подход, а в нем «читателеведческий» ракурс» 10, представлен в четырёх коллективных сборниках – «История русского читателя» (ЛГИК имени Н. К. Крупской, 1973–1982). Содержание сборников представлено статьями общего универсального характера с разными методологическими подходами. Из работ, имеющих отношение к хронологическому периоду нашего исследования, можно назвать статьи А. В. Блюма «Массовое чтение в русской провинции конца XVIII – первой четверти XIX в.», А. С. Павловой «Читатель московского университета первой половины XIX в.», цикл статей И. Е. Баренбаума, посвящённых кружковому чтению молодёжи второй половины 50-х – начала 60-х гг. XIX в., статьи Ж. О. Комарницкой о чтении французских книг в кругу декабристов и В. В. Головина о круге читательских интересов лицеистов пушкинского времени. Материалы сборников «История русского читателя» «при всём разнообразии содержания статей, затронутых в них фактов, своеобразии подхода и методов намечают некоторые устойчивые «типы», разновидности читателеведческих исследований» 11. Все пере численные выше статьи в той или иной мере используют в качестве одного из своих аналитических источников мемуарную литературу, преимущественно в историко-функциональном плане, что и делает их значительными в историографии по нашей теме.

Из исследований, проводимых и публикуемых в 1980-х гг., можно отметить также ряд работ, посвящённых отдельным аспектам истории чтения и читателя в России (например, монография В. П. Козлова «“История государства Российского” Н. М. Карамзина в оценках современников» 12, очерки В. Э. Вацуро и М. И. Гиллельсона «Сквозь умственные плотины» 13; о книгах, взаимоотношении писателя, издателя, цензора и читателя в прессе пушкинской поры и др.). Несомненное значение для изучения истории читателя имеют работы А. Н. Севастьянова «Рост образовательной аудитории как фактор развития книжного дела в России: 1762–1800» (1983); «Сословное разделение русского общества XVIII в. и литературно-общественный процесс: 1762–1800» (1984), «Книга – читатель – литература» (1989). В этих работах автор обосновывает важность объективной оценки развития отечественной литературы XVIII в. через изучение количественного состава русского читателя, качественной стороны чтения. Между тем, автор все этапные моменты формирования русского читателя второй половины XVIII в. связывает исключительно с изменениями системы образования, подготовлявшей потенциального «потребителя» книги» 14.

В начале 1990-х гг. выходят несколько работ известного современного исследователя А. И. Рейтблата, посвящённых проблемам истории чтения в России XIX века На стыке книговедения, с использованием социологических методов, методик исторического литературоведения разрабатывались Рейтблатом очерки по истории чтения в России второй половины XIX века – «От Бовы к Бальмонту». Хронологические границы исследования охватывают период, следующий за периодом, освещаемым в нашей работе. Однако некоторые явления литературно-книжной культуры и культуры чтения, характерные для второй половины XIX в., формировались в первой половине столетия. Это обусловило обращение автора к более раннему периоду. Автор характеризует читательскую аудиторию толстого и тонкого журналов, газет, лубочных изданий, библиотек, рассматривая чтение как социальный процесс. В историко-социологических очерках книжной культуры Пушкинской эпохи – «Как Пушкин вышел в гении» (М., 2001) – Рейтблат рассматривает социальные аспекты развития русской литературы в 1820–1840-х гг. Основывая свое исследование на комплексе разнородных источников в качестве базового материала, автор использует воспоминания и тексты автобиографического характера, принадлежащие, преимущественно, лицам, тесно связанными с литературной средой 15. Системный методологический подход Рейтблата к проблемам истории чтения в России XIX в. актуален и для нашего исследования.

Разработка проблем книги и читателя нашла в монографиях А. Ю. Сама­рина: «Распространение и читатель первых печатных книг по истории России (конец XVII–XVIII в.)» (1998) и «Читатель в России во второй половине XVIII в.: (по спискам подписчиков)» (2000).

Определённые принципы и подходы к изучению русского читателя и чтения в XVIII и первой половине XIX в., сформулированные в работах Е. И. Дергачевой-Скоп и В. Н. Алексеева16, использовались нами при анализе мемуарных произведений этого периода. В своей работе мы не затрагиваем специфической сферы бытования книги религиозно-нравственного и церковно-служебного содержания, однако теоретические подходы к реконструкции типологии чтения через литературную традицию, хранящую в себе личностное отношение к репертуару и характеру чтения, представляются нам несомненно важными.

В последние годы продолжают появляться разноаспектные работы по истории чтения. В 2001 г. вышло учебно-справочное пособие А. Е. Шапош­никова «История чтения и читателя в России (IX–XX вв.)», которое представляет собой попытку обобщить некоторые аспекты истории чтения в России для учебных целей.

В методологическом аспекте не теряют своей актуальности историко-литературный, историко-культурный и социолого-семиотический подходы к проблеме чтения и читателя XVIII – начала XIX в. Ю. М. Лотмана 17. В его исследованиях читатель и отношение последнего к книге рассматриваются как знаковые элементы социально-культурного бытия человека, связанного с осмыслением мира в слове. С позиций семиотического подхода автор определяет для современников эпохи значение чтения, прежде всего, художественного текста, суть которого заключалась в неразрывном единстве литературно-художественного пространства произведения и реально-бытового поведения человека.

Круг исследований по истории читателя XVIII – первой половины XIX в. указывает на многоаспектность в постановке проблем истории чтения и формирования читательской аудитории, в разработке методологических подходов к проблеме читателя и чтения. Следует констатировать, что остается актуальным изучение читателя и чтения в рамках книговедческого подхода (М. Н. Куфаев). В то же время все больший интерес приобретает системный подход к этой сложной в методологическом отношении проблеме, поскольку она до сих пор не описана во всех разнообразных аспектах своего существования. Историко-культурное изучение читателя в хронологических границах нашего исследования (XVIII – первая половина XIX в.) и на избранном нами комплексе источников ещё не предпринималось.

Источники. Основу диссертационного исследования составляют русские мемуары XVIII – XIX в. Более широкий хронологический диапазон используемых источников, по сравнению с хронологическими границами исследования (XVIII – первая половина XIX в.), объясняется таким свойством мемуаров, как ретроспективность, т. е. обращённость в прошлое 18. Нами использовались тексты, созданные во второй половине XIX в., в которых идёт речь о событиях первой половины столетия.

«Мемуаристика» – понятие довольно широкое, специалисты по-разному определяют границы этого жанра 19, мы придерживаемся точки зрения А. Г. Тартаковского, который включает в группу мемуарных источников два вида родственных произведений: дневники и воспоминания 20. Такая же трактовка мемуаров дана в Справочнике под редакцией П. А. Зайончковского 21. Одним из сложных вопросов, связанных с работой над дневниками и мемуарами, является установление степени достоверности содержащегося в них материала и определение тенденциозности автора 22. Тема нашего исследования предполагает отбор, скорее второстепенного по значимости для мемуариста, материала, и если автор где-то упоминает книгу им не прочитанную, это уже указывает на факт её существования и вероятность знакомства с ней людей близких автору мемуаров. В границах нашего подхода к мемуарам возможно умалчивание факта знакомства с книгой запрещённой. Однако такое умалчивание могло означать, что автор создаёт свои мемуары с расчётом на публикацию, что в большей степени, согласно исследованию А. Г. Тартаковского, было характерно для мемуаров, создававшихся с середины XIX в. 23. Таким образом, для нашего исследования извлекались прямые упоминания о книге и чтении и элементах литературно-книжной культуры эпохи.

При выборе комплекса мемуарных источников мы придерживались принципа сплошной выборки из публикаций произведений мемуарной традиции. Часть мемуарных текстов уже привлекались исследователями, некоторые неоднократно, однако наш подход к мемуарам XVIII – первой половины XIX в. ориентирован на полное извлечение материалов о книге и чтении, не ограничиваемое узкими специфическими рамками, заданных тематических исследований. Такой подход даёт возможность представить целостную картину бытования книги с позиций современников и в указанных хронологических границах эпохи.

Большая часть исследованных нами мемуаров – сочинения о первой половине XIX в. Это объясняется эволюцией мемуарного жанра, непосредственно отражающего становление исторического самосознания личности в обществе. Процесс этот захватил почти всё XVIII столетие и затронул, преимущественно, только дворянское сословие, что сказалось и на составе авторов мемуарных сочинений этого периода 24. Мемуары разночинцев на данном историческом этапе – единичны, а подавляющая часть произведений (практически весь, выбранный нами комплекс), рассматриваемого периода, имеет, как правило, дворянское «происхождение». Отечественная мемуаристика 40–60-х гг. XIX в. в этом отношении носит несколько иной характер, в связи с активными процессами стирания межсословных границ и формирования единого «образованного общества» (на уровне исторических процессов – это проблема формирования российской интеллигенции). Определение круга чтения «нового межсословного единства» подтверждает своими характеристиками этот процесс.

В нашем исследовании любой из видов мемуарной литературы рассматривается как носитель важнейшего для описания проблемы чтения личностного отношения к книге, которое невозможно выявить через все иные виды книговедческих источников.

Материалы о книге и читателе извлечены нами из мемуарных текстов 206 авторов, что составило в общей сложности 271 текстовых единиц. Рукописные тексты мемуаров изучаются нами, в основном, по современным научным и факсимильным публикациям.

Научная задача исследования:

  1. мемуары, как нарративный источник, содержат уникальные свидетельства личного восприятия социально-культурных процессов, в том числе и чтения; отношение современников к книге позволяет увидеть ее место в русском обществе XVIII – первой половины XIX в.;

  2. фактический материал о книге, представленный в мемуарных текстах, служит дополнительным источником по различным вопросам историко-книговедческих исследований – это источники путей распространения и приобретения книг; специфика функционирования книги в быту, в образовательной сфере, в светском обществе; роль библиотек и т. д.;

  3. использование мемуаров в качестве массового источника позволяет воссоздать «состоявшийся» круг чтения современников XVIII – первой половины XIX в.;

  4. хронологическое совпадение процессов зарождения светского книгопечатания и мемуарного жанра в русской литературе позволяет проследить отношение к книге и чтению с момента зарождения в России нового светского мировоззрения.

Объект исследования – «книга – читатель» в отечественной мемуарной литературе XVIII–XIX в. Мемуары обозначенного периода как материал для выявления многообразия проявлений системы «книга – читатель» и в качестве массового источника позволяют воссоздать круг чтения, проследить отношение к книге и чтению с момента зарождения в России нового светского мировоззрения.

Предмет исследования – чтение как элемент книжной и социально-бытовой культуры различных категорий читателей; специфика описания круга чтения и способов функционирования книги в русском образованном обществе XVIII – первой половины XIX в. на материале мемуарной литературы

Цель исследования – на основании свидетельств современников XVIII – первой половины XIX в., отражённых в отечественной мемуаристике, проследить изменения социокультурного статуса чтения и книги в системе общественного самосознания, показать смену исторического типа читателя и чтения, отраженную в круге и типе чтения.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

– вычленить из мемуарной литературы все упоминания о книге в различных вариантах;

– представить факторы, влияющие, по мнению современников, на отношение общества к чтению и книге;

– выявить особенности функционирования книги в быту на основании описаний мемуаристов;

– дифференцировать различные категории читателей;

– реконструировать круг чтения различных категорий читателей XVIII – первой половины XIX в.

Территориальные рамки исследования. Комплекс мемуаров, избираемых нами для исследования, в основном принадлежит российским авторам. В мемуарах встречаются упоминания о чтении россиян за границей, как правило, в европейских государствах. Таким образом, можно говорить о расширении территориальных границ исследования, но только по вопросам круга чтения и книгопотребления.

Хронологические рамки исследования. XVIII – первая половина XIX в. – период, традиционно рассматриваемый учёными как эпоха становления и оформления новой русской культуры 25.

Нижняя временная граница исследования – начало XVIII в., корректируется началом многих процессов, повлекших за собой формирование нового читателя, нового отношения к книге и иного социокультурного статуса чтения в русском обществе. Особое значение имели развитие гражданского самосознания и внедрение светского образования, осуществляемые в рамках всех петровских преобразований в государстве. На этом фоне важное место занимал факт зарождения в недрах русской культуры мемуарного жанра, который был связан, прежде всего, с осознанием самоценности человеческой личности. Первые мемуарные произведения, отмеченные нами, относятся к исходу 20 – началу 30-х гг. XVIII в. Этот же период фиксируется как «начало новой истории книги»: «Подтверждением этой концепции служит появление нового типа книги, связанной с потребностями книжного рынка, в свою очередь определяемого: вначале принятием Россией европейской схемы «научно-промышленной революции», а затем – включением её в систему европейского Просвещения» 26. Вместе с тем, специфика избираемого нами источника заставляет нас выйти за пределы внутренней периодизации процесса истории книги и обратиться к периоду, подготовившему появление мемуаристики.

Мы избрали для верхней даты – читателя 1840–50-х  гг., а всю эпоху (начало XVIII – первая половина XIX в.), которую охватывают избранные нами для исследования мемуары, условно обозначаем как эпоху «просвещения». Эта эпохи «исчезает» с появлением в середине 60-х г. XIX в., несомненно, нового потребителя книги, который расскажет о себе в мемуарах на пятнадцать – двадцать лет позже того времени, осветив их к тому же своими публицистическими отступлениями: революционная ситуация вплоть до начала XX в. – органическая составляющая российского общества. Верхняя дата захватывает первую половину 1860-х гг., поскольку именно в эти годы происходят социальные изменения, отразившиеся на процессе формирования читательской аудитории. Во-первых, отмена крепостного права в корне меняет динамику формирования сословного самосознания. Во-вторых, реформы середины 1860-х гг. (прежде всего, отмена предварительной цензуры в 1865 г. и пр.) способствуют в самих книжных процессах резкой активизации читающей публики. В эти годы принципиально изменяется само отношение к книге и чтению 27.

Методологическая база и методы исследования. Выбор источника, по которому нами изучается читатель и чтение в российском обществе XVIII – середины XIX в., – мемурная литература этого периода. Именно она определяет специфику нашего методологического подхода к проблемам книги и чтения. Книга и чтение рассматриваются через призму личностного восприятия читателя. Здесь особенно важна для нас книговедческая методология, предложенная М. Н. Куфаевым. Её особенностью является комплексный подход к проблемам книги, понимаемой им как один из важнейших способов общения людей. Книговедение этого направления обеспечивается системно-социологическим анализом, который мы используем при изучении такого многоаспектного материала, каким является мемуаристика. Перечисленные выше подходы и специфика материала обеспечивают выбор в исследовании частных книговедческих методик, связанных с описанием различных групп читателей, способов книгораспространения и книгопотребления, типологии и социологии чтения и пр 28.

Являясь нарративным источником, мемуары для реконструкции через них системы чтения российского общества определенного исторического периода потребовали историко-культурного и историко-литературного подходов.

Особое значение для изучения истории чтения и читателя имеет общий для исторических наук, в том числе и для истории книги, метод функциональный. «Книга в её исторической интерпретации должна рассматриваться как развивающаяся система во всей совокупности присущих этой системе связей и отношений. Подобные возможности предмету и обеспечивает историко-функциональный подход» 29. «Функциональное изучение книги сопрягается с функциональным изучением читателя» 30. Применение данного метода позволяет выявить особенности бытования книги и взаимодействия книги и читателя в хронологических границах нашего исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. В рамках настоящей работы впервые через личностное восприятие мемуаристов предпринимается попытка рассмотреть динамику отношений «читатель – книга» как единой системы в русском обществе XVIII – первой половины XIX в. Изучение мемуарных материалов в целом позволило рассмотреть читателя (при всей субъективности восприятия мемуаристами отдельных элементов литературно-книжной культуры) как неотъемлемую, формирующую и формируемую составляющую общественной жизни. На материалах мемуарных источников предпринята попытка реконструкции динамики круга чтения различных категорий читателей, дифференцированных согласно этим источникам.

Практическая значимость. Результаты работы могут быть использованы в научных исследованиях по истории книги, истории чтения, книгопотребления и книгораспространения, в культурологии, а также при подготовке лекционных курсов и учебных пособий для студентов вузов и слушателей учреждений дополнительного профессионального образования по истории культуры и литературы (мемуаристика), по историческому книговедению.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались на международных конференциях «II Ремезовские чтения» – «Провинция в русской культуре» (Тобольск, 21–24 апреля 2005 г.) и «III Ре­мезовские чтения» – «Провинция в культуре: литература, искусство, быт» (Тобольск, 27 мая – 1 июня 2007 г.), на международной научной конференции «Древнерусское духовное наследие в Сибири. Научное изучение памятников традиционной русской книжности на востоке России» (Новосибирск, 1–5 декабря 2005 г.), на региональной научной конференции «Менделеевские чтения 2006» (г. Тобольск, 23 апреля 2006 г.).

Публикации. По теме исследования опубликовано 4 научных работы, одна из них – в ведущем рецензируемом научном журнале, определённом Высшей аттестационной комиссией, общим объёмом 3,6 печатных листа.

На защиту выносятся следующие положения:

– использование мемуаров в качестве массового источника позволяет воссоздать «состоявшийся» круг чтения современников XVIII – первой половины XIX в.; согласно мемуарному источнику, идеалистическая и просветительская концепция чтения, выражающаяся в высоконравственном отношении к книге, реализуется в формах индивидуального и коллективного чтения;

– различные аспекты бытования книги, типы читателей и формы чтения, зафиксированные в отечественной мемуарной литературе, позволяют говорить о XVIII – первой половине XIX в., как особом этапе книжно-читательской культуры русского общества;

– круг чтения различных категорий читателей, дифференцированных на основе изучения мемуарных источников, был довольно замкнутым (особенно аристократии); механизм интеграции круга чтения аристократов, представителей среднего дворянства и других сословий осуществлялся благодаря образовательным учреждениям; к 1850–1860 гг. устанавливается единый подход к системе чтения для всех групп читателей образованного русского общества.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников в количестве 271 названий и списка использованной, в том числе справочной, литературы, в количестве 240 наименований; приложения, включающего 52 таблицы (отдельный том). Основной материал изложен на 255 страницах; приложение составляет 166 страниц.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconУрок по теме «Русская культура в первой половине XIX века»
Охарактеризовать феномен русской культуры первой половины XIX века, вызванный расположением страны на стыке Востока и Запада?
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconЫй план учебного предмета «Литература»
Знать основные темы и проблемы русской литературы 19 века, основные произведения писателей русской литературы первой половины 19...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconСеминар по современной журналистике
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconУрок по истории России XIX в. «Быт и обычаи русского народа первой половины XIX века»
...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconУрок математики в 5В классе моу «сош №124»
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconТема «Условия плавания тел» (14 урок по теме)
Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Жанровое богатство...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconТематическое планирование по русской литературе в 10 классе
Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПланирование 10 класс Количество часов в год 170 Количество часов в неделю 5 I полугодие
Русская литература XIX века как самостоятельная часть мирового процесса. Основные этапы её развития. Особенности русской литературы...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconКультура России второй половины XVIII века
Мало кого интересуют проблемы, имевшие место там, в далёком прошлом. Мало кто знает истоки русской культуры, этапы её развития, периоды...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема. Реализм — новое художественное направление в мировой и русской литературе. Выдающиеся представители реализма первой половины...
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по истории первой половины XIX века
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Сельское духовенство первой половины XIX века: очерк социальной истории (по материалам Нижегородской епархии)»
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок в 8 классе по теме: «Мода Европы первой половины XIX века на примере Англии, Германии и России»
Книга и читатель в русской мемуаристике XVIII первой половины XIX века iconХудожественно-философское осмысление первой мировой войны в русской...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск