Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология»





Скачать 466.32 Kb.
НазваниеПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология»
страница1/4
Дата публикации01.01.2015
Размер466.32 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4
ПРОГРАММА – МИНИМУМ

кандидатского экзамена по специальности

07.00.07 - «Этнография, этнология и антропология»

по историческим наукам

Введение

Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии, а также сведениями об этнокультурном составе мира.

Допущенный к экзамену должен показать полноту знания дисциплины в трех ее главных разделах – истории этнологической науки, ее теории и методов, а также этнокультурного состава мира.

Предполагается качественная ориентация в проблемах этнологического источниковедения, а также знание главных вех развития этнологической науки как в России, так и за рубежом, особенно в европейской и американской этнологических научных традициях, знакомство с методиками полевых исследований, с данными этнической истории, духовной и материальной культуры отдельных народов, демографическими данными; с другой стороны - знание главных новых направлений в этнологической науке, как отечественной, так и зарубежной, понимание современных трактовок и дискуссий по важнейшим проблемам этнологии.

При этом предполагается, что сдающий экзамен знаком не только с русскоязычной литературой, но и с литературой по крайней мере на одном из современных иностранных языков.

Уровень знаний и понимания современных трактовок и интерпретаций тех или иных этнологических явлений сдающего экзамен проверяется дополнительно через специальные вопросы.

Кандидатский экзамен по этнологии и антропологии состоит из пяти разделов:

1) теория этнологической науки;

2) история этнологической науки;

3) этнокультурный состав мира;

4) антропология;

5) письменный реферат по теме диссертации.

Соответственно определяются специальные вопросы по первым трем разделам, именно 3 вопроса - по истории этнологии, по теории этнологии, по этнокультурному составу мира.

Раздел 1. Теория этнологической науки

1. Предмет этнологии

Соотношение понятий этнология, история, этнография, культурная и социальная антропология. Эволюция представлений о предмете этнологии.

2. Методы этнологического исследования

Погружение в различные культурные среды. Полевые исследования. Кросс-культурные сопоставления.

Структурный и функциональный анализ.

Проблема историко-антропологических реконструкций.

Проблема интерпретации.

3. Экономическая этнология

Хозяйственно-культурные типы. Способы классификации хозяйственных систем. Проблема соотношения системы жизнеобеспечения и культуры этноса. Этногеография хозяйственных систем. Хозяйственные системы и демографические показатели народов. Основные характеристики экономики присваивающего типа. Неолитическая революция: механизмы и закономерности перехода к производящему хозяйству. "Реципрокность" и "редистрибуция". "Престижная экономика".

4. Социальная организация и социальная структура

Типы семейно-родственной организации. Основные типы семьи и брака, их детерминанты и корреляты. Географическое распределение культур, практикующих полигинию, полиандрию и моногамию. Сороральная и несороральная полигиния. Основные детерминанты и корреляты существования в культуре кросс-кузенного и ортокузенного брака. Географическое распределение. Основные виды локализации брачного поселения, их детерминанты и корреляты. Типы родственных объединений. Соотношение понятий "род", "унилинейная десцентная группа", "клан", "линидж". Основные детерминанты и корреляты существования унилинейных десцентных (родовых) и амбилинейных групп. Основные номенклатуры родства, их детерминанты и корреляты.

Биологический и социальный возраст. Возрастные классы и возрастные группы. "Обряды перехода", их виды и функции. Системы возрастных инициаций, основные детерминанты и корреляты их существования в культуре. Община как форма социальной организации. Основные типы общин. Социальная стратификация и функциональная дифференциация. Основные формы ограничения личной свободы и виды коллективной зависимости. Кастовая и сословная стратификация.

5. Формы социально-политической организации

Вождество как форма социально-политической организации. Племя как форма социально-политической организации. Основные факторы и механизмы становления государственной организации и альтернативных ей форм. Концепция "раннего государства". Зрелая государственность. Основные типы нормативных систем.

6. Гендерная этнология

Основная проблематика гендерных исследований. Разделение труда по полу. Основные детерминанты и корреляты относительного женского статуса. Культурное конструирование гендера.

7. Этнопсихология

Межкультурные различия познавательных процессов. Когнитивные стили, их связь с культурой, природным окружением. Понятие сенсотипа. Этнография детства и архаичные институты социализации. Основные результаты этнологического изучения процессов социализации. Этноэтологические иследования детей в различных культурах. Врожденные и культурно-обусловленные стереотипы поведения, отношение к незнакомому, идеальный образ ребенка. Понятие измененного состояния сознания. Его соотношение с понятиями экстатического состояния, транса.

8. Миф и ритуал. Этнологическое исследование религии

Функции мифо-ритуальных систем. Соотношение мифа и ритуала. Основные типы ритуалов и их функции. Особенности мифических времени и пространства. Особенности мифологического мышления.

"Анимизм" и "тотемизм". Особенности шаманизма как мифо-ритуальной системы. Этнологическая характеристика мировых религий. Особенности синкретических культов. "Неоязычество".

9. Этносы и этнические процессы

Этнические общности. Сущность этой категории. Типы этнических общностей. Структура этноса. Этнонимия. Проблема этнических границ. Теории этногенеза. Структура и компоненты этнического самосознания. Этническая идентификация. Этноцентризм как свойство этнического сознания. Этнические стереотипы “своей” и “чужой” групп. Понятия межкультурной адаптации. Коммуникативные барьеры. Культурный шок и этапы его преодоления. Способы подготовки к межэтническому взаимодействию. Проблема “этнической идентичности”и культурного плюрализма. Понятие “гиперэтничности” Дж.Деверо. Этапы развития и структура международного этнического права. Этнические меньшинства. Статус этнических меньшинств. Типология меньшинств. Исторические особенности формирования меньшинств. Национальное право в России. Концепции национализма. Модернизация и национализм. Национализм как идеологическое оружие. Определение “негативного права”. Исторические корни негативного права. Правовое определение геноцида. Виды геноцида. Правовое определение апартеида. Виды апартеида: расовая сегрегация и дискриминация. Случаи применения негативного права в истории. Борьба с применением негативного права в разрешении межэтнических конфликтов. Этно-эволюционные и этнотрансформационные этносоциальные процессы. Миграционные процессы. Аккультурация, ассимиляция, инкорпорация. Результаты этнотрансформационных процессов как предмет этнической конфликтологии. Право наций на самоопределение и проблема целостности государственных границ. Функциональная теория конфликта Г.Зиммеля. Диалектическая модель социальных конфликтов. Р. Дарендорфа. Типология ситуаций межэтнического взаимодействия. Понятие социально-культурной дистанции. Психология межэтнического взаимодействия. Этнические стереотипы, этническое предубеждение, этническая толерантность – как результат межэтнического взаимодействия. Межэтническая напряженность и формы ее проявления. Межэтнические конфликты. Пути предупреждения этнических конфликтов.

Раздел 2. История этнологической науки

1. Зарождение и ранние этапы развития этнологии

Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в древности и в средние века. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в XVI–XVII вв. Накопление этнографических сведений и развитие антропологической мысли в XVIII – первой половине XIX вв. Предпосылки зарождения и становления антропологии как науки. Ранние эволюционисты.

2. Эволюционизм, диффузионизм и функционализм в этнологии. Социологическое направление

Общая характеристика эволюционизма, его достоинства и недостатки. Метод сравнений и метод пережитков. Проблема соотношения магии, религии и науки у Дж. Фрезера. Становление эволюционизма. Характеристика современной культуры в свете этого разделения. Ревизия истории семьи “поздними эволюционистами” (К. Штарке и Э. Вестермарк, Г. Кунов, Э. Гроссе и Г. Шурц). Ревизия истории религии “поздними эволюционистами”: “прамонотеизм” Э. Лэнга. “Преанимизм”. Теории хозяйственной эволюции Э. Хана, К. Бюхера и Ф. Шомло. Общие положения и основные направления неоэволюционизма (Л. Уайт, Дж. Стюард, ранний М. Салинз, Э. Сервис, Г. Ленски, Р. Карнейро, М. Харрис).

Основные направления диффузионизма (Ф. Ратцель; Л. Фробениус и школа “культурной морфологии”; Ф. Гребнер и “кёльнская” школа; В. Шмидт и “венская” школа). Английский и скандинавский диффузионизм и его особенности. Школа “культурных ареалов”.

Б. Малиновский – основатель функционализма в социальной антропологии. Проблема соотношения мифа и магии и значение магии у Б. Малиновского. Основной принцип функционализма. Функционализм как способ изучения культур. Функционализм А. Рэдклифф-Брауна. Особенности структурно-функционального подхода. “Поздний функционализм” (Р. Фёрс, Э. Эванс-Притчард).

Социологическое направление в этнологии. Стадии истории О. Конта: фетишизм (охота), политеизм (скотоводство), монотеизм (земледелие). “Социология по данным этнографии” Ш. Летурно (1880). Э. Дюркгейм и его вклад в развитие этнологии. Школа Э. Дюркгейма. Развитие идей Дюркгейма М. Моссом.

3. "Историческая школа" Ф. Боаса и школа “культура-и-
личность”. Этнопсихология. Культурный релятивизм в этнологии


"Историческая школа" в американской антропологии и Ф. Боас. Критика Ф.Боасом однолинейного эволюционизма и сравнительного метода. Исторический метод Ф.Боаса и требования, предъявляемые к полевым исследованиям. Идеи культурного релятивизма и дискуссия о позиции социального антрополога по отношению к событиям общественной жизни 20–30-х годов.

Теория А. Крёбера и его основной труд “Антропология. Раса, язык, культура, психология, предыстория”(1923). Культура как совокупность приобретенных и передающихся двигательных реакций, обычаев, техники, идей и ценностей и соответствующего поведения, вызываемого ими. Понятие “культурный ареал”. Реальная и ценностная культура. Понятие “этос”. Вживание, вчувствование, переживание как метод исторических исследований. Модель культуры. Цикличность развития культуры. Культурная энергия. Культурная психология.

“Культурная антропология” (1948) М. Херсковица (1895–1963). Культура как “сумма поведения и образа мышления людей, образующих данное общество”. Процесс и стадии энкультурации. Принцип культурного релятивизма. Проблема этноцентризма и культурных ценностей.

Возникновение школы “культура и личность” как попытка преодолеть скептицизм относительно познаваемости глобальных закономерностей развития культуры. Школа “культура и личность” и психоанализ. Ранние работы Р.Бенедикт, К.Дюбуа, Р.Линтона. А.Кардинер – психиатр, возглавляющий этнологическую школу. Р.Бенедикт и идея конфигурации культур. Дионисийский и аполлоновский типы культур. Взаимосвязь культуры и личности: культура – это “индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени.” Понятия “базовой личности”, “модальной личности”, “национального характера”, “мультимодальных обществ”. Школа “культура и личность” и этнография детства. 50-е годы – закат школы “культура и личность”.

Психоаналитическая концепция культуры и личности З. Фрейда. Структура личности по З. Фрейду. Бессознательное и культура. Новые аспекты в изучении культуры (стереотипы сексуального поведения, сны, эмоциональная сфера культуры, раннее детство). “Тотем и табу”. Г. Рохейм и его книга “Происхождение и функции культуры”. К. Г. Юнг и проблема “коллективного бессознательного” в различных культурах. Понятие архетипа. Понятие культурного символа. Влияние психоанализа на дальнейшее развитие социальной антропологии.

60-е годы, Ф. Хсю, провозглашение психологической антропологии как междисциплинарной науки, пользующейся методами социологии, психологии и психоанализа. Основные результаты этнопсихологических исследований.

4. Кросс–культурные исследования

Кросс-культурные исследования в русле школы “культура и личность”, попытка обосновать связь между типом личности и отдельными элементами культуры. Школа количественных кросс-культурных исследований. “Этнографический атлас” и "теория главной последовательности" Дж. П. Мердока. Статистические методы в кросс-культурных исследованиях и основные результаты, полученные с их применением. Проект “дети шести культур” Беатрис и Джона Уайтингов (1954). Методика исследований, обработка данных и общие выводы.

Гипотеза психолингвистической относительности Э. Сэпира и Б. Уорфа. Доктрина лингвистического детерминизма. Экспериментальные исследования влияния лексики и грамматики на мыслительные процессы. Цветокодирование и цветоразличение.

5. Структурная антропология К. Леви-Строса. Постструктурализм и постмодернизм в этнологии

Влияние исторического материализма, психоанализа и структурной лингвистики на формирование научных взглядов К. Леви-Строса. Поиск общечеловеческих универсалий в многообразии явлений культуры и социальных структур. Понимание Леви-Стросом бессознательного. Бинарные оппозиции как универсальные общечеловеческие ментальные структуры, на основе которых происходит организация эмпирического опыта, и которые определяют скрытую логику феноменов культуры. Построение структурно-семиотических моделей функционирования различных явлений бесписьменной культуры как одна из важнейших целей структурной антропологии. Бриколаж как особый тип мыслительных процессов, характерный для представителей архаичных культур. К. Леви-Строс и исследования морфологии сказки петербургским фольклористом В. Я. Проппом. К. Леви-Строс о задачах этнолога в период бурных перемен, происходящих в традиционных обществах, и о многообразии культур.

Постструктурализм и постмодернизм в этнологии.

Интерпретативная антропология К.Гирца.

6. Зарождение и ранние этапы развития отечественной этнологии

Ранние этнографические описания. С. У. Ремезов. Накопление сведений о народах России в XVIII в. Г. И. Новицкий, В. Н. Татищев, Г. Ф. Миллер, С. П. Крашенинников. Начало этнологического изучения восточных славян. М. Д. Чулков, М. В. Попов. Развитие этнологического изучения восточных славян в первой половине XIX в. Ф. Н. Глинка, И. П. Сахаров, А. В. Терещенко. Этнографические описания народов Кавказа и Центральной Азии.

Институционализация отечественной этнологии (этнографии). Создание Отделения этнографии Русского географического общества. "Этнографический сборник".

Этнографические экспедиции 40-х –60-х годов XIX в.

Развитие этнографического изучения восточных славян в пореформенный период. Разработка теоретических основ этнологии. К. Д. Кавелин. Мифологическая школа. Ф. И. Буслаев.

Развитие этнологического изучения зарубежных стран. Н. Н. Миклухо-Маклай, Н. М. Пржевальский, И. П. Минаев.

Эволюционизм в российской этнологии. М. М. Ковалевский, Д. Н. Анучин, Н. И. Зибер, Н. Н. Харузин. Развитие комплексных методов этнологических исследований.

Становление отечественной системы этнологической периодики. "Этнографическое обозрение", "Живая старина". "Этнографическое бюро" В. Н. Тенишева.

Критика эволюционизма. А. Н. Максимов. В.Г. Богораз и В.И. Иохельсон в составе Джезуповской экспедиции. Российская этнология под влиянием немецкой (" метеорологическая" интерпретация, миграционизм). Диффузионизм в российской этнологии. А.Н. Веселовский – критик аллегорических интерпретаций.

7. Отечественная этнология после 1917 г.

Комиссия по изучению племенного состава населения России. Комитет содействия народностям северных окраин. Возобновление издания этнологической периодики. Развертывание полевых этнологических исследований.

Усиление с конца 20-х гг. насаждения вульгарного догматического марксизма в отечественной этнологии. Искоренение инакомыслия. Деградация полевых исследований.

Достижения отечественной этнологии. В. Я. Пропп, П. И. Кушнер, А. М. Золотарев.

Период оттепели в отечественной этнологии. Дискуссии 60-х – начала 70-х гг. М. Г. Левин. Н. Н. Чебоксаров. Учение о хозяйственно-культурных типах. Изучение систем терминов родства (М. В. Крюков). Развитие теории этноса. Зарождение этносоциологии.

Отечественная этнология в период Перестройки и в постсоветский период.

8. Отечественная традиция этнопсихологии и этносемиотики

Этническая психология Г. Г. Шпета (1879–1940). Его монография “Введение в этническую психологию” (1927). Возражения Г. Г. Шпета В. Вундту относительно предмета и задач этнической психологии. Этнопсихология как описательная наука, предметом которой являются типические коллективные переживания. Понятие коллективных переживаний и современное понятие ментальности. Понимание Г. Г. Шпетом этнической идентичности как сознательного приобщения к культурным ценностям и своего народа. Л. С. Выготский (1896–1934). Вовлечение культуры в сферу исследований психологии человека. Начало “второй психологии”, “предметом которой является понимание механизмов преобразования культуры в мир личности и порождения культуры в процессе развития личности”. Культурная обусловленнсть высших психических функций. Три плана психологического развития (филогенетический, онтогенетический и исторический). Представление о “рудиментарных психических функциях” и “психологических окаменелостях”. А. Н. Леонтьев о специфике человеческого мышления. Культурно-историческая психология – наука о глобальных закономерностях “представленности культуры в психике” и о психологических аспектах этнокультурного пространства. Представление о культуре как о семиосфере. Семиотическое пространство и его неоднородность. Глобальные общесистемные закономерности жизнедеятельности культуры. Идеи Ю. М. Лотмана (1922–1993) о динамике культурных процессов. Понятие текста в широком смысле. Постепенное развитие и взрывные преобразования – два вида динамических процессов в культуре. Культурный взрыв как веер равновероятных возможностей дальнейшего развития социокультурной системы. Зоны неопределенности в культуре и их происхождение. Предсказуемость и непредсказуемость, поведенческая норма и эксцесс. Историко-эволюционный смысл существования личности в культуре. Микроистория. Проблема альтернативной истории.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00....
Кандидатский экзамен ставит целью выяснить степень овладения сдающим экзамен материалом этнологической теории, истории этнологии,...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности...
Вступительный экзамен ставит целью выяснить степень владения абитуриентом основами этнологической теории, истории этнологии и этнографии,...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 08. 00....
Программа кандидатского минимума по специальности 08. 00. 05 состоит из двух обязательных разделов: основ теории управления экономическими...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма дисциплины этнология и социальная антропология
...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности: 10. 02. 19 «Теория языка»
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 02....
Цель кандидатского экзамена по специальности 10. 02. 19 – теория языка состоит в проверке приобретенных аспирантами и соискателями...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению подготовки...
Минобрнауки РФ от 16. 03. 2011 №1365; программы-минимум кандидатского экзамена по специальности 17. 00. 06 – «Техническая эстетика...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика»
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма кандидатского экзамена по специальности Научная специальность
Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена по специальности «Теория и история права и государства; история...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности 05. 05....
Программа кандидатского экзамена составлена на основании паспорта научной специальности 05. 05. 04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconВиды текущего контроля, сроки проведения, оценка в баллах
По курсу «Визуальная антропология» для магистров Института нпо фгбоу впо «ргуфксмиТ» 2 курса, обучающихся по направлению «Антропология...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по «Истории и философии науки» Тамбов 2011
...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением отдельных предметов»
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии с гос впо по специальности «юриспруденция» и соответствует действующему учебному...
Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 07. 00. 07 «Этнография, этнология и антропология» iconПрограмма-минимум кандидатского экзамена по специальности
Методические указания разработаны кандидатом физико-математических наук, доцентом Нойкиным Ю. М


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск