Скачать 192.13 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Б-Баландинская основная общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Обществознание» 5 класс Учитель: Камалова Олеся Георгиевна первая квалификационная категория 2012 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основании нормативных и инструктивно—методических документов Министерства образования Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:
Положения «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), приказ по МОУ Б-Баландинская ООШ Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. М.: Просвещение, 2011. В связи с включением предмета «Обществознания» в областной базисный учебный план, данный курс изучается с 5 класса и носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. Курс «Обществознание» предусматривает возможность включения в содержание урока материала, содержащего национально-региональный компонент при изучении следующих тем: «Происхождение и развитие человека и общества», «Взаимоотношения с родителями», «Методы родительского контроля», «Школьные проблемы», «Современная школа моего села». Областной базисный учебный план и учебный план МОУ Б-Баландинкая ООШ включает обществознание в инвариантную часть и отводит для изучения 1 час в неделю, 35 учебных часов в год. Программа предусматривает время для выполнения самостоятельных, практических работ. Обучение осуществляется через следующие формы работы: урок (видео-уроки, урок – презентация; уроки с использованием компьютерного учебника; организация работы с документами, уроки защиты рефератов). В процессе обучения преимущество отдаётся групповым методам работы, интерактивным методам обучения (практикум, метод проектов). Программа предусматривает формирование у учащихся ключевых компетенций. Приоритетами на этапе основного общего образования являются:
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на каждом уроке путём устного или письменного опроса, тестовых заданий, письменных работ, проектной деятельности, сообщений учащихся. Промежуточная аттестация осуществляется в конце изучения курса путём выполнения разноуровневых контрольных работ. Программа представляет содержание обществоведческого курса, ядром которого является обязательный минимум содержания обществоведческого образования для основной школы Целями курса являются: · Создание условий для социализации личности; · Формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической и экологической культуры; · Содействие воспитание гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; · Развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ Результаты образовательной программы по курсу обществознания отслеживаются через систему предметного мониторинга. • умение работать с текстом: 1) выделять главное; 2) разделить текст на части 3) озаглавить части текста; 4) умение составлять тезисный план, опорный конспект; 5) уметь работать с таблицами и рисунками 6) работать с графиками и диаграммами; 7) работать с терминами; 8) отвечать на вопросы, задавать вопросы; 9)полнота, правильность ответа; 10) использование терминов 11) умение отвечать на вопросы. Критерии оценки устного ответа Оценка «5» ставится в том случае, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности литературным языком. Оценка «4» ставится, если ответ полный и правильный на основании изученного материала, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены 2-3 незначительных ошибки, исправленные по требованию учителя. Оценка «3» ставится, если ответ полный, но при этом допущены 2-3 существенных ошибки, или ответ неполный, несвязный. Оценка «2» ставится, если при ответе обнаружено полное непонимание основного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Критерии оценивания письменного ответа При оценке письменного ответа необходимо выделить следующие элементы: 1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы. 2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа. 3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. Оценка «5» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне Оценка «4» ставится, если представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректными терминами и понятиями в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты. Оценка «3» ставится, если не представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. Оценка «2» ставится, если представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. Оценка «1» ставится, если проблема не раскрыта или дана информация не в контексте задания Критерии оценивания тестов За выполнение тестовых работ оценки ставятся в зависимости от процентного выполнения работы: 80-100% выполнения – оценка «5»; 70- 80 % выполнения – оценка «4»; 50% -70% выполнения – оценка «3»; СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение Естественные науки, общественные науки. Появление общества. РАЗДЕЛ 1. Развитие общества. Материал раздела дает представление об обществе, о его происхождении, развитии. Школьник знакомится с происхождением и развитием человека не только в исторической перспективе, а в связи с возрастными изменениями организма, с тем, как маленькое существо превращается во взрослую личность. Историческое развитие человеческого общества тесно связано с социокультурным развитием человеческого рода. Школьник знакомится с человечеством как суммой поколений, отношениями между старшим и младшим поколениями людей. Одновременно материал раздела учит подростка внимательней присматриваться к своему окружению, тому миру, в котором он живет, и видеть его через призму культурной памяти поколений. Вторая глава рассказывает об исторических ступеньках развития общества. Человечество в своем развитии прошло стадии охоты и собирательства, огородничества, земледелия и промышленности, дошло до современного индустриального общества. Основные понятия и термины: прогресс, технический прогресс, социальный прогресс, физическое развитие человека: детство, юность, зрелость, старость, человечество, поколение, культурная память поколений, материальная культура, культурное наследие, нематериальная культура, предки, потомки, современники, охота, собирательство, огородничество, родовая община, племя, скотоводство, земледелие, вождество, государство, законы, право, демократия, современное общество. ГЛАВА 1. Тема: Человек и человечество. (9 часов) Происхождение и развитие человека. Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Изменение образа жизни людей. Совершенствование орудий труда. Технический прогресс. Развитие общества. Социальный прогресс. Ускорение прогресса. Прогресс. Связь технического прогресса с развитием общества. Скорость прогресса, его ускорение на современной стадии развития общества. Результаты ускорения прогресса. Роль компьютерных технологий и информации в современном мире. Возрастные изменения человека. Понятие физического развития человека. Закономерности физического развития. Возрасты человеческой жизни: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелость, старость; их отличительные черты. Общество как развивающийся организм. Человечество как сумма поколений . Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурного наследия». Поколение вещей. (1 час). Понятие вещей. Роль вещей в различные исторические эпохи в разных странах. Повторение (1 час). Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Объяснять смысл понятий: прогресс, технический прогресс, социальный прогресс, физическое развитие человека: детство, юность, зрелость, старость, человечество, поколение, культурная память поколений, материальная культура, культурное наследие, нематериальная культура, предки, потомки, современники 2. Называть периоды жизни, которые проходит человек Тема: Исторические ступеньки развития общества. (8 часов). Первая ступень: охота и собирательство. Первые люди: внешний вид и образ жизни. Основные занятия: охота и собирательство. Вторая ступень: огородничество. Третья - скотоводство и земледелие. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Племена. Общины. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия. Возникновение ранних государств. Новые явления в развитии общества: города, ремесло, письменность. Возникновение государств. Развитие политической власти. Образование империй. Складывание бюрократического аппарата. Появление законов. Право. Армия. Древние империи. Чиновники. Право. Древняя демократия, ее черты. Современное общество. Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством, с современными средствами связи, плюсы и минусы. Повторение (1 час). Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Объяснять смысл понятий: охота, собирательство, огородничество, родовая община, племя, скотоводство, земледелие, вождество, государство, законы, право, демократия, современное общество. 2. Объяснять взаимосвязь природы и общества РАЗДЕЛ II. Ребенок в обществе. в данном разделе угол зрения меняется, от глобальных проблем развития общества переходим к отношениям ребенка с родителями, ровесниками, которые оказывают на него не меньшее влияние, чем родители. Отдельная глава вводит в семейный мир ребенка. Взаимоотношения с родителями, методы родительского контроля и руководства, влияние родителей на самооценку подростка - эти вопросы помогут лучше понять проблемы, избежать конфликтных отношений. В последней главе речь пойдет о мире школьных проблем и трудностей, познакомимся с тем, какой школа была в древности и какой она стала сейчас, узнаем о взаимоотношениях между друзьями и ровесниками, как и с кем дружить. Таким образом, начав рассказ с глобальных проблем, характеризующих человечество в целом, завершаем его описанием ближайшего к ребенку окружения. Основные понятия и термины: Детство, стадии детства, отрочество, молодость, уровень жизни детей, воспитание, родительский контроль, методы воспитания, ровесники, самооценка, авторитет, автократический стиль, либеральный стиль, инфантильность, школа, современная школа, трудолюбие, друзья, дружба, товарищи, современники. ГЛАВА З. Тема: Ребенок в семье. (11 часов). Что такое детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Отношение взрослых к детям. Понятие «детство». Отношение к детству в разные периоды истории. Детство и отношение к нему современного общества. Детство и государство. Воспитание детей. Обязанности родителей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Взаимоотношения с родителями. Влияние семьи и родителей на ребенка. Атмосфера в семье. Личный пример родителей. Отличие в восприятии детьми и родителями друг друга. Необходимые детям качества родителей. Методы родительского контроля и руководства. Основные методы воспитания и контроля, их характеристика. Демократический стиль воспитания, его основные черты. Ответственность и самостоятельность. Ровесники и родители. Влияние на подростка ровесников и родителей. Соотношение влияния Влияние родителей на самооценку подростка. Роль самооценки для подростка. Причины высокой самооценки, причины низкой самооценки. Отношения между родителями и детьми. Напряженность в отношениях. Причины конфликтов, способы их разрешения. Повторение (1 час). Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Объяснять смысл понятой: Детство, стадии детства, отрочество, молодость, уровень жизни детей, воспитание, родительский контроль, методы воспитания, ровесники, самооценка, авторитет, автократический стиль, либеральный стиль, инфантильность 2. Называть законы о правах детей 3. Приводить примеры разного воспитания 4. Объяснять влияние родителей на детей ГЛАВА 4. Тема: Ребенок в школе. (6 часов). История школьного обучения. Возникновение школы, ее функции в обществе. Школа в разные исторические времена, ее роль и методы обучения (Древность. Древний Египет, Рим, монастырские школы, европейская школа в XVIII-XIX вв.). Современная школа. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования. Школьные проблемы. Основные проблемы в школе. Неуспеваемость. Неумение находить общий язык с одноклассниками. Причины проблем. Отношение семьи к школьным проблемам. Последствия нерешенных школьных проблем. Пути разрешения проблем. Друзья и ровесники. Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства. Товарищи и современники. Товарищи, друзья. Современники. Отношение к друзьям, товарищам и современникам. Круг товарищей. Круг современников. Чувство товарищества. Отношения с ровесниками. Мальчики и девочки в коллективе и в дружбе. Повторение. Итоговый урок. Требования к уровню подготовки учащихся: 1. Объяснять смысл понятий: школа, современная школа, трудолюбие, друзья, дружба, товарищи, современники. 2. Объяснять роль образования в жизни общества ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
|
А. Ю. Косолапова Протокол №1 от 30 августа 2012 года «Согласовано» Рабочая программа разработана на основании нормативных и инструктивно—методических документов Министерства образования Российской... | Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Р. з. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле | ||
Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Электронное облако и орбиталь, их формы. Электронные и электронно-графические формулы в нормальном и возбужденном состояниях. Ковалентная... | Протокол №1 от 15 августа 2012 года. №111 от 27 августа 2012 года Примерной программы начального общего образования по английскому языку с учетом первой ступени (2-4 классы) | ||
Н. В. Копцева «01» сентября 2012 г. Согласовано с профсоюзным комитетом... И наступил тот месяц, и пришел тот день, и настал тот час, и свершилось событие, в которое многие верили… | Протокол №1 От «30» августа 2012 г. «Согласовано» Зам директора по... Программа «История. История России и мира 10-11 класс», Москва, «Русское слово» 2007 год. 2 С. И. Козленко, Н. В. Загладин, Х. Т.... | ||
От 28 августа 2012 года Рассмотрена на заседании педагогического... Мбоу «Солгинская средняя общеобразовательная школа №86» Вельского района Архангельской области | Протокол №1 от «30» августа 20 12 года Экзамен по географии в рамках государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в Духовницком районе в 2012 г сдавали... | ||
Визитная карточка Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312, в редакции приказов Министерства образования и... | Урок (русский язык история) Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312, в редакции приказов Министерства образования и... | ||
Рабочая программа по истории 9 класс Пояснительная записка Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312, в редакции приказов Министерства образования и... | Рабочая программа по обществознанию в 10-11 классах составлена в соответствии с Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года №1312, в редакции приказов Министерства образования и... | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Протокол №1 от августа 2013 г. «Согласовано» Заместитель директора по увр: Маркелова И. И Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Колено | ||
Протокол №1 от 15 августа 2013 года Починок-Сутер №111 от 27 августа 2013 г Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения | Протокол №1 от 29 августа 2012 года Присутствовало: 21 человек Повестка Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа сельского поселения «Село Маяк» Нанайского... |