Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект





Скачать 163.15 Kb.
НазваниеПроект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект
Дата публикации01.01.2015
Размер163.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МБОУ УРШЕЛЬСКАЯ СОШ

ПРОЕКТ «БИБЛИОТЕКА+МУЗЕЙ»

Краеведческий и этнографический аспект.


Подготовила: руководитель музея

и зав. библиотекой

Задоркина М.Ю.

2014

Школьная библиотека и школьный историко-краеведческий музей «НАСЛЕДИЕ»

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ
Изучение родного края становится основой

для гармоничного, всестороннего, многоаспектного развития личности учащегося, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоять натиску бездуховности, сохранить чистоту души,

богатые национальные традиции.
Уршельская средняя общеобразовательная школа одна из самых больших школ района. Вот уже почти 75 лет учит и воспитывает детей. Расположена она в глубинке Мещерского края, богатом боевыми и трудовыми традициями.

Без родной земли нет большой судьбы. Любовь к Родине дает смысл жизни. Как приобщить детей к самому дорогому и близкому для человека - изучению истории своей малой Родины, исследованию родовых корней, познанию отечественной культуры, продолжению традиций?

Мы нашли выход - патриотическое воспитание учащихся через систему краеведческой работы. Это позволяет учащимся понять прошлое и настоящее, сохранить все ценное в историко-культурном и природном наследии своего края, осваивать его и в полной мере использовать для созидания будущего.

Более 30 лет несколько поколений учеников изучают жизненный и боевой путь наших земляков.

Многолетний труд учащихся и педагогов завершился созданием школьной историко-краеведческой комнаты «НАСЛЕДИЕ» в 2002.

Школьная библиотека и школьный музей – два подразделения в общеобразовательном учреждении, которые напрямую не связаны с процессом обучения, но являются помощниками в учебно-воспитательном процессе. Деятельность обоих подразделений направлена, прежде всего, на развитие и воспитание разносторонней личности. И это было всегда, и в советские времена, и в эпоху реформирования школьного образования, и, наверно, многие со мной согласятся, сыграет особую роль при внедрении школы ФГОС.

Так сложилось в нашей школе, что я являюсь и школьным библиотекарем, и руковожу школьным музеем «НАСЛЕДИЕ» (это музей историко-краеведческого направления). Такая «совместная работа» в моем лице ведется уже давно, и уже можно подвести кое-какие итоги.

Современная школьная библиотека – это не только хранилище художественной, научно-публицистической, энциклопедической и учебной литературы. Это и компьютеризированные места для работы читателей (учеников и учителей) с выходом в Интернет, и наличие оргтехники для разнообразных целей. Все это имеется в нашей библиотеке.

Конечно, имея в наличии такой потенциал, я, как руководитель школьного музея, не могу им не воспользоваться. Поэтому технически вся наша с Советом музея работа проходит очень быстро и плодотворно. Это и оформление документации музея, и написание методических разработок, и создание презентаций к беседам и экскурсиям, проводимым членами Совета музея, и работы по подготовке к научно-практическим конференциям разного уровня (школьным, районным).
Основные задачи патриотического воспитания решались в ходе реализации комплексно-целевой программы " Формирование гражданско-патриотического воспитания учащихся через систему краеведческой работы», основной целью которой было - воспитать гражданина, патриота.

В 2006 году школьной комнате по историко-краеведческому направлению был присвоен статус историко-краеведческого музея (свидетельство №10757).

Школьный музей – стал центром патриотического воспитания учащихся, хранителем и продолжателем лучших традиций. Цели и задачи воспитательной системы библиотеки и музея неразрывно связаны, они входят и в ценностно-ориентационный компонент системы работы школы по краеведению. Школьные библиотека и музей являются интегрирующим фактором ее функционирования, так как способствует реализации целей, которые определены в программе «Библиотека и музей - центр патриотического воспитания», и подпрограммы «Живая старина». Программа предполагает совместную деятельность всех звеньев образовательно-воспитательного процесса и общественных организаций в решении широкого спектра проблем патриотического воспитания.

И библиотека, и музей пробуждает в подростках чувство милосердия к ветеранам войны и труда, формирует в юном гражданине чувство патриотизма, нацеливает на поисково-собирательскую, поисково-исследовательскую работу, чтобы пополнить фонды музея новыми экспонатами и документами. Пропагандирует военно-исторические традиции народов России, героизм земляков на фронте и в тылу.

Поисковые задания, экскурсионная деятельность, обработка фондов, оформительская деятельность, информационно-пропагандистская работа - это все способствует раскрытию различных способностей учащихся.

Библиотека и музей соединяет учебную и внеклассную деятельность. Это позволяет выделить общую тенденцию: стремление к системности в работе, массовому приобщению учащихся к истории, к углубленному изучению родного края.

Материалы музея широко используются учителями-предметниками: истории, литературы, русского языка, химии, географии, ОБЖ, музыки, изобразительного искусства, обществознания, путем интеграции при изучении определенных тем. (Приложение № 1) Использование материалов музея на уроках способствует формированию чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение культурного наследия.

В начальной школе реализуется образовательная программа «Наш край», курсы «Литературное краеведение», «Экология».

Материалы музея содержит учебная программа по региональным курсам «История Гусь-Хрустального района», «История Владимирского края», которые введены в 8-9 классах.

Учащиеся 5-11 классов занимаются на факультативе «Литературное краеведение». В курс географии интегрирована региональная образовательная программа «География Владимирской области». Материалы музея на уроках иностранного языка используются педагогами как средство формирования культурологического сознания. На уроках музыки, изобразительного искусства учащиеся знакомятся с фольклором, искусством Владимирского края.

Символика Владимирской области и Гусь-Хрустального района изучается в курсе обществознания. Формирование высокого патриотического сознания, изучение русской военной истории происходит на уроках основ безопасности жизнедеятельности (10-11 кл.)

Составная часть патриотического воспитания - пропаганда героических профессий, которая осуществляется на занятиях по профориентации «В мире профессий».

Музей и библиотека - это не только хранилище ценных материалов, реликвий прошлого, а прежде всего - живая связь с современностью, сегодняшним днем, раскрытие перспектив будущего. Материалы музея, экспозиции «История школы» и «Великая Отечественная война», «Воины-интернационалисты» эффективно используются в воспитательной работе для проведения уроков мужества, классных часов, встреч с ветеранами ВОВ, тематических вечеров... (Приложение №2)

Деятельность музея организована на научной основе, соответствует современным требованиям. Руководит музеем Совет музея, куда входят учащиеся, педагоги, родители, ветераны Великой Отечественной войны.

Работают отделы: «Учет и хранение фондов музея», «Поисково-собирательский», «Научно-исследовательский», «Экскурсионно-массовый».

Экскурсии проводятся на русском и английском языках, содержание соответствует возрастному цензу посетителей.

1-4 классы - «Обзорная экскурсия: Люби и знай свой край родной!», «Бессмертный подвиг», «Посиделки в русской избе»

5-7 классы - «Волшебство стекла», «Их именами названы улицы нашего поселка», «История пионерской организации».

8-11 классы - «История завода и поселка», «Мальцовы», «Литературная Мещера», «Воины-интернационалисты", «Храм Иоанна Богослова».

Музей ежегодно посещают школьники нашей школы и других школ, студенты, ветераны войны и труда, жителей поселка и гости.

В школе есть свои правила и традиции, которым подчиняются все учащиеся и учителя школы. Это годовой круг внеклассных мероприятий:

Старт для поисковых групп.

Классные часы, посвященные памятным датам.

День рождения музея

Школьная краеведческая конференция «Их имена не забудем».

Шествие к памятнику Неизвестного солдата.

Встречи с выпускниками военного и послевоенного времени

Вручение паспортов в музее 14-летним учащимся

Коллективно-творческие дела:

• День защиты детей

• День краеведения

• краеведческие конференции

• конкурс строя и песни,

• операции «Фронтовое письмо», «Орден в твоём доме»,

• военно-спортивная игра «А ну-ка, парни!»,

• «Вахта памяти»

• общешкольный пробег.

На базе школьного музея действуют четыре патриотических объединения в рамках образовательной прогрваммы «Живая старина» :«Исток» (для учащихся 2-4 классов, основная цель - изучение малой Родины); «Наследники» (ребята 9-11 классов ведут поисковую и исследовательскую работу, участвуют в экспедициях, совершают экскурсии, занимаются охраной и благоустройством сквера Победы,); «Литературная Мещера» 5-8 классы (изучение краеведческой литературы, творчество писателей и поэтов Владимирской области, и написание собственных произведений); «Мемориал» (изучение семейных традиций, семейных корней, сбор материала о репрессированных, реабилитированных жителях поселка).

На базе музея ведет свою деятельность кружок «Музееведение».

Для расширения рамок действия музея «Наследие» в 2006 году разработан и реализован проект «Открытие музея под открытым небом». Экскурсоводы школы проводят экскурсии по местам, связанными с историей нашего поселка и завода: школа, клуб и парк, завод, храм. Учащиеся школы пропагандируют материалы музея среди жителей поселка, выступают с визитной карточкой музея. Для пропаганды патриотического воспитания учащиеся совершают и выездные экскурсии в загородные лагеря.

Большое место в работе музея отводится поисково-собирательской деятельности через проведение экспедиций и экскурсий, результатом которых являются новые материалы для музея, создаются новые экспозиции и пополняются старые.

Музей живет, действует, развивается. Без прошлого нет настоящего и нет будущего. Учащиеся группы «Поиск» занимаются поисковой работой, собирают материал о знаменитых выпускниках школы и жителях поселка, пополняют материалы музея «История школы».

Особое место в воспитательной работе отводится проектной деятельности «Библиотека + Музей». Разработаны и реализованы проекты:

буклет «Музей «Наследие»,

буклет «К 900-летию Андрея Боголюбского

буклет «Святой благоверный князь Александр Невский»

«Благоустройство парка».

Учащиеся под руководством учителей биологии, химии, физики, литературы, русского языка, истории и обществознания проводят исследовательские работы, которые связаны с историей нашего поселка:

«Экология нашей местности»

«Из чего состоит стекло»

«Полезные ископаемые нашего района»

«Топонимика родного края»

«Писатели Гусь-Хрустального района.Рэм Кочнев»

«История Свято-Троицкого храма»
«Навеки девятнадцатилетний»
Развитие научно-исследовательской деятельности во внеурочное время осуществляется в процессе работы в научном обществе учащихся «Исследователи Мещерского края».

Для более эффективной работы администрация школы активно сотрудничает с экскурсионным бюро области и района, что позволяет создать систему тематических экскурсии по родному краю с учётом возрастных особенностей учащихся. Встречи и знакомство с людьми различных профессий способствуют профессиональному самоопределению учащихся.

В своей работе используем средства массовой информации, телевидение, печать. Музей и библиотека также координирует связь с общественными организациями через Интернет. Публикуем свои материалы в местной газете «Мещерские вести». По материалам нашего музея к 65-летию Победы была выпущена книга «Навеки в памяти народной!»

Работа, которая ведется в рамках комплексно-целевой программы «Школьная библиотека и школьный музей - центр патриотического воспитания» объединяет и сплачивает коллектив. Воспитывает у учащихся чувства ответственности, гордость за школу, за себя, так как они тоже вносят большой вклад в развитие и обновление школьного музея.

Молодое поколение не только учится на примерах прошлого, но и благодарно людям старшего поколения за то, что каждое утро просыпается не от взрывов снарядов, не по сирене, а от ласковых маминых слов.

Мы надеемся, что выпускники нашей школы, какую бы профессию они не выбрали, станут настоящими людьми, преданными своему народу, потому что все школьные годы их вела путеводная звезда подвига, который многому научит, если он не забыт.

Приложение № 1

Уроки с использованием материалов музея «Наследие»




Предмет


Кп.


Тема занятий


Материалы музея



Ф.И.О. учителя



1

История



7-9

5-6

Великая Отечественная война

Ордена и медали ВОв


Уршельцы в годы Великой Отечественной войны




Задоркина М.Ю. Егерев М.Б.

2


Общество-

знание

9-11


Тоталитаризм и Человек. (Солженицын).

Молодежная субъкультура. (Комсомол и пионеры)

Материалы музея о Солженицыне.

Экспозиция «История пионерской организации»

Задоркина М.Ю.



3

краеведение

7


История поселка и завода.


Материалы музея

о поселке

Задоркина М.Ю.

4

ИЗО


5-9


Русский быт.

История костюма

Экспонаты музея


Чиркунова А.А.


5


Технология

10


Вспомним предков наших

Изготовление предметов русского быта (прялка)


Чиркунов А.Л.


6

Химия


9


Стекло.

Производство стекла


Авдеева М.К.


7

Русский язык



5-7


Уроки развития речи. Описание помещения, предмета. Рассказ на основе услышанного.


«Описание памятника» «Интерьер музея» «Мне рассказали о войне», «Из семейного архива», «Топонимика родного края»


Никандрова Н.Г., Панкратова Е.В.


8

Литература


5-7


Писатели и поэты о Владимирском крае, о войне


Обзор книг о произведениях наших писателей-земляков


Тарская Т.С.

Задоркина М.Ю.
Рожкова М.А.


9

Английский

язык

9


Обзорная экскурсия по музею

Экспозиции музея

Карандашова Н.С.


10

Английский язык


11


Профессии


профессии


Карандашова Н.С.


11

География


8-9


Полезные ископаемые

Района
Гидронимы Владимирского края



Чиркунова Т.А

Мудрецова И.Л.

12

Окружающий мир

1-4

История поселка и завода.

Русская изба.

Материалы музея

о поселке

Учителя начальных классов

13

Литературное чтение

1-4

Стихи и сказки Владимирских писателей

Обзор книг о произведениях наших писателей-земляков


Задоркина М.Ю.

14

ИЗО

1-4

Интерьер русской избы

Экспонаты музея


Учителя начальных классов


Внеклассные мероприятия с использованием материалов музея

Мероприятие


Класс


Форма проведения


Посиделки в русской избе

2-5

Интерактивный урок (библиотека)

Урок в старорусской школе

4-7

Интерактивный урок (Библиотека)

- Герои живут рядом


4-5


классный час (музей) |


- Участники боевых действий в Афганистане и Чечне


9-11


встреча


- Письмо солдату


6-7


акция


- В жизни всегда есть место подвигу?


6-7


Диспут


- Это не должно повториться


9


Беседа


- Воины в семье


5-6


Классный час


- Моя родословная


6-9


Классный час


Взвейтесь кострами

4-7

Интерактивный урок (музей)

- Мы против войны


2-4


Конкурс рисунков


- Орден в твоем доме


6-9


Конкурс сочинений


- Герои Советского Союза – наши земляки

1-4


Митинг у памятника Неизвестного солдата

- Этот День Победы …

5-11


Музыкально-литературная композиция, посвященная Дню Победы


Вспомним всех поименно…

1-11


Концерт


- День Победы


9-11


Спортивная эстафета


- Вахта памяти


7-9


Почетный караул


- Никто не забыт


9-11


шествие на площадь Победы


- Что? Где? Когда?


4-5


Игра (Библиотека)


- Знаешь ли ты историю школы?


5


Викторина (библиотека)


- Звездный час


5-6


Игра (библиотека) '


- Своя игра


6


Внеклассное мероприятие (библиотека)


- Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки?


9


Внеклассное мероприятие


- Край наш Владимирский


6-9


Внеклассное мероприятие (библиотека)


- А ну-ка, мальчики!


6-9


Конкурс


- А ну-ка, парни!


9-11


Традиционный конкурс


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconМурманский областной художественный музей мурманский областной краеведческий музей
Мурманский государственный гуманитарный университет мурманская организация союза писателей россии мурманская государственная областная...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconБиблиотека как комплексная модель культурного учреждения «библиотека-краеведческий музей»
Родной край! Волжская земля! Полноводны и богаты твои реки. Раздольны и щедры твои поля. Но главное твое богатство – люди! Они с...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconИсторическая справка об Обливском краеведческом музее
Полное наименование: муниципальное бюджетное учреждение культуры Обливского сельского поселения «Обливский краеведческий музей»....
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconГражданско-патриотическое воспитание
В школе работает «Этнографический музей народов Среднего Поволжья». Руководитель Гаязова Р. Р. Создан музей в апреле1970 года
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект icon«черноморская жемчужина» Еженедельный сборный тур для индивидуальных туристов
Факультитивно. Для самостоятельного осмотра предлагаем посетить музеи – Художественный музей, Краеведческий музей, Музей Западного...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconИсторико – этнографический музей «Хранитель»
Музей занимает отдельную комнату в школьном здании общей площадью 53,4 м. Основные направления сбора экспонатов отражают комплексный...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconС 1961 года в нашей школе существует историко-краеведческий музей....
С 1961 года в нашей школе существует историко-краеведческий музей. Созданный руками учеников и учителей, он ежегодно пополняется...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconМуниципальное учреждение культуры Сунский историко-краеведческий музей создан в 1996 году
За №208 от 30. 05. 96г был открыт музей и включен в сеть культурно- досуговых учреждений Сунского района
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconПлан основных социально-значимых мероприятий огбук «ульяновский областной...
«Бенефис музейных раритетов» проект муниципальных музеев Ульяновской области и Ульяновского областного краеведческого музея в Год...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интернет, медиацентр, два лингафонных кабинета, школьный краеведческий музей, библиотека, читальный зал, изо-студия оборудованные...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconЗачем нужно краеведение в школьной программе?
В этом же году музей был паспортизирован, ему присвоено название «Школьный краеведческий музей», выдано свидетельство # 2747. Понятно,...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconЛ. И. Клименко >(г. Волгоград)
Государственной организации культуры историко-этнографический и архитектурный музей-заповедник «Старая Сарепта»
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ие мо «Заларинский район» осуществляет 71 учреждение культуры (это: 37 Домов и Центров Досуга, 31 библиотека, Районный краеведческий...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Этнографический музей под открытым небом «торум маа», ул. Дунина-Горкавича, 6, ул. Собянина, 1
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconКраеведческий музей в г. Калаче-на-Дону
Установление Советской власти и гражданская война в крае. В 1972 году полностью отремонтированный дом бывшего купца С. И. Кравченко...
Проект «библиотека+музей» Краеведческий и этнографический аспект iconИ. Б. Юфит (Москва) Актуальные вопросы в преподавании москвоведения
В условиях возрастания социальной значимости культурной личности краеведческий компонент образования приобретает новый аспект


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск