МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ
Специальность– 030401.65 История
Форма обучения: очно-заочная (вечерняя)
Кафедра общественных дисциплин Рубцовск - 2011 При разработке УМК учебной дисциплины в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 030401.65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., № 308гум /сп 2) Учебный план по специальности 030401.65 История утвержденный Ученым Советом РИ (Филиала) АлтГУ «23» мая 2011 г., протокол № 12 УМК одобрен на заседании кафедры общественных дисциплин«27» июня 2011 г. протокол № 6
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Методика преподавания истории» включен в учебный план в соответствии с Государственными требованиями к уровню подготовки дипломированного специалиста с высшим образованием по специальности «История». Настоящая программа учитывает в своем содержании обязательный минимум знаний по предмету.При составлении программы содержание учебного материала подвергалось тщательному отбору, при этом преследовалась цель систематизировать, упорядочить учебный материал.
Целью преподавания дисциплины является выявление закономерностей и обучение навыкам преподавания истории с целью подготовки будущих учителей к воспитанию и развитию учащихся в ходе образовательного процесса на учебном материале курсов истории, формированию у школьников исторического мышления и ключевых компетентностей.
Задачи изучения дисциплины:
научить знанию структуры, содержания, особенностей различных курсов истории.
выработать умение ставить цели, задачи, отбирать содержание, соотносить его с разнообразными формами и методами деятельности, выбирать эффективные приемы и средства обучения, прогнозировать и выявлять результаты обучения.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
сформированность у студентов навыков методической работы с учащимися, т.е. они должны стать специалистами, обладающими знаниями, умениями и навыками в области преподавания истории и обществознания в общеобразовательном учреждении (школе, гимназии, лицее и др.), в сфере инновационных технологий осуществления исторического и обществоведческого образования.
Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов к работе в качестве истории и учителя обществознания. Преподавание дисциплины предполагает проведение лекционных занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы (на основе обсуждения практических ситуаций из реального процесса школьного обучения). Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы моделирования процесса обучения через создание фрагментов уроков, демонстрирующих инновационную методику проведения уроков истории и обществознания.
Содержание предлагаемой программы, ее объем, и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает экзамен, на котором проверяется: усвоение теоретического материала дисциплины; усвоение базовых понятий дисциплины; умение использовать полученные знания связанных с преподаванием школьного исторического и обществоведческого курса, а также умение моделировать и анализировать деятельность учителя и учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Дидактические единицы
| Наименование
тем
| Максим. учебная нагрузка студента, час
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самост. работа студ.
| Всего
| Лекции
| Лаборат. работы
| Практ. работа студ.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| ДЕ I
| ДЕI. Специфика методики преподавания истории как учебного предмета
| 14
| 6
| 4
| 0
| 2
| 8
| Тема 1.Предмет методики преподавания истории в школе
| 6
| 2
| 2
| 0
| 0
| 4
| Тема 2. Школьное историческое образование и развитие методики обучения истории в России (XVIII-XX вв.).
| 8
| 4
| 2
| 0
| 2
| 4
| Промежуточный контроль
| тестирование
| ДЕ II
| ДЕ II.Структура и содержание исторического образования
| 56
| 16
| 12
| 0
| 4
| 40
| Тема 3. Школьное историческое образование
в современной России.
| 8
| 2
| 2
| 0
| 0
| 6
| Тема 4. Госстандарт.
| 8
| 4
| 2
| 0
| 2
| 4
| Тема 5. Содержание школьного исторического образования.
| 10
| 4
| 2
| 0
| 2
| 6
| Тема 6. Структура исторических знаний
| 10
| 2
| 2
| 0
| 0
| 8
| Тема 7. Учебник истории
| 12
| 2
| 2
| 0
| 0
| 10
| Тема 8. Планирование обучения истории
| 8
| 2
| 2
| 0
| 0
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование, письменная работа
| ДЕ IV
| ДЕ III. Методы и приемы обучения истории
| 64
| 12
| 6
| 0
| 6
| 52
| Тема 9. Методы и приёмы обучения истории.
| 10
| 2
| 2
| 0
| 0
| 8
| Тема 10. Словесные методы.
| 12
| 2
| 0
| 0
| 2
| 10
| Тема 11. Наглядные методы.
| 12
| 2
| 0
| 0
| 2
| 10
| Тема 12. Использование исторических документов на уроке истории.
| 12
| 2
| 0
| 0
| 2
| 10
| Тема 13. Практические методы.
| 10
| 2
| 2
| 0
| 0
| 8
| Тема 14. Проблемное обучение истории.
| 8
| 2
| 2
| 0
| 0
| 6
| Промежуточный контроль
| тестирование, письменная работа
| ДЕ V.
| ДЕ IV. Урок истории
| 64
| 16
| 8
| 0
| 8
| 50
| Тема 15. Урок истории и подготовка к нему учителя.
| 8
| 2
| 0
| 0
| 2
| 6
| Тема 16. Комбинированный урок
| 10
| 4
| 2
| 0
| 2
| 6
| Тема 17. Учебные занятия в старших классах
| 10
| 2
| 2
| 0
| 0
| 8
| Тема 18. Инновации обучения истории
| 10
| 2
| 0
| 0
| 2
| 8
| Тема 19. Ведение урока как форма организации коммуникации.
| 8
| 2
| 2
| 0
| 0
| 6
| Тема 20. Проверка знаний и умений учащихся
| 10
| 4
| 2
| 0
| 2
| 6
| Тема 21. Формы и методы внеурочной работы по истории
| 8
| 0
| 0
| 0
| 0
| 8
| Промежуточный контроль
| тестирование, письменная работа
|
| Итоговый контроль
| Экзамен
|
| Всего
| 200
| 50
| 30
| 0
| 20
| 150
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ДЕ I. Специфика методики преподавания истории как учебного предмета Тема 1.Предмет методики преподавания истории в школе
Аудиторное изучение:
Методика преподавания истории как научная дисциплина, изучающая закономерности обучения истории. Понятие «методика» в педагогической науке. Общее представление о методике преподавания истории как учебной дисциплине. Задачи и функции методики обучения истории. Основные факторы процесса школьного обучения истории.
Самостоятельное изучение
Связь методики обучения истории с другими науками. Связь методики преподавания с психолого-педагогическими дисциплинами, философией и с историей как наукой и как предметом средней школы. Методы научного исследования школьного обучения истории. Тема 2. Школьное историческое образование и развитие
методики обучения истории в России (XVIII-XX вв.).
Самостоятельное изучение
Основные этапы развития среднего образования и методической мысли. Место истории как учебного предмета в гимназии. Проблема активизации деятельности учащихся на уроках истории в работах ведущих методистов к.XIX – н. XX вв. (Н.И. Кареев, А.Ф. Гартвиг, Н.И. Рожков, Н.П. Покотило, А. Кролюницкий и др.).
Основные этапы развития советской средней школы и методики обучения истории. Разработка методических проблем в трудах А.И. Стражева, А.А. Вагина, П.В. Горы, Н.Г. Дайри, П.С. Лейбенгруба. Предложения по перестройке школьного исторического образования в к. 80 – 1-й половине 90-х гг. Методические проблемы к. XX века. ДЕ II.Структура и содержание исторического образования
|