Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет





Скачать 292.13 Kb.
НазваниеПрограмма и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет
страница1/3
Дата публикации05.01.2015
Размер292.13 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3
Самарский государственный университет


История русской культуры «серебряного века»: рубеж XIX-XX столетий
Программа и методические указания

Самара 2009
Министерство образования и науки российской федерации

Самарский государственный университет

Кафедра российской истории

История русской культуры «серебряного века»: рубеж XIX-XX столетий

Программа и методические указания

Издательство «самарский университет»

2009
Печатается по решению Редакционно-издательского совета

Самарского государственного университета

Программа курса истории русской культуры «серебряного века» предназначена для студентов исторического факультета, обучающихся по дневной и заочной формам обучения. В методическом пособии отражены основные проблемы развития русской культуры этого времени, вопросы к семинарским занятиям и к экзамену. Здесь же приведён перечень важнейших памятников русской культуры этой эпохи и дан список литературы по курсу. Изучение эпохи русского модерна, религиозного ренессанса, ярчайшего, но кратковременного культурного взлёта, предшествующего социальным катаклизмам начала XX века, позволит студентам историкам глубже взглянуть на социально-политическую историю России предоктябрьских десятилетий. В рамках данного курса особое внимание уделяется истории быта тех социальных страт, которые ранее не получали должного отображения в исторической науке, таких как мещанство и купечество. Студенты получат возможность ознакомиться не только с выдающимися произведениями русского изобразительного, музыкального, театрального искусств, но и узнают, из чего был соткан культурный досуг провинциального обывателя, как происходило становление отечественного кинематографа, моды. Методические указания имеют практическое значение не только для организации учебного процесса, но и для помощи будущим преподавателям при самостоятельной разработке схожих курсов в различных учебных заведениях.


Составители: проф. Ю.Н.Смирнов, проф. Л.М. Артамонова, доц. З.М.Кобозева
Рецензент: проф. О.Б.Леонтьева

Содержание курса

1.Особенности культуры рубежа XIX-XX вв.

Вопрос о художественных стилях в русской культуре рубежа XIX-XX вв. Авангардизм и реализм. Авангардизм: предмодернизм (натурализм, импрессионизм, эклектизм), модернизм (символизм, лучизм, фовизм, примитивизм, кубизм, акмеизм, футуризм, абстакционизм, супрематизм), неомодернизм (сюрреализм). /Ю.Б.Борев/ Авангардизм: мир враждебен личности. «Серебряный век» российских муз: переломная эпоха в духовной жизни России. Идеалы «русской европейскости». «Русский Ренессанс». Формирование нового «социального статуса» искусства.

2. Наука, просвещение и печать конца XIX-XX века

Основные направления научно-технических исследований. Научно-технические общества. Всероссийские съезды учёных. Русская авиация и космонавтика. Н.Жуковский, К.Циолковский. Русские естествоиспытатели. Д.Менделеев, И.Сеченов, И.Павлов, В.Вернадский, К.Тимирязев, И.Мечников. Психоанализ. Основные направления гуманитарных исследований.

Система образования в России в конце XIX-XX вв. Начальная, средняя и высшая школы. Женское образование.

Периодическая печать и книгоиздательская деятельность. Библиотечное дело.

3. Музыкальное и театральное искусство. Кинематограф.

Музыкальное искусство в России на рубеже XIX-XX вв.. Отечественная композиторская школа: А.Глазунов, А.Скрябин, А.Лядов, С.Рахманинов и др.. Великорусский балалаечный оркестр. Духовная музыка. Оперное и балетное искусство. Большой и Мариинский театры. Частная опера С.Мамонтова в Москве. Творчество Ф.Шаляпина, Л.Собинова. Балетное искусство: М.Фокин, С.Дягилев, А.Павлова, В.Нежинский.

Московский художественный театр и творчество К.Станиславского. В.Немирович-Данченко. Театр В.Комиссаржевской. Театр А.Таирова. Творчество В.Мейерхольда. Театр Н.Евреинова. Творчество М.Ермоловой.

Первые демонстрации кинематографа. Возникновение отечественного кинопроизводства. А. Ханжонков.

4. Литература Серебряного века

Литературные течения и их эстетические программы. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

5. Культура повседневности в России начала XX века

Жизнь и быт горожан. Городские праздники. Быт и нравы купеческого и мещанского сословий. Социальная инфраструктура. Городская мода. Культура застолья. Бытовая культура русской деревни. Фольклор. Православная культура, старообрядческая культура и культура русских мистических сект.

6. Архитектура модерна в конце XIX - начале XX веков

Основные направления русской архитектуры. Русский модерн, его основные черты в архитектуре. Изменения в технологии строительства, во внешней отделке зданий и оформлении интерьеров государственных, общественных и жилых помещений.

Национально-романтическое направление в модерне и неорусский стиль.

B. М. Васнецов: церковь и деревянные постройки в Абрамцеве, Третьяковская галерея и собственный дом в Москве. А.В. Щусев: Казанский вокзал и Марфо-Мариинская обитель в Москве, храм-памятник на Куликовом поле.

Разнообразие мастеров и памятников модерна в Москве. Ф.О. Шехтель: здание Художественного театра, Ярославский вокзал, дом московского купеческого общества, особняки Морозовой, Рябушинского, Дерожинской, собственные дома. Л.Н. Кекушев: особняки А.И. Кекушевой, И.А. Миндовского, доходный дом И.П. Исакова. Малютин СВ. и Жуков Н.К.: доходный дом П.Н. Пер-цова. Р.И. Клейн: Средние торговые ряды на Красной площади, торговый дом «Мюр и Мерилиз», Музей изящных (изобразительных) искусств. В.Ф. Валькот: гостиница «Метрополь». И.С Кузнецов: Деловой двор на Варваринской площади, мастерские Строгановского училища.

Модерн в Петербурге. Ф.И. Лидваль: доходный дом И.Б. Лидваль, Азово-Донской банк, гостиница «Астория». А.Е. Белогруд: доходный дом К.И. Розен-штейна «с башнями». П.Ю. Сюзор: дом компании «Зингер». В.А. Липский и К.Н. Рошефор: торговый дом «Эдварде и Схефальс». А.И. Гоген: особняк М.Ф. Кшесинской.

Неоклассицизм и неоренессанс в эпоху модерна. И.В. Жолтовский: Дом скакового общества и особняк Тарасова в Москве. И.А. Фомин: особняк По-ловцова в Санкт-Петербурге. В.А. Щуко: доходный дом К.В. Маркова в Санкт-Петербурге. И.И. Рерберг: Киевский вокзал в Москве.

Архитектура российской провинции. Н.А. Спирин: театр им. Ф. Волкова в Ярославле. А.У. Зеленко: особняк Курлиной в Самаре. К.П. Головкин: дача «со слонами» в Самаре. А.И. Гоген: здание быв. Крестьянского и Дворянского банков в Самаре. В.И. Якунин: здание быв. Волжско-Камского банка в Самаре.
7. Живопись мастеров московской школы в конце XIX - начале XX веков

Расстановка художественных сил и множественность течений в русской живописи. Художники московской школы 1890-х - начала 1900-х гг. А.Е. Архипов. «По реке Оке». «Обратный». «Прачки». «Молодая крестьянка в желтом платке». А.С. Степанов. «Журавли летят». СВ. Иванов. «В дороге. Смерть переселенца». «Расстрел». «Приезд иностранцев. XVII век». «Семья». Н.А. Касаткин. «Соперницы». «Шахтерка». «Шахты». «Рабочий-боевик». СА. Коровин. «На миру». «В дороге». Н.П. Богданов-Вельский. «Устный счет». «Сочинение». «Новые хозяева». Л.О. Пастернак. «Совет Московского училища живописи». «Лев Толстой с семьей в Ясной Поляне».

Творчество А.П. Рябушкина. Ранние произведения «Крестьянская свадьба» и «Ожидание новобрачных от венца в Новгородской губернии». Историко-бытовой жанр в картинах «Потешные Петра I в кружале», «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами», «Московская улица XVII века», «Семья купца в XVII веке», «Русские женщины XVII столетия в церкви», «Московская девушка XVII века». «Едут!», «Свадебный поезд в Москве (XVII столетие)». Сюжеты из жизни современной художнику деревни: «Втерся парень в хоровод, ну старуха охать» и «Чаепитие».

М.В. Нестеров - представитель московской школы. Периоды и основные линии развития творчества. Ранние работы «До государя челобитчики», «Христова невеста», «За притворным зельем», «Домик в Уфе». Преобразование традиционного пейзажа в произведениях Нестерова. Картины на сюжеты монашеской жизни и жития Сергия Радонежского «Пустынник», «Видение отроку Варфоломею», «Юность преподобного Сергия», «Под благовест», «Великий постриг», «Молчание», «Соперницы (В лесах)». Портретный жанр в творчестве художника. Портреты A.M. Васнецова, Е.П. Нестеровой, Архиепископа Антония, О.М. Нестеровой («Амазонка»), С.Н. Булгакова и П.А. Флоренского («Философы»), автопортрет 1915 года. Религиозно-философская проблематика в картинах «Святая Русь», «Душа народа (Христиане, На Руси)» и в росписях Марфо-Мариинской обители.
8. Родоначальники нового русского изобразительного искусства К.А. Коровин, В.А. Серов, М.А. Врубель

К.А. Коровин. Ранние работы: «Портрет хористки», «Северная идиллия». Поездки в Париж (1887, 1892, 1900) и по Европе (1888). Путешествия по России и на Север. Импрессионизм и декоративность в творчестве Коровина. «У балкона. Испанки Леонора и Ампара». «В лодке» (1888). «Гаммерфест. Северное сияние». «Зимой». Портреты Ф.И. Шаляпина 1905 и 1911 гг. «Дама с гитарой». «Парижское кафе». «Париж. Бульвар капуцинок». «Париж ночью. Итальянский бульвар». «На берегу моря». «Гурзуф». «Пристань в Гурзуфе». «Весна». Натюрморты 1910-х гг.: «Цветы и фрукты», «Рыбы, вино, фрукты», «Черемуха».

В.А. Серов в поиске новых путей живописи. Абрамцевские этюды «Зима в Абрамцеве», «Прудик. Абрамцево» и домоткановские пейзажи «Заросший пруд. Домотканово», «Старая баня в Домотканове». Ранние шедевры «Девушка с персиками» и «Девушка, освещенная солнцем». «Деревенский» Серов: «Осень. Домотканово», «Зимой», «Стригуны на водопое». Портреты Аделаиды Симонович, детей художника, Мики Морозова, Франческо Таманьо, К.А. Коровина, Н.С. Лескова, Ф.И. Шаляпина, СМ. Третьякова, СМ. Боткиной, Ф.Ф. Сумарокова-Эльстона (Феликса Юсупова), Николая П, З.Н. Юсуповой, М.Н. Ермоловой, Г.Л. и В.О. Гиршман, Е.С. и И.А. Морозовых, Иды Рубинштейн, O.K. Орловой. Интерес к русской истории в работах «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы на охоту», «Петр I». Обращение к античной мифологии: «Похищение Европы», «Одиссей и Навзикая». Работа в театре. Декорации к опере «Юдифь» и занавес к балету «Шехерезада».

М.А. Врубель - родоначальник символизма в русском изобразительном искусстве. Станковая живопись художника: «Девочка на фоне персидского ковра», «Гадалка», «Пророк», «Шестикрылый серафим», «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», «Царевна-лебедь», «Пан», «К ночи», «Сирень», «Жемчужина». Портреты Н.И. Забеллы-Врубель, СИ. Мамонтова. Монументальная и театральная живопись: росписи Кирилловской церкви в Киеве, эскизы росписи Владимирского собора в Киеве, панно «Принцесса Грёза» и «Богатырь», эскиз занавеса «Италия. Неаполитанская ночь». Графика и рисунок: иллюстрации к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон», автопортрет, портрет В.Я. Брюсова. Скульптура из керамики: «Египтянка», «Волхова».

9. Художественные объединения «Мир искусства» и Союз русских художников

«Мир искусства». Этапы и характер журнальной, выставочной, культурно-просветительской деятельности. Театральное и декоративное искусство, журнальная графика и литературная иллюстрация «мирискуссников». Особенности станковой живописи. А.А. Бенуа - лидер художественного объединения и его работы. «Итальянская комедия. Нескромный Полишинель». «Прогулка короля». «Купальня маркизы». «Русская серия» («Парад при Павле I» и др.). Иллюстрации к «Медному всаднику» и «Пиковой даме» А.С. Пушкина.

«Старшее» поколение организаторов «Мира искусства» конца 1890-х - начала 1900-х гг. и его участников. К.А. Сомов. «Дама в голубом. (Портрет Е.М. Мартыновой)». «Эхо прошедшего времени». «Осмеянный поцелуй». «Арлекин и дама». «Карнавал (Язычок Коломбины)». «Зима. Каток». Л.С. Бакст. «Ужин». «Древний ужас». Портреты Зинаиды Гиппиус, СП. Дягилева с няней. Эскизы костюмов к балетам «Шехерезада» и «Нарцисс». А.П. Остроумова-Лебедева. «Петербург. Нева сквозь колонны Биржи». М.В. Якунчикова. «Из окна старого дома. Введенское». Е.А. Лансере. «Петербург начала XVIII века». «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе». Иллюстрации к «Хаджи-Мурату» Л.Н. Толстого. М.В. Добужинский. «Омнибус в Вильно». «Провинция 1830-х гг.» «Человек в очках». «Кукла». «Окно парикмахерской». «Октябрьские свободы». Оформление журналов и эскизы декораций. И.Я. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам и сказкам А.С Пушкина. А.Я. Головин. «Испанка в красном», «Испанка в зеленом». Театральные портреты и декорации, натюрморты.

Ведущие художники «второго призыва» в возрожденном «Мире искусства» 1910-х гг. Н.К. Рерих. «Гонец. Восста род на род». «Идолы», «Иноземные гости». «Заморские гости». «Стрелы неба - копья земли». «Небесный бой». «Никола». Мозаичный образ Спаса Нерукотворного церкви в Талашкине. Эскизы декораций к опере «Князь Игорь» и костюмов к сказке «Снегурочка». Б.М. Кустодиев. «Купчихи». «Купчиха». «Купчиха за чаем». «Масленица». «Ярмарка». «Московский трактир».

Элементы неоакадемизма в творчестве участников позднего «Мира искусства». З.С Серебрякова. «За туалетом. Автопортрет». «Купальщица». «За обедом». «Беление холста». «Крестьяне (Крестьянский обед)». В.И. Шухаев и А.Е. Яковлев. «Автопортреты (Арлекин и Пьеро)». Своеобразие творчества Б.Д. Григорьева. Годы учебы и увлечение русским фольклором. Поездка во Францию. Его живописные и графические циклы «Intimite», «Улица блондинок». Портреты 1910-х гг. (К.А. Коровина, В.Е. Мейерхольда и др.). Гротеск и деформация в творчестве Б.Григорьева. Знаменитый цикл «Расея» («Старуха-молочница», «Девочка с бидоном», «Земля народная» и др.).

Творчество И.Э. Грабаря. Сочетание импрессионистской техники и традиции русского снежного пейзажа в картинах «Февральская лазурь», «Мартовский снег». Его натюрморты «Неприбранный стол», «Голубая скатерть», «Цветы и фрукты на рояле», «Хризантемы», «Дельфиниум», «Груши». Исследовательская и реставраторская деятельность.

«Союз русских художников» и развитие пейзажной живописи. Русская природа на полотнах В.К. Бялыницкого-Бирули «Весна», «В конце зимы», «Изумруд весны». Деревня и дворянская усадьба в картинах СЮ. Жуковского «Плотина», «У мельницы», «Терраса», «Радостный май», «Поэзия старого дворянского гнезда». Мотивы усадебных парков в произведениях С.А. Виноградова «Цветник», «Летом», «Весна». А.А. Рылов и его произведения «Зеленый шум» и «В голубом просторе». «Фантастические» крымские пейзажи К. Богаевского «Берег моря», «Облако», «Корабли. Вечернее солнце». Архитектура и история Москвы в работах A.M. Васнецова «Москва конца XVII столетия. На рассвете у Воскресенских ворот», «Всесвятский каменный мост. Москва конца XVII века», «Гонцы. Ранним утром в Кремле». Провинциальные русские пейзажи К.Ф. Юона «К Троице», «Праздничный день», «Троицкая лавра зимой», «Мартовское солнце».

Другие жанры в творчестве «союзников». СВ. Малютин. «Пирушка». Ф.А. Малявин. Портреты К.А. Сомова и А.П. Остроумовой-Лебедевой. «Смех». «Вихрь». «Бабы». «Две девки». «Верка».
10. «Вторая волна символизма» в русской живописи. Творчество В.Э. Борисова-Мусатова, художников «Голубойрозы» и К.С. Петрова-Водкина

В.Э. Борисов-Мусатов - подлинный преобразователь русской живописи. «Автопортрет с сестрой». «Весна». «Гобелен». «Водоем». «Призраки». «Изумрудное ожерелье». «Венки васильков».

Художественное направление и состав «Голубой розы». П.В. Кузнецов. «Фонтан». «Цветущий сад в Бахчисарае». «Спящая в кошаре». «Мираж в степи». «Вечер в степи». «В степи». «Стрижка баранов». «В степи за работой». «Птичий базар». М.С. Сарьян. «Любовь. Сказка». «Под деревьями». «Озеро фей». «Улица. Полдень. Константинополь». «Улица. Константинополь». «Финиковая пальма. Египет». «Идущая женщина». «Египетские маски». «Утро. Зеленые горы». Н.П. Крымов. «Площадь». «Туча». «Утро». «Пейзаж с женской фигурой в красном». Московский пейзаж. Радуга». Н.Н. Сапунов. «Карусель». «Натюрморт с цветами». «Вазы, цветы и фрукты». «Привал комедиантов». «Пантомима». Картины на сюжеты театральных спектаклей, эскизы декораций и театральных костюмов. СЮ. Судейкин. «Балет». «Натюрморт» (1914). «Цветы и фарфор». «Натюрморт с фарфоровыми фигурками». «В Михайловском парке».

Художник-мыслитель К.С Петров-Водкин. Хвалынск, Самара, Петербург, Москва, Париж - время становления и обретения самостоятельности в творчестве. Символизм К. Петрова-Водкина и обращение к традициям древнерусского искусства. Его работы: «Сон», «Мальчики», «Купание красного коня», «Мать» (1913). «Мать» (1915), «Девушки на Волге», «Утро. Купальщицы», «Полдень. Лето» и др.

11. Художественные объединения «Бубновый валет» и «Ослиный хвост»

Художественное объединение «Бубновый валет». П.П. Кончаловский. «Азалия в горшке». Портрет художника Г.Б. Якулова. «Сиена. Порта Фонтеб-ранда». «Семейный портрет». «Натюрморт с красным подносом». «Хлебы на зеленом». «Сухие краски». «Агава». И.И. Машков. Портрет Е.И. Киркальди. Портрет мальчика в расписной рубашке. «Вид Москвы. Мясницкий район». «Синие сливы». Автопортрет. «Натурщица». А.В. Лентулов. Автопортрет «Великий художник». «Улица. Москва». «Город». «Василий Блаженный». «Звон. Колокольня Ивана Великого». P.P. Фальк. «Старая Руза». «Солнце. Крым. Козы». «Крым. Пирамидальный тополь». Портрет Мидхата Рефатова. «Бутылки у окна (Поющие бугылки)». А.В. Куприн. «Натюрморт с тыквой». «Натюрморт с синим подносом». «Завод под Москвой». «Гудауты. Дома». В.В. Рождественский. «Натюрморт с ликером»

Д.Д. Бурлюк - активный деятель русского авангарда и теоретик русского футуризма и кубофутуризма. Эклектичность его художественного творчества. «Лошадь-молния». «Портрет песнобойца футуриста Василия Каменского». «Днестровские пороги».

Своеобразная трактовка кубизма в работах российских художников «парижской школы». Н.И. Альтман. «Автопортрет». «Портрет А.А. Ахматовой». Д.П. Штеренберг «Завтрак». «Красный натюрморт». «Мужской портрет (Поэт Мадзин)». В.Д. Баранов-Россинэ. «Беспредметное».

Художественное объединение «Ослиный хвост». Неопримитивизм в России. М.Ф. Ларионов. «Рыбы при закате». «Провинциальная франтиха». «Поэт В. Хлебников». «Офицерский парикмахер». «Павлины». «Курящий солдат». «Солдат на коне». «Отдыхающий солдат». «Солдат в лесу». «Кельнерша». «Осень». «Венера». Лучизм Ларионова как один из самых первых вариантов беспредметной живописи. «Лучистый петух». «Лучистый пейзаж».

Н.С. Гончарова. Обращение к импрессионизму. Примитивистский период её творчества. «Уборка хлеба». «Рыбная ловля». «Крестьяне». «Еврейская лавочка». «Московская зима». «Евангелисты». Сопричастность Гончаровой футуризму в работах «Фабрика», «Аэроплан над поездом». Участие в авангардистских выставках. Работа для театра.
12. Авангард в русской живописи середины 1910-х гг.

Особенности художественного процесса и художественного авангарда в 1910-е годы. Связь русского авангарда с европейскими художественными течениями.

Движение К.С. Малевича к беспредметности в искусстве. Увлечение импрессионизмом. «Цветочница». «Девушка без службы». «Бульвар». «На бульваре». Влияние фовизма. «Автопортрет» (1908). Обращение к примитивизму. «Полотеры». «Провинция». Кубизм в произведениях «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Точильщик», «Жница», «Уборка ржи», «Лесоруб». Алогизм форм в работах «Корова и скрипка», «Англичанин в Москве». Создание супрематизма. «Черный квадрат». «Красный квадрат». «Супрематизм (с синим треугольником и черным прямоугольником)» (1915). «Супрематизм» (1916).

Сподвижники и последователи Малевича. И.В. Клюн. «Граммофон». «Озонатор». «Супрематизм» (1915). И.А. Пуни. «Супрематический рельеф». «Супрематическая композиция».

В.Е. Татлин - один из вожаков русского авангарда. Учеба в Пензенском художественном училище. Влияние импрессионизма: «Гвоздика», «Букет». Противостояние методов Татлина и Малевича. На пути к конструктивизму. «Продавец рыб». «Матрос. Автопортрет». «Натурщицы» 1912-1913 гг. Контррельефы (после 1914 г.).

«Амазонки» русского авангарда. Л.С Попова. Отголоски фовизма в ранних работах: «Портрет девочки на фоне печки». Обращение к кубизму: «Итальянский натюрморт», «Композиция с фигурами (Две фигуры)», «Дама с гитарой», «Портрет философа», «Скрипка». Живописные архитектоники 1916-1917 гг. О.В. Розанова. «В кафе». «Валет червей». «Супрематизм» (1916). «Беспредметная композиция (Полет аэроплана)» и другие беспредметные композиции 1916 года. Н.А. Удальцова. «Синий кувшин» и натюрморты 1914-1915 гг. А.А. Экстер. «Город ночью». «Флоренция». «Натюрморт с яйцами». Оформление спектакля «Фамира-кифаред».

Проявления экспрессионизма в русском авангарде. В.В. Кандинский. Его принадлежность к русской и немецкой художественной культуре. Обучение в школе Ашбе (г. Мюнхен). Участие в художественном объединении «Синий всадник» (Германия). Разработка самостоятельной теории живописи в книге «О духовном в искусстве». Эволюция творчества от предметности к беспредметности. «Дамы в кринолинах». «Озеро». «Мурнау». «Импровизация» (1910). «Композиция VII». «Москва. Красная площадь». «Сумеречное». «Синий гребень».

Соединение бытового жанра с фантастикой, абсурдом и гротеском в творчестве М.З. Шагала. Витебские корни его сюжетов и мировосприятия. Влияние на творчество Шагала парижской школы и русских художников. «Женщина с корзинкой». « Мясник». «Ночная сцена». «Дождь». «Я и деревня». «Палатка». «Танцовщица». «Путешественник». «Парикмахерская» «Отец». «Зеркало». «Над Витебском». «День рождения». «В ногу. У дома.» «Над городом». «Прогулка». «Окно на даче. Заолшье».

Своеобразие живописи П.Н. Филонова. Ее аналитический метод и пророческая нацеленность. Выработка теоретической программы и расцвет творчества в его ранний период 1912-1915 гг. «Восток и Запад». «Пир королей». «Крестьянская семья (Святое семейство). «Коровницы». «Победитель города».
13. Скульптура рубежа XIX-XX вв.

Особенности развития русской скульптуры в конце ХГХ - начале XX века. Жанры и направления. Петербургская школа скульпторов. В.А. Беклемишев: «Деревенская любовь». «Как хороши, как свежи были розы». P.P. Бах: Памятник А.С. Пушкину в Царском Селе. Д.С. Стеллецкий: «Знатная боярыня (Марфа-посадница Борецкая)».

Московский скульптор и педагог СМ. Волнухин: памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, портрет П.М. Третьякова.

Импрессионизм в скульптуре. П.Л. Трубецкой: «Московский извозчик», памятник Александру III в Санкт-Петербурге, портреты Левитана, Шаляпина, Боткиной, Толстого. А.С. Голубкина: «Марья», «Сидящий человек», «Идущий», портреты Лермонтова, Андрея Белого, A.M. Ремизова, В.Ф. Эрна.

Творчество учеников Волнухина и Трубецкого. М.А. Андреев: памятник Н.В. Гоголю в Москве, портрет Н.Н. Баженова. А.Т. Матвеев: надгробие Борисову-Мусатову, «Спящие мальчики», «Сидящий мальчик», «Юноша», «Женская фигура (сидящая)», «Надевающая чулок». СТ. Коненков: «Рабочий-боевик», «Атеист», «Паганини», «Нике», «Лада», «Старичок-полевичок», «Стрибог», «Эос», «Женский торс», «Автопортрет». Д.С Эрьзя (Нефедов): «Эрзянка». И.С. Ефимов: «Зверь (Львица)».
14. Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX вв. Особенности развития декоративно-прикладного искусства. Состояние народных промыслов. Мастерские в Абрамцеве и Талашкине. Их организаторы Е.Д. Поленова и М.К. Тенишева. СВ. Малютин, В.М. Васнецов М.А. Врубель, К.А. Сомов, А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере как художники-декораторы и мастера прикладного искусства. Крупнейшие мебельные и самоварные фирмы, фарфоровые и стекольные предприятия, их продукция.

Изделия ювелирных мастерских и фабрик П. Овчинникова, К. Болина, М. Семеновой, И. Салтыкова, О. Курлюкова, И. Хлебникова, братьев Грачевых, П. Оловянишникова Расцвет фирмы К. Фаберже. Работы ее лучших мастеров М. Перхина, Г. Вигстрема, В. Зуева и др.: часы, рамки, женские украшения, декоративная скульптура. Пасхальные яйца с моделью памятника, моделью яхты «Штандарт», моделью крейсера «Память Азова», моделью сибирского поезда, моделью Московского Кремля, яйцо стальное и яйцо ажурное. Серия «Цветы Фаберже». Декоративная скульптура: серия «Народные типы» и фигурки животных.

Русский традиционный и городской костюм рубежа XIX – XX веков.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМетодические указания Самара Самарский государственный технический...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconОбразовательное учреждение высшего профессионального образования...
Проектирование информационных систем и программных комплесов: методические указания / Сост. В. П. Дерябкин, З. Ф. Камальдинова. –...
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМинистерство образования Российской федерации Государственное образовательное...
Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМетодические рекомендации по подготовке и выполнению вкр министерство...
Фгбоу впо «Московский Государственный Университет экономики, статистики и информатики (мэси)»
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Информатика: задания и методические указания к контрольной работе для студентов всех специальностей очной и заочной форм обучения...
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Министерство образования и науки Российской...
Учебный курс "Социология" предназначен для студентов факультета менеджмента, обучающихся на третьем курсе
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный технический университет...
Проектирование технологии сборки изделий: Метод посбие, курс и дипл проектир. / Самар гос техн универс. Сост. И. К. Рыльцев, Самара,...
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации фгбоу впо «алтайский...
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014
Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет»
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМетодические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014
Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет»
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМетодические указания для студентов Стр. 7 Министерство образования...
Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 1,2,3,4 курсов очной формы обучения по направлению: 531100 (071300....
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации ростовский...
Программа предназначена для поступающих в аспирантуру фгбоу впо «Бурятский государственный университет» по специальности 08. 00....
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconМинистерство образования и науки российской федерации стерлитамакский...
Д. Я. Борщов), за основу которых ранее были приняты «Методические указания по расчету выбросов загрязняющих веществ при сжигании...
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconУчебно-методические указания Краснодар 2013
Министерство образования и науки российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учрежденне
Программа и методические указания Самара 2009 Министерство образования и науки российской федерации Самарский государственный университет iconРоссийской Федерации Самарский государственный архитектурно-строительный...
«Информационные системы», по специальности 23201 «Информационные системы и технологии», ут­вер­ж­ден­ным Министерством образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск