Скачать 256 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный педагогический университет»
Исторический факультет Кафедра истории России «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Е.Г. Матвиевская/ __________ _____________ 2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ» (часть I) Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки История Квалификация выпускника Бакалавр Форма обучения очная Оренбург 2013 г. Рецензент: Хисамутдинова Р.Р. д.и.н., проф., зав. кафедрой методики преподавания истории и обществознания ___________ _________________ (дата) (подпись) Авторы/составители рабочей программы учебной дисциплины: Пахомова Е.В., кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории России __________ ______________ (дата) (подпись) Содержание Пояснительная записка ……………...………………….………..………………………5 1. Цели и задачи освоения дисциплины ……………..………………….………………5 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО ……………………………………….…5 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины ………………….…6 4. Содержание и структура дисциплины …………….……………………………….…7 4.1. Содержание разделов дисциплины ………………………………………………………….…7 4.2. Структура дисциплины ………………………………...……………………………..………...8 4.3. Лекции………………………………………………..…………………………………………...9 4.4. Практические занятия (семинары)……………………………..…………………………..…..9 4.5. Лабораторные работы……………………………………………………………………………9 4.6. Курсовые работы…………………………….…………………….…………………………...10 4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины ……………………………………..……10 5. Образовательные технологии…………………………………….…………………..10 5.1. Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………………………………………...…………………...10 5.2. Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях………………………………………………………..……………….…10 6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, Промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций.………..11 6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости………………………..……………...11 6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций студентов……………….…………………………………………11 6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций……………………………...…12 7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины ……………13 7.1. Основная литература………………………………….……………………………………..…...13 7.2. Дополнительная литература……………………………….……………………….…….……..13 7.3. Периодические издания……………….………………………………………………..……….13 7.4. Интернет-ресурсы…………………………………………...…………………………….…..…14 8. Материально-техническое обеспечение дисциплины ………….………….………14 8.1. Учебно-лабораторное оборудование………………………………………………………...…15 8.2. Технические и электронные средства обучения и контроля ………………………….….…..15 Пояснительная записка Данный курс занимает важное место в структуре подготовки бакалавров по профилю История. Рабочая программа дисциплины «Основы обществознания» (часть I) составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки бакалавриата - 050100.62 Педагогическое образование. Актуальность разработки этой программы определяется тем обстоятельством, что «Основы обществознания» – это одна из самых сложных, объемных и динамичных отраслей гуманитарных наук. Она представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, экономика, духовно-нравственная сфера. В рамках данного курса представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии, культурологии и др. Объем трудоемкости: 2 ЗЕ (72 часа), из них: 36 часов аудиторной нагрузки, 36 часов самостоятельной работы. Дисциплина изучается в третьем семестре, завершается контролем в форме зачета. 1. Цели и задачи освоения дисциплины Цель освоения дисциплины: содействовать развитию профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования на основе освоения специальных исторических и гуманитарных знаний. Задачи освоения дисциплины:
2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к дисциплинам вариативной части учебного цикла – Б1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл (Б1. В. ОД1). Дисциплина логически связана с дисциплинами, изученными на I курсе и в 3 семестре II курса: общими курсами истории России и всеобщей истории, а также с такими дисциплинами как «Археология», «Естественнонаучная картина мира», «Психология человека», «Возрастная и педагогическая психология», «Этнология» и учитывает специфику подготовки студентов в ОГПУ. Дисциплина «Основы обществознания» (часть I) является базовой для таких дисциплин как «Основы обществознания» (часть II), «Философия», «Политология», «Социология», а также спецкурса по методике подготовки к ЕГЭ по обществознанию. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование:
4. Содержание и структура дисциплины В соответствии с Типовым положением о вузе к видам учебной работы и формам текущего контроля отнесены лекции (Л), семинары, устный опрос на семинаре (С), самостоятельное изучение вопросов (СВ), работу с текстом (РТ); понятийный диктант (ПД); тестирование (Т), реферат (Р), аннотирование и реферирование литературы (ОЛ), контрольный срез (КС). 4.1. Содержание разделов дисциплины
В графе 4 приводятся планируемые формы текущего контроля: устный опрос на семинаре (С), самостоятельное изучение вопросов (СВ), работу с текстом (РТ); понятийный диктант (ПД); реферат (Р), контрольный срез (КС). 4.2. Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ
Разделы дисциплины и виды занятий, изучаемые в 3 семестре
4.3. Лекции
4.4. Практические занятия (семинары)
4.5. Лабораторные работы Лабораторные работы не предусмотрены 4.6. Курсовые работы Курсовые работы не предусмотрены 4.7. Самостоятельное изучение разделов дисциплины
5. Образовательные технологии
различных видов учебной работы В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие виды учебной работы: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, лекция-беседа) и семинарские занятия, которые проводятся в форме таких образовательных технологий как дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии. При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, составление терминологического словаря.
Интерактивный процесс понимается как компонент дидактической технологии, предполагающий интерактивное взаимодействие преподавателя и студентов; взаимодействие между студентами внутри учебной группы. Вариантами интерактивных образовательных технологий, используемыми в преподавании курса, могут быть: - лекция-визуализация с использованием проектора с подключением к компьютеру и возможностью доступа в Интернет для демонстрации материала лекции на большом экране (мультимедийные электронные презентации, документальные фильмы); - проблемная лекция, начинающаяся с вопросов, с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Лекция строится таким образом, что деятельность студента по ее усвоению приближается к поисковой, исследовательской. Обязателен диалог преподавателя и студентов. Интерактивные образовательные технологии, используемые на практических занятиях, предусматривают: - работу с исследовательскими текстами (групповую/парную/индивидуальную) с последующим групповым/парным обсуждением результатов; - работа в группах над проблемными задачами (коллоквиумы), а также приемы мозгового штурма.
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины, в интерактивной форме составляет 39 %. 6. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций В соответствии с требованиями ФГОС ВПО и рекомендациями Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации дисциплины разработан фонд оценочных средств по дисциплине «Основы обществознания» (часть I), являющийся неотъемлемой частью учебно-методического комплекса настоящей дисциплины. 6.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости Поскольку фонд оценочных средств является отдельным документом и элементом учебно-методического комплекса, то в настоящей рабочей программе описываются только вид и типы оценочных средств. Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: устный опрос, работа с текстом, понятийный диктант, самостоятельное изучение вопросов, рубежный контроль в виде контрольного среза. 6.2. Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций студентов Формой промежуточной аттестации, контроля знаний, умений и навыков по дисциплине является зачет. Зачет проводится в форме собеседования по вопросам. Вопросы к зачету:
6.3. Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций На зачете оценка формируемых в дисциплине компетенций студентов производится по следующим критериям: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если студент владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; способен анализировать проблемы, изучаемые в истории повседневности; способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; способен логически верно использовать устную и письменную речь; готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям; способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека и роль его обыденной жизни в историческом процессе; способен использовать навыки ведения дискуссии и полемики; осознает социальную значимость своей будущей профессии; - оценка «незачтено» выставляется, если студент не знает значительной части программного материала, не обладает способностью к анализу информации, допускает существенные ошибки при ответе на поставленные вопросы, использует неправильные формулировки, проявляет неуважение к культурным традициям и историческому наследию, не владеет навыками ведения дискуссии, не обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 7.1. Основная литература 7.2. Дополнительная литература
7.3. Периодические издания
7.4. Интернет-ресурсы
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебно-лабораторное оборудование не предусмотрено
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование по профилю История. |
Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности... Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ярославской области | Рабочая программа дисциплины правовые основы безопасности информации... Рабочая программа учебной дисциплины «Правовые основы безопасности информации» подготовлена Темниковой И. С., старшим преподавателем... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины оп. 3 Основы материаловедения... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электроматериаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы безопасности труда» составлена в соответствии с требованиями ооп: 080400. 62 Управление... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» составлена в соответствии с действующими Государственными требованиями к... | Рабочая программа учебной дисциплины оп. 4 Основы материаловедения... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы материаловедения» разработана на основе Федерального государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы философии Саратов 2011 «Технология продукции общественного питания» (углубленная подготовка) и примерной программой учебной дисциплины «Основы философии»... | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы патологии» Рабочая программа учебной дисциплины основы патологии разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа... Рабочая программа учебной дисциплины «Основы кадровой политики и кадрового планирования» составлена в соответствии с требованиями... | Программы учебной дисциплины 4 структура и содержание учебной дисциплины Рабочая программа учебной дисциплины Основы микробиологии и иммунологии является частью основной профессиональной образовательной... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины / ожидаемые результаты образования и компетенции студента... | Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасностИ жизнедеятельности Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе примерной программы по специальностям среднего профессионального образования... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины основы безопасности жизнедеятельности... Паспорт основной профессиональной общеобразовательной программы учебной дисциплины стр | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Рабочая программа учебной дисциплины основы латинского языка с медицинской терминологией разработана на основе государственного образовательного... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «вспомогательные исторические дисциплины» Хисамутдинова Р. Р., д и н., проф., заведующий кафедрой истории и методики преподавания истории и обществознания огпу | Рабочая программа учебной дисциплины основы микробиологии Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – фгос)... |