Энгельсский технологический институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»
кафедра “Технология и конструирование швейных изделий”
Рабочая программа
по дисциплине ОПД. Ф. 02 История дизайна, науки и техники для специальности 070601.65 «Дизайн», квалификация дизайнер «Дизайн костюма» (очное обучение)
Курс 1 семестр 1 Лекции 34 часа
Часов в неделю 3 Практические занятия 17 часов
Курсовая работа (проект) – нет СРС 51 час
Расчетно-графическая работа – нет Всего аудиторных 51 час
Контрольная работа – нет Всего 102 часа
Лабораторные занятия - нет
Экзамен 1 семестр
Зачет - нет
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры
« 04 » августа 2012 год, протокол №1
Зав. кафедрой, доц. ________________ Жилина Е.В.
Рабочая программа утверждена на заседании УМКС/УМКН
« 11 » сентября 2012 год, протокол № 1
Председатель УМКС, доц. __________Жилина Е.В.
Энгельс 2012
1. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
1.1. Цель преподавания дисциплины Целью дисциплины "История дизайна, науки и техники" является формирование у студентов знаний, умений и навыков промышленного искусства, обеспечивающих им квалифицированное решение задач дизайна костюма, возникающих при проектировании одежды, повышении ее качества и конкурентоспособности. 1.2. Задачи изучения дисциплины В соответствии с целью преподавания дисциплины основными задачами является:
- изучение истории зарождения промышленного дизайна;
- изучение истории возникновения, становления и развития всемирно известных зарубежных школ дизайна;
- изучение истории возникновения и развития отечественных школ дизайна;
- изучение взаимосвязи технического развития общества, научных открытий и изобретений с развитием промышленного дизайна;
- изучение методов дизайнера-проектировщика;
- изучение основных понятий по художественно-конструкторскому формообразованию, его методике, факторам, учитываемым в процессе проектирования изделий, графической продукции и средовых объектов. 1.3. Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для усвоения данной дисциплины Данная дисциплина является основополагающей для изучения последующих дисциплин по специальности дизайн костюма и требует начальных знаний в области истории культуры и искусств, а также знаний «пропедевтики», процессов формообразования. 2. Требования к знаниям и умениям студентов по дисциплине Студент должен знать:
- о месте и роли дизайна в развитии технологии и техники производств изделий легкой промышленности;
- термины и определения, составляющие основу дизайна;
- основные методы, методики и средства достижения задач, поставленных перед дизайном;
-основные исторические вехи дизайна.
Студент должен уметь:
- логически и творчески мыслить;
- пользоваться прикладными инструментами и ЭВМ при решении задач дизайна;
- анализировать литературные источники при создании творческих коллекций одежды.
Полученные знания, умения и навыки могут быть использованы студентами при изучении, как исторических искусствоведческих дисциплин, так и творческих - дизайнерских: проектирование костюма, композиция костюма. Данная дисциплина является обще-профессиональной и обеспечивает междисциплинарные связи при подготовке специалистов и в процессе их профессиональной деятельности. 3. Распределение трудоемкости (час.) дисциплины по темам и видам занятий
№ модуля
| № недели
| № темы
|
Наименование темы | Часы
| Всего
| Лекции
| Лабор. Занн.
| Практич.
| СРС
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 1
| 1-2
| 1
| Вводная лекция.
| 9
| 4
| -
| 1
| 4
| 3-4
| 2
| Технический прогресс XIX – начала XX веков и его влияние на промышленный дизайн.
| 10
| 4
| -
| 2
| 4
| 5-6
| 3
| Поиски в области теории формы, методов и методологии дизайна промышленных изделий.
| 11
| 4
| -
| 2
| 5
| 2
| 7-8
| 4
| Возникновение и развитие зарубежных школ промышленного дизайна.
| 10
| 4
| -
| 2
| 4
| 9-10
| 5
| Особенности развития промышленного дизайна в России.
| 10
| 4
| -
| 2
| 4
| 11-12
| 6
| Особенности развития дизайна после второй мировой войны.
| 12
| 4
| -
| 2
| 6
| 3
| 13-14
| 7
| Роль дизайна в коммерциализации промышленных изделий.
| 16
| 4
| -
| 2
| 10
| 15-17
| 8
| Современный дизайн: особенности и проблемы. Школы, общества дизайнеров, выставки.
| 24
| 6
| -
| 4
| 14
| Итого
| 102
| 34
| -
| 17
| 51
| 4. Содержание лекционного курса
№ темы
| Всего часов
| № лекции
| Тема лекции. Вопросы, отрабатываемые на лекциях.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 2
| 1
| Вводная лекция. Роль и место дизайна в культуре и искусстве. Становление и развитие промышленного дизайна.
| 2
| 2
| Появление проблематики дизайна при разделении искусства, ремесла, техники и зарождении промышленного производства.
| 2
| 2
| 3
| Технический прогресс XIX – начала XX веков, открытия, изобретения. Примитивность форм промышленной продукции. Влияние технического прогресса на промышленный дизайн.
| 2
| 4
| Дезинтеграция воссоздания предметного мира. Машинный переворот. Первая Всемирная промышленная выставка.
| 3
| 2
| 5
| Поиски в области теории формы, методов и методологии дизайна промышленных изделий.
| 2
| 6
| Разработка принципов промышленного искусства. Становление школ, стилей и направлений в промышленном дизайне.
| 4
| 2
| 7
| Возникновение промышленного дизайна в США. Его вклад в развитие мирового дизайна.
| 2
| 8
| Возникновение и особенности Европейских школ промышленного дизайна. Школа «Баухауза». Их вклад в развитие мирового дизайна.
| 5
| 2
| 9
| Возникновение дизайна в Советской России. Особенности промышленного развития России и проблемы художественно-промышленного образования. Производственные факультеты ВХУТЕМАСа.
| 2
| 10
| Художественный авангард России. Супрематизм, конструктивизм, функционализм в художественно-производственном искусстве. Россия в международных промышленных выставках. Рекламная графика (плакат).
| 6
| 2
| 11
| Возрождение дизайна в России в 60-е годы. Особенности развития дизайна в России после второй мировой войны.
|
| 2
| 12
| Особенности развития дизайна после второй мировой войны в странах Скандинавии, Италии, Германии, Японии и др.
| 7
| 2
| 13
| Современные достижения науки и техники в дизайне будущего. Роль дизайна в коммерциализации промышленных изделий. Дизайн средств транспорта, предметов быта, архитектурной среды и графический дизайн.
| 1
| 2
| 3
| 4
| 7
| 2
| 14
| Дизайн костюма и его влияние на качество и конкурентоспособность промышленных изделий.
| 8
| 2
| 15
| Системный дизайн: особенности и проблемы. Формообразующие и стилеобразующие идеи в мировом дизайне 21 века. Школы, общества дизайнеров, выставки. Школы дизайнеров костюма.
|
| 2
| 16
| Особенности развития отечественного художественного моделирования костюма. Организационные формы системы подготовки дизайнеров промышленных изделий.
|
| 2
| 17
| Комплексный подход к проектированию изделий. Ориентация на обеспечение качества продукции в условиях свободного рынка.
|
| 34
|
| Итого
|
5. Перечень лабораторных занятий
Учебным планом по данной дисциплине не предусмотрены лабораторные занятия. 6. Перечень практических работ
№ темы
| Всего час.
| № работы
| Наименование практических работ.
Вопросы, отрабатываемые на практическом занятии.
| 1
| 1
| 1
| Обсуждение вопроса роли и места дизайна в культуре и искусстве и становлении и развитии промышленного дизайна.
| 2
| 2
| 2
| Анализ орудий труда и предметов быта от первых образцов до современных промышленных изделий.
| 3
| 2
| 3
| Коллаж: плоскостной и объемный. Использование коллажа при проектировании предметов быта, интерьера, одежды.
| 4
| 2
| 4
| Протодизайн. Роспись предметов быта, одежды, машин, архитектурных сооружений.
| 5
| 2
| 5
| Использование вспомогательного и подручного материала для создания нового образа привычных вещей.
| 6
| 2
| 6
| Современное программное обеспечение в дизайне костюма.
| 7
| 2
| 7
| Достижение определенного эффекта в восприятии фигуры человека за счет графики (узора).
| 8
| 4
| 8
| Взаимосвязь процесса формообразования с технологией производства, с новейшими конструкциями и материалами. Провести анализ промышленного изделия (предложенного преподавателем).
|
| 17
|
| Итого
| 7. Задания для самостоятельной работы студентов
№ темы
| Всего часов
| Вопросы для самостоятельного изучения (задания)
| Литература
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| 4
| История зарождения дизайна, как вид прикладного искусства. Подготовка к практическим занятиям.
| 1,2,4-6,12,13.
| 2
| 4
| Изучение технического развития и формообразования предметного мира доиндустриального общества. Подготовка к практическим занятиям.
| 1-2,12-14.
| 3
| 4
| Мир Леонардо да Винчи. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к модулю по вопросам лекций.
| 1-6,8,11, 12-14
| 4
| 5
| Изучение эволюции формообразования пред-метов быта и производства.
| 6,7,9,13.
| 5
| 6
| Выполнение реферата. Подготовка к практическим занятиям.
| 1-5, 7,8,11.
| 6
| 4
| Ретроспектива и тенденции формообразования. Подготовка к практическим занятиям. Подготовка к модулю по вопросам программы.
| 1-5, 7,8,11.
| 7
| 10
| Выполнение реферата. Подготовка к практическим занятиям.
| 1-5, 7,8,11.
| 8
| 14
| Защита реферата. Подготовка к модулю по вопросам программы. Подготовка к экзамену.
| 1-5,7,8, 11,12,14.
|
8. Курсовой проект – не предусмотрен учебным планом. 9. Реферат Трудоемкость выполнения работы - 68 час, из них:
17 час - на практических занятиях; 51 час - СРС. Перечень тем рефератов:
Истоки прикладного искусства и проектной деятельности на заре «современного» человечества.
Проектность творческого метода Леонардо да Винчи: интеграция науки, техники и искусства в практических целях.
Характерные особенности создания приборов и механизмов в XVII веке, примеры протодизайнерского подхода.
Протодизайнерская программа мебельной фирмы «Братья Тонет».
Рождение рекламного плаката из симбиоза стиля модерн и полиграфической техники хромолитографии (Франция).
Первая (1851) и последующие Всемирные промышленные выставки XIX века, их влияние на формообразование машинной продукции.
Взгляды У. Морриса о взаимодействии искусства и ремесла, их влияние на деятельность Веркбунда, Баухауза и пионеров советского дизайна.
«Прямоугольный модерн» в творчестве шотландского архитектора и дизайнера Чарльза Ренни Макинтоша.
Теория «неопластицизма» Пита Мондриана и «геометрический стиль» в проектной практике Гаррита Томаса Ритвелда (движение «Де Стейл», Голландия).
Попытка соединения народных промыслов и профессионального искусства в ремесленных центрах Абрамцево и Талашкино.
Трансформация основных положений раннего функционализма в творчестве Л.Салливена, А. Лооса, Ф.Л. Райта и др.
Многогранность и комплексность разработки Петером Беренсом продукции концерна АЭГ (Германия) в начале XX века.
Ретроспективный анализ формообразования одного из характерных утилитарных объектов: транспортного средства, аппарата, прибора, бытовой вещи и т.д.
Харьковская школа инженерного протодизайна начала XX века (В.Л. Кирпичев, Я.В. Столяров).
Концепция формообразования родоначальника конструктивизма В.Е. Татлина и её практическая реализация.
Основные принципы и методы системы образования на дизайнерских факультетах ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа.
Полиграфическое искусство Советской России 1920-1930-х годов как область реализации концепций конструктивизма и супрематизма.
Отличительные черты подхода к формообразованию промышленной продукции деятелей Германского Веркбунда, отечественных производственников и пионеров коммерческого дизайна Америки.
Реклам-конструкторы В. Маяковский и А. Родченко, их вклад в прикладную графику.
Эволюционность и пиемственность в педагогической системе Баухауза на различных этапах его деятельности.
Творчество Эль Лисицкого: личностная реализация идей супрематистов и конструктивистов.
Конструктивизм в одежде и в тканях 1920-х годов (Л. Попова и В. Степанова).
Ретроспективный обзор графического дизайна (рекламного плаката) США до середины XX века.
Ле Корбюзье – дизайнер мебели и интерьеров (1920-е).
Советский отдел на выставке 1925 года в Париже: павильон К. Мельникова, Рабочий клуб А. Родченко и др. экспонаты.
Стиль ар деко и его влияние на формообразование предметной среды в Западной Европе и США, особенности его проявления в Советском Союзе.
Мастера фотомонтажа Г. Клуцис (СССР) и ДЖ. Хартфельд (Германия): общность изобразительных средств и различие творческого почерка.
Пионеры коммерческого дизайна США (Р. Лоуи, У.Д. Тиг, Н. Бел Геддес и др.), стайлинг как основной метод их дизайнерского творчества.
Инженерный дизайн 1930-х годов в Советском Союзе (железнодорожный транспорт, авиация и пр.).
Первая очередь московского метрополитена как комплексный объект архитектурно-дизайнерского проектирования.
Эргономика – естественнонаучная основа дизайн-проектирования (на примерах анализа конкретных видов объектов и изделий).
Решение основных элементов графического фирменного стиля и их использование на носителях (общие положения и на примерах конкретных фирм).
Оригинальные разработки в автомобильном дизайне 1930-1950-х годов советских специалистов (А.И. Никитин, В.Н. Ростков, Г.В. Самойлов, Ю.А. Долматовский и др.).
10. Расчетно-графическая работа - не предусмотрена планом
11. Контрольная работа для з/о – не предусмотрена планом.
12. Основная и дополнительная литература по дисциплине. Основная:
История костюма: учебник / авт. сост. Г.П. Дудникова.- Ростов н/Д изд-во «Феникс», 2001.- 416 с.: ил.
Кошекова И.Э. От античности до модерна. Стили в художественной культуре: учебное пособие, И.Э. Кошекова .- М.: «Просвещение», 2000.- 144 с.
Блейз А. История в костюмах от фараона до денди: учеб. пособие / А. Блейз.- М.- «Олма - пресс», 2002.- 176 с.: ил.
Дополнительная:
Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 1. – М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с.
Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники / Рунге В.Ф.: Учеб. пособие. Издание в двух книгах. Книга 2. – М.: Архитектура-С, 2006. – 368 с.
Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. для вузов. – М.: Союз дизайнеров России, 2007. - Т. 1.- 431 с.
Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. Для вузов. – М.: Союз дизайнеров России, 2007. Т. 2.- 385 с.
Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Под общей редакцией Г.Б. Минервина и В.Т. Шимко. – М.: Архитектура-С, 2004.
Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. – М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 1.- 357 с.
Воронов Н.В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. – М.: Союз дизайнеров России, 2001. Т. 2. – 323 с.
Соломатин В.А. История науки: Учеб. Пособие. – М.: ПЕР СЭ, 2004.
Посвянская Е. Английский стиль // Проблемы дизайна-2: Сборник статей. – М.: Архитектура-С, 2004.
Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления : учебное пособие для спо / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; под ред. Э.В. Плаксиной. – М. : Изд. центр «Академия», 2004.–224с.
Ермилова Д.Ю. История домов моды : учебное пособие для вузов / Д.Ю. Ермилова. – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
Хан-Магомедов С.О. Конструктивизм – концепция формообразования. – М.: Стройиздат, 2003.
Сто дизайнеров Запада. – М.: ВНИИТЭ, 1984.
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. – Спб.: Кольна, 1995. Т.1
Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь имен. – Спб.: Кольна, 1996 и 1997. Т. 2,3.
Де Моран А. История декоративно-прикладного искусства: Пер. с фр. – М.: Искусство, 1982.
Иванова С.А. «100 лет озарений. История вещей». – М.: СЛОВО/ SLOVO, 2002.
Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна: Учеб. – Казань: Новое знание, 1999.
Мусский С.А. 100 великих чудес техники. – М.: Вече, 2005.
Розенталь Р., Ратцка Х. История прикладного искусства нового времени: Пер. с англ. – М.: Искусство, 1971.
Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна: Учеб. Пособие. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: М3 Пресс, 2005.
Соломатин В.А. История и концепции современного естествования: Учебник. – Ярославль: ДИА-пресс, 2000.
Захарова Л.Ю. Украшаем дом своими руками.- Ростов н/д: Феникс, 2009.-152 с.
Сидоренко В.Ф. Дизайн как проектная деятельность // Техническая эстетика, 1977, №8.
Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование: Учеб. Пособие. – М.: Архитектура-С, 2004.
Лазарев Е.Н. Дизайн: от формы вещи до духа человека // Дизайн для всех: Альманах. – М., 1992, №1.
Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование: Пер. с англ. – М.: Мир, 1976.
Рунге В.Ф. Эргономика и оборудование интерьера: Учеб. Пособие. – М.: Архитектура-С, 2004.
Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. Пособие. – М.: Архитектура-С, 2005.
Шимко В.Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основные теории: Учеб. Пособие – М.: МАрхИ, 2003.
Холмянский Л.М., Шипанов А.С. Дизайн: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.
Аронов В. Россия на Первой Всемирной выставке в Лондоне 1851 года. История дизайна в контексте культуры // Проблемы дизайна-2: Сборник статей. – М.: Архитектура-С, 2004.
Методика художественного конструирования. Дизайн-программа – М.: ВНИИТЭ, 1987. (Подразд. 1.3.2. Программа предметного комплекса М. Тонета).
Адамс Стивен. Путеводитель по стилю «Движение искусств и ремесел»: Пер. с англ. – М.: ОАО Издательство «Радуга», 2000.
Хан-Магомедов С.О. Пионеры советского дизайна. – М.: Галарт, 1995.
Даниленко В.Я. ХТИ. Становление традиций инженерного дизайна // Техническая эстетика, 1988, № 12.
Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна. – М.: ВНИИТЭ, 1992.
Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-8-=е годы. – М.: ВНИИТЭ, 1991.
Лаврентьев А.Н., Шатин Ю.В. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН // Сб. Дизайн в высшей школе. – М.: ВНИИТЭ, 1994.
Кантор К. Правда о дизайне. – М.: АНИР, 1996.
Зенкевич Е.П. Общие принципы подготовки дизайнеров в США // Художественно-конструкторское образование. Выпуск 4 – М.: ВНИИТЭ, 1973.
14. Использование наглядных пособий, ТСО, вычислительной техники 1. Лекции по темам: «Технический прогресс XIX – начала XX веков и его влияние на промышленный дизайн», «Поиски в области теории формы, методов и методологии дизайна промышленных изделий», «Возникновение и развитие зарубежных школ промышленного дизайна», «Особенности развития промышленного дизайна в России», «Особенности развития дизайна после второй мировой войны», «Роль дизайна в коммерциализации промышленных изделий», «Современный дизайн: особенности и проблемы. Школы, общества дизайнеров, выставки» читаются с использованием мультимедийной техники.
2. На практических занятиях используются репродукции, современные журналы по дизайну. Рабочая программа составлена: Доцентом, к.т.н. ______________ Ковалевой Н.Е. 15. Дополнения и изменения в рабочей программе Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры «_______»_____________ 200__ год, протокол №_____ Зав. кафедрой, доц. _________________ Жилина Е.В. Внесенные изменения утверждены на заседании УМКС/УМКН «______»______________ 200__год, протокол № _____ Председатель УМКС/УМКН, доц. ____________ Жилина Е.В.
|