Скачать 267.13 Kb.
|
Методические рекомендации по изучению дисциплины СД.Ф.9 Общее материаловедение Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» Пояснительная записка:
Цель изучения дисциплины – получение необходимых знаний о многогранной взаимосвязи дизайна и его материальной палитры; классификации, физической сущности материалов, основах производства, номенклатуре и характеристиках материалов, опыте их применения в дизайнерской практике.
Задачи учебной дисциплины предполагают изучение теории (посещение лекций, работа с учебной и специальной литературой) и применение ее на практике (выполнение лабораторных и самостоятельных работ.)
Место курса в общей системе профессиональной подготовки дипломированного специалиста связано с созданием теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений.
Студенты должны знать:
Уметь:
Содержание разделов дисциплины Введение. Взаимосвязь дизайна и строительных материалов. Эксплуатационно-технические свойства материалов. Уровни структуры материалов. Методы оценки структурных характеристик материалов. Показатели структуры материалов. Пористость. Плотность. Влажность. Гигроскопичность. Водопоглощение. Морозостойкость. Теплопроводность. Огнестойкость. Звукопоглощение. Коррозийная стойкость. Прочность. Твердость. Истираемость. Упругость. Модуль Юнга. Пластичность. Хрупкость. Эстетические характеристики материалов. (форма, цвет, фактура, текстура). Стандартизация и классификация материалов. Эстетические характеристики материалов. (форма, цвет, фактура, текстура). Стандартизация и классификация материалов. Конструкции. Живые конструкции. Технические конструкции. Упругость твердых тел. Напряжение. Деформация. Материалы из природного камня. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Номенклатура. Свойства. Область применения. Древесные материалы. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Номенклатура. Пластические и декоративные свойства древесины. Область применения. Керамические материалы. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Номенклатура. Свойства. Область применения. Металлические материалы. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Черные металлы и их свойства. Цветные металлы и их свойства. Благородные металлы и их свойства. Приемы художественной обработки металлов. Чеканка. Гравирование. Чернь. Скань. Литье. Ковка. Номенклатура. Область применения. Материалы из стеклянных и других минеральных сплавов. Определение, краткие исторические сведения. Эмаль (финифть). Виды эмали. Стекло: способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения. Минеральные вяжущие и материалы на их основе. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Номенклатура. Свойства. Область применения. Материалы на основе полимеров. Определение, краткие исторические сведения. Основы производства. Номенклатура. Свойства. Область применения. Материалы в русской исторической архитектуре. Темы для самостоятельного изучения
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу Практическое занятие №1 Тема: Древесные материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Практическое занятие №2 Тема: Материалы из природного камня Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Практическое занятие №3 Тема: Металлические материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Приемы художественной обработки металлов. Чеканка. Гравирование. Чернь. Скань. Литье. Ковка. Литература
Практическое занятие №4 Тема: Керамические материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Керамические материалы. Область применения Литература
Практическое занятие №5 Тема: Материалы из стеклянных и других минеральных сплавов. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Эмаль (финифть). Виды эмали. Стекло: способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Практическое занятие №6 Тема: Минеральные вяжущие и материалы на их основе Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Минеральные вяжущие и материалы на их основе : способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Практическое занятие №7 Тема: Материалы на основе полимеров. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Полимеры - способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Практическая работа №8 Тема: Материалы в русской исторической архитектуре. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.8.1 Рекомендуемая литература, учебные издания.
Примерные зачётные тестовые задания. Вариант №1 ИНСТРУКЦИЯ: В прилагаемые к тестовым заданиям таблицы, впишите букву, соответствующую правильному ответу. Время выполнения 60 минут. 1. К какой группе свойств относятся такие свойства, как плотность, электропроводимость, теплопроводимость, магнитная проницаемость? А.механические Б. физические В. технологические Г. эксплуатационные 2. Русский ученый, который впервые установил связь между строением стали и ее свойствами А. М.В. Ломоносов Б. А.М. Бутлеров В. П.П.Аносов 3. Основоположник физической химии и химической атомистики. А. М.В. Ломоносов Б. Д.И. Менделеев В. А.М. Бутлеров 4. К какой группе свойств относятся такие свойства, как жидкотекучесть, ковкость, обрабатываемость резанием? А.механические Б. физические В. эксплуатационные Г. технологические 5.Учение кого говорило о том, что природа представляет собой совокупность материальных частиц, что движение материального мира вечно и сводится к перемещению мельчайших частиц – корпускул? А. Декарт Б. Ньютон В. Паскаль Г. Гук 6. Работы крупнейшего русского химика , создавшего теорию химического строения органических соединений, создали научную основу для получения синтетических полимерных материалов А. А.М. Бутлеров Б. П.П. Аносов В. Д.К. Чернов 7.На основе работ, какого ученого впервые в мире было создано промышленное производство синтетического каучука? А. Д.К. Чернов Б. С.В. Лебедев В. А.М. Бутлеров Г. П.П.Аносов 8. Химическая связь, которая возникает между атомами, резко отличающимися друг от друга по свойствам А. ковалентная Б. электровалентная В. координационная 9. Химическая связь, которой характеризуются молекулы, образованные одинаковыми или очень близкими друг другу по свойствам атомами. А. ионная Б.донорно-акцепторная В.ковалентная 10. Химическая связь, разновидность ковалентной, осуществляемая в комплексных соединениях. А.ионная Б. электровалентная В. координационная 11. Тела, в которых атомы и молекулы расположены в правильном геометрическом порядке, называют А. кристаллическими Б. стеклообразными В. аморфными 12. Статья, какого ученого, направленная во Французскую академию наук в 1822году была самым важным событием в истории развития теории упругости А. Огюст Коши Б. Роберт Гук В.Галилео Галилей 13. Метод для оценки структурных характеристик вещества, связанный со способностью большинства физических и химических процессов выделять или поглощать теплоту А. спектрально анализа Б. люминофоров В. хроматографического анализа Г. термического анализа 14. Способность материала поглощать водяные пары из воздуха и удерживать их вследствие капиллярной конденсации. А. теплопроводность Б. водопоглащение В. влажность Г. гигроскопичность 15. Какое звукопоглощение обеспечивает высокая пористость материала при сообщающихся порах? А. низкое Б. среднее В. высокое 16. Свод нормативных документов по проектированию, строительству и материалам, обязательных для всех организаций и предприятий А. ГОСТ Б. СНиП В. ВТУ 17. Жесткость материала характеризует А. прочность Б. модуль упругости В. деформация 18.Прочность материала при растяжении называют А. разрушающей нагрузкой Б. прочностью на разрыв В.модулем упругости 19.Способность материала деформироваться под влиянием нагрузки и самопроизвольно восстанавливать первоначальную форму и размеры после прекращения действия внешней среды. А.пластичность Б. упругость В. хрупкость 20.Способность твердого тела разрушаться при механических воздействиях без сколько-нибудь значительной пластической деформации. А.твердость Б. хрупкость В. упругость 21. Способность материала сопротивляться внутренним напряжениям, возникающим при местном внедрении другого, более твердого тела. А. прочность Б. твердость В. хрупкость 22. Инкрустация древесиной по древесине называется А. маркетри Б. интарсия В. блочная мозаика 23. Изверженные глубинные породы, для которых характерна полнокристаллическая структура А. обломочные Б. эффузивные В. интрузивные 24. Самый прочный материал на основе полимеров -… А. бакелит Б. битум В. стеклопластик 25. …. Повышают гибкость и эластичность полимеров и тем самым облегчают условия их переработки. А. наполнители Б. пластификаторы В. стабилизаторы Примерный перечень вопросов к зачёту (экзамену).
Примерная тематика рефератов.
33. Воски и восковая живопись Содержательный компонент теоретического материала Лекция №1 Тема: Введение. Взаимосвязь дизайна и строительных материалов. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Живые конструкции. Технические конструкции. Упругость твердых тел. Теория упругости. Закон Гука. Концепция упругости в точке Огюста Коши. Напряжение. Деформация. Литература
Лекция №2 Тема: Некоторые сведения о химической связи и строении твердого вещества. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Химическая связь. Типы химической связи: Электровалентная или ионная связь; ковалентная связь; донорно- акцепторная связь. Ван- дер- ваальсовые силы. Два вида затвердевания вещества. Кристаллизация. Стеклообразные вещества. Литература
Лекция №3 Тема: Показатели структуры материалов. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Коррозийная стойкость. Прочность. Твердость. Истираемость. Упругость. Модуль Юнга. Пластичность. Хрупкость. Эстетические характеристики материалов. (форма, цвет, фактура, текстура). Литература
Лекция №4 Тема: Стандартизация и классификация материалов. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Лекция№5 Тема: Древесные материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Лекция№6 Тема: Материалы из природного камня Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Лекция№7 Тема: Металлические материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Приемы художественной обработки металлов. Чеканка. Гравирование. Чернь. Скань. Литье. Ковка. Литература
Лекция№8 Тема: Керамические материалы. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Керамические материалы. Область применения Литература
Лекция №9 Тема: Материалы из стеклянных и других минеральных сплавов. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Эмаль (финифть). Виды эмали. Стекло: способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Лекция№10 Тема: Минеральные вяжущие и материалы на их основе Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Минеральные вяжущие и материалы на их основе : способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Лекция №11 Тема: Материалы на основе полимеров. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Полимеры - способы производства и обработки. Номенклатура. Свойства. Область применения Литература
Лекция №12 Тема: Материалы в русской исторической архитектуре. Задачи: создание теоретической и практической базы для понимания физической сущности дизайнерских проектов, изучения конструкций зданий и сооружений. План
Литература
Словарь терминов (глоссарий). Водопоглощение - способность материала впитывать и удерживать в своих порах влагу. Насыщение материала водой ухудшает его основные свойства, увеличивает теплопроводность и среднюю плотность, уменьшает прочность.Вязкость - свойство жидкостей и газов оказывать сопротивление перемещению одной их части относительно другой. Вязкость объясняется возникновением при движении внутреннего трения между частицами. Силы внутреннего трения направлены вдоль поверхности соприкасающихся слоев и зависят от их относительных скоростей.Деформация - изменение формы и объема тела под действием внешних сил. Деформация связана с изменением относительного положения частиц тела и, обычно, сопровождается изменением величин междуатомных сил, мерой которого является упругое напряжение. Древесина - лигноцеллюлозное вещество, заключенное между сердцевиной и корой дерева или кустарника.Керамические строительные и декоративные материалы - кирпич, черепица, изразцы, плитки, архитектурные детали.Огнестойкость - свойство материалов противостоять действию высоких температур. Способность изделия, конструкции или элемента сооружения сохранять при пожаре несущую и огнепреграждающую способность. Морозостойкость строительных материалов - способность насыщенного водой материала выдерживать многократное попеременное замораживание и оттаивание без видимых признаков разрушения и без значительного снижения прочности. Морозостойкость измеряется количеством циклов замораживания и оттаивания, проводимых в лабораторных условиях. |
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: ст преподаватель кафедры Технологии и Дизайна, факультета Тид феденева Е. А | Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности... Автор программы: ст преподаватель кафедры Технологии и Дизайна, факультета Тид феденева Е. А | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф1 Иностранный Язык... «Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»; 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)... | ||
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая... | Программа дисциплины «Информационные Технологии» Специальность: 050501... Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования по специальности 050501 — Профессиональное обучение... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Технический дизайн... Этот тип исследований основывается на изучении учебной и периодической литературы. Главным условием работы над темой является полная... | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд. 1 Основы кинезиологии... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 11 Основы коммуникативной... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины по специальности 050501.... «Профессиональное обучение (экономика и управление)», специализация: «Хозяйственно-правовая деятельность» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В устойчивое развитие... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины фтд основы фитодизайна основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины ен. Ф. 04. Общая химия основная... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Экономика физической... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Биологическая химия... Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям) | Методические рекомендации по изучению дисциплины дс. Ф «Современные... Дать представление о широком спектре технологий применения разных покрытий и конструкций поверхностей, о методах поиска и формирования... |