Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю







Скачать 336.2 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю
страница1/3
Дата публикации27.07.2013
Размер336.2 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > История > Методические рекомендации
  1   2   3
Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО «Уфимский топливно – энергетический колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по разработке контрольно – измерительных материалов

в помощь преподавателю

Уфа 2012

Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание ГАОУ СПО «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г.

Составитель: Дымова Г.Р.

Содержание

Введение

4

1

Основные понятия и определения

5

2

Базовые требования к КИМ

6

3

Структура КИМ

8

Приложение 1

9

Приложение 2

14

Список использованных источников

18











Технологии тестового контроля для мониторинга качества знаний

Тест - это система заданий специфической формы,

правил их применения, оценок каждого задания

и рекомендаций по интерпретации тестов.

Аванесов В.С.
Основы педагогической теории измерений

Введение

Одним из важнейших направлений реформирования системы российского образования является совершенствование контроля и управления качеством образования. Сегодня ФГОС направлены на освоение студентами профессиональных компетенций и призваны повысить качество образования.

В настоящее время в России одновременно с существующей традиционной системой оценки и контроля результатов обучения начала складываться новая эффективная система, основанная на использовании тестовых технологий. Это вызвано потребностью в получении независимой объективной информации об учебных достижениях обучающихся, о результатах деятельности образовательных учреждений.

Система тестирования– универсальный инструмент определения уровня обученности студентов на всех этапах образовательного процесса, в том числе для оценки уровня остаточных знаний.

Тест обладает способностью сравнивать индивидуальный уровень знания каждого студента с некими эталонами, уровень знания отражается в тестовом балле испытуемого.

Индивидуальные результаты тестирования можно сравнить с результатами других студентов этой же группы и проранжировать их, можно сравнить результаты тестирования нескольких групп и т.д.

Помимо уровня знаний с помощью теста можно оценить структуру знаний, то есть установить наличие последовательности в усвоенных обучающимися знаниях, отсутствие пробелов.

Методические рекомендации для разработки банков тестовых заданий имеют целью определить единые требования к разработке тестов по учебным дисциплинам и профессиональным модулям (МДК), предназначенных для проверки уровня и структуры знаний студентов. Внедрение единой системы тестирования, позволит оптимизировать образовательный процесс и контроль качества подготовки студентов.

Объективность результатов тестирования в первую очередь, зависит от качества тестовых материалов, поэтому при разработке необходимо учитывать комплекс требований, диктуемых, с одной стороны положениями теории и практики тестирования, а с другой стороны- особенностями учебных программ дисциплин и ПМ по специальностям.

Тестирование - лишь один из способов оценки качества подготовки студентов. Тестирование не заменяет, а дополняет другие формы диагностики, контроля и оценки уровня обученности, традиционно применяющиеся в колледже.

Методические рекомендации призваны способствовать:

- формированию культуры тестирования в системе оценки качества обученности студентов;

- повышению объективности процессов и результатов оценки учебных достижений студентов;

- созданию необходимых предпосылок и условий для совершенствования содержания и структуры образовательного процесса;

- повышению уровня квалификации преподавателей, непосредственно разрабатывающих и применяющих тестовые материалы.


  1. Основные понятия и определения


Тестирование- (в теории) метод выявления и оценки уровня учебных достижений обучающихся, осуществляемый посредствам стандартизированных материалов- тестовых заданий; (на практике) технологический процесс, реализуемый в форме алгоритмически упорядоченного взаимодействия студента с системой тестовых заданий и завершающийся оцениванием результатов.

Тестовое задание (ТЗ) - варьирующаяся по элементам содержания и по трудности единица контрольного материала, сформулированная в утвердительной форме предложения с неизвестным. Подстановка правильного ответа вместо неизвестного компонента превращает задание в истинное высказывание, подстановка неправильного ответа приводит к образованию ложного высказывания, что свидетельствует о незнании студентом данного учебного материала.

Трудность ТЗ- количество мыслительных операций и характер логических связей между ними, характеризующих продолжительность поиска и нахождения верного решения.

Тест- система заданий, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно и эффективно определить уровень и оценить структуру подготовленности тестируемого.

Контролирующий тест- тест, выступающий в качестве метода или способа измерения уровня и структуры знаний обучающихся.

Банк тестовых заданий(БТЗ) – логически упорядоченный набор тестовых заданий, позволяющих генерировать множество тестов.

Спецификация теста- система характеристик теста, отражающая его содержание и структуру.

Надежность теста– характеристика теста, свидетельствующая о постоянстве эмпирических измерений, то есть многократном повторении.

Валидность теста— действительная способность теста измерять ту характеристику, для диагностики которой он заявлен.

Дистрактор (от англ. distract – отвлечение внимания) – варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.

Кодификатор элементов содержания – это документ, включающий отбор содержания по ФГОС для составления теста. Составляется на базе требований ФГОС и программ дисциплин.

Спецификация – документ, в котором содержится информация о целях, задачах, структуре и плане теста, указаны основные требования к проведению тестирования, обработки результатов тестирования и их интерпретации.


  1. Базовые требования к КИМ


1. Соответствие требованиям ФГОС и учебной программы дисциплины и ПМ. Следует проанализировать нормативные документы, которые содержат квалификационные требования к обучающимся по образовательной программе специальности (состав компетенций, знаний, умений, которыми должен обладать выпускник по окончании изучения МДК, дисциплины или модуля).

2. Соответствие количества ТЗ объему разделов и тем учебных дисциплин.

3. Постоянное обновление и пополнение базы ТЗ с целью сохранения надежности и отражения изменений в теории и практике учебных дисциплин.

4. Тест должен сопровождаться спецификацией с информацией о содержательной части, качественных показателях и физических характеристиках.

5. Содержание ТЗ должно отражать знания, умения, навыки, которые необходимо проверить.

6. Содержание каждого ТЗ должно охватывать какую-либо одну смысловую единицу, то есть должно оценивать что-то одно.

7. Наличие ТЗ различной тестовой формы и категории сложности.

8. Ориентация ТЗ на получение однозначного заключения.

10. Формулировка содержания ТЗ в виде свернутых кратких суждений. Рекомендуемое количество слов в задании не более15. В тексте не должно быть преднамеренных подсказок и сленга, а также оценочных суждений автора ТЗ. Формулировка ТЗ должна быть в повествовательной форме(не в форме вопроса). По возможности, текст ТЗ не должен содержать сложноподчиненные конструкции, повелительного наклонения("выберите",

"вычислите", "укажите" и т.д). Специфический признак(ключевое слово) выносится в начало ТЗ. Не рекомендуется начинать ТЗ с предлога, союза, частицы.

11. Применение различных форм представления ТЗ, в том числе графических и мультемедийных (для компьютерного тестирования), если это обусловлено содержанием ТЗ.

12. Соблюдение единого стиля оформления ТЗ, входящих в один тест.

13. Все дистракторы должны быть сопоставимы по длине и не превышать 1-2 строк.

14. Не допустимы дистракторы в виде «все ответы верны» или «нет правильного ответа».

15. Количество дистракторов должно быть не менее 3 и не более 7. (оптимальный вариант – 3 дистрактора и 1 правильный вариант ответа).

16. Тестовое задание считается простым, если оно направлено на опознание, выбор базового термина.

17. Если ТЗ направлено на применение знаний и умений в нестандартных ситуациях или на проверку умений, на применение умений, то задание считается сложным.

18. Закрытая форма заданий считается простой, а задание на установление соответствий на упорядочение - сложным.

19. Если элементы ТЗ содержатся в ФГОС, то задание считается простым, а если задание относится к дополнительному материалу – сложным.

20. Задания в тесте желательно располагать от простого к сложному.

21. Тест должен отражать все ключевые аспекты учебной дисциплины при соблюдении правильных пропорций. Если сместить пропорции, например, перенасытить тест заданиями тех тем учебной дисциплины, по которым легче всего составить задания, в этом случае какая-либо тема будет представлена в тесте не достаточно полно, следовательно, будет снижена содержательная валидность теста.

22. Тест может включать в себя базовую и вариативную части. Содержание базовой части должно полностью соответствовать содержанию ГОС. По сравнению с вариативной она должна занимать не менее70% теста. Вариативная часть может состоять из более трудных заданий, ориентированных на более сильных студентов, или из заданий, отражающих авторские особенности программы дисциплины.


  1. Структура КИМ


Пакет КИМ по дисциплине (ПМ, МДК) должен содержать:

  1. Пояснительную записку, включающую в обязательном порядке:

а) спецификацию КИМ, содержащую краткое описание назначения, структуры КИМ, таблицу распределения заданий по частям работы, таблицу распределения заданий по основным содержательным разделам дисциплины (модуля), распределение заданий по уровням сложности, время, необходимое для выполнения каждого задания и общее время выполнения работы (45 мин.), систему оценивания отдельных заданий и работы в целом;

б) кодификатор элементов содержания и требований к уровню освоения образовательной программы, содержащий перечень элементов содержания, проверяемых заданиями КИМ, с указанием кода раздела, кода контролируемого элемента, перечень требований к уровню подготовки (базовый, повышенный);

в) не менее 10 вариантов работы, различных по содержанию и включающих не менее 10 заданий в тестовой форме;

г) ключ с вариантами правильных ответов в табличной форме.

За выполнение каждого тестового задания испытуемому выставляются баллы. Необходимо указать тип используемой шкалы оценивания.

Номинальная шкала предполагает, что за правильный ответ к каждому заданию выставляется один балл, за не правильный— ноль. В соответствии с номинальной шкалой, оценивается всё задание в целом, а не какая-либо из его частей.

В заданиях с выбором нескольких верных ответов, заданиях на установление правильной последовательности, заданиях на установление соответствия, заданиях открытой формы можно использовать порядковую шкалу. В этом случае баллы выставляются не за всё задание, а за тот или иной выбор в каждом задании, например, выбор варианта, выбор соответствия, выбор ранга, выбор дополнения.

В соответствии с порядковой шкалой за каждое задание устанавливается максимальное количество баллов, например, три. Три балла выставляются за все верные выборы в одном задании, два балла- за одну ошибку, один- за две ошибки, ноль— за полностью неверный ответ.


Приложение 1

Пояснительная записка

  1. Спецификация

Назначение КИМ: КИМы разрабатаны с целью оценки уровня освоения образовательной программы дисциплины «……»(МДК ……).

КИМы предназначены для студентов … курса специальности ……...

Вопросы подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку студентов по усвоению соответствующих профессиональных компетенций дисциплины (МДК).

Структура КИМ:

Предлагается пакет тестовых заданий (10 вариантов по 10 вопросов) по оценке качества подготовки студентов.

Распределение заданий по частям работы

№ тестового задания

Форма тестового задания

1-7

Задания с выбором (количество вариантов ответов 4, в том числе 1 – правильный, 3 – не правильных (дистракторы))

8-10

- Задания на установление правильной последовательности

- задания на установление соответствия

- задания с конструируемым ответом (открытые)

По выбору преподавателя


Распределение заданий по основным содержательным разделам дисциплины (МДК)

№ тестового задания

Номер раздела (темы) дисциплины (темы МДК)

Название раздела (темы) дисциплины (темы МДК)

1

1

Налоговая система РФ

2







3







4







5







6







7







8







9







10








Распределение заданий по уровням сложности

№ тестового задания

Уровень сложности

1-7

базовый

8-10

повышенный


Задания в тесте располагаются от простого к сложному.

Закрытая форма заданий считается простой (базовый уровень сложности); задания на установление правильной последовательности, задания на установление соответствия, задания с конструируемым ответом (открытые) – повышенный уровень.

Каждое задание должно быть ориентировано на выявление конкретных знаний и умений.

Если элементы тестового задания содержатся в ФГОС, то задание считается простым, а если задание относится к дополнительному материалу – сложным.

Если предлагаемые задания контролируют обязательную подготовку студентов на уровне требований ФГОС, то уровень сложности - базовый, если дополнительную –повышенный.

Критерии оценивания

№ тестового задания

Количество баллов

1-7

По 1 баллу

8-9

По 2 балла

10

4 балла




Количество баллов

Оценка

14 - 15

5

11 - 13

4

6 – 10

3

Менее 6

перезачет


Время выполнения задания 45 минут.


  1. Кодификатор элементов содержания тестовых заданий


Кодификатор элементов содержания

Код элемента (номер темы, раздела)

Элемент содержания (название темы)

Контролируемые учебные элементы

№ тестового задания

1.1

Законодательство о налогах и сборах

- Структура Налогового Кодекса

- Налоговые правоотношения

- Действие актов налогового законодательства во времени

1










2










3










4






































План тестового задания

№ тестового задания

Проверяемые знания и умения

Коды элементов содержания (№ темы)

Уровень сложности

Время выполнения, мин.

1

Знать ставки НДС

2.2

базовый

3

2







базовый

3

3







базовый

3

4







базовый

3

5







базовый

3

6







базовый

3

7







базовый

3

8







повышенный

8

9







повышенный

8

10







повышенный

8


Министерство образования Республики Башкортостан

ГАОУ СПО «Уфимский топливно – энергетический колледж»



Экспертное заключение: _______________________________

_______________________________

«____» _________________ 2012 г.

Утверждено:

Зам. директора по УР

_______________ Борисова Е.В.

«____» _________________ 2012 г.

Разработал: ____________________

«_____» ________________2012г.

Рассмотрено на заседании ПЦК

Председатель ПЦК

_____________

«____» _________________ 2012 г.


Контрольные измерительные материалы

по дисциплине (МДК, модулю) «……………»

по специальности …. «……………»

для студентов ____ курса
Вариант 1

Инструкция для студентов (н-р: Выберите один вариант ответа из предложенных)

  1. Текст задания:

а)текст варианта ответа;

б)текст варианта ответа;

в)текст варианта ответа;

г)текст варианта ответа.


  1. Текст задания:

а)текст варианта ответа;

б)текст варианта ответа;

в)текст варианта ответа;

г)текст варианта ответа.

Ключи к тестовым заданиям


Вариант 1

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 2

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 3

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 4

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 5

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 6

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 7

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 8

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 9

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10






Вариант 10

№ вопроса

Правильный ответ

1

а)

2

в)

3

б)

4




5




6




7




8




9




10







Приложение 2

Пояснительная записка

  1. Спецификация

Назначение КИМ: КИМы разрабатаны с целью оценки уровня освоения образовательной программы дисциплины «Налоги и налогообложение».

КИМы предназначены для студентов 2 курса специальности 080114 «Экономика и бухгалтерский учет».

Вопросы подобраны таким образом, чтобы можно было проверить подготовку студентов по усвоению соответствующих профессиональных компетенций дисциплины.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconМетодические рекомендации по разработке Контрольно-измерительных...
Требования к оформлению Комплекта контрольно-измерительных материалов (кимов) по учебной дисциплине
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconЗадание на разработку контрольных измерительных материалов Назначение ким
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю icon1 Понятие трудового права, предмет, метод, система, значение ок 1,...
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Трудовое право»
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconМетодические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографической...
Культуру чтения – школьникам: Методические материалы в помощь преподавателю курса «Основы информационно-библиографических знаний»:...
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю icon1 История как наука
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «История»
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю icon1. Семейное право в системе права Российской Федерации ок 2, ок 4, ок 5, ок 7- 9, пк 1
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «Гражданское право»
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconМетодические рекомендации по формированию контрольно-измерительных...
В реализации приказа №31-04/1326 от 03. 11. 2009 г. "Об обеспечении Интернет-тестирования в 2009/2010 учебном году" для организации...
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconМониторинг 08. 10. 2012
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconУдк 004. 9 Коржик И. А
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconПрограмма производственной практики
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconФонд оценочных средств дисциплины Основы экологического права
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconМетодические рекомендации по разработке и оформлению учебно-методической документации
Методические рекомендации призваны оказать помощь пцк и преподавателям в грамотном обозначении названия методической разработки,...
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconПроблемы и тенденции развития экономических процессов
Методические рекомендации в помощь преподавателю: издание гаоу спо «Уфимский топливно – энергетический колледж». – Уфа, 2012г
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconЧастное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «География»
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconЧастное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «География»
Методические рекомендации по разработке контрольно измерительных материалов в помощь преподавателю iconЧастное образовательное учреждение высшего профессионального образования...
Комплект контрольно- измерительных материалов и контрольно-оценочных средств по дисциплине «География»
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск