Скачать 176.41 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет историиИнститут гуманитарных историко-теоретических исследований им. А. В. ПолетаеваПрограмма дисциплины Структура научного текста __________________________________________________ для направления 030600.68 «История» подготовки магистра Автор: П. В. Соколовpsokolov@hse.ru Одобрена на заседании кафедры истории идей и методологии исторической науки «__»____________2011 г. Зав. кафедрой И.Н. Данилевский Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2011 г. Председатель Н.А. Проскурякова Утверждена УС факультета истории «__»____________2011 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва 2011 1. Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600.68 «история» подготовки магистра, изучающих структуру научного текста в англо-саксонской и различных континентально-европейских традициях. Программа разработана в соответствии с образовательным стандартом высшего профессионального образования ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по специальности 030600.68 «история». 2. Целью курса «Структура научного текста» является изучение истории и современного состояния национальных научных литератур и овладение в ходе историко-теоретических семинаров и практических занятий навыками построения научного текста согласно нормам, бытующим в англо-саксонской и разных континентально-европейских традициях (немецкой, итальянской, французской). 3. В результате освоения структуры научного текста студент должен: знать историю формирования и развития основных жанров европейской научной литературы, основные этапы эволюции и принципы функционирования базового корпуса понятий европейской гуманитарной теории, историю полемической культуры в Европе от Античности до современности, принципы композиции и способы интерпретации научного текста, стандарты научной аргументации и требования академического литературного этикета, принятые в международном научном сообществе; уметь выделять позицию автора, читателя и других нарративных инстанций в научном тексте, свободно и сознательно пользоваться научной терминологией, оформлять критический аппарат согласно нормам, принятым в разных национальных традициях, эксплицировать аргументативную структуру и выявлять разные типы обоснований в научном тексте (риторические, логические, нелегитимные аргументы), согласовывать стилистическое и риторическое оформление научного текста с поэтикой жанра, к которому он относится (рецензия, статья и др.), представлять результаты своей исследовательской работы в соответствии с «горизонтом ожидания» и коммуникативным узусом разных аудиторий (критерии демаркации научно-популярного и научного текста); получить навыки аналитического чтения, реферирования и рецензирования европейской научной литературы, селекции релевантных объектов исследования и исследовательской литературы, самостоятельного создания критически устойчивых и конвертируемых в международном академическом сообществе научных текстов различных жанров. В рамках курса студент осваивает следующие компетенции: - владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОНК-4); - способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ИК-6); - способность работать с информацией из различных типов и видов источников (ИК-7); - способность осваивать специальную литературу на нескольких языках (ИК-8) - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач (ИК-9) - владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией (ИК-12); - готовность и способность общаться с представителями других культур (СЛК-2); - готовность к восприятию информации, заложенной в языках других культур (СЛК-3); - осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности (СЛК-6); - готовность уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия (СЛК-8) - способность понимать, критически анализировать и использовать историческую информацию (ПК-6); – способность к использованию специальных знаний, полученных в рамках профилизации или индивидуальной образовательной траектории (ПК-10). 4. Курс «Структура научного текста» относится к блоку специальных дисциплин профессионального цикла. Изучение курса базируется на следующих дисциплинах: История наук о человеке XIX-XX вв.; История массовых представлений Нового и Новейшего времени; История науки до начала Нового времени; История исторической науки. Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, должны быть использованы в дальнейшем при изучении: Истории герменевтических практик; Истории переводов; Истории естествознания и техники. 5. Тематический план
6. Формы контроля
6.1 Оценки выставляются в зависимости от качества усвоения материала. При написании реферата и на зачете студент должен демонстрировать знание исторического материала, относящегося к предмету курса, основные теоретические способы анализа научного текста; он должен уметь применять на практике навыки анализа и самостоятельного построения научного текста, соответствующего стандартам англосаксонской или одной из континентально-европейских традиций. Эти требования соотносятся с компетенциями ОНК-4, ИК-6, ИК-7, ИК-12, СЛК-1. Реферат представляется оптимальной формой контроля на финальном этапе освоения курса: будучи по сути парафразом чужой научной статьи, реферат в наименьшей степени требует от студентов навыков самостоятельного составления текста на иностранном языке, к чему они еще не готовы, но в то же время предполагает очень плотную работу с готовым текстом («закрытое чтение», отделение главного от второстепенного, вычленение терминологии, коррекция синтаксиса и стилистики при реферировании и т. д.) и, тем самым, позволяет учащимся миметически усвоить, перенять чужой научный язык. Студенту предлагается взять за основу статью из академического издания на иностранном языке по проблематике диссертационного исследования и на основе адаптированной версии этой статьи, созданной им же в рамках освоения предыдущей темы (см. Тематический план, тема 8), составить ее сокращенное изложение с сохранением логики, структуры и основного содержания источника (примерный объем – 10-15 тыс. знаков). Зачет предполагает написание аннотации, т. е. текста, принадлежащего к минимальному по объему и уровню требований аналитическому жанру, к избранной преподавателем научной статье (объем – 3 тыс. знаков) и устный ответ на один контрольный вопрос по историческому и теоретическому компоненту программы (список контрольных вопросов см. в п. 9). Итоговая оценка по десятибалльной шкале учитывает на 30 процентов устные выступления в семинарах, на 30 процентов – реферат, на 40 процентов - зачет. 7. Содержание дисциплины Тема 1. Жанровая система европейской научной литературы: история и современность Основные жанры античной научной литературы: поэма, диалог, трактат, схолия, akroasis, переписка, «смесь». Жанровые спецификации как отражение устройства научного мышления (диалог и антитеоретическое мышление Платона, трактат как жанр, предполагающий возможность систематического устройства научного знания, и универсализм Аристотеля, «смесь» и эклектизм эллинистической науки). Типология научных текстов западного Средневековья. Средневековая культура комментария: влияние богословской (экзегеза) и юридической традиции. «Герменевтический монизм» схоластического метода и проблема монологических жанров средневековой научной литературы. Гуманистическая критика схоластической науки возникновение синкретических жанров на границе науки и литературы – диалога, инвективы (и «противоядия» - antidotum), послания; переработка жанра «смеси» (selvae). Выделение процедур научного исследования и аргументации из текста, соединяющего научные задачи с задачами, характерными для публицистики и изящной словесности (на примере «Рассуждения о подложности Константинова дара» Л. Валлы). Требование автономии исследовательских процедур и оригинальности научных содержаний в нововременной науке. Влияние этого фактора на возникновение жанра научной статьи. Интеграция научного сообщества (образование Respublica litteraria в зрелой гуманистической культуре) и оформление жанра рецензии. Отделение естественнонаучных стандартов научного письма от гуманитарных. Позитивистская парадигма науки и ее влияние на устройство научного текста. Критика позитивизма и размывание жанровых канонов. Тема 2. Чтение и подстрочный перевод лексически однородной статьи на иностранном языке с четко прослеживаемой структурой В качестве учебного материала выступает статья на иностранном языке (выбор статьи осуществляется по согласованию учащихся с преподавателем; образы статей см. в рубрике «основная литература»). В разбираемом тексте вычленяются устойчивые лексико-грамматические и синтаксические элементы. Задачи семинара: 1) перевод статьи и реферирование текста на русском языке, составление вопросов к тексту; 2) обучение навыкам пользования специализированными словарями (словари синонимов и «ложных друзей переводчика», словари научной и философской терминологии). Тема 3а. «Begriffsgeschichte». История формирования и эволюции базовых категорий европейской гуманитаристики Инструментальные понятия, termini technici и Grundbegriffe гуманитарных дисциплин. Терминологически богатые и бедные научные языки: проблема естественного языка и искусственного научного языка. Формирование научного языка в контексте истории лингвистических учений (идеи «формального языка», «нулевой степени письма»). Представление о роли риторического элемента в научном языке в разные эпохи. Институциональная, социально-политическая контекстуализация базовых гуманитарно-научных категорий. Различные концепции научной метафоры: риторическое украшение, несовершенный прообраз термина (концепция когнитивной ущербности метафоры), необходимый элемент аналитического инструментария зрелой науки (рамизм, барочная теория науки, современные социологические концепции метафоры). Begriffsgeschichte как направление гуманитарной теории (Р. Козеллек): историческая темпоральность, историческая интуиция и семантика базовых понятий. Тема 3б. Лексический (терминология, устойчивые обороты) и синтаксический разбор избранной статьи Способ образования и морфология терминов, этикетные нормы употребления терминологии (принцип экономии рассуждения, ясности текста, предпочтительного употребления национальных эквивалентов терминов). Изучение базовых синонимических и антонимических пар, составляющих лексический каркас научного текста. Историческая, словарная и контекстная семантизация терминов. Тема 4а. Стилистика научного текста от Античности до современности Функция стилистических норм в разных моделях научного знания: этикетное требование, эстетический принцип, конститутивный элемент эпистемологии. Интуитивистская парадигма гуманитарного знания и экспансия романного письма (Ж. Мишле, П. де Барант и мн. др.). Проблема стиля и требование «научной объективности» (от И. Ньютона до Л. Витгенштейна). Стиль и метод: риторические теории науки и порождаемые ими стилистические каноны (барочная эпистемология – Э. Тезауро и др.). Стилистическая «ясность» и «отчетливость» как критерий научной корректности (особенно во французской традиции, где эти характеристики рассматриваются начиная с эпохи Просвещения как имманентные свойства французского языка: Ривароль, Кондильяк и др.). Тема 4б. Стилистический разбор избранной статьи Соотношение концептуального содержания научного текста и его стилистического устройства. Логическая и риторическая аргументация. Исследовательские и презентационные задачи текста. Тема 5. Соотношение монологического и диалогического повествовательных модусов в научной статье Нарратологическая структура научного текста: позиции автора и возможных реципиентов. Научный текст как предмет философской эстетики (М. Бахтин). Практическая часть занятия предполагает сравнительное изучение нескольких текстов, различающихся интенсивностью и формами авторского присутствия: «Вопросы на третью книгу «О душе» Аристотеля» магистра Сигера Брабантского, «Рассуждение о методе» Р. Декарта и современную научную статью по выбору учащихся, согласованному с преподавателем. Тема 6а. Полемическая культура и структура научного текста от Античности до наших дней Важнейшие для донововременной европейской интеллектуальной культуры полемические сюжеты; аргументативная структура философских, научных и богословских сочинений; коммуникативные условия функционирования философского и научного знания; жанровые и логико-семантические особенности философских и научных текстов полемической направленности, принципы демаркации естественных и гуманитарных дисциплин, определяющие нововременное научное мышление. Тема 6б. Анализ аргументативной структуры избранной статьи и составление ее плана Типология аргументов в данной научной работе: риторические сопряжения, сциентистская аргументация, неявная эпистемическая установка автора и «горизонт ожидания», базовая аксиоматика научного языка, нелегитимная аргументация, аргументативный потенциал метафор, апелляция к классикам и авторитетам. Тема 7а. История появления критического аппарата и его функции на разных этапах истории гуманитарных наук Первый известный опыт критической работы с текстом: александрийская филология. Эллинистическая книжная культура. Способы цитирования и комментирования текста в схоластической традиции: виды комментариев и глосс, способы присутствия «своего» и «чужого» слова в научном тексте. Гуманистическая филология, культ аутентичности и рождение филологической критики. Разные линии текстологической критики: «линия Полициано», «французская школа». Становление «высокой критики» (XVI–XVII вв.). Эволюция эдиционных практик от эпохи Ренессанса до наших дней. Интеграция научных учреждений в структуру государства и унификация норм (ГОСТ). Тема 7б. Анализ поля библиографического описания избранной статьи Семантика сноски. Адекватное и корректное цитирование: принципы различения косвенного цитирования и плагиата. Американский («гарвардский») и «традиционный» способ цитирования. Тема 8. Написание адаптированной версии избранной статьи Научно-исследовательский и научно-популярный текст: критерии демаркации, проблема перехода от одного к другому. Разные «регистры» научной практики и разные адресаты научной продукции: стратегии популяризации академической науки. Парафраз: верность тексту, здравый смысл и «бритва Оккама». Тема 9. Реферирование статьи (практикум) Тема 10. Составление аннотации к статье на иностранном языке. Обсуждение в аудитории написанных студентами аннотаций (практикум) 9. Контрольные вопросы: 1. Жанровая форма диалога и статус позитивного знания в различных античных школах. 2. Вторая софистика и антитеоретизм позднеантичной науки. 3. Akroaseis Аристотеля и проблемы реконструкции «учения Стагирита». 4. «Начала» Евклида как образец структуры научного текста в Античности и раннее Новое время. 5. Типология аргументов в античной литературе. 6. Аргумент от разума и авторитета в схоластической науке. 7. Кто говорит в схоластическом тексте? Позиции автора и авторитета. 8. Герменевтика и libertas philosopandi: границы свободы средневекового автора. 9. Ранненововременные концепции метода и эволюция структуры научного текста. 10. «Рассуждение о методе» Декарта как образец монологического научного текста. 11. Мишле, Карлейль, П. де Барант: границы литературности в романтической историографии. 12. Постмодернистская критика и стандарты научной аргументации. 13. Когнитивный статус метафоры: от рамизма до современной социологии. 14. Гуманистические принципы источниковедческой корректности. 15. «Рассуждение о подложности Константинова дара» и автономизация исследовательских процедур в ранненововременной науке. 16. Требование «объективности» научного письма: от И. Ньютона до Л. Ранке. 17. Средневековая культура интерпретации: виды комментариев и проблема монологических жанров. 18. Фрагментация историографии в конце XX в. и кризис традиционных форм историописания. 19. Новые формы академической коммуникации в академиях раннего Нового времени: литературный этикет и специфика аргументации. 20. «Рассуждение о подложности Константинова дара» Лоренцо Валлы: типология аргументов и статус позитивных исследовательских процедур. 21. Социальная история научной истины и апории объективности научного языка. 22. Научный текст как предмет нарратологии. 23. Цицеронианство и английский рамизм: конкурирующие парадигмы научного языка. 24. Генеалогия научной статьи. 25. История понятий как направление гуманитарной теории. 10. Список литературы к курсу 10. 1. Базовые учебники 1. Bänsch A., Alewell D. Wissenschaftliches Arbeiten. München: Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2009. 2. Defays J.-M. Principes et pratiques de la communication scientifique. Bruxelles: Editions De Boeck Université, 2003. 3. Lebrun J.-L. Guide pratique de rédaction scientifique. Paris: EDP Sciences, 2007. 4. Cerruti M., Cini M. Introduzione elementare alla scrittura accademica. Bari, 2007. 5. The Manual of Scientific Style / Ed. by H. Rabinowitz, S. Vogel. Burlington; San Diego; London, 2009. 10. 2. Дополнительная литература
10. 3. Интернет-ресурсы: 1. Vorkurs wissenschaftliches Arbeiten / hrsg. von H. Loos, Ch. Brömer, A. Dorenkamp. Giessen, 2008. S. 31-37. (http://fss.plone.uni-giessen.de/fss/fbz/fb07/fachgebiete/geographie/bereiche/lehrstuhl/wirtschaft/pdf-bilder/vorkurs/file/Studi_z_WiGeo%202008-01.pdf). 2. Syntaxe des références bibliographiques (méthode traditionelle). http://storage.canalblog.com/89/33/354832/41088917.pdf. 10.4. Словари:
11. Зачет предполагает написание аннотации к избранной преподавателем научной статье (объем – 3 тыс. знаков) и устный ответ на один контрольный вопрос по историческому и теоретическому компоненту программы. Студент за 30 мин., отводимых на подготовку, должен прочитать со словарем небольшую лексически однородную статью с четко прослеживаемой структурой и составить к ней аннотацию. Критериями оценки аннотации являются корректность построения (должны наличествовать все необходимые элементы: указание на предмет исследования, краткий обзор структуры статьи, демонстрация ее научной ценности), грамматическая и лексическая правильность языка, соблюдение требований к объему. Далее экзаменуемый должен ответить в устной форме на один контрольный вопрос из списка, приведенного в п. 9. Критерии оценки ответа: знание исторического материала, относящегося к эволюции научного письма от Античности до наших дней (основные типы текстов, наиболее репрезентативные памятники, центральные вехи в истории науки и научных литератур), а также основных теоретических (филологических, литературно-теоретических, философско-герменевтических) подходов к анализу научного текста. Итоговая оценка по десятибалльной шкале учитывает на 30 процентов участие в семинарах, на 30 процентов – реферат, на 40 процентов – зачет. |
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... | ||
Программа Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Проект Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования |